7 лет прошло с тех пор, как к столице присоединились новые территории, увеличив её в 2,4 раза. постепенно Новая Москва перестаёт быть такой уж новой и врастает в старую.
Жильё и транспорт
В отличие от Большого Парижа, который его авторы сначала спроектировали, а потом решили строить, так до сих пор и не начав, по сути, Новая Москва и проектируется, и строится одновременно.
«У нас новые объекты вписались в генплан и не мешали развитию транспортной инфраструктуры, инженерной схемы и строительству новых объектов», – говорит руководитель столичного Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Вектором развития новых территорий столицы он называет создание качественной и комфортной среды. Только за первые 3 месяца 2019 года здесь введено в эксплуатацию 600 тыс. кв. м недвижимости, в том числе 500 тыс. «квадратов» жилья.
«К концу года мы планируем ввести в общей сложности 2,3 млн кв. метров различной недвижимости, из которых 1,7 млн – жильё, – продолжил Жидкин. – Спрос на квартиры в новостройках ТиНАО был и остаётся стабильным. Интерес покупателей гарантирован доступной ценой и комплексным развитием инфраструктуры, в частности транспортной. Хороший пример – ввод четырёх новых станций Сокольнической линии метро. Время в пути от Коммунарки до центра Москвы теперь составляет всего 40 минут. Сегодня на новых территориях 159 автобусных маршрутов, на которых работает 950 автобусов».
Для развития экологических видов транспорта в генплане предусмотрено создание 175 км трамвайных путей.
В ТиНАО уже построено 192,43 км магистралей. Ещё 127 км дорог строятся, 156 – проектируются. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры существенно поменялся трафик. Теперь многие автомобилисты не выезжают на Калужское или Киевское шоссе, а пользуются поперечными путями, позволяющими добираться до прилегающих территорий через эстакады над железной дорогой.
Парки и реновация
По словам Жидкина, 34% опрошенных жителей старой Москвы рассматривают возможность переезда на присоединённые территории. Прежде всего их привлекает экологическая чистота районов, расположенных там, что крайне важно для комфортного проживания. И если раньше останавливало отсутствие инфраструктуры, то теперь она появилась.
С момента присоединения на территории ТиНАО количество детских садов увеличилось в 2 раза, на 70% выросло количество мест в школах. К 2035–2037 гг. здесь должно быть 125 объектов здравоохранения, 700 спортивных, а также 300 детских садов, 110 школ, 86 парков.
«Появляется много новых парков, – продолжает глава департамента. – Построено 17 парков городского значения, в активной форме строительства ещё 6. К концу июля их будет 23 – четверть запланированных проектов рекреации. Для развития Новой Москвы это крайне важно. Они создадут новые рабочие места и принесут дополнительные доходы в бюджет, с учётом того, что парки будут посещать жители и старой Москвы, и Подмосковья. Рассматриваем это как одно из самых перспективных направлений развития ТиНАО».
Начата на территориях и программа реновации. Владимир Жидкин сообщил, что строятся дома в Михайлове-Ярцевском, куда переедут жители 5 муниципалитетов. Кроме того, проектируются инженерные сети и жилые дома в Мосрентгене. Проектируются Новые Ватутинки – туда также переедут жители нескольких поселений. Эти три проекта охватывают более половины всей программы переселения из ветхого жилья.
В 2012 г. на новых территориях было 85 тыс. рабочих мест, сегодня их 205 тыс. К 2035 г. прогнозы обещают 500 тыс.
«Совсем недавно Новая Москва воспринималась как нечто далёкое и непонятное, однако уже сегодня у большинства москвичей сформирован благоприятный образ её, – считает глава департамента. – И 71% горожан положительно оценивает преобразования в ТиНАО».