• Боги Древней Греции – список. Боги древней греции Природное божество в греческой мифологии

    В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.

    Что такое мифология? Понятие о богах и героях

    В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.

    Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ - трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.

    Чем миф отличается от религии?

    Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.

    Мифология и религия - понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, - это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство - все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.

    Античная мифология как арсенал всей мировой культуры

    Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.

    Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.

    Зарождение Земли

    Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира - а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея - земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар - адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.

    Боги греческой мифологии

    Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.

    Древнегреческие боги
    Громовержец Зевс Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
    Гера

    Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.

    Гестия

    Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка - "начинать с Гестией".

    Посейдон Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
    Аид

    Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант.

    Афина Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
    Аполлон Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
    Афродита

    Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.

    Гермес Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
    Арес Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите - Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание.
    Артемида Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
    Гефест Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.

    Римские боги

    Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.

    У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой - Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель - Нептун, а покровительница домашнего очага - Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником - Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем - Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера - богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.

    Сизифов труд, панический страх и другие

    Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.

    Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки - как глыба раздавит его.

    Наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.

    Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".

    Мифологические сюжеты в литературе последних столетий

    Справедливо утверждать о влиянии на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.

    Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте - богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.

    Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.

    Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.

    Живопись и архитектура по сюжетам мифологии

    Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.

    В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.

    Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.

    Украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.

    "Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии

    Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".

    "Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.

    "Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса - Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.

    Мифология других народов

    Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.

    В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.

    Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.

    Где изучают мифологию?

    Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками - от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств - Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.

    В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.

    Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

    – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

    П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

    Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

    Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

    Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

    Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

    Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

    Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

    Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

    Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



    Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

    Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

    Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

    Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

    Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

    Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

    Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.

    Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

    Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

    При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

    Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

    Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

    1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
    2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


    Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

    1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
    2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
    3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

    На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

    В Древней Греции было две основные группы богов:

    1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
    2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

    В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

    В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

    делили божеств на три группы:

    • Пантеон (великие олимпийские боги)
    • Низшие божества
    • Чудовища

    Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

    v Одиссей

    Верховные боги Олимпа

    Греческие боги

    Функции

    Римские боги

    бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

    богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

    Афродита

    «пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

    бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

    бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

    бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

    богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

    бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

    Меркурий

    Посейдон

    бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

    Артемида

    богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

    Аполлон (Феб), Кифаред

    «златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

    богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

    «Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

    бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

    Бахус, Вакх

    Второстепенные греческие боги

    Греческие боги

    Функции

    Римские боги

    Асклепий

    «вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

    Эрот, Амур

    бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

    «сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

    Персефона

    богиня царства мертвых и плодородия

    Прозерпина

    богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

    Виктория

    богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

    «розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

    богиня счастья, случая и удачи

    бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

    Крон (Хронос)

    бог времени, атрибут – серп

    богиня неистовой войны

    Гипнос (Морфей)

    богиня цветов и садов

    бог западного ветра, вестник богов

    Дике (Фемида)

    богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

    бог брака, супружеских уз

    Талассий

    Немезида

    крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

    Адрастея

    «златокрылая», богиня радуги

    богиня земли

    Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


    Греческие музы

    Чему покровительствует

    Атрибуты

    Каллиопа («красиворечивая»)

    муза эпической или героической поэзии

    восковая табличка и стилос

    (бронзовый стержень для письма)

    («славящая»)

    муза истории

    свиток папируса или футляр для свитков

    («приятная»)

    муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

    кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

    («прекрасноуслаждающая»)

    муза музыки и лирической поэзии

    авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

    («небесная»)

    муза астрономии

    зрительная трубка и лист с небесными знаками

    Мельпомена

    («поющая»)

    муза трагедии

    венок из листьев винограда или

    плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

    Терпсихора

    («усладительнотанцующая»)

    муза танца

    венок на голове, лира и плектр

    (медиатор)

    Полигимния

    («многопоющая»)

    муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

    («цветущая»)

    муза комедии и буколической поэзии

    комическая маска в руках и венок

    плюща на голове

    Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

    Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

    Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

    Летучих нимф был полон пруд лазурный,
    Дриадами одушевлен был сад,
    И светлый водный ключ бил искрами из урны
    Смеющихся наяд.

    Ф. Шиллер

    Нимфы гор – ореады ,

    нимфы лесов и деревьев – дриады ,

    нимфы источников – наяды ,

    нимфы океанов – океаниды ,

    нимфы моря – нериды ,

    нимфы долин – напеи ,

    нимфы лугов ‐ лимнады.

    Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

    Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

    В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

    Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

    Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

    Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

    Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

    Вергилий, «Энеида»

    Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


    Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

    Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

    Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

    Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

    Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

    Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

    Из пены морской, из лазурной волны,

    Быстрее стрелы и прекрасней струны,

    Летит удивительный сказочный конь

    И с лёгкостью ловит небесный огонь!

    Он любит плескаться в цветных облаках,

    И часто гуляет в волшебных стихах.

    Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

    Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

    Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

    Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

    Культура и религия в Афинах были тесно переплетены с незапамятных времен. Поэтому неудивительно, что в стране так много достопримечательностей, которые посвящены идолам и богам древности. Наверное, нигде нет ничего подобного. Но все-таки наиболее полным отражением древнейшей цивилизации стала греческая мифология. Боги и титаны, цари и герои из легенд - все это частички жизни и существования античной Греции.

    Конечно, свои божества и идолы существовали у многих племен и народом. Они олицетворяли собой силы природы, непонятные и пугающие древнего человека. Однако древни греческие боги были не только символами природы, они считались создателями всех нравственных благ и хранителями прекрасных и великих сил античного народа.

    Поколения богов Древней Греции

    В разное время были и различные Список одного античного автора отличался от другого, но все-таки можно выделить общие периоды.

    Итак, во времена пеласгов, когда процветал культ поклонения силам природы, появилось первое поколение греческих богов. Считалось, что в мире правила Мгла, из которой и появилось первое верховное божество - Хаос, и их дети - Никта (Ночь), Эрос (Любовь) и Эреб (Мрак). На земле царил полный беспорядок.

    Имена греческих богов второго и третьего поколения уже известны всему миру. Это дети Никты и Эбера: бог воздуха Эфир и богиня дня Гемера, Немезида (Возмездие), Ата (Ложь), Мом (Глупость), Кера (Несчастье), Эриния (Месть), Мойра (Судьба), Эрида (Раздор). А также браться близнецы Танатос (вестник Смерти) и Гипнос (Сон). Дети богини земли Геры - Понт (внутреннее Море), Тартар (Бездна), Нерей (спокойное море) и другие. А также первое поколение могущественных и разрушительных титанов и гигантов.

    Греческие боги, которые существовали у пелагестов, были низвергнуты титанами и рядом вселенских катастроф, сказания о которых сохранились в мифах и легендах. После них появилось новое поколение - олимпийцы. Это имеющие человеческий облик боги греческой мифологии. Список их огромен, а в данной статье речь пойдет о самых значимых и известных персонах.

    Первый верховный бог Древней Греции

    Кронос или Хронов - бог и хранитель времени. Он был самым младшим из сыновей богини земли Геры и бога небес Урана. Мать любила его, лелеяла и во всем потакала. Однако Кронос вырос очень амбициозным и жестоким. Однажды Гера услышала предсказание о том, что погибелью Кроноса станет его сын. Но она решила сохранить это в тайне.

    А тем временем Кронос убил своего отца и получил верховную власть. Он обосновался на горе Олимп, которая уходила прямо в небеса. Отсюда и появилось такое название греческих богов, как олимпийцы. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о пророчестве. И он нашел выход - стал проглатывать всех своих рожденных детей. Его бедная жена Рея пришла в ужас, но убедить мужа в обратном ей не удалось. Тогда своего третьего сына (маленького Зевса) она спрятала от Кроноса на острове Крите под присмотром лесных нимф. Именно Зевс и стал погибелью Кроноса. Когда он вырос, отправился на Олимп и сверг отца, при этом заставив его отрыгнуть всех своих братьев.

    Зевс и Гера

    Итак, правителями мира стали новые человекоподобные греческие боги с Олимпа. Отцом богов стал громовержец Зевс. Он - собиратель облаков и повелитель молний, творящий все живое, а также установитель порядка и правосудия на земле. Греки считали Зевса источником добра и благородства. Громовержец - отец богинь Ор, повелительниц времени и годичных перемен, а также Муз, которые даруют людям вдохновение и радость.

    Женой Зевса была Гера. Она изображалась сварливой богиней атмосферы, а также хранительницей домашнего очага. Гера покровительствовала всем женщинам, которые хранили верность своим мужьям. А также вместе со своей дочерью Илитией облегчала процесс родов. Согласно мифам, Зевс был очень любвеобилен, и после трехсот лет супружеской жизни заскучал. Он стал наведываться к смертным женщинам в самых разных обличиях. Так, к прекрасной Европе явился в виде огромного быка с золотыми рогами, а к Данае - в виде звездного дождя.

    Посейдон

    Посейдон - бог морей и океанов. Он всегда оставался в тени своего более могущественного брата Зевса. Греки считали, что Посейдон никогда не отличался жестокостью. И все беды и наказания, которые он посылал людям, были заслуженными.

    Посейдон - покровитель рыбаков и моряков. Всегда, перед тем, как выйти в плавание, люди молились в первую очередь ему, а не Зевсу. В честь владыки морей несколько дней курились жертвенники. Согласно легендам, Посейдона можно было увидеть во время шторма в открытом море. Он являлся из пены в золотой колеснице, запряженной лихими конями, которых ему подарил его брат Аид.

    Женой Посейдона была богиня шумящего моря Амфитрита. Символом - трезубец, который даровал полную власть над морской пучиной. У Посейдона был мягкий, неконфликтный нрав. Он всегда стремился избежать ссор и конфликтов, и был безоговорочно предан Зевсу, в отличие от Аида.

    Аид и Персефона

    Греческие боги подземного мира - это, прежде всего, мрачный Аид и его жена Персефона. Аид - бог смерти, владыка царства мертвых. Его боялись даже больше, чем самого громовержца. Никто не мог спуститься в подземный мир без разрешения Аида, а тем более, вернуться. Как гласит греческая мифология, боги Олимпа разделили между собой власть. И Аид, которому досталось подземное царство, был недоволен. Он затаил обиду на Зевса.

    Несмотря на то что прямо и открыто он никогда не выступал, но в легендах есть немало примеров, когда бог смерти всячески пытался подпортить жизнь своему венценосному брату. Так, однажды Аид похитил прекрасную дочь Зевса и богини плодородия Деметры Персефону. Он насильно сделал ее своей королевой. Зевс был не властен над царством мертвых, и предпочел не связываться с озлобленным братом, потому отказал расстроенной Деметре в просьбе спасти дочь. И только, когда богиня плодородия в горе забыла о свои обязанностях, и на земле начались засуха и голод, Зевс решился поговорить с Аидом. Они заключили договор, согласно которому Персефона две трети года будет проводить на земле вместе с матерью, а все остальное время - в царстве мертвых.

    Аид изображался мрачным мужчиной, восседающим на троне. По земле он путешествовал в колеснице, запряженной адскими конями с горящими пламенем глазами. И в это время люди боялись и молились, чтобы он не забрал их в свое царство. Любимцем Аида был трехглавый пес Цербер, который неустанно охранял вход в мир мертвых.

    Афина Паллада

    Любимая греческая богиня Афина была дочерью громовержца Зевса. Согласно мифам, она родилась из его головы. Сначала считалось, что Афина - богиня чистого неба, которая своим копьем разгоняла все черные тучи. Она также была символом победоносной энергии. Греки изображали Афину мощной воительницей со щитом и копьем. Она всегда путешествовала вместе с богиней Никой, олицетворяющей победу.

    В Древней Греции Афина считалась защитницей крепостей и городов. Она даровала людям справедливые и правильные государственные порядки. Богиня олицетворяла собой мудрость, спокойствие и проницательный разум.

    Гефест и Прометей

    Гефест - бог огня и кузнечества. Его деятельность проявлялась извержениями вулканов, чем очень пугала людей. Первоначально он считался лишь богом небесного огня. Так как на земле люди жили и умирали в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, и другие олимпийские боги был жесток к миру людей, и даровать им огонь не собирался.

    Все изменил Прометей. Он был последним из титанов, кому удалось уцелеть. Он жил на Олимпе и был правой рукой Зевса. Прометей не смог смотреть, как страдают люди, и, похитив священный огонь из храма, принес его на землю. За что был наказан громовержцем и обречен на вечные муки. Но титан смог договориться с Зевсом: тот даровал ему свободу в обмен на тайну сохранения власти. Прометей мог видеть будущее. И в будущем Зевса он увидел его смерть от руки сына. Благодаря титану отец всех богов не женился на той, кто могла родить ему сына-убийцу, и тем самым навеки закрепил свою власть.

    Греческие боги Афина, Гефест и Прометей стали символами античного праздника бега с зажженными факелами. Прародителем Олимпийских игр.

    Аполлон

    Греческий бог солнца Аполлон был сыном Зевса. Его отождествляли с Гелиосом. Согласно греческой мифологии, Аполлон зимой живет в далеких краях гипербореев, а в Элладу возвращается по весне и вновь вливает жизнь в увядшую природу. Аполлон также являлся богом музыки и пения, так как вместе с возрождением природы он даровал людям желание петь и творить. Его называли покровителем искусства. Музыка и поэзия в Древней Греции считались даром Аполлона.

    Благодаря своей возрождающей способности он также считался богом целительства. По легендам Аполлон своими солнечными лучами изгонял из больного всю черноту. Древние греки изображали бога светловолосым юношей с арфой в руках.

    Артемида

    Сестра Аполлона Артемида была богиней луны и охоты. Считалось, что по ночам она бродила по лесам вместе со своими спутницами наядами и орошала землю росой. Ее также называли покровительницей животных. Вместе с тем с Артемидой связано и немало легенд, где она жестоко топила мореплавателей. Чтобы умилостивить ее, в жертву приносились люди.

    В одно время греки называли Артемиду покровительницей невест. Девушки совершали обряды и приносили богине подношения в надежде на крепкий брак. Артемида Эфесская даже стала символом плодородия и деторождения. Греки изображали богиню с множеством сосцов на груди, что символизировало ее щедрость, как кормилицы людей.

    Имена греческих богов Аполлона и Артемиды тесно связаны с Гелиосом и Селеной. Постепенно брат и сестра потеряли свое физическое значение. Поэтому в греческой мифологии появились отдельные бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Аполлон остался покровителем музыки и искусств, а Артемида - охоты.

    Арес

    Первоначально Арес считался богом бурного неба. Он был сыном Зевса и Геры. Но у древнегреческих поэтов он получил статус бога войны. Он всегда изображался яростным воином, вооруженным мечом или копьем. Арес любил шум битв и кровопролития. Поэтому он всегда враждовал с богиней ясного неба Афиной. Она была за рассудительность и честное ведение боя, он - яростные стычки и бесчисленные кровопролития.

    Арес также считается создателем трибунала - суда над убийцами. Суд проходил на священном холме, который был назван в честь бога - Ареопагом.

    Афродита и Эрос

    Прекрасная Афродита была покровительницей всех влюбленных. Она - излюбленная муза для всех поэтов, скульпторов и художников того времени. Богиню изображали красивой женщиной, выходящей нагой из морской пены. Душа Афродиты всегда была полна чистой и непорочной любви. Во времена финикиян Афродита содержала в себе два начала - Ашеру и Астарту. Ашерой она была, когда наслаждалась пением природы и любовью юноши Адониса. А Астартой - когда ее почитали, как «богиню высот» - суровую воительницу, которая налагала на своих послушниц обет целомудрия и охраняла супружескую нравственность. Древние греки соединили в своей богине эти два начала и создали образ идеальной женственности и красоты.

    Эрос или Эрот - греческий бог любви. Он был сыном прекрасной Афродиты, ее посланником и верным помощником. Эрос соединял судьбы всех влюбленных. Его изображали как маленького пухлого мальчика с крылышками.

    Деметра и Дионис

    Греческие боги, покровители земледелия и виноделия. Деметра олицетворяла собой природу, которая под солнечным светом и проливными дождями созревает и плодоносит. Она изображалась «русой» богиней, дарующей людям урожай, заслуженный трудом и потом. Именно Деметре люди обязаны науке хлебопашества и сеяния. Богиню также называли «землей-матерью». Ее дочь Персефона была связующим звеном между миром живых и царством мертвых, она принадлежала к обоим мирам.

    Дионис - бог виноделия. А также братства и радости. Дионис дарует людям вдохновение и веселье. Он научил людей обрабатывать виноградную лозу, а также диким и буйным песням, которые затем послужили основой для древнегреческой драмы. Бога изображали молодым веселым юношей, его тело оплетала виноградная лоза, а в руках был кувшин с вином. Вино и лоза - это главные символы Диониса.