• Развивал ли спиноза рационализм декарта. Философия лейбница - теория о монадах

    рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) главным источником знания считает мысли и понятия, присущие уму от рождения (врожденные идеи) или в виде задатков, предрасположения ума. Основоположник рационализма Р. Декарт считал, что Я – это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следовательно, существую»). Он в противоположность Бэкону и Гоббсу поставил на первое место разум. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. В решении вопроса о возможности достоверного знания ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. Декарт одним из первых разработал идеи эволюции. Он отвергал одушевлённость животных, то есть душа присуща только человеку. Декарт разделил мир на два рода субстанции – духовную и материальную.

    Материалистическую сторону учения Декарта развил Спиноза , противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма (всё многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа). Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

    Примыкает к рационализму Готфрих Вильгельм Лейбниц (1646-1716). По нему в основе мире лежит субстанция, которая понимается как множество монад (конструктивные элементы бытия). Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предоставил им самостоятельно действовать. Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю оболочку монад. Между монадами есть предустановленная гармония, они развиваются. В человеке есть господствующая монада, то, что называют душой. В душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания. Содержание главных в познании рациональных истин дается интуитивно и опирается на законы логики.

    33. Создание механически-материалистической картины природы. Проблема субстанции. На закате XVII столетия сформировалось опытное математическое естествознание, которое надолго стало основой всей европейской науки. Ведущей его отраслью явилась механика, созданная И.Ньютоном и названная впоследствии классической. На базе ньютоновской механики и некоторых идей учёного и философа Р.Декарта была сформирована научная картина мира для всего естествознания, а на первых порах и для социально-гуманитарных наук.Как известно, Ньютон сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения, создал теорию исчисления бесконечно малых (одновременно с Лейбницем, но независимо от него) и теорию цветового состава естественного света. Его физические теории обосновали предшествующие теории как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так и в механике (галилеев закон свободного падения). Ньютоновская физика является исследованием природы на основе гипотетико-дедуктив-ного метода, в котором решающая роль принадлежит эксперименту. В ней используются выраженные в математической форме понятия материальной частицы, пустого пространства, действующих на расстоянии механических сил (причин). Идея действия на расстоянии расходится с обычным представлением, которое, помимо прочего, можно найти у Декарта (Ньютон тщательно изучал его в молодости). Ньютон также разработал систему принципов которые стали фундаментальными для поиска ответов в эпоху Нового времениСодержание научного метода Ньютона (метода принципов) сводится к следующим основным «ходам мысли»:

    1)провести опыты, наблюдения, эксперименты;

    2)посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

    3)понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия;

    4)осуществить математическое выражение этих принципов, т.е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов;

    5)построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов, т.е. «прийти к законам, имеющим неограниченную силу во всем космосе» (В. Гейзенберг);

    6)«использовать силы природы и подчинить их нашим целям в технике» (В. Гейзенберг).

    На основе метода Ньютона в рассматриваемый период был разработан и использовался огромный «арсенал» самых различных методов. Это прежде всего наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические методы, идеализация и другие. Все чаще говорили о необходимости сочетания различных методов. Бенедикт (Барух) Спиноза является автором наиболее разработанной и обоснованной философской системы Нового времени, последователем Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

    Основу философской системы Спинозы составялет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу . Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Сппиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом.

    Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.

    Рационализм – это точка зрения рассудка.Рационализм, по определению философии, – совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

    – с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок;

    – с объективной – разумность, логический порядок вещей.

    Ярчайшими представителями рационализма XVII в. были Ренэ Декарт и Бенедикт Спиноза.

    Ренэ Декарт (1596–1650). Декарт – французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

    Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

    Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

    Декарт предложил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое; явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.

    Первый вопрос философии Декарта – возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

    Это дедуктивный метод, он требует: ясности и непротиворечивости операции самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части; изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем – движения мысли от простого к сложному.Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

    Бенедикт Спиноза (1632–1677). Спиноза – нидерландский философ, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.Монизм Спинозы носил пантеистический характер: Бог отождествлялся у него с природой.

    Спиноза был последователем Декарта и исходил из математической строгости в применении разума.

    Основным источником познания Декарт называет интуицию, открывающую истину. Из установленных с помощью интуиции истин выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения.

    Он ввел термин «врожденные идеи» – это знания и представления, которые не могут быть приобретены, потому что не имеют отношения к чувственному миру.Интеллектуальной интуицией Декарт, а позже и Спиноза называли понимание сути предмета, которое получено с помощью интуиции непосредственное понимание сущности вещи.

    20.Сенсуализм Дж. Локка и рационализм г. Лейбница.

    Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму , так и сенсуализму .Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид ,различавший знание «по истине» и знание «по мнению» усматривал в разуме критерий истины.

    Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Р. 17-18 вв. исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир,принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

    Р. 17-18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения .

    Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди , Т. Гоббс и Дж. Локк . Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

    Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли , который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически.

    Философия - Учебное пособие (Моргунов В.Г.)

    12. европейский рационализм xvii в.: рене декарт, барух спиноза, готфрид лейбниц.

    Рационализм (лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания не могут быть выведены из опыта и его обобщений, а только почерпнуты из самого ума или из понятий, присущих уму от рождения (теория врождённых идей Декарта), или из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Рационализм возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения рационализм вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Наиболее известные представители рационализма – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

    Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) – французский философ, математик, физик, физиолог. Основные сочинения: “Рассуждение о методе” (1637г.), “Начала философии” (1644 г.).

    Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт – один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы.

    Антитрадиционализм – вот альфа и омега философии Декарта. Вместе с Бэконом Декарт конечную задачу знания видел в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижении этой задачи Декарт считал необходимым усомнится во всём наличном существовании. Поскольку Бэкон и Де­карт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, – это раз­работка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона, методология Декарта носила антисхоластическую направлен­ность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказа­тельства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии, также сближающей ее с Бэконом, является крити­ка схоластической силлогистики. Однако путь, разработанный Декартом, весьма отличался от предложенного Бэконом пути. Бэконовская ме­тодология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационалистическим. Декарт отдавал должное опытно-экспериментальным исследованиям в естествен­ных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущест­венная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе по­знания как раз делает методологию Декарта рационалистической.

    Рационализм Декарта основывается на том, что попытке при­менить ко всем наукам особенности математического метода позна­ния. Бэкон прошел мимо такого эффективного и могучего способа ос­мысления опытных данных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего вре­мени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не про­сто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе.

    Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Первое: в познании следует отталки­ваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин. Или, иначе говоря, в основе познания, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Де­карту, – это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько про­стое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Вто­рое положение: разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедук­ции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое дей­ствие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда мо­жет представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осозна­нии каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем из­вестным.

    Декарт сформулировал следующие три основных правила де­дуктивного метода:

    1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

    2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные осо­бенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

    3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

    Таким образом, дедукция – это определение неизвестного че­рез ранее познанное и известное.

    После определения основных положений метода перед Декар­том встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской си­стемы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с со­мнения. Он подверг сомнению истинность всех знаний, которы­ми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве ис­ходного пункта всякого исследования, Декарт ставит цель – помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Декарт писал, что следует поставить под сомнение достоверность всех человеческих пред­ставлений о мире, тогда можно легко допустить, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у людей нет тела. Но все-таки невозможно предположить, что люди не существуют, в то время как сомневаются в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо, с точки зрения Декарта, пола­гать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, невозможно не ве­рить, что заключение “я мыслю, следовательно, я существую” истин­но и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений. Итак, положение “я мыслю, следовательно я существую”, то есть представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта, и явля­ется той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из ко­торой, по Декарту, выводятся все знания о мире.

    Оригинальность философской системы Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер са­мому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратив­шись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению про­тивостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мыш­ления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения. Таким образом, “я мыслю” у Декарта есть как бы та абсолютно досто­верная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подоб­но тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения Евклидовой геометрии.

    Рационалистический постулат “я мыслю” является основой единого научного метода. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюда­тельность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств – с другой. Метод позволяет науке не ориентировать­ся на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно разви­ваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвест­ного, иначе говоря, превращает науку в важнейшую сферу человече­ской жизнедеятельности.

    Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт зало­жили основы для построения философских систем Нового времени. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии – онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на пе­редний план в философских системах выходит учение о познании – гносеология.

    Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действитель­ности на субъект и объект. Субъект – это носитель познавательно­го действия, объект – это то, на что направлено это действие. Субъ­ектом в системе Декарта является мыслящая субстанция – мысля­щее “Я”. Однако Декарт сознавал, что “Я” как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии – онтологию. Де­карт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же – созда­тель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована у Декарта существованием Бога – со­вершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему ис­точником объективной значимости человеческого мышления. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных иде­ях. К врожденным идеям Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, так, например, как “из ничего ничего не происходит”. В учении о врож­денных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

    Декарт убеждён, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее в его внутреннем первоисточнике – в самосознании. “Мыслю, следовательно, существую” – вот самое достоверное из всех суждений. Чтобы это суждение приобрело значение исходного положения философии, необходимо несколько допущений, одним из которых является восходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувственным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего мир чувственный. Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которого невозможно отделить мыслящего.

    Центральным понятием рационалистической метафизики Декарта является понятие субстанции. Он определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Сотворённый мир Декарт делит на два рода субстанций – духовный и материальный. Главное определение духовной субстанции – её неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций – это мышление и протяжение. Остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения.

    Нематериальная (духовная) субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально – врождённые идеи.

    Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то её Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что всё в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки – механики. Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, и, соответственно, понятия души и жизни – центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяжённой субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент, объясняющий, на каком основании можно применять математику для изучения природных явлений.

    Слабым пунктом учения Декарта был неопределённый статус субстанций: подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция – Бог, а конечные, то есть сотворённые, находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть Спиноза, испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом, или природой.

    Барух Спиноза (1632 – 1677 гг.) – нидерландский философ – материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. Спиноза – создатель геометрического метода в философии, суть которого – использование заимствованного из античной геометрии аксиоматического метода для обоснования и изложения философских концепций и учений. Аксиоматический метод подразумевает дедуктивное построение научных теорий, при котором: 1) выбирается некоторое множество принимаемых без доказательства предложений – аксиом; 2) входящие в аксиомы понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3) фиксируются правила, позволяющие вводить новые термины и выводить одни предложения из других; 4) все остальные предложения данной теории – теоремы выводятся из (1) на основе (3).

    Спиноза, как и Р. Декарт, является сторонником рациона­лизма. Рационалистические установки проявляются в его системе как в самой форме изложения материала, так и в решении важней­ших гносеологических проблем. С содержательной стороны рационализм Спинозы проявляет­ся в представленной им трактовке процесса познания. Он резко про­тивопоставляет чувственные представления, называемые им вооб­ражением, пониманию. Чувственное представление образует, считает Спиноза, первый, низший род знания, который слагается из двух спосо­бов восприятия. Первый из них Спиноза именует смутным или бес­порядочным опытом. Этот опыт охватывает наиболее широкую сфе­ру человеческой жизни, поскольку без него, не может обой­тись ни один человек. Однако, теоретическая ценность истин или идей, достигаемых в опытном знании, не­велика. Ограниченность опытного знания Спиноза объясняет тем, что опыт не обладает всеобщностью и необходимостью. Нидерландский философ рассуждает, что сколько бы опытов ни производилось ученые не в состоянии почерпнуть из них всеобщие и необходимые истины. С его точки зрения, этот уровень познания дает людям лишь неполную правду, неадек­ватные идеи.

    Достоверное знание возможно только на стадии рассудка или разума, составляющей, по Спинозе, второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями.

    Противопоставляя две формы познания, чувственную и рациональную, Спиноза проводит четкое различие и между инструментами, которыми они оперируют. Результаты чувственного познания, чувственные представления имеют сложный состав, поскольку природу внешних тел они неиз­бежно отражают сквозь призму восприятия человеческого тела. В результате этого способа познания идеи о состоянии внешних тел оказываются причудливо спутанными с идеями о состоянии собст­венного тела человека. В такого рода идеях объективное не возмож­но отделить от субъективного. Отсюда проистекает сугубо индиви­дуальный характер чувственных идей.

    Общие же понятия отражают объективные свойства самих ве­щей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, являются, прежде всего, математические понятия. На их формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они даны сознанию человека изначально, a priori, то есть до всякого опыта. Здесь у Спинозы, также как и у Де­карта, мы вновь сталкиваемся с теорией врожденных идей. Таким образом, если эмпирик Ф. Бэкон всегда подчеркивал чувственное со­держание идей, то рационалист Б. Спиноза делает акцент на их логи­ческую природу. Рациональный вид познания, по его мнению, это де­дуктивный способ выведения истин из исходных посылок. Только логическая связанность, системность рассуждений способны приве­сти человека к адекватному знанию.

    Вершиной достоверного знания, с точки зрения нидерланд­ского мыслителя, является интуиция. В учении об интуиции, разви­ваемом Спинозой, встречаются и накладываются друг на друга два подхода. Первый связан с мистической традицией средневековой философии, идущей от неоплатонизма. Интуиция в этой традиции трактуется как “внутренний свет” человеческого сознания, дающий непосредственное, целостное понимание действительности. Вместе с тем, Спиноза, вслед за Декартом, придает интуиции интеллекту­альный оттенок. По своему происхождению и функционированию, то есть в процессе своей деятельности, интуиция у Спинозы связана с де­дуктивным способом познания.

    Таким образом, Спиноза, также как и Декарт, оперирует поня­тием интеллектуальной интуиции. Однако в трактовке интуи­ции у этих философов Нового времени имеются определенные разли­чия. У Декарта, как видно из предыдущего изложения, под интуитив­ным суждением понималось такое простое и отчетливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого. У Спинозы интуитивное суждение по своей сути является анали­тическим суждением, в котором предикат (логическое сказуемое) раскрывает признаки объекта. По мнению Спинозы, такие абсолютно бесспорные суждения совершенно не зависят от эмпирического обоб­щения, полного случайностей и противоречий, и спасают от всякого субъективизма. Они сами в себе содержат критерий истинности. Философ считает, что как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и “ис­тина есть мерило и самой себя и лжи”.

    Вместе с Бэконом и Декартом целью знания Спиноза считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учения своих предшественников он дополнил учением о свободе, показав как возможна – в рамках необходимости – человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, Спиноза, считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чём другом. Как “природа творящая” она есть субстанция, или, как он назвал, Бог. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчёркивает, что “это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделённая сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей”. Бог Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определением который является существование, бытие в качества начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму.

    От субстанции – бытия Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех её видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как “протяжение” и как “мышление”. Это атрибуты субстанции среди других её атрибутов, число которых бесконечно и которые нам неизвестны. На этих положениях Спиноза построил учение о человеке. Согласно ему, человек – существо, в котором модусу протяжённости – телу соответствует модус мышления – душа. И по тому и по другому модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свёл всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам: к радости, печали и вожделению. Волю он отождествлял с разумом. Поведением человека движет, по Спинозе, стремление к самосохранению и к собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но, вместе с тем, считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости.

    В учении о познании Спиноза продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал непосредственное усмотрение истины, или интуицию ума. При этом критерием истины он объявил – вслед за Декартом – ясность и отчётливость.

    Велика роль Спинозы в развитии свободомыслия. Цель религии, согласно его учению, – не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли.

    Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.) – немецкий философ, учёный, общественный деятель. Он внёс большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального исчисления), физики (предвосхитил закон сохранения энергии); кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений. Основные труды: “Новые опыты о человеческом разуме” (1704 г.), “Теодицея” (1710 г.), “Монадология” (1714 г.).

    Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции у Лейбница получили название монад (монада с греческого – “единое”, “единица”). Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяжённым, ибо всё материальное, будучи протяжённым, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность (эта деятельность представляет то, что не возможно объяснить с помощью механических причин, а именно: восприятие и стремление) составляет сущность каждой монады. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую можно наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, он мыслит их по аналогии с человеческой душой. Лейбниц пишет, что монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциональными формами. Таким образом, всё в мире оказывается живым и одушевлённым, и там, где мы видим просто кусок вещества, в действительности существует целый мир живых существ – монад. Возникает вопрос, если Лейбниц мыслит монаду, по аналогии с человеческой душой, то чем же его концепция отличается от учения Декарта, тоже рассматривающего разумную душу как неделимое начало в отличие от бесконечно делимого протяжения? Различие весьма существенно.

    Декарт жестко противопоставил ум как неделимое всей остальной природе, а Лейбниц, напротив, считает, что неделимые монады составляют сущность всей природы. Что бы утверждение не было абсурдным (так как допускает разумную, наделённую сознанием душу не только у животных, но и у растений, и даже у минералов), Лейбниц вводит понятие так называемых бессознательных представлений. Между сознательно переживаемыми и бессознательными состояниями нет резкого перехода: переходы в состояниях монад постепенные. Бессознательные “малые восприятия” он уподобляет дифференциалу: лишь бесконечно большое их число, будучи суммированным, даёт доступную сознанию “величину”. Монады по своему рангу различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их деятельность становится ясной и отчётливой, то есть переходит на уровень осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых существ, низшие ступеньки которых образую минералы, затем – растения, животные и, наконец, – человек. На вершине лестницы Лейбниц поместил высшую монаду – Бога. Наиболее поразительным в учении Лейбница является тезис о замкнутости каждой из монад. Философ пишет, что монады не имеют окон, поэтому совершенно исключено воздействие монад друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, “обособленной вселенной”. В этом смысле каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме Бога. И в то же время любая монада воспринимает, как бы переживает в самой себе весь космос во всём его многообразии. Только далеко не все монады обладают светом разума, что бы отчётливо это сознавать. Даже разумные монады – человеческие души – имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит всё сущее при ярком свете сознания. Монады, по мнению Лейбница, физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады.

    Хотя в центре внимания философов XVII века оказались проблемы познания, однако гносеология в этот период ещё не оторвалась от своего онтологического корня. Не случайно проблемы субстанции оказались одной из центральных в учениях Декарта, Спинозы и других представителей рационализма этого периода. Большинство из них разделяет убеждение, что мышление постигает бытие и что в этом сущность мышления.

    Лекция 6. Философия Нового времени. Сенсуализм. Рационализм.

    Основные понятия:

    Сенсуализм; Чувственное восприятие; Рационализм; Индукция; Дедукция; Монады; Гносеология; Сбстанция;

    Текст лекции.

    Ф. Бэкон.

    Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

    Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

    Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

    Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

    Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

    Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

    В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание - сила".

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

    Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

    Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

    Определив главный метод познания - индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

    "путь паука";

    "путь муравья";

    "путь пчелы".

    "Путь паука" - получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

    "Путь муравья" - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический

    Эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

    "Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

    Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

    Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыреих разновидности:

    Призраки рода;

    Призраки пещеры;

    Призраки рынка;

    Призраки театра.

    Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

    В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

    Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения - "пещера") отражается в конечном результате познания.

    Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

    Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

    Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

    Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

    Томас Гоббс.

    Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф. Бэкона:

    Решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию;

    Целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу;

    В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта;

    Был убежденным материалистом;

    Считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства;

    Разработал теорию государства;

    Первым выдвинул идею, согласно которой в основе возник­новения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса - гносео­логия (учение о познании) и проблема государства.

    Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следую­щую классификацию:

    Сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищ­ников, мяуканье и т. д.);

    Метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

    Естественные знаки - "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

    Произвольные коммуникативные знаки - слова различных языков;

    Знаки в роли "меток" - специальная "закодированная" речь, по­нятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

    Знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновре­менное использование как индукции, так и дедукции.

    Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

    Человек обладает изначально злой природой;

    Движущей силой действий человека являются личная выгода

    и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

    Указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

    Право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

    В целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор, в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";

    Для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе - государство;

    Чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

    Государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" - сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

    Джон Локк.

    Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.

    Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:

    Мир материалистичен;

    В основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

    Сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa);

    Источником опыта выступает внешний мир;

    Цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

    Идеал человека - спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;

    Идеал государства - государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

    Рационалисты (Р.Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц).

    Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

    Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое.

    Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

    Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания

    Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик.

    Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

    Обосновал ведущую роль разума в познании;

    Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

    Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

    То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

    В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

    Зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

    Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

    Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

    Мыслить может реально существующий человек;

    Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

    Поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

    Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

    Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

    Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

    Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

    Материальные (вещи);

    Духовные (идеи).

    При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

    Протяжение - для материальных;

    Мышление - для духовных.

    Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

    Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

    Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.)

    Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

    Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

    В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

    Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии":спор о том, что первично - материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях . Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

    Данные идеи могут быть двух видов:

    Понятия;

    Суждения.

    Примером могут служить следующие:

    Врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;

    Врожденных суждений - "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

    Целями познания, по Декарту, являются:

    Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

    Использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

    Изобретение новых технических средств;

    Усовершенствование природы человека.

    В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677 ) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

    Предметом философских исследований Спинозы были:

    Проблема субстанции;

    Теория познания;

    Этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

    Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

    Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании полностью зависит от него.

    Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога.

    Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

    Не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

    Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

    Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

    Природа и Бог - едины;

    Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

    Бог внутри Природы;

    Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;

    Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;

    Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

    Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

    Существует;

    Самостоятельна и независима от кого-либо;

    Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

    Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

    Бесконечна в пространстве и времени;

    Вечна (несотворима и неуничтожима);

    Неподвижна.

    Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы.

    Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

    Максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего сущего;

    Освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

    По этим причинам девиз Спинозы: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".

    Готфрид Лейбниц (1646 - 1716 ) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.

    Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

    Субстанции;

    Познания.

    Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

    Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую - Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

    Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

    В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

    Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

    Весь мир состоит из огромного количества субстанций,

    имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и

    Спинозы), а единую природу;

    Данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");

    Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является

    материально-вещественным образованием;

    Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

    По своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

    В силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

    Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

    Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

    "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

    Монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

    Монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

    Высшая монада - Бог.

    Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

    Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

    Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

    Все знания разделил на два вида - "истины разума" и "истины факта";

    "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

    "истины факта" - знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

    Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

    Вопросы:

    1. Учеником кого является Томас Гоббс?

    2. Кем была выдвинута идея общественного договора?

    3. Благодаря чему Гоббс считал осуществляется познание?

    4. Какова главная проблема философии по Гоббсу?

    6. Каковы основные положения философии Локка?

    7. Что общего и различного в философии Гоббса и Локка?


    Похожая информация.


    Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан со средневековой традицией. Но в отличие от схоластики рационализм ориентирован на методологические и гносеологические проблемы.

    Рене Декарт- основатель философии Нового времени и рационализма. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие 2 сущностей: протяжённой и мыслящей, проблема их взаимодействия решалась введением общего источника(Бога). Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Декарт полагает, что все возможные вещи составляют 2 самостоятельных субстанции- души и тела. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах: для тел- протяжение, для душ- мышление. Душа едина и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. В противовес индукции Бэкона Декарт выдвинул дедукцию. Правила Декарта: первое- истинное то, что очевидно, второе- разделяйте сложные проблемы на простые, третье- мыслите, двигаясь от простого к сложному, четвёртое- учёт всех пройденных этапов познания. Мышление для Декарта- первично, существование- вторично. «Я мыслю, следовательно я существую». Картезианство- философия Декарта, главное- это разум.

    Спиноза – вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называя её и Богом и Природой одновременно. Эта субстанция обладает множествами атрибутов, но человеку открыты только 2 атрибута: протяжённостью и мышлением. Атрибут- это то, что составляет сущность субстанции. В своём философском трактате «Этика» Спиноза различает 2 класса идей. Одни возникают в нашем представлении, воображении, другие- возникают в нашем разуме. Дуализму философии Декарта он противопоставляет учение о единой субстанции (она тождественна природе, равна Богу). Бог- самопроизводящая сила природы. Бог находится не над природой, а в самой природе. Пантеизм- отождествление Бога и природы.

    Лейбниц- Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога как верховной монады. Поскольку всякая душа - монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного. Тем самым Лейбниц вносит некоторые изменения в декартовскую теорию врожденных идей.

    Сенсуализм Д. Локка и скептицизм Д. Юма

    Сенсуалист, считает, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия. Сенсуализм составная часть эмпиризма, в понимании которого познание только на опыте, прежде всего – чувственном.

    Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знание. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка.

    Локк выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

    Юм: Часто называя себя скептиком, а свою философию скептической, Юм буквально навязывал такое представление о себе читателям его произведений.

    Юм выделяет четыре вида скептицизма:

    1) Пирронизм, или крайний скептицизм, исповедующий тотальное сомнение.

    Пирроник неизбежно должен рано или поздно пробудиться от своего скептического сна. Негативное отношение Юма к пирронизму возрастает от “Трактата о человеческой природе” к “Исследованию о человеческом познании”

    2) Методический скептицизм Декарта. Это сомнение, развиваемое с целью отыскания несомненного. Юм одобряет такой подход и вообще принимает рационалистический метод Декарта, что, кстати, не позволяет бездумно причислять его к эмпиристской традиции.

    3) Академическая философия, или “смягченный” скептицизм. Академический скептицизм сводится к требованию осторожности в рассуждениях.

    4) Консеквентный – последовательный скептицизм, т.е. скепсис в отношении возможности решения ряда философских вопросов, наступающий в результате тщательного исследования человеческих способностей познания.

    Что же в итоге? Юм отвергает скептицизм в том единственном смысле, который соответствует исконному значению этого термина, а принимает его в таком облике, который не имеет отношения к реальному скептицизму.

    Вопрос о скептицизме имеет важное значение для понимания юмовской философии в целом. Его правильная трактовка позволяет сменить привычные установки при чтении юмовских текстов и настроиться на понимание позитивной сути его философской программы.

    Основные идеи философии Просвещения. Французский материализм ХIII в.

    Руссо, Дидро, Гольбах

    Считали, что человек должен быть нравственным, разумным.

    Жан-Жак Руссо(1718-1778) «Свобода, равенство, братство»

    Выступал против социального неравенства, причиной которого являлась частная собственность.

    Идеал государства – республика.

    Рассматривал причины неравенства, считал, что для решения этих проблем необходимо создать общественный договор. «Человек рождается свободным, но повсюду он в окопах». Причины неравенства – государство, частная собственность, наличие науки и искусства(могут быть зависимыми от пороков). Решение проблем – объединить людей.

    Идеи: 1)идея естественного права- человек обладает всеми правами, прежде всего правом на жизнь, допускает естественное неравенство. 2) идея общественного договора. Философия Просвещения направлена против церкви, но не против Бога.

    Французский материализм - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающейся от предшествующих материалистических учений. Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе, субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу. Джон Локк не исключает роль разума, но ограничивает простыми эмпирическими суждениями. Он отрицает существование вражденных идей (принципов). Душа ребенка-табула расса (чистая доска, лист бумаги), на кот. природа записывает свои письмена.

    Гносеология И. Канта.

    Гносеология – философское учение о познании . Главными сочинения Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Во всех этих работа речь идет об интеллектуальной работе субъекта. Он разделяет вещи на две части. «Вещи в себе» – как бы природа сама по себе, мы ее не знаем, но она оказывает на нас влияние и складывается второй мир – «вещи для нас». Этот мир не объективный, а просто систематизированные знания о мире и природе. Кант задается вопросом насколько то, что мы видим и слышим, соответствует «вещам в себе». Он был агностиком и говорил, что нельзя познать мир объективно. Кант изучает границы человеческого разума. Кант называет свою философию трансцендентальный. Метод работы Канта – критический.

    Теория познания.

    «Критика чистого разума». Суть науки, суть человеческого познания, по Канту, заключается в том, что человек не тащится на поводу у природы. Революционную перемену Кант видит в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления, деятельности человеческого разума. Человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания. Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (апостериорное) и внеопытное (априорное). Чувственность и ее всеобщие формы – пространство и время. Учение о чувственности Кант называет трансцендентальной эстетикой. Опыт Кант определяет как взаимодействие чувственности и рассудка. То, что в явлениях соответствует ощущениям Кант называет материей явления; нечто упорядочивающее, организующее мир ощущений Кант называет формами чувственности. Иными словами, есть что-то в нас, что сразу задает форму предметности – «дает» предмет в пространстве и времени. Пространство и время Кант и считает прежде всего формами чувственности. Их Кант также называет априорными формами чувственности. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Учение о разуме- трансцендентальная диалектика.

    Панлогизм Г. Гегеля.

    Панлогизм - метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума .

    Гегель большое внимание уделял диалектике. Его логика диалектическая. Законы диалектики:

    1. Закон противоречия. То есть везде есть противоречия, и этот принцип объясняет, почему происходят изменения.

    2. Закон перехода количества в качество . Объясняется, какие именно происходят изменения.

    3. Закон отрицания отрицания . Объясняет, как развивается все – развитие происходит по спирали.

    Гегель разрабатывал не только логику диалектики, он вообще создатель философской системы. Он пытался ответить на все вопросы: как возник мир, как развивается и куда движется. Здесь необходимо отметить разницу между системой философии Гегеля и диалектики. Система претендует на бесконечность, когда диалектика говорит о бесконечном развитии. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. В основе мироздания по Г. Лежит Абсолютная идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. Это есть не что иное, как Бог.