Томский государственный архитектурно-строительный университет успешно выполнил муниципальный контракт, проведя работы по обследованию и испытанию Глазковского моста через р. Ангара в Иркутске, и предоставил заказчику полный отчет. Контракт на сумму около 8,5 млн. рублей был заключен 5 августа с комитетом городского обустройства администрации города Иркутска.
Так как в техническом задании были поставлены сложные и многоплановые задачи, к работе на объекте были привлечены специалисты нескольких профильных вузов: Сибирского государственного университета путей сообщений (СибГУПС, г. Новосибирск), Иркутского государственного университета путей сообщений (ИрГУПС), Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ, г. Омск) и Томского государственного архитектурно-строительного университета.
Глазковский мост, открытый в 1932 году, — памятник архитектуры. ТГАСУ вошел в коллаборацию сибирских вузов как единственный участник, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия России и являющийся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
– Наш университет имеет большой опыт в обследовании и проектировании ремонтов памятников архитектуры. Это наша «изюминка», наше конкурентное преимущество. О нас хорошо знают в Москве, Санкт-Петербурге и во многих российских городах, – отметил проректор вуза по научной работе Павел Елугачёв. – В 2016 году ТГАСУ получил бессрочную лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Мы имеем право разрабатывать проектную документацию по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия народов России.
В Иркутске специалистам ТГАСУ предстояло оценить техническое состояние несущих конструкций Глазковского моста, проверить их на соответствие современным нормам по безопасности дорожного движения, грузоподъёмности, долговечности и ремонтопригодности сооружения с оценкой соответствующих параметров.
Получив техническое задание и все исходные данные, специалисты кафедры «Инженерной геологии, мостов и сооружений на дорогах» дорожно-строительного факультета ТГАСУ выполнили обследование и испытание моста, а также исследования в части неразрушающего контроля строительных конструкция. Руководителем проекта выступил Павел Елугачёв. Исполнителями и активными участниками в реализации данного проекта стали магистранты Алексей Банников и Эльдар Негметжанов. По результатам работы коллектива кафедры сформирован отчет в пяти томах, который в настоящее время передан на согласование заказчику.
– Никаких неожиданностей мы не встретили. На мосту с 1932 года не проводились плановые регламентные работы необходимые для искусственных сооружений данного типа, – комментирует итоги исследований Павел Елугачёв. – За счет этого накопился «недоремонт», который может быть устранен в ходе проведения капитального ремонта.
Хочу отметить, что большинство сооружений муниципальных образований сегодня не имеют регламента по эксплуатации, а это приводит к тому, что «лечение» сооружений становится неподъёмной ношей для бюджетов разных уровней. Убежден, что каждый рубль, сэкономленный на содержании объекта, впоследствии потребует пять-шесть рублей вложений для приведения сооружения в нормативное состояние. Всё, что от нас требовалось, мы выполнили строго в соответствии с техническим заданием и календарным графиком работ. Сейчас можно сказать, что было непросто, но мы дорожники и мостовики, люди привычные к тяжелой работе, вложили свой труд в сохранении памятника архитектуры Сибири. Это вызывает гордость за свою профессию!
Для справки:
Глазковский мост, мост через реку Ангару в Иркутске, построили в 1931-1936 годах по проекту инженера П.Н. Поликарпова и архитектора И.А. Француза как памятник В.И. Ленину.
Общая длина моста — 1 тыс. 245 м. Он опирается на пять речных и 32 береговые опоры. Конструкция моста в свое время была единственной в Советском Союзе и Европе. Ее особенность – в величине арок с очень большой пологостью.
Мост — четырехпролетный железобетонный, длина центральных пролетов — 80 м, крайних — 70 м. Ширина — 18 м. Движение транспорта — четырехполосное, в том числе двухпутное трамвайное, с двух сторон имеются пешеходные тротуары. В мостовой комплекс также входит путепровод через рельсы железной дороги, две эстакады и четыре съезда.