Группа Самолет получила патент на пилоны безригельного железобетонного каркаса, которые будут незаметны в стенах. Запатентованное решение позволит сократить сроки строительства по меньшей мере на 10-15% и уменьшить потребность в рабочих на площадке, что особенно важно на фоне дефицита кадров в строительной отрасли.
Сборно-монолитный каркас не уступает обычному монолиту по прочности и надежности. При этом монтаж готовых пилонов требует меньше времени и трудовых ресурсов, чем традиционная монолитная технология с армированием, установкой опалубки, заливкой бетона. Однако представленные ранее на рынке пилоны имели ограничения, препятствующие массовому распространению этого вида строительства. Так, толщина пилонов для многоэтажных зданий обычно составляла не менее 300 мм, широкие вертикальные несущие элементы «съедали» полезную площадь, внутри квартиры появлялись балки и выступы в стенах.
Запатентованное решение впервые в России позволит строить сборно-монолитные дома высотой до 75 метров с ровными стенами без выступающих балок и «пятых углов», благодаря толщине пилона всего 200 мм. Кроме того, конструкция пилона позволяет охватить сразу несколько межэтажных перекрытий, что исключает необходимость выполнения работ по стыковке пилонов на каждом этаже. Для упрощения монтажа конструкторы также оптимизировали способ крепления пилонов друг к другу.
В настоящее время Самолет ведет переговоры с заводами, и уже в 2024 году начнет масштабирование технологии.
«Использование сборно-монолитного каркаса помогает в решении проблемы дисбаланса на рынке труда в строительной отрасли. В Московском регионе отмечается дефицит около 25% по таким позициям как каменщики, монолитчики, арматурщики. При этом существуют незанятые производственные мощности, заводы, готовые выпускать готовые prefab-элементы для дальнейшего использования на стройке. Это сократит количество рабочих непосредственно на площадке, при этом обеспечит необходимую загрузку домостроительных производств, создав новые рабочие места в более технологичной отрасли, что способствует повышению технологичность всего процесса строительства», — говорит руководитель управления развития и инноваций продукта Группы Самолет Вячеслав Морозов.
Научно-техническое сопровождение разработки новой технологии обеспечил НИУ МГСУ. Специалисты университета провели испытания узловых решений, проверили несущую способность и разработали алгоритм расчета стыков сборного железобетона, который Самолет будет использовать при проектировании сборно-монолитных домов с запатентованными пилонами.