Подшипники и подшипниковые узлы являются неотъемлемой частью конструкции любой современной машины или механизма. Именно благодаря им обеспечивается стабильность работы, а также надежность и долговечность всей установки.
Подшипниковым узлом принято называть специальную конструкцию, которая располагается внутри корпуса, сцепленного с соответствующим валом. Это позволяет передавать вращательное движение различным элементам, где могут быть шариковые или роликовые группы, которые используют несколько параметров:
— видовое и типовое исполнение (в основном их разграничивают по роду исполнения, где различают: радиальные, радиально-упорные и радиально-упорные шариковые);
— типовые и заказные исполнения (в подавляющем большинстве случаев их используют для сцепления с конусными валами на подшипниковом узле);
— материал вала (в большей степени по этому параметру различают ролики качения и скольжения);
— диапазон оборотов, позволяющий реализовать допустимые рабочие скорости.
Под заказным предназначением можно подразумевать различные варианты исполнения, которые позволяет собрать конструкция из различных элементов.
Основное назначение подшипникового узла — передача вращательного движения, но при этом нередко их роль может быть более широкой, чем просто механическая. Некоторые узлы передают перемещения, которые не связаны непосредственно с вращением.
По своей конструкции подшипниковые узлы бывают центральными и вспомогательными, каждый из которых выполняет свои функции.
Центральные имеют специальный корпус с двумя отверстиями — в нём установлен один подшипник. Главное их назначение — это передача постоянного крутящего момента, который необходим для передачи вращения или других движений, не связанных непосредственно с движением.
У этого узла достаточно простая конструкционная схема, но с какой-то долей сложности способна выполнять разные задачи, которые связаны с защитой механизмов от механических и внешних воздействий. Главный его недостаток в том, что данное устройство не имеет подшипников.
Комбинированный узел включает в себя пару роликов, которые имеют различные диаметры и при этом их оси могут быть полностью или частично разделены. Данный узел имеет достаточно сложную конструкцию, что требует от ремонтника знания и большого опыта в данной сфере.