• От имени павших. До сих пор не совсем понимаю, до сих пор не совсем понимаю О малоизвестной странице истории войны

    До сих пор не совсем понимаю,

    Как же я, и худа, и мала,

    Сквозь пожары к победному Маю

    В кирзачах стопудовых дошла.

    И откуда взялось столько силы

    Даже в самых слабейших из нас?..

    Что гадать! — Был и есть у России

    Вечной прочности вечный запас.

    В этот день захотелось дать подборку знаменитых стихотворений Юлии Владимировны Друниной .

    После начала Великой Отечественной, прибавив себе год (во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась 10 мая 1924 года), шестнадцатилетняя Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Российское общество Красного Креста), работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авиа налётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.

    Оказавшись снова в Москве осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь, в Заводоуковск, Тюменской области. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжёлобольного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС).

    Через некоторое время девушкам — младшим авиаспециалистам — объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной невыносимой. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, всё-таки направят в действующую армию, она спешно нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

    По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых сильных своих стихотворений «Зинка».

    Мы легли у разбитой ели,

    Ждем, когда же начнет светлеть.

    Под шинелью вдвоем теплее

    На продрогшей, сырой земле.

    — Знаешь, Юлька, я против грусти,

    Но сегодня она не в счет.

    Где-то в яблочном захолустье

    Мама, мамка моя живет.

    У тебя есть друзья, любимый,

    У меня лишь она одна.

    За порогом бурлит весна.

    Старой кажется: каждый кустик

    Беспокойную дочку ждет.

    Знаешь, Юлька, я против грусти,

    Но сегодня она не в счет…

    Отогрелись мы еле-еле,

    Вдруг нежданный приказ: «Вперед!»

    Снова рядом в сырой шинели

    Светлокосый солдат идет.

    С каждым днем становилось горше,

    Шли без митингов и знамен.

    В окруженье попал под Оршей

    Наш потрепанный батальон.

    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам,

    Через смертные рубежи.

    Мы не ждали посмертной славы,

    Мы хотели со славой жить.

    …Почему же в бинтах кровавых

    Светлокосый солдат лежит?

    Ее тело своей шинелью

    Укрывала я, зубы сжав,

    Белорусские ветры пели

    О рязанских глухих садах.

    — Знаешь, Зинка, я против грусти,

    Но сегодня она не в счет.

    Где-то в яблочном захолустье

    Мама, мамка твоя живет.

    У меня есть друзья, любимый,

    У нее ты была одна.

    Пахнет в хате квашней и дымом,

    За порогом бурлит весна.

    И старушка в цветастом платье

    У иконы свечу зажгла.

    Я не знаю, как написать ей,

    Чтоб тебя она не ждала…

    В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз наяву. И тысячу — во сне.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот ничего не знает о войне.

    После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно — её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. Её признали годной к строевой службе.

    Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».

    Поэт Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, она говорила: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

    Я порою себя ощущаю связной

    Между теми, кто жив

    И кто отнят войной.

    И хотя пятилетки бегут

    Торопясь,

    Все тесней эта связь,

    Все прочней эта связь.

    Я — связная.

    Пусть грохот сражения стих:

    Донесеньем из боя

    Остался мой стих —

    Из котлов окружений,

    Пропастей поражений

    И с великих плацдармов

    Победных сражений.

    Я — связная.

    Бреду в партизанском лесу,

    От живых

    Донесенье погибшим несу:

    «Нет, ничто не забыто,

    Нет, никто не забыт,

    Даже тот,

    Кто в безвестной могиле лежит".

    С днём защитников Родины!

    Было такое время, когда издевались над теми, кто носит погоны, и офицеры стрелялись от унижения и нищеты по 500 человек в год. Людям верится, что сегодня у нас сильная нормальная армия, где служат те, кто знает, что государство их не бросит, а уж они честно послужат Отечеству.

    Хотя, конечно, хватает горечи и боли.

    Наши люди верят, что армия их всегда защитит.

    День Воина — это праздник всех, кто причастен к войскам, от верховного до рядового, но и праздник всей страны, которой почти всю свою историю приходилось сражаться, чтобы быть.

    В этот мужской праздник давайте перечитаем прекрасную и смелую Юлию Друнину.

    И откуда

    Вдруг берутся силы

    В час, когда

    В душе черным-черно?..

    Если б я

    Была не дочь России,

    Опустила руки бы давно,

    Опустила руки

    В сорок первом.

    Помнишь?

    Заградительные рвы,

    Словно обнажившиеся нервы,

    Зазмеились около Москвы.

    Похоронки, Раны, Пепелища…

    Память,

    Душу мне

    Войной не рви,

    Только времени

    Не знаю чище

    И острее

    К Родине любви.

    Лишь любовь

    Давала людям силы

    Посреди ревущего огня.

    Если б я

    Не верила в Россию,

    То она

    Не верила б в меня.

    БИНТЫ

    Глаза бойца слезами налиты,

    Лежит он, напружиненный и белый,

    А я должна приросшие бинты

    С него сорвать одним движеньем смелым.

    Одним движеньем — так учили нас.

    Одним движеньем — только в этом жалость…

    Но встретившись со взглядом страшных глаз,

    Я на движенье это не решалась.

    На бинт я щедро перекись лила,

    Стараясь отмочить его без боли.

    А фельдшерица становилась зла

    И повторяла: «Горе мне с тобою!

    Так с каждым церемониться — беда.

    Да и ему лишь прибавляешь муки".

    Но раненые метили всегда

    Попасть в мои медлительные руки.

    Не надо рвать приросшие бинты,

    Когда их можно снять почти без боли.

    Я это поняла, поймешь и ты…

    Как жалко, что науке доброты

    Нельзя по книжкам научиться в школе!

    ТЫ ВЕРНЁШЬСЯ

    Машенька, связистка, умирала

    На руках беспомощных моих.

    А в окопе пахло снегом талым,

    И налет артиллерийский стих.

    Из санроты не было повозки,

    Чью-то мать наш фельдшер величал.

    …О, погон измятые полоски

    На худых девчоночьих плечах!

    И лицо — родное, восковое,

    Под чалмой намокшего бинта!..

    Прошипел снаряд над головою,

    Черный столб взметнулся у куста…

    Девочка в шинели уходила

    От войны, от жизни, от меня.

    Снова рыть в безмолвии могилу,

    Комьями замерзшими звеня…

    Подожди меня немного, Маша!

    Мне ведь тоже уцелеть навряд…

    Поклялась тогда я дружбой нашей:

    Если только возвращусь назад,

    Если это совершится чудо,

    То до смерти, до последних дней,

    Стану я всегда, везде и всюду

    Болью строк напоминать о ней —

    Девочке, что тихо умирала

    На руках беспомощных моих.

    И запахнет фронтом — снегом талым,

    Кровью и пожарами мой стих.

    Только мы — однополчане павших,

    Их, безмолвных, воскресить вольны.

    Я не дам тебе исчезнуть, Маша, —

    Песней возвратишься ты с войны!

    БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

    Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

    Рассказ мой о сверстницах был…

    Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —

    В глубокий забросили тыл.

    Когда они прыгали вниз с самолета

    В январском продрогшем Крыму,

    «Ой, мамочка!» — тоненько выдохнул кто-то

    В пустую свистящую тьму.

    Не смог побелевший пилот почему-то

    Сознанье вины превозмочь…

    А три парашюта, а три парашюта

    Оставшихся ливня укрыла завеса,

    И несколько суток подряд

    В тревожной пустыне враждебного леса

    Они свой искали отряд.

    Случалось потом с партизанками всяко:

    Порою в крови и пыли

    Ползли на опухших коленях в атаку —

    От голода встать не могли.

    И я понимаю, что в эти минуты

    Могла партизанкам помочь

    Лишь память о девушках, чьи парашюты

    Совсем не раскрылись в ту ночь…

    Бессмысленной гибели нету на свете —

    Сквозь годы, сквозь тучи беды

    Поныне подругам, что выжили, светят

    Три тихо сгоревших звезды…

    КОМБАТ

    Когда, забыв присягу, повернули

    В бою два автоматчика назад,

    Догнали их две маленькие пули —

    Всегда стрелял без промаха комбат.

    Упали парни, ткнувшись в землю грудью,

    А он, шатаясь, побежал вперед.

    За этих двух его лишь тот осудит,

    Кто никогда не шел на пулемет.

    Потом в землянке полкового штаба,

    Бумаги молча взяв у старшины,

    Писал комбат двум бедным русским бабам,

    Что… смертью храбрых пали их сыны.

    И сотни раз письмо читала людям

    В глухой деревне плачущая мать.

    За эту ложь комбата кто осудит?

    Никто его не смеет осуждать!

    ***

    На носилках, около сарая,

    На краю отбитого села,

    Санитарка шепчет, умирая:

    — Я еще, ребята, не жила…

    И бойцы вокруг нее толпятся

    И не могут ей в глаза смотреть:

    Восемнадцать — это восемнадцать,

    Но ко всем неумолима смерть…

    Через много лет в глазах любимой,

    Что в его глаза устремлены,

    Отблеск зарев, колыханье дыма

    Вдруг увидит ветеран войны.

    Вздрогнет он и отойдет к окошку,

    Закурить пытаясь на ходу.

    Подожди его, жена, немножко —

    В сорок первом он сейчас году.

    Там, где возле черного сарая,

    На краю отбитого села,

    Девочка лепечет, умирая:

    — Я еще, ребята, не жила…

    ***

    Я принесла домой с фронтов России

    Веселое презрение к тряпью —

    Как норковую шубку, я носила

    Шинельку обгоревшую свою.

    Пусть на локтях топорщились заплаты,

    Пусть сапоги протерлись — не беда!

    Такой нарядной и такой богатой

    Я позже не бывала никогда…

    ЁЛКА

    На втором Белорусском еще продолжалось затишье,

    Шел к закату короткий последний декабрьский день.

    Сухарями в землянке хрустели голодные мыши,

    Прибежавшие к нам из сожженных дотла деревень.

    Новогоднюю ночь третий раз я на фронте встречала.

    Показалось — конца не предвидится этой войне.

    Захотелось домой, поняла, что смертельно устала.

    (Виновато затишье — совсем не до грусти в огне!)

    Показалась могилой землянка в четыре наката.

    Умирала печурка. Под ватник забрался мороз…

    Тут влетели со смехом из ротной разведки ребята:

    — Почему ты одна? И чего ты повесила нос?

    Вышла с ними на волю, на злой ветерок из землянки.

    Посмотрела на небо — ракета ль сгорела, звезда?

    Прогревая моторы, ревели немецкие танки,

    Иногда минометы палили незнамо куда.

    А когда с полутьмой я освоилась мало-помалу,

    То застыла не веря: пожарами освещена

    Горделиво и скромно красавица елка стояла!

    И откуда взялась среди чистого поля она?

    Не игрушки на ней, а натертые гильзы блестели,

    Между банок с тушенкой трофейный висел шоколад…

    Рукавицею трогая лапы замерзшие ели,

    Я сквозь слезы смотрела на сразу притихших ребят.

    Дорогие мои д`артаньяны из ротной разведки!

    Я люблю вас! И буду любить вас до смерти, всю жизнь!

    Я зарылась лицом в эти детством пропахшие ветки…

    Вдруг обвал артналета и чья-то команда: «Ложись!»

    Контратака! Пробил санитарную сумку осколок,

    Я бинтую ребят на взбесившемся черном снегу…

    Сколько было потом новогодних сверкающих елок!

    Их забыла, а эту забыть не могу…

    ОТ ИМЕНИ ПАВШИХ

    Сегодня на трибуне мы — поэты,

    Которые убиты на войне,

    Обнявшие со стоном землю где-то

    В своей ли, в зарубежной стороне.

    Читают нас друзья-однополчане,

    Сединами они убелены.

    Но перед залом, замершим в молчанье,

    Мы — парни, не пришедшие с войны.

    Слепят «юпитеры», а нам неловко —

    Мы в мокрой глине с головы до ног.

    В окопной глине каска и винтовка,

    В проклятой глине тощий вещмешок.

    Простите, что ворвалось с нами пламя,

    Что еле-еле видно нас в дыму,

    И не считайте, будто перед нами

    Вы вроде виноваты, — ни к чему.

    Ах, ратный труд — опасная работа,

    Не всех ведет счастливая звезда.

    Всегда с войны домой приходит кто-то,

    А кто-то не приходит никогда.

    Вас только краем опалило пламя,

    То пламя, что не пощадило нас.

    Но если б поменялись мы местами,

    То в этот вечер, в этот самый час,

    Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,

    Губами, что вдруг сделались сухи,

    Мы, чудом уцелевшие солдаты,

    Читали б ваши юные стихи.

    ***

    Пожилых не помню на войне,

    Я уже не говорю про старых.

    Правда, вспоминаю, как во сне,

    О сорокалетних санитарах.

    Мне они, в мои семнадцать лет,

    Виделись замшелыми дедками.

    «Им, конечно, воевать не след, —

    В блиндаже шушукались с годками. -

    Да еще в таких преклонных летах!"

    Что ж, годки, давайте помянем

    Наших «дедов», пулями отпетых.

    И в крутые, злые наши дни

    Поглядим на тех, кому семнадцать.

    Братцы, понимают ли они,

    Как теперь нам тяжело сражаться? —

    Побинтуй, поползай под огнем,

    Да еще в таких преклонных летах!..

    Мой передний край —

    Всю жизнь на нем

    Быть тому, кто числится в поэтах.

    Вечно будет жизнь давать под дых,

    Вечно будем вспыхивать, как порох.

    Нынче щеголяют в «молодых»

    Те, кому уже давно за сорок.

    ***

    Нет, это не заслуга, а удача

    Стать девушке солдатом на войне.

    Когда б сложилась жизнь моя иначе,

    Как в День Победы стыдно было б мне!

    С восторгом нас, девчонок, не встречали:

    Нас гнал домой охрипший военком.

    Так было в сорок первом. А медали

    И прочие регалии потом…

    Смотрю назад, в продымленные дали:

    Нет, не заслугой в тот зловещий год,

    А высшей честью школьницы считали

    Возможность умереть за свой народ.

    ***

    Качается рожь несжатая.

    Шагают бойцы по ней.

    Шагаем и мы — девчата,

    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты —

    То юность моя в огне…

    Идут по войне девчата,

    Похожие на парней.

    ***

    Целовались.

    Плакали

    И пели.

    Шли в штыки.

    И прямо на бегу

    Девочка в заштопанной шинели

    Разбросала руки на снегу.

    Мама! Мама!

    Я дошла до цели…

    Но в степи, на волжском берегу,

    Девочка в заштопанной шинели

    Разбросала руки на снегу.

    ***

    Мне близки армейские законы,

    Я недаром принесла с войны

    Полевые мятые погоны

    С буквой «Т» — отличьем старшины.

    Я была по-фронтовому резкой,

    Как солдат, шагала напролом,

    Там, где надо б тоненькой стамеской,

    Действовала грубым топором.

    Мною дров наломано немало,

    Но одной вины не признаю:

    Никогда друзей не предавала —

    Научилась верности в бою.

    ***

    Кто-то плачет, кто-то злобно стонет,

    Кто-то очень-очень мало жил…

    На мои замерзшие ладони

    голову товарищ положил.

    Так спокойны пыльные ресницы,

    А вокруг нерусские поля…

    Спи, земляк, и пусть тебе приснится

    Город наш и девушка твоя.

    Может быть в землянке после боя

    На колени теплые ее

    Прилегло кудрявой головою

    Счастье беспокойное мое.

    ***

    За утратою — утрата,

    Гаснут сверстники мои.

    Бьет по нашему квадрату,

    Хоть давно прошли бои.

    Что же делать? —

    Вжавшись в землю,

    Тело бренное беречь?

    Нет, такого не приемлю,

    Не об этом вовсе речь.

    Кто осилил сорок первый,

    Будет драться до конца.

    Ах обугленные нервы,

    Обожженные сердца!..

    Только вдумайся, вслушайся
    В имя "Россия"!
    В нем и росы, и синь,
    И сиянье, и сила.
    Я бы только одно у судьбы попросила -
    Чтобы снова враги не пошли на Россию...

    ***
    Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем «Россия»,
    Не могла сыскать.


    ***
    Худенькой, нескладной недотрогой
    Я пришла в окопные края,
    И была застенчивой и строгой
    Полковая молодость моя.

    На дорогах родины осенней
    Нас с тобой связали навсегда
    Судорожный петли окружений,
    Отданые с кровью города.

    Если ж я солгу тебе по-женски,
    Грубо и беспомомощно солгу,
    Лишь напомни зарево Смоленска,
    Лишь напомни ночи на снегу.

    ТЫ ДОЛЖНА!

    Побледнев,
    Стиснув зубы до хруста,
    От родного окопа
    Одна
    Ты должна оторваться,
    И бруствер
    Проскочить под обстрелом
    Должна.
    Ты должна.
    Хоть вернешься едва ли,
    Хоть "Не смей!"
    Повторяет комбат.
    Даже танки
    (Они же из стали!)
    В трех шагах от окопа
    Горят.
    Ты должна.
    Ведь нельзя притворяться
    Перед собой,
    Что не слышишь в ночи,
    Как почти безнадежно
    "Сестрица!"
    Кто-то там,
    Под обстрелом, кричит...

    Качается рожь несжатая.
    Шагают бойцы по ней.
    Шагаем и мы - девчата,
    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты -
    То юность моя в огне...
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.

    Я столько раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу - во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    1943

    На носилках, около сарая,
    На краю отбитого села,
    Санитарка шепчет, умирая:
    - Я еще, ребята, не жила...

    И бойцы вокруг нее толпятся
    И не могут ей в глаза смотреть:
    Восемнадцать - это восемнадцать,
    Но ко всем неумолима смерть...

    Через много лет в глазах любимой,
    Что в его глаза устремлены,
    Отблеск зарев, колыханье дыма
    Вдруг увидит ветеран войны.

    Вздрогнет он и отойдет к окошку,
    Закурить пытаясь на ходу.
    Подожди его, жена, немножко -
    В сорок первом он сейчас году.

    Там, где возле черного сарая,
    На краю отбитого села,
    Девочка лепечет, умирая:
    - Я еще, ребята, не жила...

    КОМБАТ

    Когда, забыв присягу, повернули
    В бою два автоматчика назад,
    Догнали их две маленькие пули -
    Всегда стрелял без промаха комбат.

    Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
    А он, шатаясь, побежал вперед.
    За этих двух его лишь тот осудит,
    Кто никогда не шел на пулемет.

    Потом в землянке полкового штаба,
    Бумаги молча взяв у старшины,
    Писал комбат двум бедным русским бабам,
    Что... смертью храбрых пали их сыны.

    И сотни раз письмо читала людям
    В глухой деревне плачущая мать.
    За эту ложь комбата кто осудит?
    Никто его не смеет осуждать!

    БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

    Хочу,чтоб как можно спокойней и суше
    Рассказ мой о сверстницах был...
    Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -
    В глубокий забросили тыл.

    Когда они прыгали вниз с самолета
    В январском продрогшем Крыму,
    "Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то
    В пустую свистящую тьму.

    Не смог побелевший пилот почему-то
    Сознанье вины превозмочь...
    А три парашюта, а три парашюта

    Оставшихся ливня укрыла завеса,
    И несколько суток подряд
    В тревожной пустыне враждебного леса
    Они свой искали отряд.

    Случалось потом с партизанками всяко:
    Порою в крови и пыли
    Ползли на опухших коленях в атаку -
    От голода встать не могли.

    И я понимаю, что в эти минуты
    Могла партизанкам помочь
    Лишь память о девушках, чьи парашюты
    Совсем не раскрылись в ту ночь...

    Бессмысленной гибели нету на свете -
    Сквозь годы, сквозь тучи беды
    Поныне подругам, что выжили, светят
    Три тихо сгоревших звезды...

    ТЫ ВЕРНЕШЬСЯ

    Машенька, связистка, умирала
    На руках беспомощных моих.
    А в окопе пахло снегом талым,
    И налет артиллерийский стих.
    Из санроты не было повозки,
    Чью-то мать наш фельдшер величал.

    ...О, погон измятые полоски
    На худых девчоночьих плечах!
    И лицо - родное, восковое,
    Под чалмой намокшего бинта!..

    Прошипел снаряд над головою,
    Черный столб взметнулся у куста...

    Девочка в шинели уходила
    От войны, от жизни, от меня.
    Снова рыть в безмолвии могилу,
    Комьями замерзшими звеня...

    Подожди меня немного, Маша!
    Мне ведь тоже уцелеть навряд...

    Поклялась тогда я дружбой нашей:
    Если только возвращусь назад,
    Если это совершится чудо,
    То до смерти, до последних дней,
    Стану я всегда, везде и всюду
    Болью строк напоминать о ней -
    Девочке, что тихо умирала
    На руках беспомощных моих.

    И запахнет фронтом - снегом талым,
    Кровью и пожарами мой стих.

    Только мы - однополчане павших,
    Их, безмолвных, воскресить вольны.
    Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -
    Песней возвратишься ты с войны!

    БИНТЫ

    Глаза бойца слезами налиты,
    Лежит он, напружиненный и белый,
    А я должна приросшие бинты
    С него сорвать одним движеньем смелым.
    Одним движеньем - так учили нас.
    Одним движеньем - только в этом жалость...
    Но встретившись со взглядом страшных глаз,
    Я на движенье это не решалась.
    На бинт я щедро перекись лила,
    Стараясь отмочить его без боли.
    А фельдшерица становилась зла
    И повторяла: "Горе мне с тобою!
    Так с каждым церемониться - беда.
    Да и ему лишь прибавляешь муки".
    Но раненые метили всегда
    Попасть в мои медлительные руки.

    Не надо рвать приросшие бинты,
    Когда их можно снять почти без боли.
    Я это поняла, поймешь и ты...
    Как жалко, что науке доброты
    Нельзя по книжкам научиться в школе!

    ЕЛКА

    На втором Белорусском еще продолжалось затишье,
    Шел к закату короткий последний декабрьский день.
    Сухарями в землянке хрустели голодные мыши,
    Прибежавшие к нам из сожженных дотла деревень.

    Новогоднюю ночь третий раз я на фронте встречала.
    Показалось - конца не предвидится этой войне.
    Захотелось домой, поняла, что смертельно устала.
    (Виновато затишье - совсем не до грусти в огне!)

    Вышла с ними на волю, на злой ветерок из землянки.
    Посмотрела на небо - ракета ль сгорела, звезда?
    Прогревая моторы, ревели немецкие танки,
    Иногда минометы палили незнамо куда.

    А когда с полутьмой я освоилась мало-помалу,
    То застыла не веря: пожарами освещена
    Горделиво и скромно красавица елка стояла!
    И откуда взялась среди чистого поля она?

    Не игрушки на ней, а натертые гильзы блестели,
    Между банок с тушенкой трофейный висел шоколад...
    Рукавицею трогая лапы замерзшие ели,
    Я сквозь слезы смотрела на сразу притихших ребят.

    Дорогие мои д`артаньяны из ротной разведки!
    Я люблю вас! И буду любить вас до смерти,
    всю жизнь!
    Я зарылась лицом в эти детством пропахшие ветки...
    Вдруг обвал артналета и чья-то команда: "Ложись!"

    Контратака! Пробил санитарную сумку осколок,
    Я бинтую ребят на взбесившемся черном снегу...

    Сколько было потом новогодних сверкающих елок!
    Их забыла, а эту забыть не могу...

    Кто-то плачет, кто-то злобно стонет,
    Кто-то очень-очень мало жил...
    На мои замерзшие ладони голову товарищ положил.
    Так спокойны пыльные ресницы,
    А вокруг нерусские поля...
    Спи, земляк, и пусть тебе приснится
    Город наш и девушка твоя.
    Может быть в землянке после боя
    На колени теплые ее
    Прилегло кудрявой головою
    Счастье беспокойное мое.

    ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    Дополз до меня связной -
    На перевязи рука:
    "Приказано в шесть ноль-ноль
    Явиться вам в штаб полка".

    Подтянут, широкоскул,
    В пугающей тишине
    Полковник в штабном лесу
    Вручил "За отвагу" мне.

    То было сто лет назад...
    Могла ль увидать в тот час
    Высокий парадный зал,
    Сверкавший от люстр и глаз.

    Могло ли в окопном сне
    Когда-то присниться мне?
    Ничто не забудут, нет!
    Присниться, что ордена
    Солдатам своим страна
    Вручит через сорок лет?
    Что вспомню я в этот миг
    "За Родину!" хриплый крик?..

    Целовались.
    Плакали
    И пели.
    Шли в штыки.
    И прямо на бегу
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу.

    Мама!
    Мама!
    Я дошла до цели...
    Но в степи, на волжском берегу,
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу.

    ЗИНКА

    Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

    1.
    Мы легли у разбитой ели,
    Ждем, когда же начнет светлеть.
    Под шинелью вдвоем теплее
    На продрогшей, сырой земле.
    - Знаешь, Юлька, я против грусти,
    Но сегодня она не в счет.
    Где-то в яблочном захолустье
    Мама, мамка моя живет.
    У тебя есть друзья, любимый,
    У меня лишь она одна.

    За порогом бурлит весна.
    Старой кажется: каждый кустик
    Беспокойную дочку ждет.
    Знаешь, Юлька, я против грусти,
    Но сегодня она не в счет...
    Отогрелись мы еле-еле,
    Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
    Снова рядом в сырой шинели
    Светлокосый солдат идет.

    2.
    С каждым днем становилось горше,
    Шли без митингов и знамен.
    В окруженье попал под Оршей
    Наш потрепанный батальон.
    Зинка нас повела в атаку,
    Мы пробились по черной ржи,
    По воронкам и буеракам,
    Через смертные рубежи.
    Мы не ждали посмертной славы,
    Мы хотели со славой жить.
    ...Почему же в бинтах кровавых
    Светлокосый солдат лежит?
    Ее тело своей шинелью
    Укрывала я, зубы сжав,
    Белорусские ветры пели
    О рязанских глухих садах.

    3.
    - Знаешь, Зинка, я против грусти,
    Но сегодня она не в счет.
    Где-то в яблочном захолустье
    Мама, мамка твоя живет.
    У меня есть друзья, любимый,
    У нее ты была одна.
    Пахнет в хате квашней и дымом,
    За порогом бурлит весна.
    И старушка в цветастом платье
    У иконы свечу зажгла.
    Я не знаю, как написать ей,
    Чтоб тебя она не ждала...

    * * *
    Не знаю, где я нежности училась,-
    Об этом не расспрашивай меня.
    Растут в степи солдатские могилы,
    Идет в шинели молодость моя.

    В моих глазах - обугленные трубы.
    Пожары полыхают на Руси.
    И снова
    нецелованные губы
    Израненный парнишка закусил.

    Нет!
    Мы с тобой узнали не по сводкам
    Большого отступления страду.
    Опять в огонь рванулись самоходки,
    Я на броню вскочила на ходу.

    А вечером
    над братскою могилой
    С опущенной стояла головой...
    Не знаю, где я нежности училась, -
    Быть может, на дороге фронтовой...

    * * *
    И откуда
    Вдруг берутся силы
    В час, когда
    В душе черным-черно?..
    Если б я
    Была не дочь России,
    Опустила руки бы давно,
    Опустила руки
    В сорок первом.
    Помнишь?
    Заградительные рвы,
    Словно обнажившиеся нервы,
    Зазмеились около Москвы.
    Похоронки,
    Раны,
    Пепелища...
    Память,
    Душу мне
    Войной не рви,
    Только времени
    Не знаю чище
    И острее
    К Родине любви.
    Лишь любовь
    Давала людям силы
    Посреди ревущего огня.
    Если б я
    Не верила в Россию,
    То она
    Не верила б в меня.

    * * *
    Я порою себя ощущаю связной
    Между теми, кто жив
    И кто отнят войной.
    И хотя пятилетки бегут
    Торопясь,
    Все тесней эта связь,
    Все прочней эта связь.

    Я -- связная.
    Пусть грохот сражения стих:
    Донесеньем из боя
    Остался мой стих --
    Из котлов окружений,
    Пропастей поражений
    И с великих плацдармов
    Победных сражений.

    Я -- связная.
    Бреду в партизанском лесу,
    От живых
    Донесенье погибшим несу:
    "Нет, ничто не забыто,
    Нет, никто не забыт,
    Даже тот,
    Кто в безвестной могиле лежит".

    ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

    До сих пор не совсем понимаю,
    Как же я, и худа, и мала,
    Сквозь пожары к победному Маю
    В кирзачах стопудовых дошла.

    И откуда взялось столько силы
    Даже в самых слабейших из нас?..
    Что гадать!-- Был и есть у России
    Вечной прочности вечный запас.

    * * *
    Я принесла домой с фронтов России
    Веселое презрение к тряпью -
    Как норковую шубку, я носила
    Шинельку обгоревшую свою.

    Пусть на локтях топорщились заплаты,
    Пусть сапоги протерлись - не беда!
    Такой нарядной и такой богатой
    Я позже не бывала никогда...

    Я была по-фронтовому резкой,
    Как солдат, шагала напролом,
    Там, где надо б тоненькой стамеской,
    Действовала грубым топором.

    Мною дров наломано немало,
    Но одной вины не признаю:
    Никогда друзей не предавала -
    Научилась верности в бою.


    * * *
    Пожилых не помню на войне,
    Я уже не говорю про старых.
    Правда, вспоминаю, как во сне,
    О сорокалетних санитарах.
    Мне они, в мои семнадцать лет,
    Виделись замшелыми дедками.
    "Им, конечно, воевать не след, --
    В блиндаже шушукались с годками.--
    Побинтуй, поползай под огнем,
    Да еще в таких преклонных летах!"

    Что ж, годки, давайте помянем
    Наших "дедов", пулями отпетых.
    И в крутые, злые наши дни
    Поглядим на тех, кому семнадцать.
    Братцы, понимают ли они,
    Как теперь нам тяжело сражаться?--
    Побинтуй, поползай под огнем,
    Да еще в таких преклонных летах!..
    Мой передний край --
    Всю жизнь на нем
    Быть тому, кто числится в поэтах.
    Вечно будет жизнь давать под дых,
    Вечно будем вспыхивать, как порох.

    Нынче щеголяют в "молодых"
    Те, кому уже давно за сорок.

    ОТ ИМЕНИ ПАВШИХ

    (На вечере поэтов, погибших на войне)

    Сегодня на трибуне мы -- поэты,
    Которые убиты на войне,
    Обнявшие со стоном землю где-то
    В свей ли, в зарубежной стороне.
    Читают нас друзья-однополчане,
    Сединами они убелены.
    Но перед залом, замершим в молчанье,
    Мы -- парни, не пришедшие с войны.
    Слепят "юпитеры", а нам неловко --
    Мы в мокрой глине с головы до ног.
    В окопной глине каска и винтовка,
    В проклятой глине тощий вещмешок.
    Простите, что ворвалось с нами пламя,
    Что еле-еле видно нас в дыму,
    И не считайте, будто перед нами
    Вы вроде виноваты, -- ни к чему.
    Ах, ратный труд -- опасная работа,
    Не всех ведет счастливая звезда.
    Всегда с войны домой приходит кто-то,
    А кто-то не приходит никогда.
    Вас только краем опалило пламя,
    То пламя, что не пощадило нас.
    Но если б поменялись мы местами,
    То в этот вечер, в этот самый час,
    Бледнея, с горлом, судорогой сжатым,
    Губами, что вдруг сделались сухи,
    Мы, чудом уцелевшие солдаты,
    Читали б ваши юные стихи.

    За утратою - утрата,
    Гаснут сверстники мои.
    Бьет по нашему квадрату,
    Хоть давно прошли бои.

    Что же делать?-
    Вжавшись в землю,
    Тело бренное беречь?
    Нет, такого не приемлю,
    Не об этом вовсе речь.

    Кто осилил сорок первый,
    Будет драться до конца.
    Ах обугленные нервы,
    Обожженные сердца!..

    ***
    Я признаться, сберечь не сумела шинели -
    На пальто перешили служивую мне.
    Было трудное время. К тому же хотели
    Мы скорее забыть о войне.

    Я пальто из шинели давно износила,
    Подарила я дочке с пилотки звезду.
    Но коль сердце моё тебе нужно, Россия,
    Ты возьми его как в сорок первом году!


    Фото Юлия Друнина. 1944г.
    ...Школьным вечером,
    Хмурым летом,
    Бросив книги и карандаш,
    Встала девочка с парты этой
    И шагнула в сырой блиндаж...

    Глаза бойца слезами налиты,
    Лежит он, напружиненный и белый,
    А я должна приросшие бинты
    С него сорвать одним движеньем смелым.
    Одним движеньем - так учили нас.
    Одним движеньем - только в этом жалость...
    Но встретившись со взглядом страшных глаз,
    Я на движенье это не решалась.
    На бинт я щедро перекись лила,
    Стараясь отмочить его без боли.
    А фельдшерица становилась зла
    И повторяла: "Горе мне с тобою!
    Так с каждым церемониться - беда.
    Да и ему лишь прибавляешь муки".
    Но раненые метили всегда
    Попасть в мои медлительные руки.

    Не надо рвать приросшие бинты,
    Когда их можно снять почти без боли.
    Я это поняла, поймешь и ты...
    Как жалко, что науке доброты
    Нельзя по книжкам научиться в школе!

    Это первое стихотворение, которое я прочитала у Друниной.
    Школьные годы. Подготовка к вечеру, посвященному 9 Мая. Нужно было найти стихи для выступления. Встретила стихи "Бинты". Случайно. В таких случаях говорят: "Они сами нашли меня". Конечно же, стала читать подборку стихов дальше. Не могла оторваться. Стихи на военную тематику. Вот когда прошли через сердце слова: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Затем уже были стихи о любви, о человеческих отношениях. Краткие, но в строчки вкладывается столько смысла.
    Светлая память им, всем, прошедшим войну. Они, действительно-святые люди. Хотя сами они утверждают, что просто защищали Родину. И еще говорят, что это была их жизнь, пусть и на войне, но ЖИЗНЬ - с Любовью, Дружбой. Она, жизнь, не была грустной, трагической, а яркой, искрометной. НАСТОЯЩЕЙ.

    * * *
    Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем «Россия»,
    Никогда я не могла сыскать.

    * * *
    И потому, наверное, дороже,
    Чем ты, ценю я радость тишины
    И каждый новый день, что мною прожит.

    Я родом не из детства - из войны.
    Раз, пробираясь партизанской тропкой,
    Я поняла навек, что мы должны
    Быть добрыми к любой травинке робкой.

    Я родом не из детства - из войны.
    И, может, потому незащищённей:
    Сердца фронтовиков обожжены,
    А у тебя - шершавые ладони.

    Я родом не из детства - из войны.
    Прости меня - в том нет моей вины...

    Памятник "Сестричка"
    ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

    До сих пор не совсем понимаю,
    Как же я, и худа, и мала,
    Сквозь пожары к победному Маю
    В кирзачах стопудовых дошла.

    И откуда взялось столько силы
    Даже в самых слабейших из нас?..
    Что гадать!-- Был и есть у России
    Вечной прочности вечный запас.

    ***
    На носилках, около сарая,
    На краю отбитого села,
    Санитарка шепчет, умирая:
    - Я еще, ребята, не жила...

    И бойцы вокруг нее толпятся
    И не могут ей в глаза смотреть:
    Восемнадцать - это восемнадцать,
    Но ко всем неумолима смерть...

    Через много лет в глазах любимой,
    Что в его глаза устремлены,
    Отблеск зарев, колыханье дыма
    Вдруг увидит ветеран войны.

    Вздрогнет он и отойдет к окошку,
    Закурить пытаясь на ходу.
    Подожди его, жена, немножко -
    В сорок первом он сейчас году.

    Там, где возле черного сарая,
    На краю отбитого села,
    Девочка лепечет, умирая:
    - Я еще, ребята, не жила...

    Самое известное стихотворение Юлии Друниной.
    ***
    Я столько раз видала рукопашный,
    Раз наяву. И тысячу - во сне.
    Кто говорит, что на войне не страшно,
    Тот ничего не знает о войне.
    1943


    КОМБАТ

    Когда, забыв присягу, повернули
    В бою два автоматчика назад,
    Догнали их две маленькие пули -
    Всегда стрелял без промаха комбат.

    Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
    А он, шатаясь, побежал вперед.
    За этих двух его лишь тот осудит,
    Кто никогда не шел на пулемет.

    Потом в землянке полкового штаба,
    Бумаги молча взяв у старшины,
    Писал комбат двум бедным русским бабам,
    Что... смертью храбрых пали их сыны.

    И сотни раз письмо читала людям
    В глухой деревне плачущая мать.
    За эту ложь комбата кто осудит?
    Никто его не смеет осуждать!

    ***
    Целовались.
    Плакали
    И пели.
    Шли в штыки.
    И прямо на бегу
    Разбросала руки на снегу.

    Мама!
    Мама!
    Я дошла до цели...
    Но в степи, на волжском берегу,
    Девочка в заштопанной шинели
    Разбросала руки на снегу.

    * * *
    Кто-то плачет, кто-то злобно стонет,
    Кто-то очень-очень мало жил...
    На мои замерзшие ладони голову товарищ положил.
    Так спокойны пыльные ресницы,
    А вокруг нерусские поля...
    Спи, земляк, и пусть тебе приснится
    Город наш и девушка твоя.
    Может быть в землянке после боя
    На колени теплые ее
    Прилегло кудрявой головою
    Счастье беспокойное мое.

    ТЫ ДОЛЖНА!

    Побледнев,
    Стиснув зубы до хруста,
    От родного окопа
    Одна
    Ты должна оторваться,
    И бруствер
    Проскочить под обстрелом
    Должна.
    Ты должна.
    Хоть вернешься едва ли,
    Хоть "Не смей!"
    Повторяет комбат.
    Даже танки
    (Они же из стали!)
    В трех шагах от окопа
    Горят.
    Ты должна.
    Ведь нельзя притворяться
    Перед собой,
    Что не слышишь в ночи,
    Как почти безнадежно
    "Сестрица!"
    Кто-то там,
    Под обстрелом, кричит...

    * * *



    И прочие регалии потом...



    Качается рожь несжатая.
    Шагают бойцы по ней.
    Шагаем и мы-девчата,
    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты -
    То юность моя в огне...
    Идут по войне девчата,
    Похожие на парней.
    1942

    Я не привыкла,
    Чтоб меня жалели,
    Я тем гордилась, что среди огня
    Мужчины в окровавленных шинелях
    На помощь звали девушку -
    Меня...

    Но в этот вечер,
    Мирный, зимний, белый,
    Припоминать былое не хочу,
    И женщиной -
    Растерянной, несмелой -
    Я припадаю к твому плечу.


    ***
    И откуда
    Вдруг берутся силы
    В час, когда
    В душе черным-черно?..
    Если б я
    Была не дочь России,
    Опустила руки бы давно,
    Опустила руки
    В сорок первом.
    Помнишь?
    Заградительные рвы,
    Словно обнажившиеся нервы,
    Зазмеились около Москвы.
    Похоронки,
    Раны,
    Пепелища...
    Память,
    Душу мне
    Войной не рви,
    Только времени
    Не знаю чище
    И острее
    К Родине любви.
    Лишь любовь
    Давала людям силы
    Посреди ревущего огня.
    Если б я
    Не верила в Россию,
    То она
    Не верила б в меня.

    Два вечера.

    Мы стояли у Москвы-реки,
    Теплый ветер платьем шелестел.
    Почему-то вдруг из-под руки
    На меня ты странно посмотрел -
    Так порою на чужих глядят.
    Посмотрел и улыбнулся мне:
    - Ну, какой же из тебя солдат?
    Как была ты, право, на войне?
    Неужель спала ты на снегу,
    Автомат пристроив в головах?
    Понимаешь, просто не могу
    Я тебя представить в сапогах!..

    Я же вечер вспомнила другой:
    Минометы били, падал снег.
    И сказал мне тихо дорогой,
    На тебя похожий человек:
    - Вот, лежим и мерзнем на снегу,
    Будто и не жили в городах...
    Я тебя представить не могу
    В туфлях на высоких каблуках!..

    * * *
    Ждала тебя.
    И верила.
    И знала:
    Мне нужно верить, чтобы пережить
    Бои,
    походы,
    вечную усталость,
    Ознобные могилы-блиндажи.
    Пережила.
    И встреча под Полтавой.
    Окопный май.
    Солдатский неуют.
    В уставах незаписанное право
    На поцелуй,
    на пять моих минут.
    Минуту счастья делим на двоих,
    Пусть - артналет,
    Пусть смерть от нас -
    на волос.
    Разрыв!
    А рядом -
    нежность глаз твоих
    И ласковый йне
    срывающийся голос.
    Минуту счастья делим на двоих...


    * * *
    Нет, это не заслуга, а удача
    Стать девушке солдатом на войне.
    Когда б сложилась жизнь моя иначе,
    Как в День Победы стыдно было б мне!

    С восторгом нас, девчонок, не встречали:
    Нас гнал домой охрипший военком.
    Так было в сорок первом. А медали
    И прочие регалии потом...

    Смотрю назад, в продымленные дали:
    Нет, не заслугой в тот зловещий год,
    А высшей честью школьницы считали
    Возможность умереть за свой народ.

    Примечание.

    1. ДРУНИНА, ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА (1924–1991), русская советская поэтесса, прозаик. Родилась 10 мая 1924 в Москве в учительской семье. В 1941 добровольцем ушла на фронт (сначала в авиаполк на Дальнем Востоке, затем санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах); демобилизована после ранения.
    Стихи писала с детства, публиковала с 1945 (подборка в журнале «Знамя»); первый сборник – В солдатской шинели (1948). Фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т.п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания – основная тема этих и последующих произведений Друниной (сборники Разговор с сердцем, 1955; Современники, 1960; Тревога, 1965; Страна Юность, 1966; Ты вернешься, 1968; В двух измерениях, 1970; Не бывает любви несчастливой..., 1973; Окопная звезда, 1975; Мир под оливами, 1978, и др.). Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной (постоянный, по набору своих качеств, персонаж ее творчества – под какими бы именами она ни выступала) приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством (Московская грохочущая осень..., Трубы. Пепел еще горячий..., Кто-то бредит..., Только что пришла с передовой..., Не знаю, где я нежности училась..., и др.).
    Лирику Друниной можно назвать поэзией сестры милосердия – так много в ней, даже в строках, посвященных любовным переживаниям (поэма Ноль три, 1980; стихотворения Любовь, Не бывает любви несчастливой..., Ты – рядом, Я ушла от тебя..., Я не привыкла, чтоб меня жалели... и др.), мотивов сердечного утешения и высокой духовности.
    Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется и в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение Зинка – едва ли не лучшее в творчестве Друниной («Знаешь, Зинка, я против грусти. / Но сегодня она не в счет...») – по тональности торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как реквием, по разговорной стилистике трепетное и горькое, как прощание с близким, обращение к «светлокосому солдату», юной девушке, убитой на войне, которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье: «И старушка в цветастом платье / У иконы свечку зажгла... / Я не знаю, как написать ей, / Чтоб тебя она не ждала».
    Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть Алиска (1973), автобиографический очерк С тех вершин (1979), публицистика.
    Умерла Друнина в Москве 21 марта 1991.
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Друнина,_Юлия_Владимировна

    «Запас прочности» Юлия Друнина

    До сих пор не совсем понимаю,
    Как же я, и худа, и мала,

    В кирзачах стопудовых дошла.

    И откуда взялось столько силы

    Что гадать! — Был и есть у России
    Вечной прочности вечный запас.

    Анализ стихотворения Друниной «Запас прочности»

    «Запас прочности» входит в число ярких патриотических стихотворений Юлии Друниной. Эта короткая ода Родине, в которой смешалась гордость, любовь, признательность, восхищение страной, что выстояла и победила в ужасной мировой войне. В этом произведении поэтесса использовала интересный приём – сравнение человека и целой страны, который помогает читателю сильнее проникнуться её чувствами и тоже ощутить душевный подъём.

    Речь в «Запасе прочности» идёт от первого лица. По всей видимости, после войны прошло уже много лет, и повзрослевшая, умудрённая жизнью героиня, от чьего лица говорит Юлия Владимировна, размышляет о тех силах, которые помогли ей не только не выжить во время изнурительных боёв и длительных переходов, но и не пасть духом. Она говорит о себе:
    Как же я, и худа, и мала,
    Сквозь пожары к победному Маю
    В кирзачах стопудовых дошла.

    Действительно, Юлия Друнина прослужила на фронте немало времени, натерпелась сама и видела страдания тысяч других людей, испытала множество тягот. При этом, как многие её неравнодушные современники и современницы, будучи слишком молодой, чтобы отправиться на фронт, приписала себе возраст в документах. Она на самом деле была худенькой девушкой небольшого роста, но с достоинством и честью перенесла все трудности и беды, принесённые войной. Поэтому «стопудовые кирзачи» не стоит воспринимать как просто живописный эпитет. Для Юлии Владимировны это была суровая правда военных будней.

    Во второй строфе поэтесса задаёт сама себе риторические вопросы:
    И откуда взялось столько силы
    Даже в самых слабейших из нас?..

    В поисках ответа она приходит к выводу, что источником этой поразительной душевной твёрдости явилась Родина. Именно то, что герои войны в России родились и выросли, впитав в себя мощь русской земли, позволило им собраться и защитить свою страну в решающий час. Представляется, что автор здесь сравнивает себя – хрупкую молодую девушку и Россию, до поры казавшуюся слабой, но восставшую во всей своей мощи перед лицом врага. «Вечной прочности вечный запас» — так характеризует потенциал родины Юлия Владимировна, и с этим трудно спорить.

    Интересен образ триумфа страны-освободительницы. Поэтесса пишет «к победному Маю», и читатель без труда представляет себе весну, распускающиеся чудесными цветами флаги и разливающееся в воздухе пение в честь великой победы. Как природа весной, так и Родина возрождается в мае сорок пятого.

    «Запас прочности» перекликается со многими произведениями Друниной. Патриотическая тема звучит в стихотворениях «И откуда…», «Веет чем-то родным и древним» и другой лирике, пробуждающей искреннюю гордость и любовь к родине у читателей.

    • До сих пор не совсем понимаю,

    • как же я, и худа, и мала,

    • сквозь пожары к победному Маю

    • в кирзачах стопудовых дошла!

    • И откуда взялось столько силы

    • даже в самых слабейших из нас?

    • Что гадать! Был и есть у России

    • вечной прочности вечный запас.

    • Ю. Друнина


    • Российский солдат, как никто другой в мире оценил этот подвиг. В сложной обстановке женщины часто становились образцом нравственной высоты и примером образцового выполнения воинского и человеческого долга.

    • Так было и 100 лет назад - в Русско-японскую войну и 65 лет назад - в годы Великой Отечественной.

    • Не перечесть всех имён и фамилий, да в этом и нет нужды. Важнее склонить голову перед памятью соотечественниц уже ушедших и успеть отдать дань уважения тем живым, чья юность пришлась на огненные 1940-е.

    • Мы знаем о подвигах советских женщин в тылу, на заводах и фабриках, колхозных полях. И никогда не забудем подвига тех женщин-добровольцев, которые вместе с мужчинами стояли на передовых позициях борьбы с врагом.


    Женщины-лётчицы,

    • Женщины-лётчицы,

    • женщины-снайперы,

    • женщины-связистки,

    • женщины-артиллеристы.

    • Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы.


      "На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперки", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. "Не женская это доля - убивать", - скажет одна из героинь этой книги... Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: "Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, ЧТОБЫ УБИТЬ ВОЙНУ" То была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем." Повесть "У войны не женское лицо" составили более двухсот рассказов - исповедей женщин - фронтовичек, подпольщиц и партизанок.


      Повесть В.Великанова "Тихое оружие" посвящена девушкам-радисткам, работавшим в годы войны на временно оккупированной гитлеровцами территории нашей страны. Их единственным оружием тогда - тихим оружием - была рация, по которой они передавали в Центр важные для фронта сведения. С.Выскубов, проходивший срочную службу в армии, с началом войны добровольно записался в парашютно-десантный батальон и, став радистом, несколько раз забрасывался в тыл врага, к крымским партизанам. О том трудном времени - его повесть "В эфире "Северок".


      "Второй фронт открыли наши женщины", - это сказал Фёдор Абрамов с трибуны съезда писателей России. Зал сначала замер от неожиданности, а затем взорвался аплодисментами - такая сила, такая правда была в этих словах. Ведь факт остаётся фактом: пока там наши союзники медлили с открытием второго фронта в Европе, они, наши женщины, в первый же день войны открыли его у себя дома, тут. Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и на фермах, открыли на всю глубину воюющего тыла. Эта книга - коллективный портрет советских женщин-коммунисток, которые в годы войны заменили на заводах и колхозных полях ушедших на фронт мужчин, женщин, героически сражавшихся на фронтах, женщин-партизанок. В неё вошли очерки, написанные писателями и журналистами.


      Настоящее исследование о воздействии вооружённого конфликта на женщин следует рассматривать как часть усилий МККК по привлечению внимания общественности к тяжёлым испытаниям, выпадающим на долю женщин во время войны. Женский опыт войны многогранен - это разлука, утрата родственников и средств к существованию, повышенный риск сексуального насилия, ранения, смерть. Война вынуждает женщин выполнять неизвестные ей ранее роли и делает необходимым развитие навыков по преодолению трудностей и приобретению новых навыков и умений. Общая и специальная защита, на которую женщины имеют право, должно стать реальностью. Должны прилагаться постоянные усилия к тому, чтобы распространять информацию об обязательствах, вытекающих из международного гуманитарного права, и способствовать их выполнению.


    • С такой силой, как в дни войны, никогда не проявлялись величие духа и несгибаемость воли наших советских женщин, их преданность, верность, любовь к Отчизне, их безграничное упорство в труде и героизм на фронте. На страницах книги рассказывается о подвигах женщин на фронтах войны, в тылу, на оккупированной территории.


      Документальная повесть об участнице гражданской войны Анне Новиковой. В 15 лет она вступила в Красную Армию и, став пулемётчицей пошла воевать за власть Советов. Одной из первых девушек она окончила Кремлёвские курсы. А потом в составе боевой группы легендарного Камо сражалась на фронте, работала в подполье на Кавказе, принимала участие в победоносном восстании рабочих Баку. Книга написана на основе архивных документов и воспоминаний боевых друзей Анны Новиковой


    • Айпин, Е. В окопах / Е. Айпин // Наш современник. - 2007. - №6. - С. 129-137.

    • Рассказ фронтовика о женщинах на войне.

    • Будко, Д.А. "За истинное милосердие и заботу о людях" / Д.А. Будко // Военно-исторический журнал. - 2006. - №3. - С. 34-38.

    • О женщинах, участницах Великой Отечественной войны - кавалерах медали имени Ф.Найтингейл.

    • "Был и есть у России вечной прочности вечный запас" // Военно-исторический журнал. - 2006. - №3. - С. 34-38.

    • О выставке "Сила слабых. Женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945гг." Репродукции картин, форма одежды женщин.

    • Веретенникова, Н.М. Женщины-лётчицы во время Великой Отечественной войны / Н.М. Веретенникова // Военно-исторический журнал. - 2009. - №3. - С. 1-2.

    • Военнослужащие женщины предпочитали форменную одежду мужского образца // Военно-исторический журнал. - 2008. - №3. - С.1.

    • Рисунки формы одежды женщин ВВС РККА 1935-1944 гг.

    • Волынская В.А. Годы Великой Отечественной войны в жизни Ксении Петровны Гемп / В.А. Волынская // Защитники Отечества. - Архангельск, 2004. - С.182-186.


    • Женщины говорят о войне // Журналист. - 2005. - №8. - С.80.

    • Итоги исследования, посвященного участию женщин в зоне конфликтов и войн. На вопросы организаторов ответили более 150 журналисток.

    • Иванова, Ю.Н. Женщины в российской армии / Ю.Н. Иванова // Военно-исторический журнал. - 1992. - №3. - С.86-89.

    • Женщины на военной службе - явление необычное и в настоящее время. А в былые времена тем более. О подготовке женщин-врачей и сестёр милосердия в 19 веке. О кавалеристках Надежде Дуровой, Александре Тихомировой.

    • Кирсанов, Н.А. Мобилизация женщин в Красную Армию в годы фашисткого нашествия / Н.А. Кирсанов // Военно-исторический журнал. - 2007. - №5. - С. 15-17.

    • Коровин, В.В. Женщины Курской области в антифашистких добровольческих военизированных формированиях / В.В. Коровин, А.Н. Манжосов, Н.Н. Пожидаева // Военно-исторический журнал. - 2007. - №5. - С.18-23.

    • Чигарева, Н.Г. Вклад С.П.Боткина в привлечение женщин к уходу за ранеными и больными / Н.Г. Чигарева, М.Д. Бергман, Д.А. Будко // Военно-исторический журнал. - 2007. - №3. - С. 14-19.

    • Особая страница биографии выдающегося русского терапевта С.П.Боткина, связанная с привлечением женщин к работе на медицинском поприще.

    • Шайде, К. Коллективные и индивидуальные модели памяти о "Великой Отечественной войне" (1941-1945) / К. Шайде // AB IMPERIO. - 2004. - №3. - С.211-236.

    • Воспоминания о войне: официальные и личные. Военные мемуары корреспондента Ирины Эренбург и лётчицы Марины Чечнёвой. Анализ этого исторического материала.

    • Юсупова, Л.Н. Участие женщин в разминировании Карелии. 1944-45 гг. / Л.Н. Юсупова // Военно-исторический журнал. - 2007. - №3. - С. 14-19.

    • О малоизвестной странице истории войны.


    • Девушки 2-й гвардейской Таманской дивизии: медработники, связистки, телефонистки. Фото сделано в двадцатых числах мая 1945 года в Кенигсберге


    • Снайперы: Фаина Якимова, Роза Шанина, Лидия Володина



    Женщины-партизанки в освобождённом Минске, 1944 год