• Целостная картина мира в подготовительной группе. Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе

    Воспитатель: Кожевникова Оксана Александровна

    МДОБУ №32 г. Оренбург, ул. Монтажников д 8

    Цель: Формирование у детей интереса к традиционной народной культуре, обычаям прошлого, в процессе изготовления куклы - оберега.

    Задачи:

    Образовательные: Совершенствовать умение детей использовать в речи краткий и распространённый ответы; Формировать интерес к народной кукле; Расширять кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

    Развивающие: Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности; углублять представления детей о предметах и материалах из которых они изготовлены: глина, солома, дерево, ткань; совершенствовать связную речь, диалогическую речь; Закрепить навыки использования алгоритма в процессе создания куклы из ткани

    Воспитательные :

    Воспитывать уважительное отношение к предметам, созданным руками человека

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций старинных кукол, беседа о куклах оберега, просмотр презентации изготовление тряпичных кукол

    Материал и оборудование: куклы разных видов и размеров, обручи (болото), дуги(лес), ткань, вата нитки (заранее нарезанные), ножницы.

    Ход занятия:

    1часть (вводная)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас сегодня необычного?

    Дети: В группе много гостей.

    Воспитатель: Они к нам пришли с другого детского сада, посмотреть на нас, и. Что нужно сделать, когда гости приходят?

    Дети: Поздороваться.

    Воспитатель: Ну конечно, давайте поздороваемся со всеми гостями.

    Дети: Здравствуйте!

    Сюрпризный момент.

    Стук в дверь.

    Воспитатель : Ребята, вы слышите? Или мне показалось, что кто - то постучался?

    (воспитатель выглядывает за дверь и заносит куклу-оберег)

    Воспитатель: Ребята, а вы не знаете, откуда пожаловала к нам такая красивая кукла?

    Дети: Из магазина, или с фабрики

    Воспитатель: Давайте мы ее спросим, может она сама нам расскажет, откуда она и как ее зовут?

    Дети: Давайте

    Воспитатель: Она говорит, что ее зовут Маша. Она к нам приехала из волшебной страны «Кукляндии». Как вы думаете кто живёт в этой стране?

    Дети: Куклы.

    Воспитатель: Да, там много разных кукол. А ещё там можно узнать о куклах, с которыми дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?

    Дети: Нет.

    Воспитатель : Может ты нам, кукла Маша расскажешь, какие раньше были куклы? С удовольствием! Не только расскажу, но и провожу вас в волшебную страну Кукляндию. Но для этого нужно попасть в волшебство. Давайте встанем в круг, посчитаем сколько нас человек отправляется в путешествие закроем глаза и скажем: «1,2,3, в волшебство нас окуни!»

    II часть (основная).

    Воспитатель : Куда это мы с вами попали? И куда идти дальше? Вы ничего не видите?

    Дети: Стрелки.

    Воспитатель: Правильно стрелки, наверное это указатель, как нам двигаться дальше. Прежде чем нам отправиться дальше, я думаю,что у нас на пути будут препятствия, нам легко будет их преодолеть,если мы будем осторожны и внимательны. Что вы видите?

    Дети: Дорожки.

    Воспитатель: По какой мы с вами пойдём? И почему? Ну конечно по той которая короче, чтобы быстрее добраться до нашей страны Кукляндии. Проходите, вспомните правило не толкайтесь. Ребята смотрите дальше болото. Нужно перепрыгнуть из обруча в обруч. Будьте внимательны, чтобы не провалиться в болото, впереди лес нужно пролезь через густую чащу леса (пролезть под дугой).

    Воспитатель: Вот мы и пришли в волшебную страну «Кукляндия» Сколько здесь много кукол. Но брать их ребята нельзя, они все волшебные. Ребята, а вы хотите узнать какими куклами играли раньше в старину.

    Дети: Да.

    Воспитатель : А как мы можем это узнать сейчас.

    Дети: Через интернет, из книги, сходить в музей

    Воспитатель: Присаживайтесь поудобнее я вам сейчас покажу информацию из интернета о старинных куклах, и из чего они изготавливались. (Презентация).

    Воспитатель: Давным, давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой. Вы видите сейчас таких кукол в магазине? Но зато их можно увидеть в музеи. Посмотрите она похожа на современную куклу? Давайте найдём сходства и отличия кукол.

    Дети: У старинной куклы нет рук, ног, не красочная, изготовлена из дерева, Воспитатель: она значит какая?

    Дети: Деревянная

    Воспитатель: Современная сделана из пластмассы, искусственные волосы, её можно купать, расчёсывать, одевать, раздевать, сами поют, разговаривают), Ребята, ещё раньше были куклы из глины. Люди лепили кукол из глины и раскрашивали угольками. Когда появились искусственные краски народ стал раскрашивать кукол красками. Они стали яркими и красивыми. А как вам кажется эти куклы сохранились и до наших дней.

    Дети: Да

    Воспитатель: Правильно сохранились, но ими не играют, они служат для украшения. Что это за куклы?

    Дети: Дымковская, филимоновская.

    Воспитатель: Эти куклы из чего изготовлены?

    Дети: Из глины

    Воспитатель: Значит они какие?

    Дети: Глиняные.

    Воспитатель: Ребята посмотрите и догадайтесь а из чего сделана эта кукла?

    Дети: Из соломы.

    Воспитатель: Да раньше были даже соломенные куклы. Люди собирали солому, затем варили её, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, потом скручивали её, связывали и украшали. Вот такая получалась кукла. Ребята, а с соломенной куклой интересно играть?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Почему?

    Дети: Не прочная, ломается, нельзя раздеть, одеть.

    Воспитатель: Правильно, но прошло много лет и человек придумал другую куклу. Как вы думаете из чего она сделана?

    Дети: Из ткани

    Воспитатель: Как она называется?

    Дети: Тканевая,

    Воспитатель: Молодцы. Но раньше ткань называли тряпочка, и эту куклу прозвали Тряпичная. Только эта кукла не обычная. Что в ней не обычного? (Нет лица - безликая, сделана своими руками) но самое главное, что эта кукла -оберег. Что такое оберег? (значит оберегать, защищать). Эта кукла оберег ставилась в передний угол дома, чтобы все её видели, а потом передавалась от мамы к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали от разных бед, приносили в дом счастье. Вот какая интересная история о куклах. Все куклы сделаны из каких материалов?

    Дети: Из разных

    Воспитатель: Давайте ещё раз вспомним, какими куклами играли раньше

    Дети: Деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.

    Воспитатель: А какая кукла вам запомнилась больше всего? (Ответы детей) А мне понравилась кукла оберег, которая пришла к нам в гости, вот если бы у меня была бы такая кукла, которая оберегала мою семью от всех бед, болезней, и в моём доме было бы только счастье, радость.

    Ой, наша гостья затерялась среди современных кукол. Давайте мы ее найдем.

    Вот, она! А как нам быть, кукла одна, а нас много?

    Дети: Сделать самим.

    Воспитатель: Давайте мы попробуем сами изготовить таких кукол, которые будут вас оберегать, но для начала нам надо вернуться из волшебной страны в группу, нам нужно пройти те же препятствия, вспомним, как мы сюда шли? Какие препятствия прошли? Мы должны идти все дружно, не убегать далеко друг от друга, путь далёк. (Прошли) А ведь мы всё ровно ещё в волшебстве, какие слова нам нужно сказать, чтобы оказаться в д/с? произнесём волшебные слова, чтобы вернуться в группу. Какие волшебные слова вы знаете? «1, 2, 3, в группу нас верни». Вот мы и в группе, посмотрите все вернулись ни кого не потеряли, не забыли? (Посчитаем количество). Предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить нашу пальчиковую гимнастику «Любимые куклы»

    Куклам платья дружно шили,

    Кукол очень мы любили,

    Долго нитки продевали,

    Узелок потом вязали,

    Отрезали лоскуток,

    Прошивали вдоль стежок.

    Кукол поскорей позвали,

    Нарядили. Не узнали!

    III часть.

    Воспитатель: Отдохнули? Ну что начнём делать куклу оберег? А вы знаете? как делать? А давайте посмотрим как она делается. Сели за стол. (На доске алгоритм изготовление куклы.)

    Технология процесса

    1. Для изготовления возьмем цветную ткань.

    2.Аккуратно положим на середину квадрата вату в виде шарика.

    3. Затем соединим 1 уголок с другим, как мы это делали с бумагой.

    4.Ватный шарик останется пот тряпочкой.

    5. Взять шарик и перетянуть нитью туго, и завязать на узелок.

    6. . Это и есть основа куклы.

    7. Затем взять белую ткань прямоугольной формы, положить на голову и тоже завязать на узел, а края оставить.

    8.. Для того чтобы сделать кисти рук, необходимо завязать края белой ткани. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

    4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

    Воспитатель: Покажем кукле Маши свои куклы,обереги. Каждая кукла не похожа ни на одну куклу, потому что каждый из вас вложил в неё свою любовь, душу.

    Раньше куклы были без лица, безликие, а сейчас ребята кто хочет, нарисуйте куклам лицо. Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте теперь прижмём свою куклу оберег к своей груди, чувствуете как она вас уже оберегает? Расскажем Маши, что запомнилось больше всего на занятии? О чём хотите рассказать дома? Что ещё хотите узнать? Кто хочет сделать такой же оберег своей бабушке, или маме, сестрёнке, папе? А у нас, где они будут храниться?

    Дети: В группе

    Воспитатель: Давайте придумаем имена своим куклам. Будем бережно обращаться с ними, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу

    Ребята, давайте попрощаемся с Машей и отправимся играть с нашими новыми куклами

    Формирование целостной картины мира в разновозрастной группе от 5 - 7 лет.

    Просмотр содержимого документа
    «Формирование целостной картины мира»

    Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира)

    Перспективное планирование в подготовительной группе.

    Тема, цели занятия 1 -й недели

    Тема, цели занятия 2 -й недели

    Тема, цели занятия 3 -й недели

    Тема, цели занятия 4 -й недели

    Сентябрь

    1. День знаний, школа

    2. Посещение кафе «Дары осени»

    3. Золотая осень

    «Унылая пора! Очей очарованье!...»

    4. «Как хорошо у нас в саду»

    Программное содержание

    Расширить представления о празднике «День знаний». Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе.

    Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.

    Расширять знания детей об осени, формировать обобщенные представления о ней, как о времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Воспитывать бережное отношение к природе.

    Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

    5. Предметы-помощники

    6. Листопад, листопад – листья желтые летят

    7. Улетают журавли

    8. Удивительные предметы

    Программное содержание

    Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет.

    Закреплять знания о деревьях.

    Учить определять дерево

    или кустарник по описанию,

    узнавать лист на ощупь.

    Показать значение листопада для жизни растений зимой.

    Систематизировать

    и углублять знания о сезонных изменениях в природе

    Закреплять представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека.

    Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

    9. Откуда хлеб пришел

    10. «Как животные приспособились к зиме»

    11. Дружная семья

    12. Путешествие в прошлое книги

    Программное содержание

    Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей, учить их понимать значение и мудрость народных пословиц.

    Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования;

    Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

    Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания,

    Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

    Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут в месте, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; Дать представление о библиотеке; воспитывать бережное отношение книгам.

    13. Встреча зимы

    14. Путешествие в прошлое денег

    15. На выставке кожаных изделий

    16. «Откуда елка в гости пришла»

    Программное содержание

    Продолжать знакомить с сезон­ными изменениями в природе. Учить видеть красоту зимней природы и отра­жать ее в рассказах, рисунках и т. д.

    Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

    Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

    Познакомить с древними русскими праздниками: Рож­деством и Святками, объяс­нить их происхождение и на­значение. Рассказать:

    Об обычае украшения елки, откуда он пришел;

    О традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к ис­тории России, национальную гордость, чувство причастно­сти к своему народу

    17. Животный мир полярных районов

    18. Две вазы

    19. Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

    20. Путешествие в типографию

    Программное содержание

    Знакомить с климатиче­скими условиями разных ма­териков.

    Рассказать, что в Антарк­тиде обитают тюлени, мор­ские леопарды, пингвины, моржи.

    Развивать любознатель­ность.

    Воспитывать любовь к природе, интерес к стрем­лению изучать природу. Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчез­новения.

    Формировать понима­ние, что для сохранения при­роды ее нужно охранять

    Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно – следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

    Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, водный и воздушный.

    Познакомить детей с трудом работников типографии.

    Показать значимость каждого компонента труда в получении результата.

    Познакомить с процессом создания, оформления книги.

    Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.

    21. Земля – наш общий дом

    22. Чем подковать лошадь (игра-эксперимент)

    23. Защитники Родины

    24. «Ах да Африка»

    Программное содержание

    Познакомить с понятием «Земля – наш общий дом».

    Рассказать о том, что на земле много стран, живут люди разных рас и национальностей; формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность; показать различие культур, особенности быта, обычаев.

    Дать понятие о металле как ма­териале, из которого человек де­лает разнообразные вещи. Познакомить с видами ме­талла. Показать связь металла с его назначением. Вызывать интерес к старин­ным и современным предметам рукотворного труда

    Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев; воспитывать стремление быть похожим на них.

    Познакомить: - с самым жарким континен­том - Африкой; - с климатическими усло­виями; - с животными (верблюд, ан­тилопа, леопард, лама и т. д.). Воспитывать любовь к природе. Развивать любознатель­ность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли

    25. Мужчины и женщины в семье

    26. Мое Отечество - Россия

    27. Лес - жизнь человека

    28. «Дерево умеет плавать»

    Программное содержание

    Закреплять представления детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.. Воспитывать у мальчиков уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение к окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

    Формировать интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказать об истории и культуре своего народа.

    Познакомить с природ­ными зонами: лес, луг, тайга. Расширять знания о рас­тениях леса. Закреплять: - знание об «этажах» леса; - умение узнавать птиц по го­лосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в при­роде, чтобы не навредить ей. Продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезаю­щие животные и растения родного края

    Расширять представление о дереве, его качествах и свой­ствах.

    Учить устанавливать причин­но-следственные связи между свойствами материалов и спосо­бом использования

    29. Путешествие в прошлое счетных устройств

    30. Космос

    31. Пресмыкающиеся

    32. Наши права и обязанности

    Программное содержание

    Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

    Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

    Углублять и расши­рять знания о пресмыкаю­щихся (ящерица, черепаха). Познакомить с некоторы­ми формами их защиты от вра­гов. Учить рассказывать об осо­бенностях их внешнего вида и жизненных проявлениях. Формировать умение пра­вильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

    Познакомить детей с правами: право на игру, права на обучение в школе, право на прогулку ит.п.и обязанностями: соблюдать правило гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам, выполнять домашние задания и поручения учителя. Воспитывать у ребенка чувство достоинства и уважения к себе и окружающим его людям.

    33. Рассказ – беседа о Дне Победы

    34. Строим экологический город

    35. Круглый год

    36. К дедушке на ферму

    Программное содержание

    Углубить знания о Россий­ской армии, как защищали свою Родину россияне в годы войны.

    Учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обе­лискам и памятникам. Знакомить с наградами, ко­торые получают защитники Отечества в мирное время»

    Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

    Закрепить знания:

    О временах года;

    Сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года;

    Последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних, осенних. Продолжать знакомить с народ­ными приметами

    Познакомить детей с новой профессией фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека – труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

    Литература:

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014

    О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа» М. 2015

    О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», М. 2014

    О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа.

    Низамова Лейсан Мадехатовна,

    воспитатель

    МБДОУ ДС КВ "Журавушка"

    г. Новый Уренгой

    Интеграция образовательных областей:

    «познание»

    «коммуникация»

    «чтение художественной литературы»

    «здоровье»

    «социализация»

    Виды деятельности:

    Коммуникативная

    Двигательная

    Восприятие художественной литературы

    Материал и оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

    Программные задачи:

    Образовательные

    Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

    Упражнять в составлении описательных рассказов

    Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

    Развивающие

    Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

    Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

    Воспитательные

    Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

    Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

    Ход деятельности:

    В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

    Он, конечно, самый главный
    Озорник-шалун забавный.
    Он в огромной синей шляпе
    Неумеха и растяпа.(Незнайка)

    Дети: Незнайка

    В.: Правильно.

    Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

    Незнайка : Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

    В.: ну что ж, поможем, ребята?

    Дети: да, да!!!

    Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

    В.: «Отгадайте загадки».

    В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

    Интерактивная презентация. скачать профессии.pptx (275.26 КБ)

    Показ презентации «Профессии в загадках»

    Незнайка: молодцы, ребята!

    В.: А давайте поиграем.

    Дети и Незнайка: Мы согласны.

    Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
    (на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
    Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

    Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

    В.: Игра «Собери картинку»

    Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Путешествие по энциклопедии» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

    образовательное учреждение Детский сад 14г. Изобильный

    Программные задачи:

    1. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн.

    2. Закрепить признаки живой природы (растет, дышит, питается, размножается).Уточнить и расширить знания детей о живой и неживой природе.

    3. Закрепить знания детей о профессиях.

    4. Закрепить знания детей о планетах Солнечной системы.

    5. Уточнить понятие: транспорт, подземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, специального назначения.

    Материал: картинки, карточки с заданиями, плакаты.

    Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

    Ход образовательной деятельности :

    Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по энциклопедии.

    Вы знаете что такое энциклопедия?

    Воспитатель: Откроем первый раздел.

    1. Дети, мы живем с вами в прекрасной стране. Как называется наша страна?

    Правильно, Россия.

    Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

    - (Флаг, герб, гимн).

    Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

    - (Из белого, синего, красного).

    Что означает белый цвет?

    - (Чистота, мир, правда)

    Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

    Красный цвет-это сила, мужество, это кровь людей, пролитая за Родину).

    Воспитатель:

    Как вы думаете, что такое гимн?

    - (Эта главная песня страны)

    Кто президент нашей страны?

    Правильно, Владимир Владимирович Путин.

    Что изображено на Гербе РФ?

    На гербе изображен двуглавый орел с тремя коронами.

    2 . Живая,неживая природа

    Наша страна очень большая. У нас есть леса и горы, реки и озера,

    степи и поля. У нас великолепная и разнообразная природа.

    Воспитатель:

    Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой.

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Весенний звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли зовется этот дом. Л.Дайнеко

    Ребята, как вы понимаете, что такое природа?

    Правильно, природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека.:

    Дети, а какая бывает природа? (живая и неживая)

    А какие предметы можно отнести к неживой природе? (песок, сосулька, снег, луна и т.

    д.) Почему вы так думаете?

    А что относится к живой природе? (деревья, животные и т.д.)

    Почему вы так решили, что это все живая природа? (Они растут, дышат, питаются, размножаются)

    Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

    3.-А теперь давайте мы немножко поиграем.

    У меня есть волшебный мешок. Давайте в него заглянем.

    Сколько здесь всего интересного.

    Ребята доставайте по одному предмету и описывайте его.

    Какой он? Из какого он материала? Где его применяют?

    А что еще из данного материала вы знаете?(металл, стекло, пластмасс, дерево, ткань, резина, бумага)

    4 .Отправляемся дальше в путешествие по энциклопедии.

    Мы попали в раздел«Космос»

    С самых древних времен у человека, когда он смотрел на небо, возникало

    много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно, он мечтал

    полететь в космос.

    Вспомните, как звали первого

    космонавта полетевшего в космос?

    (показать портрет) (ответы детей). Да действительно, 12 апреля 1961 года

    первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин

    «По порядку все планеты

    Назовет любой из нас.

    Раз – Меркурий

    Два – Венера,

    Три – Земля,

    Четыре – Марс.

    Пять – Юпитер,

    Шесть – Сатурн,

    Семь – Уран,

    За ним – Нептун.

    Он восьмым идет по счету.

    А за ним уже потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон».

    Физкультминутка:

    Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)

    В космос мы летим опять! (соединить руки над головой)

    Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)

    На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

    И опять домой спешим. (ходьба на месте)

    (дети вписывают.)

    ВЕН…РА

    ЮП…ТЕР

    МА…С

    ЛУТОН

    НЕПТ…Н

    5.Игра «Назови профессию» (с мячом)

    Но что это со мной случилось? Дети, пока я вас учила, все профессии забыла

    Поможете мне вспомнить профессии? (Да)

    Есть одна игра для вас.

    Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте.

    Профессий всех не сосчитать, а вы какие можете назвать?

    Поезд водит (машинист).

    Поле пашет (тракторист)

    Самолётом правит (лётчик)

    Клеит книжки (переплётчик).

    В школе учит нас (учитель)

    Строит здания (строитель)

    Красит стены нам (маляр)

    Столы делает(столяр).

    На станке ткёт ткани (ткач)

    От болезней лечит (врач)

    Хлеб печёт в пекарне (пекарь)

    Нарисует нам (художник)

    Сапоги сошьёт (сапожник)

    Потушит виг пожар (пожарный)

    Песни нам споёт (певец)

    Торговлей занят (продавец)

    6. Ребята перед вами карточки. Вам надо в пустые квадраты поместить нужный знак.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    (Наземный, водный, воздушный, подземный)

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему: «Хлеб – начало всех начал»

    Пособнова Елена Ивановна, воспитатель Филиала №1 МБДУ№ 137 г. Пенза.
    Описание материала: Предлагаю вам разработку конспекта занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Хлеб-начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, так как он расширяет кругозор у детей, развивает речь, обогащает словарь, прививает любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

    Цель:
    - Добиться осознанного понимания детьми цены хлеба.
    - Воспитывать уважительное отношение к труду людей.
    - Формировать бережное отношение к хлебу.
    Интеграция областей:
    Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
    Задачи:
    - Формировать у детей представления как выращивают хлеб.
    - Развивать связную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.
    - Воспитывать и прививать любовь к Родине, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
    Методы и приёмы:
    - Наглядный (рассматривание слайдов)
    - Словесный (чтение рассказа, беседа, чтение детьми стихов, пословиц, поговорок)
    - Игровой.
    - Совместная деятельность с детьми.
    Оборудование:
    - Слайды.
    - Ваза с колосьями.
    - Шапочка пекаря, фартук мельника, руль хлебороба.
    - р.н. костюм для девочки, каравай.
    Предварительная работа:
    - Беседа о сборе урожая хлеба.
    - Рассматривание иллюстраций.
    - Заучивание стихов пословиц, поговорок о хлебе.
    - Чтение художественных произведений по теме.
    - Рассматривание колосьев ржи, пшеницы.
    - Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
    Словесная работа:
    Ввод в активный словарь детей слов: хлеборобы, комбайнёр, нива, пекарня.

    Ход занятия:

    Воспитатель:
    Осень - горячая пора для уборки урожая овощей, фруктов и конечно же хлеба. Чем богаче урожай, тем богаче наша Родина. Хлеб - основной продукт питания. Он нужен каждому человеку ежедневно. Не зря говорят: « Хлеб - всему голова», « Хлеб- начало всех начал»
    Воспитатель предлагает детям назвать пословицы и поговорки о хлебе.
    Дети называют:
    - Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
    - Хвала рукам, что пахнут хлебом.
    - Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
    - Гречневая каша – матушка наша,
    А хлебец ржаной – отец наш родной.
    - И обед не обед, коли хлеба нет.
    Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о том, как выращивают хлеб.
    Чтение рассказа: « Про пахоту» из книги М. Ляшенко «Вот, какой каравай »
    Воспитатель: Дети, вы, прослушали рассказ и теперь расскажите сами, как выращивают хлеб. Показ слайдов:
    1.Трактор пашет землю.


    С чего начинается выращивание хлеба? Кто пашет землю?
    2.Сеялки сеют зерно.


    Что делают хлеборобы после того как вспашут землю?
    Когда трактористы вспахали землю, когда в мягкую землю посеяли зерно, когда зернышки полил тёплый дождь, что появляется?
    3.Хлебное поле.


    Выходит мальчик держит в руках колосья ржи и рассказывает стихотворение:

    В этом крошечном зерне,
    Как в чудесной почке…
    До весенних тёплых дней
    Спрятались листочки.
    Стебелёк и колосок-
    Бронзового цвета.
    Станет мне под поясок
    Он к началу лета.
    В кулачке у колоска
    Зёрнышки-малышки.
    В каждом зёрнышке мука,
    Пироги да пышки.
    (Дети рассматривают колосья.)


    Воспитатель: Дети, когда выросли колосья, и в них созрели зёрна,


    тогда начинается уборка урожая.
    4. Комбайн убирает зерно, машины увозят урожай.


    Как называется машина, которая собирает зерно? Кто работает на ней?
    Кто увозит урожай? Куда?
    5. Зерно увозят на элеватор, где его сушат


    и отделяют от мусора.


    6. Затем зерно поступает на мельницу.
    Что делают с зерном на мельнице?


    Что получается из зёрен?


    7. Дальше мука поступает в пекарню.
    Кто работает в пекарне?


    Назовите, какие они делают хлебобулочные изделия?
    Хороводная игра « Каравай »
    (Дети становятся в круг, в центре ребёнок к маске каравая.)
    Ребёнок: Как на праздник урожая,
    Испекли мы каравай.
    Каравай, каравай,
    Кого хочешь, выбирай!
    Каравай: Пекаря!
    (Выходит в круг ребёнок в поварском колпаке)
    Ребёнок: Он не грел на печке бок,
    Пироги ребятам пёк.
    Пекарь, с нами поиграй,
    Кого хочешь, выбирай!
    Мельника!
    (Выходит в круг ребёнок в фартуке)
    Ребёнок: Не молол он чепуху,
    А молол зерно, муку.
    Мельник, с нами поиграй, Кого хочешь, выбирай!
    Хлебороба!
    (Выходит в круг ребёнок в кепке, в руках держит руль)
    Ребёнок: Он приехал к нам с дарами,
    Тягачами, тракторами.
    А награда-урожай!
    Всех на праздник приглашай!
    Воспитатель: Дети, помните, каким трудом люди выращивают хлеб. С любовью относитесь к нему. Берегите каждую крошку!
    Ребёнок:
    Хлеб в трудах добывается
    Сам собой не родится.
    Хлеб не просто богатство-
    Хлеб опора для нас.
    Каждый к хлебу причастен
    Будем бережны все.
    Будет хлеб - будет счастье,
    Будет жизнь на земле!
    (Выходит девочка в русском – народном костюме, на рушнике держит каравай)
    Дети говорят:
    1 ребёнок: Слава урожаю в закромах!
    2 ребёнок: Слава караваю на столах!
    3 ребёнок: Слава, Слава дружным рукам!
    4 ребёнок: Слава, Слава труженикам!
    (Девочка приглашает детей на чаепитие с караваем.)

    Презентация на тему: Хлеб – начало всех начал