• Путь кассандры, или приключения с макаронами. Средневековые замки: устройство и осада Из каких элементов состояли замки

    При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

    Кто владел замкам в средневековье?

    В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

    Дворянин-феодал , который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

    Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

    Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден - сообщество воинов.

    Как и из каких материалов строили средневековые замки?

    Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

    Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

    На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

    Сложной задачей было строительство колодца . Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

    Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

    • местность;
    • человеческие ресурсы;
    • бюджет.

    Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

    Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

    Из каких элементов состояли замки?

    Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

    Ров, мост и ворота

    Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

    Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.

    Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.

    Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

    Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан - стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

    Стены и башни

    Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

    Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду , противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

    По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

    Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне . На смену пришли круглые строения.

    За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

    Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

    В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

    Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

    Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

    Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.


    Условия проживания в замке

    Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

    Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

    Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

    С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

    Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

    Задание № 1. а) Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка.

    1. Донжон (главная башня). 2. Крепостная стена. 3. Оборонительные башни. 4. Внутренний двор. 5. Ворота и надвратная башня. 6. Мост. 7. Ров. 8. Вал.

    б) Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?

    Лучников и арбалетчиков расположить на стенах и башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам отпихивали, рубили или просто сбрасывали на атакующих камни, бревна, лили смолу и кипяток.

    Задание № 2. Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чем отличия между снаряжением XI и XV веков?

    Главное отличие - появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным, а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.

    Задание № 3. Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои миниатюр (по вашему выбору)?

    На рисунках 1 и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада). Рис.1 - самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого. Рис. 2. - более поздний вариант - удар мечом по посвящаемому. Рис. 3. - принесение вассальной присяги. Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стало возможным его посвящение в рыцари.

    Задание № 4. а) По тексту учебника составьте кодекс рыцарской чести.

    Быть верным вассальной присяге; совершать подвиги; бороться врагами христианской веры; защищать честь дам и быть галантным; защищать слабых, обиженных и быть справедливым; быть смелым и благородным; презирать смерть, расчетливость и бережливость; быть великодушным и щедрым; не заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.

    б) Какие вы знаете произведения средневековой литературы, герои которых наделены чертами идеальных рыцарей?

    «Песнь о Роланде», о короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Персеваль», «Ланселот», «Ивэйн, или рыцарь со львом», «Роман о Граале», «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», «Смерть Артура».

    Задание № 5. Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке, и попытайтесь нарисовать словесный портрет человека, написавшего их. Кто он был по своему происхождению, какой образ жизни вел, можно ли сказать что-нибудь о его характере?

    Главный герой - рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера можно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки - все в заклад).

    Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
    Ответы на задания из § 11. В рыцарском замке
    Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

    Задание № 1.
    а) Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка.
    1. Донжон (главная башня). 2. Крепостная стена. 3. Оборонительные башни. 4. Внутренний двор. 5. Ворота и надвратная башня. 6. Мост. 7. Ров. 8. Вал.

    б) Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?
    Лучников и арбалетчиков расположить на стенах й башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам отпихивали, рубили или просто сбрасывали на атакующих камНи, бревна лили смолу и кипяток.

    Задание № 2.
    Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чем отличия между снаряжением XI и XV веков?

    Главное отличие - появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.

    Задание № 3.
    Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои миниатюр (по вашему выбору)?
    На рисунках 1: и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада). Рис. / - самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого. Рис. 2. - более поздний вариант - удар мечом по посвящаемому. Рис. 3. - принесение вассальной присяги. Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стаю возможным его посвящение в рыцари.

    Задание № 4.
    а) По тексту учебника составьте кодекс рыцарской чести.
    Быть верным вассальной присяге; совершать подвиги; бороться врагами христианской веры; защищать честь дам и быть галантным; защищать слабых, обиженных и быть справедливым; быть смелым и благородным; презирать смерть, расчетливость и бережливость; быть вечикодушнымф щедрым; не заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.
    б) Какие вы знаете произведения средневековой литературы, герои которых наделены чертами идеальных рыцарей?
    «Песнь о Роланде», д короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Персеваль», «Ланселот», «Ивэйн, или рыцарь со львом», «Роман о Граале», «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», «Смерть Артура».

    Задание № 5.
    Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке, и попытайтесь нарисовать словесный портрет человека, написавшего их. Кто он был по своему происхождению, какой образ жизни вел, можно ли сказать что-нибудь о его характере?
    Главный герой - рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера Х/ожно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки - все в заклад).

    Задание 1.
    а) Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка.
    1. Цитадель замка, 2. Донжон (главная башня), 3. Сторожевая башня, 4. Крепостная стена, 5. Оборонительные башни, 6. Внутренний двор, 7. Ворота и надвратная башня, 8. Мост, 9. Ров, 10. Вал.

    Нажми, чтобы увеличить

    б) Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?
    Лучников и арбалетчиков расположить на стенах и башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам, отталкивать от стен, рубить. На атакующих сбрасывать камни, бревна, лить смолу и кипяток.

    Задание 2. Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чем отличия между снаряжением XI и XV веков?

    Нажми, чтобы увеличить

    Главное отличие - появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным, а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.

    Задание 3. Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои миниатюр (по вашему выбору)?
    На рисунках 1 и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада). Рис.1 - самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого. Рис. 2. - более поздний вариант - удар мечом по посвящаемому. Рис. 3. - принесение вассальной присяги. Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стало возможным его посвящение в рыцари.

    Задание 4.
    а) По тексту учебника составьте кодекс рыцарской чести.
    Быть верным вассальной присяге; совершать подвиги; бороться врагами христианской веры; защищать честь дам и быть галантным; защищать слабых, обиженных и быть справедливым; быть смелым и благородным; презирать смерть, расчетливость и бережливость; быть великодушным и щедрым; не заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.
    б) Какие вы знаете произведения средневековой литературы, герои которых наделены чертами идеальных рыцарей?
    «Песнь о Роланде», о короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Персеваль», «Ланселот», «Ивэйн, или рыцарь со львом», «Роман о Граале», «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», «Смерть Артура».

    Задание 5. Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке, и попытайтесь нарисовать словесный портрет человека, написавшего их. Кто он был по своему происхождению, какой образ жизни вел, можно ли сказать что-нибудь о его характере?
    Главный герой - рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера можно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки - все в заклад).

    – Я король Артур, а это рыцарь Ланселот, Мы решили создать Реальность для романтически настроенных мужчин. Нам надоели перестрелки и путешествия по планетам с говорящими грибами и тупыми молчаливыми красавицами, а больше всего нам надоели пошлые любовные истории. Но я думаю, что произошла ошибка и мы должны просить у леди прощения за ложный вызов. Нам нужен декоратор мужчина, не правда ли, Ланс?

    – Не спешите с ответом, доблестный Ланселот Озерный: поспешность в столь серьезном деле может привести к ошибке столь же серьезной. Вспомните горестную историю не менее храброго рыцаря Тристана: если бы в один жаркий полдень он не поспешил напиться из первого попавшегося кубка, сколь многих бед избежали бы и он, и благородный король Марк, и несравненная Изольда Белокурая.

    Гремя железом, оба вскочили с обитых парчой садовых скамеек.

    – Ланс, ты слышишь? Она знает твое полное имя!

    – И причину любви Тристана к Изольде! Откуда вы это знаете? Вас этому специально обучали?

    – Да, меня этому учили, – скромно сказала я, имея в виду вовсе не колледж, а мою бабушку:

    Дело в том, что моя бабушка постоянно читала книги и считала, что человек не может считаться образованным, если он не прочел все знаменитые книги древности. Читать я категорически отказалась по соображениям гигиены – брать книги голыми руками! Тогда бабушка стала мне пересказывать содержание книг, которые считала обязательными для полного образования молодой леди. Но скажу, чтобы мне это было неинтересно, скорее наоборот. Книги – что! Она еще заставляла меня просматривать на допотопном электронном устройстве фильмы по искусству прошлых эпох. Конечно, то и другое мне здорово помогало в работе. Честно говоря, за время отпусков последних четырех лет я получила знаний намного больше, чем за годы обучения в колледже. Попутно она обучала меня русскому языку, читая мне вслух переделом русских классиков. Но, конечно, я никогда и никому об этом не рассказывала. Промолчала я и тогда.

    – Прекрасная Сандра, вы нам подходите! – важно сказал Ланселот.

    – Вы хотите сказать, что не отказываетесь от моей помощи в реконструкции интерьера вашего замка?

    – Нет, не только. До сих пор мы не приглашали в нашу Реальность девушек, но мне кажется, Артур, нам пора сделать исключение. Что скажет мой король?

    Артур откашлялся, приосанился и произнес с подобающим моменту величием:

    – Не хотите ли вы, прекрасная леди Сандра, войти в нашу Реальность и принять участие в полной приключений жизни рыцарей Круглого стола?

    – Я не прочь попробовать. Только где же все остальные рыцари?

    – А они разбежались. Наша Реальность не пользуется успехом. Порой кто нибудь заглянет к нам, привлеченный необычным названием, покрутится, поскучает и убегает в другие Реальности.

    – А чем вы занимаетесь?

    – Ну… мы сражаемся на мечах и шпагах, правда, в основном друг с другом. Еще мы воюем с великанами, драконами и злыми волшебниками. Но это все фантомы. Нам еще ни разу не удалось вызвать настоящего волшебника.

    – Да, это ужасно скучно. А вы хотите увидеть настоящего волшебника?

    – Конечно! А вы умеете вызывать?

    – Меня этому учили. Надо только правильно задать основные признаки, тогда Банк Реаль находит персонажей, созданных раньше реалистами высоких категорий с использованием древних источников информации. Подобные персонажи уже не зависят от готовой программы или наших фантазий, а имеют собственные личностные качества: внешний облик, характер, историю, язык и манеры. Они подчиняются не капризам игроков Реальности, а персональной логике поведения, при этом приобретая и накапливая свой собственный опыт в тех Реальностях, куда их вызывают. Нот поэтому их и зовут «персонажами», а не «фантомами». Но мы начнем, пожалуй, не с вызова волшебника, а с поправки интерьера: у меня для вас только два часа рабочего времени, а работать бесплатно я не могу. Костюмы ваши еще ничего, по этот зал да и весь замок в целом нуждаются в реконструкции. Как я понимаю, вас волнует не столько дотошное следование истории, сколько общи и дух эпохи, иначе вы бы вызвали декоратора первой категории.

    Мои заказчики переглянулись, и я поняла, что декоратор первой категории им просто не по карману. И, пожалуй, до сих пор единственное, что я знаю о жизни Артура и Ланса вне Реальности, это то, что оба они небогаты.

    – Начнем с отопления. Вот это громоздкое сооружение называется «русская печь». Оно совершенно не подходит ни к одной из рыцарских эпох: в России рыцарей не было.

    – Неужели? – удивился король Артур. – А я слышал, что русские очень воинственны.

    – В России были богатыри, так вот они иногда использовали русскую печь как средство передвижения.

    – Надо же, какая любопытная технология!

    – Во всяком случае, мы ее уберем, – взмахом руки я упразднила печь. – В соответствии с подлинной эпохой короля Артура здесь надо было бы разместить огромным открытый очаг, но дым и копоть быстро вам надоедят и затмят в ваших глазах ценность исторической достоверности. Поэтому предлагаю камин из грубого камня, с дымоходом, конечно, который топится крупными поленьями. Вот такой, например.

    Я быстренько создала подходящий камин, и он сразу же понравился и Артуру, и Ланселоту.

    Получив одобрение, я принялась за работу. Персидские ковры уступили место выцветшим гобеленам, а масляные портреты – гербам, оленьим рогам и кабаньим головам. Исчезло огнестрельное оружие, взамен его на стенах появились копья, мечи, щиты, а по тем залам я расставила рыцарские латы. Я предложила создать несколько крупных собак фантомов и кормить их остатками мяса со стола. Собаки тоже понравились.

    Потом мы вышли во двор замка, и я воздвигла вместо чугунной ограды высокую каченную стену с зубцами и башнями, навела вокруг стены ров и заполнила его водой, а перед воротами устроила подъемный мост. На башнях поселила двух фантомных мальчиков герольдов, которые должны были трубить в трубы, извещая об опасности или о прибытии гостей. В одной стороне двора я поместила колодец с воротом, а в другой – огромную дубовую коновязь. Крышу и углы донжона, а также угловые башни стены и буквально облепила башенками со шпилями и флюгерами, на самом высоком шпиле водрузила штандарт короля Артура – золотого дракона на лазоревом поле. Когда оплаченное время моей работы подошло к концу, замок имел почти теперешний свой вид. Король и его рыцарь ликовали, как мальчишки.

    Закончив работу, я вышла из Реальности, отчиталась перед Управлением труда, а потом снова вернулась в замок. Артур и Ланселот на этот раз встретили меня с искренней радостью, и я вызвала им настоящего волшебника Мерлина. Огромный старичина с большой бородой, в холщовой рубахе до пят и кожаном, дурно пахнущем плаще мрачно оглядел нас и спросил:

    – Кто вы такие, государи мои, и что вам нужно от старого Мерлина? Зачем вы нарушили мой покой?

    – Я король Артур, а это мой верный рыцарь, сэр Ланселот Озерный.

    Мерлин подбоченился, закинул голову, разинул рот с плохими зубами и громко, оскорбительно захохотал.

    – И ты смеешь, взбесившийся кролик, называть себя королем Артуром? Или ты думаешь, я не помню моего воспитанника и повелителя, сына великого Пендрагона? За эту дерзость стоит превратить тебя в блоху и запустить в шкуру твоей собственной собаки. Если у тебя, ничтожество, есть хотя бы собственная собака, кроме этих заводных игрушек!

    Артур растерялся, а Ланселот дрожащей рукой стал вытягивать меч из ножен. Я остановила его жестом.

    – Высокомудрый Мерлин! – обратилась я к волшебнику. – Прости, что мы, смертные, потревожили твой сои, и умерь твой гнев, хотя он и справедлив. Но справедлив он только на первый взгляд! Конечно, этот юноша не «бешеный медведь», но он и не «взбесившийся кролик». Эти достойные молодые люди и в самом деле не те король Артур и сэр Ланселот, которых ты знал. Но они и не самозванцы, как тебе подумалось. Они явились сюда из другого времени, можно сказать, из другого мира, где любители старины высоко почитают храбрость живших когда то на земле подлинных Артура и Ланселота, в их честь, а не в поругание, как тебе показалось, они взяли себе их имена, надеясь будущими подвигами хотя бы отчасти оправдать такую дерзость. И тебя, достославный волшебник Мерлин, мы захотели увидеть лишь потому, что и до нашего мира дошла слава о твоей мудрости и волшебном могуществе. Мерлин пристально поглядел на меня.

    – Прекрасная и разумная лена, я чую в тебе силу и особое твое предназначение. Эти, – он кивнул в сторону Артура с Ланселотом, – твои, как я понимаю, сподвижники?

    – Да, мудрейший Мерлин. Он отвесил слегка небрежный поклон королю и рыцарю.