Две стороны соучастного проектирования

Две стороны соучастного проектирования

О соучастном проектировании, то есть с привлечением всех заинтересованных сторон к реализации проектов, в России заговорили лет 5-7 назад, но до практических действий девелоперское сообщество добралось относительно недавно. О собственном кейсе, на основании которого можно делать первые выводы в этом направлении, рассказывает Валерия Малышева, генеральный директор АО «Ленстройтрест».  

Главный из них – архитекторы и проектировщики бывают страшно далеки от народа – это правда. Но и обычный соцопрос жителей со сбором пожеланий, чего им не хватает и что бы они хотели увидеть рядом со своим домом, тоже сам по себе не принесет пользы. Здесь застройщик рискует выполнить запросы большинства, но при этом бОльшего комфорта всё равно не добиться, а в ответ на возможные недовольства останется только развести руками – «вы же сами этого хотели».
Проиллюстрируем примером. «В свое время компания проводила конкурс «Нарисуй планировку мечты» среди наших клиентов – с хорошим денежным призом. Никаких ограничений по полету фантазии мы не предусматривали и, честно говоря, ожидали увидеть и какие-то совсем уж фантастические проекты, и то, что можно было бы применить в действительности. Но не тут-то было, – говорит Валерия Малышева. – Большинство участников прислали абсолютно стандартные планировки. Редкие конкурсанты позволяли себе «повысить» потолки или сменить конфигурацию стен на нечто отличающееся от параллелепипеда. Недаром говорил Генри Форд: «Если бы я спрашивал, чего хотят люди, я бы до сих пор искал более быстрых лошадей»».
С другой стороны, у ГК «Ленстройтрест» есть удачный опыт взаимодействия с жителями, что выразилось в подготовке проекта обновления придомовой территории в жилом квартале «Юттери» в Колпинском районе Петербурга. «Примерно год назад мы заметили, что некоторые зоны в придомовых территориях пустуют, не пользуются популярностью у жильцов. В других же – не протолкнуться. При этом и те, и другие выполнены по всем правилам и в рамках общей концепции квартала. И тут помог опрос, проведенный через управляющую компанию и с помощью соцсетей. Оказалось, что спорта жильцам «Юттери» нужно немного меньше, а вот в тихом отдыхе и увеличении количества зелёных зон они заинтересованы больше», – поделилась Валерия Малышева.
Сейчас создание проекта обновления этой части территории уже завершается и ближайшее время застройщик приступает к «апгрейду».
«Отдельно мы хотим еще привлечь подростков при обустройстве зон для них. Пусть расскажут, чего именно им не хватает для времяпрепровождения во дворах. Ведь тут почти всегда есть перекос – или это игровые комплексы (а из них тинейджеры выросли), или рекреационные зоны (а тут им пока явно скучно). Будем также привлекать при формировании подростковых зон во дворах педагогов и психологов. Но для разработки собственных стандартов услышать мнение самих подростков – это безальтернативное решение», – дополняет эксперт.
Конечно, легкой жизни девелоперам никто не обещает. «Существующие дворы относительно невелики, действуют определенные нормативы, так что просто взять и убрать оттуда что-то, заменив другим, не получится. Но у нас есть центральная прогулочная зона в квартале «Юттери», которую и решено было изменить. Так, шумные спортивные объекты окажутся по ее краям, а в центре мы высадим взрослые растения и отдадим эту зону под спокойный отдых. Во дворах новых корпусов мы уже применили такой подход и отмечаем, что жильцы это оценили – новые площадки никогда не пустуют», – уточняет Валерия Малышева.
Резюмируя: соучастное проектирование, безусловно, имеет право на существование в том случае, когда проект нацелен на какое-либо профессиональное сообщество или просто сообщество по интересам (например, спортсменов-роллеров или театралов). Но, если целевая аудитория размыта, а застройщик твердо уверен в том, что в состоянии справиться с проектом без посторонней помощи, то нужно быть аккуратней в стремлении услышать мнение большинства.   

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: