• Дербентская крепость. Дербент

    Основан в 438 г. как крепссть, охраняющая проход между Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским мо рем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в его названии: иран. дербекд "горный проход, ущелье; застава, крепость" .

    Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ . Поспелов Е.М. 2001 .

    Дербе́нт

    город в Дагестане , в 131 км к ЮВ. от Махачкалы, на берегу Каспийского моря (т.н. Дербентский проход, или Каспийские ворота). 101 тыс. жителей (2002). Известен с VIII в. до н.э.; персидская крепость с 438 г. н.э. В VI в. сооружена цитадель Нарын-Калас с двумя крепостными стенами (от гор до моря), которые должны были преграждать путь кочевникам в Закавказье. С 1747 г. центр Дербентского ханства, с 1806 г. в составе России. В 1898–99 гг. через город прошла ж. д. на Баку. Состоит из двух частей: старой верхней (Магали) с узкими кривыми улочками и тупиками; новой нижней с прямоугольной планировкой улиц и застройкой XIX–XX вв., широкими бульварами. Крепость Нарын-Кала с Джума-мечетью (XIII в.), медресе (XV в.), минарет-мечетью (XIII в.), Кырхляр-мечетью (XVII в.), Чертебе-мечетью (XVIII в.). В ниж. ч. – армяно-григорианская церковь (1860), здания пассажа и вокзала (начало XX в.). Лезгинский театр, краеведческий музей. Маш-ние, шерстопрядильные и ковровые ф-ки; конс., коньячный и мясной комбинаты. Аэропорт (на сев. окраине). Здесь жили писатель А. А. Бестужев-Марлинский, хирург Н. И. Пирогов.

    Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

    Дербент

    Дербент - город в Дагестан е, расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория города замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Отсюда происходит и название города, которое в переводе с фарси означает «запертые ворота». Население города - 94,2 тыс. человек (2001).
    Дербент основан в 438 году. В 1796 году он был завоеван русскими войсками, а в 1813 году окончательно присоединен к России. В старину городская застройка была расположена только внутри стен, а приморская часть долгое время не была заселена. В части, прилегающей к горам, была сооружена цитадель. Дошедшие до наших времен стены огораживают центральную часть Дербента, где сохранилось немало памятников старины. У восточной стены располагался город албанского (античного), сасанидского и арабского времен. Здесь располагался сасанидский дворец 6-7 веков. Внизу северо-западной стены был город домонгольских времен, вверху - 14-17 веков. Среди достопримечательностей города: руины дворцовых сооружений дербентского хана, «каменный мешок» для ханских узников, бани (17 в.), гауптвахта (1828). До наших времен дошли и крепостные стены Дербента с башнями и воротами: ворота Кырхляр-Капы в северной стене (6-13 вв.) и Орта-Капы в нижней стене (возведены в 6 в., неоднократно перестраивались).
    Старая часть города, примыкающая к цитадели, представляет собой мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно-двухэтажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами и банями. Здесь расположен комплекс Джума-мечети, состоящей из мечети (8 в.), медресе (15-19 вв.) и трех арочных ворот (17-19 вв.), а также Кырхляр-мечеть (17 в.), Минарет-мечеть (18 в., частично перестроена в 19 в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (19 в.) и Чертебе-мечеть (18-19 вв.).
    Близ кладбища Кырхляр в северной части города находится бывший Ханский мавзолей (1787-1788), бани (17-18 вв.), подземные цистерны (17 - начало 19 в.) и остатки караван-сарая (17-18 вв.). В нижней, новой части города, сохранились постройки 19 - начала 20 века: здание железнодорожного вокзала и пассаж. Там же находится армянский храм, сооруженный в 18 веке, ныне - музей изобразительного искусства.

    Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "Дербент" в других словарях:

      ДЕРБЕНТ, город в Дагестане, порт на Каспийском море. Ж. д. станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Русская история

      Город в Российской Федерации, Дагестан, порт на Каспийском м. Железнодорожная станция. 82 тыс. жителей (1992). Заводы: Электросигнал, шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий,… … Большой Энциклопедический словарь

      - (турец.). Место жительства особой стражи, которая охраняет полицейский порядок и преследует разбойников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

      Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      У этого термина существуют и другие значения, см. Дербент (значения). Город Дербент Герб … Википедия

      - (от перс. дер дверь и бонд преграда) город в Дагестанской АССР. Расположен на побережье Каспийского моря. Порт. Ж. д. станция на линии Махачкала Баку. 59 тыс. жителей в 1971 (14,6 тыс. жителей в 1897, 34,1 тыс. в 1939 и 47,3 тыс. в 1959) … Большая советская энциклопедия

      Город в России, Дагестан, порт на Каспийском море. Железнодорожная станция. 91,1 тыс. жителей (1998). Заводы: «Электросигнал», шлифовальных станков; пищевкусовая промышленность, шерстопрядильная и ковровая фабрики. Театр. Краеведческий, историко… … Энциклопедический словарь

      Город, районный ц. Дагестанской АССР, расположен на побережье Каспийского м., ж. д. станция. В 1961 61 т. ж. (с поселком Огни) (в 1824 11 т.ж., в 1897 13.8 т. ж., в 1914 20 т. ж., в 1939 34 т. ж., в 1959 47 т. ж.). Крепость Д., запиравшая узкий… … Советская историческая энциклопедия

      Город на Каспийском море, др. русск. Дербенть, откуда др. русск. море Дербеньское Каспийское море (Афан. Никит. 10). Из нов. перс. Derbend Дербент от derbend запор, замок, т. е. местность, господствующая над тесниной между Кавказскими горами и… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

      Дербент - город, второй по величине в Дагестане, в переводе с персидского языка дословно означает «узел», «связь», «запор ворот». Город расположен на западном побережье Каспийского моря. Дербент был известен многим народам под различными названиями,… … Топонимический словарь Кавказа

    Книги

    • Гибель "Орла" . Танкер" Дербент" (DVD) , Файнциммер Александр , Журавлев Василий , Гибель Орла. Танкер "Дербент" Художественный кинофильм 1940 г., 161 мин., СССР. Кинокомпании: Одесская киностудия художественных фильмов, Союздетфильм В ролях: Василий Меркурьев, Ефим… Категория: Драма Серия: СССР Художественный фильм Издатель: Восток-Видео ,
    • Танкер "Дербент" . Инженер , Юрий Крымов , В книгу вошли две повести Юрия Крымова - "Танкер "Дербент"" и "Инженер" . "Танкер "Дербент" - наиболее известное произведение писателя, в котором он отразил трудовой энтузиазм рабочих,… Категория:


    Сочинение.

    Созвездий люстры вбиты в небосклон,

    Пятак луны подброшен в небо кем-то,

    Над крепостью старинного Дербента

    Восточной ночи царственен поход.

    (Фэхреддин Орудж Гэрибсэс)

    Почему Дербент является живой памятью прошлого? Откуда произошло название города? С какого времени начинается его история? Такой ли он древний, как о нём пишут? Почему нужно ценить и беречь достояние прошлого, переданное нам нашими предками? Почему мы должны сохранить древние памятники и передать их следующему поколению?
    Дербент – город мирового значения, город-история, город-тайна, город-магия, город святынь, город ценнейших памятников, представляющих необычайный интерес для всего мира. Даже не верится, что, начиная с I-го века н.э. появление в Дербенте оборонительных сооружений нашло отражение в сведениях античных авторов. Вот какой это древний город. За владение Дербентом боролись Рим и Парфия.
    Император Нерон в 68г. н.э. организовал большой поход, используя легионы из Германии, Британии и Иллирии. Планы Нерона осуществил император Домициан,т.к. Нерона убили путём заговора(ГаджиевМ.С.2007.а.с.498-511)
    Античные писатели Корнелий, Тацит, Марк Анней Лукан, Гай Валерий Флакк называли его kaspia.
    Название города Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот», русские называли его «Железные ворота», и это еще не все его названия: арабское Баб ал Абваб(«Ворота ворот», и тюркское «Темир-капы»(«Железные ворота», более древнее наименование Чор Чол,

    Зафиксированное в ряде армянских и грузинских источниках и отложилось в ряде дагестанских языках: кайтагское Чури, лакское Чулли, аварское Чор. Крепость запирала путь из Европы в Азию и являлась частью грандиозной оборонительной системы, куда входили городские стены, цитадель, морская стена и стена Даг-бары (горная), протяженностью сорок километров. Войдя в крепость, в это царство легенд, застывших в камне, мысленно переносишься в древний Дербент. Сопоставляя время, завороженно смотришь на памятники древности. Малый зиндан – тюрьма, ханская канцелярия (Дворец Фатали-хана), ханская баня, крестово-купольный храм, гауптвахта и многое другое. То есть, Дербент – это совокупность старой и новой эры. Город, где время сливается, превращаясь в настоящую восточную сказку.
    Во время первых походов на Дербент погибли у стен города в битве с хазарами полководцы - братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа. С именами их и их соратников народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище «Сороковник.» (тюрксккое Кырхляр, персидскоеЧэхэл танан.) оно расположено близ центральных северных городских ворот
    Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб аль джихад.
    «Ворота священной войны». На огороженном участке кладбища имеется группа из сорока монолитных каменных саргофаков полуцилиндрической формы, установленных над погребениями шахидов-мучеников. К сожалению, время стёрло имеющиеся на них куфические надписи. Подобные надмогильные плиты имеются и на южном городском кладбище, носящем название Джум-джум по имени легендарного правителя.
    Здесь были и знаменитый завоеватель Надир-шах, и Тамерлан среднеазиатский государственный деятель, полководец, совершивший ряд грабительских походов на Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию.
    «Хромой Божок» Востока Тимур, называет его в своём стихотворении «Дагестанский петух» Расул Гамзатов. Тамерлан, который с многочисленными войсками решил подступить к Дербенту с гор,
    так как с моря было мощное укрепление. Существует легенда, в которой говорится, чтобы запугать дагестанцев, он прислал гонца с мешком, полным зерна:
    Хотел сказать хромой божок востока,
    Держа полмира в царственной руке,
    Что у него народу в войске столько,

    Как зёрнышек в подаренном мешке.
    И каково же было его удивление, когда гонец прискакал обратно с петухом в пустом мешке:
    И понял вождь, что очень даже просто
    Была его загадка решена:
    Склевал петух по зёрнышку всё просо,
    Кукареку! В хурджине ни зерна!(Р. Гамзатов сб. Четки лет.с.25)
    Дербент - это память, живая память прошлого. Красивый, сказочный город, сохранивший до наших дней необычайную архитектуру. Это город-история. Кажется, вот он великий царь, Пётр Первый, останавливался здесь, восхищался городом. Это ли не история? Это ли не живая память прошлого?
    В месте, где расположился музей, император, согласно достоверным историческим данным, останавливался в августе 1722 года во время первой кампании Персидского похода. Там для него был сооружён низкий домик, получивший в дальнейшем название «землянка ПетраI». Объект был расположен примерно в ста метрах к западу от берега моря и состоял из двух небольших комнат.
    По всей видимости, «Домик ПетраI» войдёт в структуру Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в подчинении которого находятся и другие структурные подразделения: Музей боевой славы, Нарын-кала, дом-музей Бестужева-Марлинского, Музей Культуры и быта Древнего Дербента.На вершине Дербентского холма возвышается великолепное чудо света – крепость «Нарын-Кала», корень наших традиций, к которой ведут 211 ступеней. Отсюда открывается чудесный вид на город, он будто весь на ладони – можно любоваться панорамой города: магалами с узкими улочками, куполами мечетей, новыми микрорайонами, вдали – виноградные плантации, а напротив – бескрайние просторы Каспийского моря. Всё это – город-музей под открытым небом, протяженностью сорок километров. Памятники истории – безмолвные свидетели множественных нашествий, набегов кочевников, различных завоевателей города, сражений за власть над Дербентом. Это хазары, арабы, иранцы, персы, турки, аланы, сарирцы, племена Йаджудж и Маджудж и многие другие.
    Это город, являвшийся важным административно-политическим, военно-стратегическим и религиозным центром Восточного Кавказа.

    Одним из старинных памятников мира является Джума мечеть и ныне действующая. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества. Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечеть XV-XVIвв. близ ворот Джарчи-капы(арабское Баб аль Мухаджир и Кырхляр мечеть рядом с одноимёнными воротами, которая была построена по повелению шаха Аббасса в 1036г.х./1626г.
    Яркими историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями, базарами являлись центром общественной жизни восточного города(ГаджиевМ. 1999Р.415-491) На них обратил внимание знаменитый путешественнник Эвлия Челеби, который посетил Дербент в 1647 году и посетил описанию целый параграф в своём «Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
    Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299). Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города.

    Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, особым парадным видом выделяются ворота Кырхляр-капы (в переводе с тюркского «Ворота сорока шахидов, арабского Бал аль- Джихад) и Орта-капы(в пер с тюркского «Средние ворота»), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.
    Здесь «прорубил» окно на Восток Петр Великий, который рассматривал Дербент, как важный порт на Каспии. Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей, о нем писали европейские писатели и историки – Марко-Поло, А. Дюма-отец, А. Олеарий, А. А. Кудрявцев, русский путешественник Афанасий Никитин и многие другие. Здесь в ссылке был декабрист А. А. Бестужев-Марлинский…
    Путешествуя по городу, возникает множество мыслей. Столько государств, племён, известных военачальников и деятелей вели борьбу за город Дербент, крупнейший военно-политический центр Кавказа и ворота в Восточную Европу. Представляешь себя несколько веков назад, как бы тогда воспринималось всё это. Затем снова окунаешься в атмосферу современного города и любуешься историческими памятниками и городом Дербентом, вместившим в себя столько исторических событий, памятников необычной старинной, чудесной архитектуры. Поэтому в 2003 году архитектурные объекты Дербента включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Дербент занял своё почётное место среди выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты. Особым событием стали посещение в 2005году Цитадели Дербента президентом РФ.В.В.Путиным,а в 2010 году прямой телемост с ним с раскопок в Дербенте. Уникальный город-музей Дербент по-прежнему открывает свои исторические недра и тайны для посетителей всего мира, по-прежнему удивляет и восхищает посетителей мира, пленяет памятью стольких исторических событий и масштабностью посещений известными людьми, что диву даёшься.
    И если мы не сохраним эту историю, живую память прошлого, дошедшую до нас через столько веков, то мы потеряем своё лицо. Пустота и провал в будущем ожидают нас. Вспомним слова мудрого поэта Дагестана Расула
    Гамзатова из произведения «Мой Дагестан»:
    "Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. »
    Древние творения, памятники города, дошедшие
    до нас – уникальное явление, это память прошлого. А раз мы ходим по городу, любуемся архитектурой древних мастеров, можем руками, то весь город Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира, достояние наше - город Дербент. Значит, сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, эталоном уровня развития, эталоном сформировавшим духовность народа. Поэтому Дербент является живой памятью прошлого. Невольно в памяти возникают строки:
    Дербент, Дербент – истории краса!
    Живая память древности родной,
    Ландшафта и строений чудеса
    Реликвии земли твоей святой.
    Рим и Парфия за тебя боролись
    И многие другие государства.
    ПётрI восхищён был тобой,
    Землянку для себя велел построить.
    Отсюда в Европу «прорубил окно»,
    Чтобы в руках был мир морской.
    Великие люди писали о тебе,
    Их крепости и стены удивили,
    Святыни, кладбища, рисунки на стене
    Музеи, крепости дивной архитектуры,
    Словно, Царство, застывшее в камне
    И Каспия просторы раскинулись вокруг.

    Литература:
    1. ГаджиевМ.С. Между Европой и Азией: из истории связей Дагестана в албано –сорматский период.Махачкала.1997.с.104
    2. ГаджиевМ.С.Даг-бары. Великая Кавказская стена. Дагестанские святыни. Махачкала, 2008а с.9-19
    3. (ГаджиевМ.С. Даг-бары. 2007.а.с.498-511)
    4. ГаджиевМ.С.«Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
    5. ГаджиевМ.Даг-бары. 1999Р.415-491)
    6. (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299).
    7. Р.Гамзатов «Мой Дагестан» с.2
    8. Р. Гамзатов сб. Четки лет 1992.с.25)


    Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает “узел ворот”. В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами (Кудрявцев, 1982. С. 19).
    Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в “этническом” отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены " стражники из разных областей Ирана.
    Видимо, к сасанидскому периоду относится и появление в районе Дербента ираноязычных горских евреев. С V в. н.э. службу по охране дербентского прохода несли и армянские дружины. В последующее время, вплоть до начала XX в., также продолжался приток армян в Приморский Дагестан, в том числе в Дербент. Письменные источники содержат сведения о том, что в городе оседала и какая-то часть хазар. В исторической хронике “Дербенд-намэ” среди средневековых жителей Дербента называются и табасараны.

    Рис. 18. Цитадель Нарын Кала. Дербент

    В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), “учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов” (Буниятов, 1965. С. 167). В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюркоязычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч “мусульманских семей”» (Гасан Эфенди Алкадари, 1929. С. 25). Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.
    В средневековый Дербент попадали и русы. “Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия, сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка” (Гадло, 1979. С. 206; Минорский, 1963. С. 68). Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий период (Шихсаидов, 1975. С. 9-61).
    Автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати свидетельствует, что эмир Дербента “говорил на различных языках, таких как лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, аланский, асский, зерихкеранский, тюркский, арабский, персидский” (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... 1971. С. 26). Не исключено, что какая-то часть населения города говорила на двух или даже нескольких языках. Этому не могли не способствовать этническая пестрота населения Дербента и прибывавшие туда отовсюду торговцы. Но наибольшее распространение получили языки тюркского корня, так как с середины XI в. начинается господство турков-сельджуков, сыгравших определяющую Народы Дагестана 81
    роль в формировании азербайджанского этноса и частичной тюркизации местного населения. Добавим к этому, что после распада Арабского халифата Дербент находился в тесных политических, экономических и культурных связях с Ширваном, и формирование этнического состава Ширвана и Дербента происходило по существу в едином русле (Буниятов, 1965. С. 112-177).
    В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами. Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям.
    В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов, а в конце в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму (Гаджиев В.Г., 1979. С. 216-217).
    В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства, начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы (Там же. С. 219).
    Для XVIII в. мы располагаем более полными сведениями о населении города. По сообщению И.Г. Гербера, среди горожан “много купецких людей из пер- сиянов, армянов, грузинцев, и индийцев” (История, география... 1958. С. 86). По сведениям Ф.Ф. Симоновича, относящимся к концу XVIII в., в Дербенте насчитывалось “домов обывательских Алиевой и Суннитской секты 2090, а армянских около 90” (Там же. С. 143). Ранее (XVII в.) о том же более подробно говорит другой автор: “В части Дербент называемой находятся постройки из дикого камня и по большей части в два этажа два дома ханских, мечети Алиевой и Омаровой секты 15, одна армянская церковь, караван-сараев - 6, лавок всяких 500, монетный дом один, фабрика небольших шелковых материй 30, да для бумажных 115, домов персидских (т.е. азербайджанских. - М.М.) 2096 и 93 армянских” (.Адам Олеарий, 1906. С. 486).
    В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад. Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.
    В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом, но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России. Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение от главного раввина города, который не избирался, а назначался властями.
    В Дербенте русское воинское и гражданское население жило в цитадели города и во вновь построенных кварталах в приморской части - Дубарах. Цент
    ральные кварталы занимали горские евреи и армяне. В остальных девяти мага- лах проживали азербайджанцы, а окраины города занимали представители народностей Южного Дагестана.
    Основная масса горожан занималась садоводством, огородничеством, виноградарством и виноделием, а также ремеслом, торговлей, извозным промыслом и т.д. Причем виноделием занимались только армяне и евреи, они составляли большую часть торгового сословия.
    За годы советской власти численность и этнический состав населения Дербента изменился, но не столь кардинально, как в других городах Дагестана. Так, в нем насчитывалось (тыс. человек): в 1926 г. - 23,1; в 1939 г. - 34,0; в 1959 г. - 47,3; в 1970 г. - 56,9; в 1979 г. - 67,4; в 1989 г. - 82,1.
    Что касается этнического состава, то он, несмотря на то что Дербент - самый мозаичный в этом отношении город в Дагестане, оставался относительно стабильным. По данным на 1995 г., население Дербента составило 89,8 тыс. человек. В основном это азербайджанцы - 30,1%, лезгины - 26,1%, табасараны - 14,2% и горские евреи - 10,8%. В последние годы наблюдается отток из Дербента горских евреев, русских, армян. Совершенно остановился и наметившийся в 1970-е - начале 1980-х годов, в связи с развитием промышленности города, приток представителей народов Нагорного Дагестана. Сегодня этнический облик Дербента определяют азербайджанцы и народности Южного Дагестана, а также в какой-то мере горские евреи, численность которых уменьшается здесь с каждым днем. Азербайджанский язык и азербайджанская песенная культура имеют в Дербенте прочные позиции. Из культовых заведений функционируют древнейшая в Дагестане Джума-мечеть, а также синагога.
    Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул. Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях.
    Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса “Нарын-Кала” и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения былой всемирной славы города, его историко-культурных традиций.

    Опубликовано: Ноябрь 2, 2015

    Дербент: «Ворота ворот»

    Если бы не присоединение Крыма к России, где расположен город Керчь, то Дербент так и оставался бы самым древним российским городом.

    За тысячу лет Дербент всего лишь четыре раза был захвачен врагом

    О нём упоминал Геродот в 5-м веке до нашей эры, причём как о поселении с довольно давней историей. Такая осведомлённость о прикаспийских областях объясняется тем, что Дербент располагается в самом узком месте Большого Кавказского прохода - равнинного пути из Южного Кавказа в Северный вдоль морского побережья. Эта дорога была частью Великого шёлкового пути, а её значение для региона переоценить вообще невозможно. Важное стратегическое положение и предопределило бурную историю Дербента.

    «Ворота на замке» - так примерно можно перевести название «Дербент» (Дарбанд, Дарубанди) с тюркских языков. По-арабски же его название звучало так: Баб-аль-Абваб (аль-Баб), что означало Главные (Большие) ворота, или Ворота ворот. Называли его так по причине роли, которую играл Дербент в геополитике раннего Средневековья, являясь важнейшим стратегическим пунктом на торговых путях из Европы в Азию.

    Яблоко раздора

    В этом месте люди селились ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры, о чём свидетельствуют остатки многочисленных стоянок и примитивных земляных укреплений. Долгое время Дербент сохранял при всей своей важности относительную независимость. Население его всегда было пёстрым: за городскими стенами уживались представители разных народов и религий.

    Примерно во 2-м веке до нашей эры здесь была построена первая крепость. Сделали это правители державы Селевкидов, пожелавшие взять под контроль важный перекрёсток дорог. Они возвели каменную цитадель, которая до наших дней не сохранилась. Следующими хозяевами Дербента стали римляне, перестроившие крепость на свой лад. С 1-го века городом и крепостью владели массагеты. Они традиционно вели кочевой образ жизни, а потому цитадель пришла в упадок.

    В начале 4-го века массагеты были покорены Великой Албанией - довольно мощной державой, принявшей христианство и ведшей бесконечные войны с соседями на религиозной почве. Естественно, Дербент был сильно укреплён, что позволило сто с лишним лет выдерживать нападения гуннов, хазар и персов. Но в конце концов Сасанидский Иран добился своего, установив контроль над побережьем Каспия.

    С этого времени началась новая жизнь Дербента. Несколько правителей из династии Сасанидов неустанно строили и обновляли защитные сооружения города, стоявшего на важнейшем направлении. Начал масштабные работы хан Кавад, а завершал через 31 год его преемник - Хосров Ануширван. Именно он дал городу современное название (в переводе с персидского оно звучит несколько иначе - Дербенд, или «узел дорог»), и именно при Хосрове цитадель начала принимать вид, близкий к современному. Сырцовая кладка была заменена каменной, была построена двойная стена, перекрывающая каспийские ворота в Дербенте.

    Всего при двух шахах было построено около двух с половиной сотен километров фортификационных сооружений, о чём современники говорили далеко за пределами персидских владений. Визирь Хосрова подсчитал, что на строительство Дербентской крепости ушла дань со всех вассальных княжеств за двадцать лет. Зато кавказские ворота империи до поры до времени были на замке.

    Город-коридор

    По замыслу Кавада и Хосрова, воплощенному в камне, дербентская крепость должна была включать в себя не только цитадель Нарын-Кале («Солнечная крепость»), но и две длинные городские стены, охватывавшие всё поселение, перекрывавшие всю ширину долины и уходившие на 500 метров в море. Кстати, ещё одним плюсом такого замысла стало наличие полностью защищённого порта. Не совсем ясно, какой они были толщины и высоты, так как от городских стен мало что осталось уже к петровским временам.

    Зато цитадель не только уцелела, но и прекрасно сохранилась. Она занимает большую территорию - около 4,5 гектара и опоясана стенами длиной 3600 метров. Располагалась цитадель у подножия горного хребта, лишая противника возможности совершить обходной манёвр. Высота стен по большей части составляет десять метров, но кое-где (в основном, в месте соприкосновения со скальным массивом) достигает сорока, пятидесяти, а в одном месте семидесяти метров.

    Со стороны гор цитадель прикрывает Горная стена, или Даг-Бары, уходящая на 70 километров в глубь Кавказского хребта. Она состоит из нескольких десятков башен, фортов и полуфортов и сложена из идеально подогнанных друг к другу камней.

    Таким образом, оборонительные сооружения Дербента состояли из трёх частей: городских стен, цитадели Нарын-Кале и Горной стены. Все они были увязаны в единый фортификационный комплекс, но могли функционировать и поодиночке, что повышало шансы гарнизона на успешное сопротивление.

    Мощные стены Нарын-Кале (толщиной три метра) сложены из двух рядов аккуратно обработанных каменных блоков. Верхушка стен испещрена бойницами, на всём их протяжении разбросаны внушительные башни.

    Стены хранят следы многочисленных ремонтных работ и похожи на слоёный пирог. Столь же причудливо переплетаются и различные архитектурные стили, в которых оформлены верхушки укреплений. Всё же цитадель на протяжении больше чем тысячи лет в первую очередь носила оборонительную функцию, а красота её мало заботила хозяев.

    Большая территория крепости позволяла каждому новому хозяину строить свой дворец, не разрушая предыдущий. Там есть постройки албанского, персидского, арабского, монгольского и более поздних периодов.

    Сохранилась даже древнейшая в России христианская церковь, датированная приблизительно 4-м веком. Она по самый купол вросла в землю и уже давно переоборудована в резервуар для воды.

    Вода поступала в крепость из источников на склоне горы Джалган по обнаруженным при раскопках многочисленным каменным и керамическим водоводам. Вода направлялась в несколько подземных водохранилищ и использовалась не только для питья, но и для фонтанов и даже для комплекса ханских бань. Рядом с ними располагался «каменный мешок» - местная: темница.

    Впрочем, именно в системе водоснабжения крылась слабость Дербентской крепости. Со времён Кавада и до 1722 года (тогда её взял штурмом Пётр I) цитадель удавалось захватить лишь четыре раза: в 651 году арабам, в 1075 году сельджукам, в 1578 году османам и в 1668 году казакам Степана Разина. При этом каждый раз победители шли на хитрость (или подлость?) и просто засыпали яд или нечистоты в источники, из которых в цитадель поступала вода.

    О южной и северной городских стенах, создававших коридор, в котором строился город, сейчас сказать почти ничего нельзя - они были разрушены практически на всем протяжении, когда город рос. Неизвестно, сколько было в них ворот и башен, но толщина и высота соответствовали параметрам цитадели.

    Крепость Дербент - схема с описанием

    1 - Ворота Южной стены (Кала-капы)

    2 - Восточные ворота цитадели (Ханская канцелярия)

    3 - Гауптвахта (с 1828 г.)

    4 - Ханский дворец

    5 - Ханские бани

    6 - Западные ворота

    7 - Ямадля узников (зиндан)

    8 - Цистерна для хранения воды

    Из рук в руки

    Честно захватить Дербент смогли лишь тюркские орды в 626 году. После ожесточённого штурма пали городские стены, но захватчиков подвела жадность: они не стали штурмовать цитадель, а занялись грабежами и убийствами, и оказались между двух огней - подошедшее подкрепление ударило извне, а гарнизон Нарын-Кале изнутри.

    В 642 году у стен Дербента появились арабы. Сасанидское войско удерживало стены и всю долину целых девять лет, пока предатель не провёл арабов к источникам, а те не отравили воду. Но завоеватели вынуждены были принять почётную капитуляцию гарнизона и ещё целых восемьдесят лет управляли Дербентом совместно с эмиром города.

    В 869 году Хашим ибн Сурак отделился от арабского государства и основал свой независимый эмират. Стены и форты неизменно поддерживались в полном порядке, что позволило сохранять свободу 200 лет. Например, в 901 году Дербент отразил натиск стотысячного хазарского войска, хотя число защитников не превышало семи тысяч.

    Но шло время, а вместе с ним на Дербент накатывались волны всё новых и новых завоевателей. Одних интересовал сам город, других - только проход вдоль берега моря. В 1075 году после восьми годов боёв, штурмов и осад город захватили сельджуки. Но их власть продлилась недолго - вскоре Нарын-Кале вновь стала оплотом независимого княжества.

    Единственный раз Дербент открыл ворота завоевателям без боя - это было в 1395 году, когда 200-тысячное войско Тамерлана пропустили в долину Терека. Город отошёл его незначительному союзнику и практически сохранил независимость. Следующие 200 лет Дербент был важным фактором в кавказских междоусобицах, но, в конце концов, опять достался персидским шахам.

    Во время турецко-персидских войн 1578-1618 годов (между прочим, они были не менее напряжёнными, чем Русско-турецкие) Дербент несколько раз переходил из рук в руки, но цитадель турки смогли взять только однажды, причём обманом. Городские стены к тому времени уже практически не существовали, так что его можно было захватить без особого сопротивления. Но Нарын-Кале продолжала оставаться крепким орешком, где гарнизон в полной изоляции мог держаться месяцами.

    В 1668 году Дербент был взят и разграблен Степаном Разиным. Этот поход не стал разовой акцией - в августе 1722 года русская армия после недельной бомбардировки принудила крепость к капитуляции. После этого Дербент ещё несколько раз переходил от России к Персии и обратно, но только в результате переговоров.

    Окончательно Дербент вошёл в состав России в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору.

    Журнал: Военная история, №10 - октябрь 2015 года
    Рубрика: Знаменитые крепости



    От: ,  

    - Присоединяйтесь!

    Ваше имя:

    Комментарий:

    Краткая история Дербента

    Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского языка дословно означает «узел, связь, запор ворот». Мусульмане 1400 лет назад этот город назвали Бабуль Абваб («Врата ворот») – это город с загадочным именем и богатой историей, который по преданию основал Пророк Ибраhим (а.с.).

    В исторических книгах как «Дербенд-наме», Гюлистан-и Ирам и т.д. говорится, что по указанию Ангела Джабраила (а.с.) в этом месте построил стену и крепостной вал Искендер Зуль Кьарнайн (Александр Македонский), один край стены Искендера доходил до Черного моря. В народе она и поныне называется Седди Искендер (Александрова преграда). В Коране сказано: «А когда он (Зуль Кьарнайн) дошёл до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный и нашёл около него людей. Потом он следовал по пути. А когда дошёл он до восхода солнца, то нашёл, что оно восходит над людьми, для которых мы не сделали от него никакой завесы. Они сказали: «О, Зуль Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие на земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ими преграду?». Он сказал: «То, в чём укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!». А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это раскалённый металл». И не могли они взобраться на это (преграду) и не могли пробить в ней отверстие». 83-97

    Воздвигнутой преградой является Дербендская стена, на которую было употреблено много железа. Дербент и теперь еще называется Демир-Капу (Железные ворота). Два противостоящие предмета есть Каспийское море и горы, или же два моря - Каспийское и Черное.

    Судьба этого города необычна и удивительна: возникнув в глубокой древности, он просуществовал до наших дней, сохранив свой древний облик несмотря на бесчисленные штурмы и разрушения, свое название - хотя каждый народ именовал эти «ворота» по-своему (только в письменных источниках их зафиксировано более двадцати), свою самобытную культуру - хотя здесь соприкасались и трансформировались культуры многих эпох и народов.

    Трудно найти другой такой город, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъемы и упадки, расцветы и запустения. На него претендовал Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, держава Сефевидов и султанская Турция.

    Бабуль Абваб являлся центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах. Бабуль Абваб мощью своих стен надежно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других неверующих. Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр. В этом городе во все времена царила вера и любовь среди народов.

    Очень много описаний и сказаний о приходе религии ислам в город Бабуль Абваб.

    Историк Ибн-Кесир в «Истории начала и конца» пишет, что проникновение ислама в Дагестанские окраины началось по одному рассказу в правление "Умара Ибн Хаттаба (р.а.) в 643 году или же в 22 году по хиджре, а по другому рассказу в правление "Усмана Ибн Аффана (р.а.) в 32 году по хиджре.

    В «Дербенд-наме» сказано, что многие приближённые Пророка Мухаммада (с.а.в.) слышали от него, что Бабуль Абваб благословенная и святая земля и от сохранения которого зависит спокойствие всего юга, и что тот, кто только подвизается для его защиты, тот приобретает благословение Всевышнего.

    Также в исторических книгах передаются следующие два хадиса, которые впрочем согласно условиям науки по хадисам не являются достоверными, т.к. этих хадисов нет в признанных и авторитетных источниках, поэтому нельзя быть уверенным что эти слова принадлежат Пророку (с.а.в.с.).

    От Анаса Бин Малика передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется для вас скрытое, откроется город, название ему Бабуль Абваб, кто проживёт там 40 дней и 40 ночей, простит Аллаh его грехи прежние, и если он умрёт в этом городе, как будто бы умрёт на Вратах Рая, и прибывание там лучше, чем постоянное поломничество».

    От Ибн "Аббаса р.а. передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется из моей уммы город страны Хазар, название ему Бабуль Абваб, находится этот город между большими стенами, план которого начертил ангел Джибриль, а основу крепости положил Зулькьарнайн.

    В хадисе, из книги Имама Рафи’и "Файдуль кьадир" передаётся, что Пророк (с.а.в) сказал: «Делайте газават на Кьазвин (Дагестан), поистине это из самых высоких Ворот Рая».

    В комментарии к хадису Имам Рафи"и (р.) пишет, что поистине это место баракатное и святое и оно в ахирате станет самым достойным местом в Раю, оно не достойно быть местом для неверных".

    В соответствии с этим преданием в 41 году хиджры (664) Салман ибн Раби"а ал-Бахили (р.а.), из числа приближенных Пророка (с.а.в.), с 4000 отборного войска двинулся К Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад. Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону; на шестой день предводитель хазар объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьет его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Раби"а (р.а.) с сорока воинами, обрекшими себя на смерть, бросился вперед. Завязалась упорнейшая битва и несколько десятков тысяч хазаров погибло, но и Салман ибн Раби"а со своими 40 товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся Кырхляр (Сорок мучеников) находятся к северу от Дербента и теперь являются местом поломничества верующих.

    После этих событий в Дагестан прибыл Шейх Абу –Муслим (р.а.), правнук Пророка Мухаммада (с.а.в.), который распространил религию ислам в Дагестане. Когда Абу- Муслим укрепился в Дагестане, он построил десять мечетей в разных уголках Южного Дагестана.

    Возрождение

    Начало создания религиозной организации «Бабуль Абваб» в первую очередь связано с именем уважаемого шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики.

    Уже в 1992 году устаз с помощью ректора исламского института имени имама Шафии шейха Муртузали-Хаджи Карачаева добился открытия филиала в селе Хурик. В первые годы после открытия института учителя и ученики испытали немало трудностей: тесноту, отсутствие приспособленных помещений, нехватку учебников и др. В последующие годы для института, ученики Шейха с омовением и зикром, построили более благоустроенное здание, его обеспечили всем необходимым для ведения учебного процесса. Конечно, для всего этого потребовалось немало усилий и средств.

    Ещё перед созданием организации «Бабуль Абваб» сопровождалось много трудностей, и первая попытка была сделана в городе Дербент, где в 1996 году администрация выделила помещение около северной автостанции и городского рынка для проведения исламских занятий. Это была первая попытка создать исламский цент в городе и во всём Южном Дагестане и вернуть общество к вере и исламским ценностям, которые потеряли во времена коммунистического режима. В 1997 году выделили участок для строительства мечети, где в том же году и начали его строительство. Мечеть назвали в честь старого названия города Дербент «Бабуль Абваб» и на этом же самом месте учредил общественно-религиозную организацию «Бабуль Абваб». В строительстве участвовали в основном мюриды Шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики, которые одновременно с учёбой строили мечеть.

    В результате строительства исламского центра выросли специалисты многих профессий, такие как учителя арабского и исламских наук, жестянщики, столяры, сварщики, штукатурщики, шпаклевщики, каменщики, электрики и т.д. В 1998 году была официально создана религиозная организация «Бабуль Абваб». В 1999 году при мечети «Бабуль Абваб» открыли филиал Исламского Университета Республики Дагестан им. Имама Шафии. И на основании этого филиала в 2007 году открыли самостоятельное исламское заведение, первый в Южном Дагестане Исламский Университет им. Абдулла Эфенди.

    Здание университета каждый раз при необходимости расширяется и возводится дополнительный этаж. Все работы здесь совершаются при участии учителей, учеников и добровольцев со стороны, которые приходили помочь ради Аллаха. Вся эта помощь, оказывалась, из-за уважения к устазу Сиражудин Эфенди аль-Хурики, желания помочь ему в его благородных устремлениях. Все работы контролировал сам шейх Сиражудин Эфенди аль-Хурики.

    На сегодняшний день - это центр, в который входят мечеть для богослужения, вместимостью до 1200 человек, исламский университет, с компьютерным классом и медресе. В университете учатся более 150 учеников и учениц на очном, заочном и индивидуальном обучении, с трёхразовым бесплатным питанием и общежитием для приезжих. Имеются цеха – столярный, жестяной, авторемонтно – сварочный, швейный, автомойка, для получения студентами, кроме религиозного образования ещё, и средне – специального, с получением прикладной профессии. На территории большой актовый зал, для проведения конференций, собраний, встреч и свадеб, а также спортзал, где работают секции по дзюдо, вольной борьбе и боксу.

    Те, кто учились и работали в этом центре, теперь являются председателями имамов районов Южного Дагестана, обычными имамами и муэдзинами мечетей в селениях и городах Южного Дагестана.

    К мастерам, которые живут в организации часто приходят люди со своими заказами. В свободное от строительства время они помогают населению. Для одиноких есть общежитие, здесь организовано и питание.

    С помощью этой организации многие люди обрели истинную веру и заняли достойное место в обществе. Мечеть и организация при ней помогают обездоленным найти своё место в обществе, заботятся о сиротах, одиноких, беспомощных стариках. Повседневное её функционирование демонстрирует единственно верный путь преодоления отрицательных тенденций в развитии общества

    Организация занимается и вопросами обеспечения учителей и специалистов исламского центра, жильём. Раньше за зданием организации был пустырь, где располагались гаражи. Теперь эта территория в распоряжении организации. Гаражи были куплены семейными студентами университета и на месте гаражей строили дома для проживания рядом с организацией. В настоящее время в наших домах проживают более тридцати семей.

    Религиозная организация делает большой вклад в общественной жизни для сохранения межконфессионального и межнационального мира и согласия в Республике Дагестан, и этим служит укреплению государства, а также укреплению веры в нашего Создателя. За эти старания община мусульман «Бабуль Абваб» была многократно награждена благодарственными грамотами.

    Организация «Бабуль – Абваб», созданная для формирования и воспитания человеческой души, для нравственно - духовного воспитания молодежи, как мы видим, на сегодняшний день оберегает, приумножает и сохраняет традиционный ислам. Удовлетворяет духовные потребности каждого человека, укрепляет культурно – нравственные устои всего общества, приобщая те новые, молодые кадры к участию во всех общественных и культурных мероприятиях организованных государственными, общественными и религиозными организациями нашей многоконфессиональной страны, и которая на сегодняшний день стала кузницей по подготовке духовных кадров традиционного ислама для всего Дагестана.

    Также в университете уделяется большое внимание обучению и формированию вопроса отношения мужа и жены в семье, воспитания и поведения верующего человека во всех слоях общества и с представителями различных конфессий, а также разъяснению норм шариата на современном этапе развития нашего общества.

    Организацией с 2005 г. выпускается ежемесячная газета «Ислам в Южном Дагестане», которая дополняет ту большую работу формирования и развития духовного человека в наше непростое время.

    С 2011 г. начала выходить общественно – духовная газета « НАСЛЕДИЕ», цель которой показать совместную работу религиозных организаций, исламских и светских учебных заведений, общественных и молодежных организаций, советов имамов и глав администраций.

    Студенты университета активно участвуют и в дискуссиях во всемирной информационной сети – интернет. Официальные свои два сайта, личные блоги и регистрация в социальных сайтах - и это только начало.

    При центре, также открыта и туристическая фирма «Дербент – Тур», которая занимается вопросами хаджа, религиозного туризма и халял туров.

    В университете обучаются студенты с районов и городов Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Северного Азербайджана, и с разных регионов России.

    Начиная с 1999 года каждый год, ради объединения мусульман, ради распространения традиционного ислама, как религии мира, добра и для укрепления гражданского согласия в республике, исламский просветительский центр «Бабуль Абваб», в день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проводит всереспубликанский мавлид, куда приезжают гости со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.

    Духовным наставником мусульман шейхом Сиражудин Эфенди аль Хурики и его школой отреставрированы и восстановлены десятки старых разрушенных мечетей и построены много новых мечетей в разных уголках Южного Дагестана. Устаз всегда был в курсе того, как идут дела на стройках новых мечетей, как ремонтируются старые, постоянно лично посещал объекты, следил за работой мастеров, знал, на каком объекте возникала нужда в стройматериалах, где нужен цемент, где не хватает досок, где исчерпаны запасы песка. И он поспевал обеспечить необходимыми материалами все стройки.