Законопроект «Об обязательных требованиях» разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации и реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством Российской Федерации. Документ был направлен в адрес НСОПБ в рамках общественного обсуждения.
Законопроект содержит основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия органов государственной власти по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также положения о возможности установления экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.
НСОПБ — Общественное министерство пожарной безопасности, рассмотрев законопроект, предлагаемую редакцию не поддерживает ввиду нижеследующего.
Законопроектом не определен перечень документов, не являющихся нормативными правовыми актами, в которых могут устанавливаться обязательные требования, а также порядок их обсуждения и принятия.
Частью 1 статьи 12 Законопроекта установлено, что оценка соблюдения обязательных требований осуществляется: 1) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) при привлечении к юридической ответственности; 3) при оказании государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем, привлечение к ответственности является следствием государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в связи с чем не может являться одним из обстоятельств, при которых проводится оценка соблюдения обяз ательных требований. Одновременно, термин «юридическая ответственность» действующим законодательством не определен, определение термина в законопроекте также отсутствует.
Частью 2 статьи 17 Законопроекта предусмотрено, что сроки вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в связи с устанавливаемыми обязательными требованиями. Вместе с тем, не ясен порядок определения сроков, необходимых гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в связи с устанавливаемыми обязательными требованиями.
Частью 8 статьи 15 Законопроекта устанавливается требования о соразмерности обязательных требований по своему содержанию и количеству вреду (ущербу), который может быть причинен охраняемым законом ценностям. Вместе с тем, не ясен порядок определения соразмерности обязательного требования вреду, который может быть причинен жизни или здоровью людей. По мнению НСОПБ, обязательные требования должны основываться на определении уровня риска возможного возникновения ущерба (вреда) охраняемым законом ценностям.
Частью 4 статьи 16 Законопроекта допускается установление обязательных требований в нормативных правовых актах, не являющихся законами, когда установление таких требований в законе нецелесообразно. Критерии определения такой нецелесообразности Законопроектом не установлены. По мнению НСОПБ, установление обязательных требований в нормативных правовых актах, не являющихся законами, возможно в случаях, когда установление требований в таких нормативных правовых актах прямо предусмотрено в законах.
Частью 1 Статьи 33 законопроекта предусмотрено, что в целях доведения до граждан и организаций информации о способах соблюдения обязательных требований органы и организации, осуществляющие государственный контроль (надзор), муниципальный контроль выпускают руководства по соблюдению обязательных требований, носящие рекомендательный характер, в порядке, предусмотренном федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контрол я.
По мнению НСОПБ, когда норма понятна и ясна не требуются руководства по ее исполнению. Наличие таких руководств позволит трактовать норму по усмотрению органов и организаций, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль и существенно расширить изначальные обязательные требования или метод их исполнения, т.к. публичное обсуждение таких руководств не предусмотрено.
Одновременно, в соответствии с частью 3 статьи 31 Законопроекта официальные разъяснения обязательных требований дают органы, их установившие, и органы, которым право на официальное разъяснение предоставлено законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять официальное разъяснение обязательных требований, установленных конкретным федеральным законом.
Таким образом, имеется неясность с органом, предоставляющим официальные разъяснения по обязательному требованию, т.к. согласно тексту законопроекта это могут быть и орган, его установивший, и орган, уполномоченный законом, а если орган не определен федеральным законом, то орган, установивший обязательное требование и орган, определенный Правительством Российской Федерации.
По мнению НСОПБ, в целях исключения конфликта интересов, предоставление официальных разъяснений обязательных требований должно осуществляться органами прокуратуры, осуществляющими надзор за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в т.ч. органами государственной власти.
В подпункте а) части 1 статьи 36 законопроекта слова «не являющимися» заменить на «не являющихся».
В подпункте в) части 1 статьи 36 законопроекта словосочетание «вступившими в силу 1 января 2021 г.» заменить на » вступившими в силу до 1 января 2021 г.».
Законопроект содержит множество противоречий и требует доработки с обязательным привлечением к диалогу общественных организаций и профильных общественных объединений.
НСОПБ готов оказать необходимую методическую помощь, а также принять участие в совещаниях, рабочих группах по переработке текста законопроекта.