• Рунические расклады. Происхождение рун

    Скандинавия суровая, но прекрасная, северная страна.Но не только своей суровой и дикой красотой славятся те края. Здесь родились столь же суровые и красочные мифы. И сегодня я расскажу вам один из них.

    Бьет в Мидгарде источник Урд.. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым как снег. По вечерам над Урдом густым туманом поднимается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом её собирают пчелы и делают мед.

    У источника Урд поселились вещие норны. И вот их история:

    Беззаботно и счастливо жили люди в золотом веке, но недолго он продолжался. Однажды с востока, из страны великанов, в Митгард пришли три женщины. Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд — Прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди — Настоящее, третья же была еще совсем юна и носила имя Скульд — Будущее. Эти три женщины были вещие норны, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.

    — Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век окончится, — сказала старшая норна.
    — Люди будут убивать и обманывать друг друга ради золота. Много славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, — произнесла средняя из них.
    — Да, все будет так, как вы сказали, — подтвердила младшая норна. — Но придет время, когда золото потеряет свою власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, — добавила она.
    — Жажда золота овладеет не только людьми, но и богами, и они тоже будут проливать кровь и нарушать свои клятвы, — вновь заговорила старшая.

    Великаны начнут войну с богами. Эта война будет продолжаться много лет и закончится гибелью и богов и великанов, — сказала средняя.
    — Да, будет так, как вы сказали, но не все боги погибнут Их дети и те из них, кто не повинен в убийствах и клятвопреступлениях, останутся в живых и будут править новым миром, который возникнет после гибели старого, — возразила младшая.

    И вот все в мире стало происходить так, как предопределили норны. Постепенно в сердца людей закралась алчность, жажда наживы. Многие из них оставили свой мирный труд и сменили сохи и лопаты на мечи и копья, чтобы воевать, друг с другом, а вместе с войнами на землю пришли нужда и преступления. Солнце на небе продолжало светить по-прежнему, но никто под ним уже не был так счастлив, как прежде. Сбылось и другое предсказание норн: между богами и великанами началась жестокая борьба, которая продолжается и по сей день. Бессильные достигнуть Асгарда и победить Асов, Гримтурсены обрушили весь свой гнев на людей. Потомкам Имира, рожденного изо льда и огня, подвластны все враждебные человеку стихии. Великаны посылают на землю мороз и засуху, бури и град, а порой сбрасывают с гор огромные лавины, под которыми исчезают целые селения. Что бы защитить Мидгард от их нападения, боги окружили его высоким кольцом гор, которые они сделали из бровей Имира, но великанам часто удается перебраться через них, и горе тому, кто попадется им на пути. Желая погубить мир, Гримтурсены натравили на луну и солнце двух огромных волков: Скеля и Гети. С тех пор Скель гоняется за солнцем, а Гети — за луной, и Суль и Мани вынуждены убегать от них до тех пор, пока не скроются за горами. Лишь одного из Асов боятся великаны, и этот Ас — бог грома Тор.

    После того как закончился золотой век и грех прокрался даже в божественные дома в Асгарде, норны явились под ясенем Иггдрасилем и поселились у источника Урд.

    Их главное занятие состояло в прядении нити судьбы. Кроме того, они должны поливать корни священного дерева водой из источника Урд и подсыпать свежую землю, чтобы дерево оставалось вечно зеленым.

    Порой норны плели настолько длинные нити судьбы, что, когда одна из них стояла на высокой горе на дальнем востоке, другая в это время находилась далеко в море на западе. Нити, которые они пряли, напоминали веревки и отличались по цвету, в зависимости от характера предстоящих событий. Черная нить, протянутая с севера на юг, непременно считалась предзнаменованием смерти. И когда сестры работали челноком, они пели торжественную песню. Они не пряли в соответствии со своими желаниями, но слепо подчинялись желаниям Орлог, вечному закону вселенной, старше, нежели они, и высшей силе, у которой не было ни начала, ни конца.

    Две норны. Урд и Верданди, плели нити, в то время как третья безжалостно разрывала их, очень часто, почти законченные, разбрасывая остатки по ветру. Как олицетворение времени норны представлены как сестры разного возраста и характера. Урд (Вурд, то есть «судьба», «прошедшее») предстает очень старой и немощной, постоянно оглядывающейся назад, поглощенной размышлениями о прошедших событиях и ушедших людях. Верданди (становление, настоящее), вторая сестра, молодая, активная и бесстрашная, прямо смотрит перед собой. В то время как Скульд (долг, будущее) представляется окутанной в плотную вуаль, с головой, повернутой в сторону противоположную той, куда смотрит Урд, держащей в руках нераскрытую книгу или не развернутый свиток.

    Ежедневно норн навещали боги, любившие советоваться с ними, и даже Один часто спускался к источнику Урд, чтобы обратиться к ним за помощью. Они отвечали на его вопросы, но обходили молчанием лишь те, которые касались его судьбы или судьбы других богов.

    Беззаботно и счастливо жили люди в золотом веке, но недолго он продолжался. Однажды с востока, из страны великанов, в Митгард пришли три женщины. Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд - прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди - настоящее, третья же была совсем юна и носила имя Скульд - будущее. Эти три женщины были вещие норны, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.

    ("Норны" - рис. Ирины Гурской)

    - Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век окончится, - сказала старшая норна.
    - Люди будут убивать и обманывать друг друга ради золота. Много славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, - произнесла средняя из них.
    - Да, все будет так, как вы сказали, - подтвердила младшая норна. - Но пройдет время, когда золото потеряет свою власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, - добавила она.
    - Жажда золота овладеет не только людьми, но и богами, и они тоже будут проливать кровь и нарушать свои клятвы, - вновь заговорила старшая.
    - Великаны начнут войну с богами. Эта война будет продолжаться много лет и закончится гибелью и богов и великанов, - сказала средняя.
    - Да, будет так, как вы сказали, но не все боги погибнут. Их дети и те из них, кто не повинен в убийствах и клятвопреступлениях, останутся в живых и будут править новым миром, который возникнет после гибели старого, - возразила младшая.
    И вот все в мире стало происходить так, как предопределили норны. Постепенно в сердца людей закралась алчность, жажда наживы. Многие из них оставили свой мирный труд и сменили сохи и лопаты на мечи и копья, чтобы воевать друг с другом, а вместе с войнами на землю пришли нужда и преступления. Солнце на небе продолжало светить по-прежнему, но никто под ним уже не был так счастлив, как прежде. Сбылось и другое предсказание норн: между богами и великанами началась жестокая борьба, которая продолжается и по сей день. Бессильные достигнуть Асгарда и победить Асов, Гримтурсены - так, если вы помните, называют себя великаны - обрушили весь свой гнев на людей. Потомкам Имира, рожденного из льда и огня, подвластны все враждебные человеку стихии. Великаны посылают на землю мороз и засуху, бури и град, а порой сбрасывают с гор огромные лавины, под которыми исчезают целые селения. Чтобы защитить Митгард от их нападения, боги окружили его высоким кольцом гор, которые они сделали из бровей Имира, но великанам часто удаетя перебраться через них, и горе тому, кто попадется им на пути. Желая погубить мир, Гримтурсены натравили на луну и на солнце двух огромных волков: Скеля и Гети. С тех пор Скель гоняется за солнцем, а Гети - за луной, и Суль и Мани вынуждены убегать от них до тех пор, пока не скроются за горами. Лишь одного из Асов боятся великаны, и этот Ас - бог грома Тор.

    Хотя во власти норн судьбы людей и богов, норны не предопределяют однозначного будущего. Боги и люди в силах изменить свой вирд. Есть источник Урд - источник кармической памяти. Погружаясь в прошлое и проигрывая заново его события, но по иному, переписывая прошлое в самом себе, человек тем самым меняет свое настоящее и будущее. Вот почему считается Урд главной норной, а две другие - ее ипостасями.

    Урд - это “то, что есть”, уже свершившиеся события, кармическая память.

    Верданди - “то, что становится”. Те изменения, которые происходят сейчас.

    Скульд - “то, что может случиться”. Те изменения, которые могут произойти по логике причинно-следственной связи, исходя из “того, что есть” и “того, что становится”.

    Норны помогут в гадании, предсказании, в работе с прошлым - “тем, что есть” для изменения настоящего и будущего, в магических операциях, направленных на изменение судьбы.

    Как богини кармы Урд, Верданди и Скульд дают доступ к кармической памяти и помогают в работе по исправлению кармы.

    Норны олицетворяют три фазы луны. Урд - убывающая луна, она представляется в образе старухи. Верданди - полная луна, представляется в образе зрелой, цветущей женщины. Скульд - растущая луна, является в образе юной девушки. Также норны являются в образе трех сестер: старшей, средней и младшей.


    Их магические орудия - Нити и Нож. Из нитей, спряденных богиней Фригг, норны ткут судьбы людей и богов. Богиня Скульд перерезает своим ножом нить жизни тех людей, которым пришло время умереть. Вместе с валькириями летает она над полями сражений, определяя, кому из воинов суждено пасть в битве.

    Цвета Норн: коричневый, черный.

    Место обитания: норны обитают у источника Урд, названного одноименно со старшей норной. Урд - источник кармической памяти, тождественный Колодцу Мимира. Он находится под одним из корней мирового древа Иггдрасиль. Урд - личная кармическая память, Мимир - коллективное бессознательное, память предков.

    В человеке норны: Урд - совокупность всех пережитых событий, в том числе прошлых жизней, кармическая память. Верданди - изменения состояния сейчас. Скульд - формирующиеся события, вероятное будущее.

    По преданиям говориться, что у каждого человека есть своя Норна, надо только с Ней подружиться. Это поможет многое в твоей жизни исправить. Ведь Норны - это Вселенские силы. Именно Они вершат судьбы всего человечества и устанавливают космический закон. Нити судьбы сотканные Норнами, не в силах разорвать даже Боги. Есть очень простой способ подружиться с Норнами.

    Надо подойти к реке или ручью. Вода должна быть текучей. (пруды или озера не подойдут) Норны обитают около рек. Надо трижды бросить в реку по три монетки одинакового достоинства (можно по 5 или по 10 коп) главное чтобы 9 монет были одинаковыми. Обращаться надо к каждой Норне по имени и просить чтобы Они приняли твое подношение и выслушали твою просьбу. Проси каждый раз у Них только о чем то одном. Помедитируй, смотри в воду не упади, потому что может закружиться голова(это не шутка!!!). Когда закончишь, поблагодари Их за то что они оказали тебе внимание и выслушали твою просьбу.

    Руны богинь судьбы: Науд, Иса, Йера.

    Науд. Девятая руна - руна нужды. «Науд» означает «нужду» и прежде всего «необходимость». Это — руна судьбы, и она связана с тремя Норнами, которые прядут сеть судьбы. «Науд» — также руна магии и инициации. Магия — это способность оказывать влияние на судьбу, знание, которым иногда не обладают сами боги. Даже боги не могут влиять на решения Норн. Судьба — это нить жизни, данная человеку. Скульд, младшая из Норн, скрыта, потому что она представляет будущее. Она обрезает нить, когда человеку приходит время умереть. Судьба находится в тесной связи со временем и смертью.

    Магическая инициация — это путь, направленный на управление судьбой и проникновение на глубочайшие уровни владений смерти. Чтобы быть инициированным в тайны рун, Один в течение девяти ночей висит на дереве Иггдрасиль, пронзенный копьями. Владения смерти состоят из девяти миров. Их протяженность — девять дней верхом, как известно из путешествия Хермода, ездившего, чтобы вернуть Бальдра и изменить судьбу. «Науд» — девятая руна утарка. То, что число «девять» связано с «науд», видно на примере амулета Сигтуны, на котором написано: «Да будет у тебя девять нужд, волк». В поздней эддической поэме, «Саге о Самсоне Прекрасном», говорится: «На норн престоле девять дней я сидел». Число «девять» постоянно повторяется в нордической магии. Исландские колдовские книги рекомендуют вырезать девять рун «науд», еще раз подтверждая связь между числом «девять» и этой руной. Девять — это 3x3 и, таким образом, более высокий аспект магии, чем троица. Три ведьмы в «Макбете» (возможно, связанные с Норнами) поют: «Трижды — этой, трижды — той, трижды снова, девять!» (Шекспир У., «Макбет». Пер. М. Лозинского). Девять — это не только судьба и необходимость, но и возможность оказывать влияние на судьбу. «Науд» — это время, необходимость, смерть и также возрождение. Руна «науд» связана с девятью месяцами, в течение которых вынашивается ребенок, и с болью, связанной с инициацией. В нордической духовности жизнь и смерть тесно связаны. Некоторые из инициаторных аспектов руны «науд» проявляются и в восемнадцатой руне (9x2).

    Руна Иса

    Иса — третья руна второго этта. Как и первые две руны этого этта, Иса связана с одной из стихий — со стихией льда. Иса — это замёрзшая вода, вода в самом плотном её состоянии. Вода подвижна, а лёд твёрд и статичен. Таким образом, Иса воплощает собой принцип сохранения и противостояния переменам. Как противовес развитию, замедляющий перемены, она эквивалентна оккультному «защитному кругу». Иса — это необходимая противодействующая сила, без сдерживающего влияния которой эволюция вышла бы из предначертанных ей рамок и вылилась бы в неконтролируемое, хаотичное разрастание, подобное раковой опухоли.

    Лёд враждебен всему живому, и не случайно древние скандинавы воспринимали его как вызов, требующий полного напряжения сил. В результате они не только преуспели в борьбе за выживание в неблагоприятных условиях, но и обогнали в развитии многие другие народы, превратившись в стойкое и выносливое племя воинов. Однако побочным следствием этого явилось пренебрежение духовными ценностями, из-за которого затормозилось развитие местной духовной культуры. В итоге народы Севера приняли христианство.

    Иса символизирует силы, направленные на обретение материальных ценностей. Она «сгущает» и «уплотняет» дух, превращая его в материю. Это руна самосохранения и самодостаточности, в позитивной своей ипостаси проявляющаяся как здоровый индивидуализм и способность выживать в любых условиях, а в негативной — как эгоцентризм и установка «каждый — сам за себя». Северные народы утратили чувство общности и, в целом, предались погоне за скорой выгодой и удовольствиями — в отличие от так называемых «примитивных» народов, обитающих в жарких странах, которым никогда не приходилось сталкиваться со столь суровыми испытаниями, но которые, тем не менее, сохранили чувство единства и не поддались взаимному отчуждению.

    Иса связана с Верданди — норной, управляющей настоящим. Как уже говорилось, Иса статична: она просто «есть». Её предназначение — сохранять вещи такими, каковы они есть, то есть удерживать настоящее в неизменности. Сама по себе она инертна: она всего лишь сохраняет, «консервирует». Найти общий язык с этой руной нелегко, так как она холодна, тверда и неподатлива. Она представляет тёмную сторону Богини — богиню бесплодную, неспособную к деторождению; в скандинавской мифологии в такой роли выступает Ринд, трижды отказавшуюся родить Одину сына, который отомстил бы за Бальдра — солнечного бога, олицетворяющего полную противоположность руны Иса . Ринд в этом мифе символизирует скованную льдом Землю, не желающую уступить объятьям Солнца, которое в данном случае воплощает собой Один. Кроме того, Иса властвует над Ётунхеймом — миром инеистых великанов, олицетворяющих разрушительные силы зимы.

    На психологическом уровне Иса символизирует наше «я» в самом прозаическом смысле, а также способность к индивидуальному выживанию благодаря сосредоточению сил. Иса отлично помогает сосредоточить волю на одной избранной цели. В руническом раскладе она указывает на те области бессознательного, в которых прочно запечатлелась определённая схема реакций. Что бы ни представляла собой эта схема, изменить её, как правило, очень трудно, а то и вовсе невозможно (как вообще нередко случается с глубоко укоренившимися привычками и застарелыми предрассудками). В большинстве случаев рекомендуется оставить эти области в покое: если вы не полностью отдаёте себе отчёт в том, что делаете, попытка активизировать их только усугубит проблему. Но если вы всё-таки хотите исследовать такую область, прибегните к помощи СОВУЛО или даже ТУРИСАЗ. Эти огненны руны представляют силы, противоположные руне Иса . Они откроют вам доступ к застывшей схеме, укоренившейся в бессознательном, и символически растопят сковавший её лёд, после чего её можно будет изменить по вашему усмотрению. Ещё лучше воспользоваться руной Кеназ, так как она представляет не стихийный, а укрощённый огонь и, вдобавок, способствует исследованию и приобретению знаний.

    В гадании Иса обычно символизирует некое раздражающее влияние или противодействие вашим планам. Вне зависимости от заданного вопроса она чаще всего означает, что в ближайшем будущем возможности для перемен не представится. Желаемая перемена произойдёт не раньше, чем через три месяца (эквивалент одного сезона); впрочем, её можно приблизить, прибегнув к магической помощи одной из огненной рун.

    В некоторых случаях руне Иса находится полезное применение. С её помощью можно свести на нет действие любой разрушительной или агрессивной силы, направленной на вас как магическими средствами, так и просто в ожесточённом споре. Мысленно представив себе руну Иса, вы быстро охладите все страсти. Сосредоточенная сила этой руны — единственный достойный противовес действию ТУРИСАЗ. Иса отлично служит для самозащиты и отражения любой магической атаки. Можно использовать её и как упреждающее средство — чтобы предотвратить какое-либо возможное действие. Иса послужит вам надёжной Защитой.

    Руна Йера

    Йера — четвёртая руна этта Хагалаз и двенадцатая в общей последовательности футарка — отличный пример того, сколь тщательно продуман рунический ряд: ведь в году — двенадцать месяцев, а в сутках — дважды двенадцать часов. А название этой руны свидетельствует о том, что она тесно связана со временем и счётом времени.

    Каждая из трёх предшествующих рун ассоциировалась с одной из норн. Вслед за убийством Гулльвейг в «Прорицании вёльвы» на сцену выходят три девы-великанши из Ётунхейма, а поскольку Гулльвейг была сожжена трижды, но осталась в живых, можно сделать вывод, что эти великанши, они же норны, представляют собой три ипостаси Гулльвейг. Как уже говорилось, каждая норна символизирует один из аспектов времени: Урд — прошлое, Верданди — настоящее, Скульд — будущее. А руна Йера , следующая непосредственно за тремя рунами норн, олицетворяет время в целом.

    Две половинки Йеры — символ двух половин года, циклически сменяющих друг друга в вечных переходах от света к тьме и обратно. Особенно тесно Йера связана с зимнем солнцеворотом — возвращением света. Кроме того, Йера соотносится с мистерий Бальдра и Хёда — умерщвлённых и возродившихся богов. Бальдр погибает в день летнего солнцестояния, а возрождается — в день зимнего солнцестояния, Хёд же погибает на зимнее солнцестояние, а возрождается — на летнее. Если расположить месяцы года на ободе колеса и поместить руну Йера в точку зимнего солнцестояния, а остальные руны расположить на равных расстояниях друг от друга в порядке футарка, то в позиции, диаметрально противоположной Йере, — в точке летнего солнцестояния — окажется руна ДАГАЗ. Так выявляется особая взаимосвязь между руна ДАГАЗи Йера и тот факт, что они взаимно дополняют друг друга (Йера связана с делением года, а ДАГАЗ— с делением суток).

    Йера символизирует годовой цикл и смену времён года. Это руна надежды, напоминающая нам о том, что всё пребывает в вечном движении и ничто не остаётся неизменным. Она способствует плавным переменам, помогая осторожно преобразовать плетение вирда. В раскладе она обычно предвещает перемену к лучшему — конец одного цикла и начало следующего. Эта руна заключает в себе тайну вечного возвращения.

    Йера связана со стихией земли, а из богов (кроме вышеупомянутых Бальдра и Хёда) с ней ассоциируются близнецы-ваны — Фрейр и Фрейя. Эта руна символизирует плодородие и, прежде всего, богатый урожай. Частично с ней также соотносится Тор. В некоторых областях зимнее солнцестояние традиционно считалось праздником Тора, хотя кое-где этот праздник посвящали Фрейру. Кроме того, Тор почитался как защитник земледельцев и покровитель сельского хозяйства.

    На индивидуальном уровне Йера как руна возвращения нередко указывает на то, что вам предстоит столкнуться с результатами своих прошлых действий. Лично мне Йера представляется весьма благотворной и обнадёживающей руной, гораздо менее суровой, чем Иса и Наутиз.

    Фрейя Асвинн "Руны и мистерии северных народов":

    Томас Карлссон. Руны и нордическая магия
    С сайта Скандинавски саги
    Язычекая магий Дайры

    НОРНЫ НОРНЫ

    (др.-исл. Nornir), в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении (по более ранним мифологическим представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от Н., участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств - дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три Н. - Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника (можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ Н. вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников); Н. определяют судьбы людей, вырезывая руны. В «Первой песни о Хельги...» («Старшая Эдда») Н. при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных Н., ведущих свой род от богов, альвов или цвергов. По своей основной функции Н. аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.
    Е. М.


    (Источник: «Мифы народов мира».)

    НОРНЫ

    в германо-скандинавской мифологии три богини человеческой судьбы. Это нестареющие прекрасные девы, которые жили на берегу реки прошлого Урдарборн под гигантским ясенем Иггдрасилем, покрывающим своей тенью весь мир. Звали норн: УРДР - прошлое, Верданди - настоящее и Скульд - будущее. Они определяли судьбу людей и богов.

    (Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


    Смотреть что такое "НОРНЫ" в других словарях:

      - (сканд. norn). Три скандинавская богини судьбы, духи покровители людей; предсказательницы, чародейки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОРНЫ девы судьбы в скандинавской мифологии, то же, что греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

      В скандинавской мифологии богини судьбы; в Старшей Эдде (Речи Фафнира) говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В Прорицании Вельвы и в Младшей Эдде упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд), настоящее… … Большой Энциклопедический словарь

      НОРНЫ, в скандинавской мифологии богини судьбы; в «Старшей Эдде» («Речи Фафнира») говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В «Прорицании Вельвы» и в «Младшей Эдде» упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд),… … Энциклопедический словарь

      Норны в германо скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, н … Википедия

      НОРНЫ - в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и, вероятно, помогающие при родах. Отчасти они сродни валькириям, которые, в отличие от норн, участвуют только в определении судеб воинов в битвах и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

      В скандинавской мифологии девы судьбы; соответствуют греч. мойрам и паркам, славян. роженицам и судицам. Н. три нестареющие красавицы девицы Урдр (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущность). Живут они под громадным ясенем Игдразилем,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - (Сканд.) Три сестры богини в Эдде, возвещающие людям веления Орлога или Судьбы. Они явлены как выходящие из неизвестных далей, укутанные в темное покрывало, к Ясеню Иггдрасилу (см.), и ежедневно поливают его водой из Источника Урд, чтобы он… … Религиозные термины

      норны - н орны, норн, ед. ч. н орна, ы (мифол.) … Русский орфографический словарь

      Норны - в сканд. миф. низшие жен. божества, определяющие судьбу людей при рожд. (по более ранним миф. представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (к рые, в отличие от Н., участвуют в определении только судьбы … Древний мир. Энциклопедический словарь

      НОРНЫ - (Сканд.) Три сестры богини в Эдде, возвещающие людям веления Орлога или Судьбы. Они явлены как выходящие из неизвестных далей, укутанные в темное покрывало, к Ясеню Иггдрасилу (см.), и ежедневно поливают его водой из Источника Урд, чтобы он не… … Теософский словарь

    Книги

    • Сердце того, что было утеряно , Уильямс Тэд , Добро пожаловать в Светлый Ард! В преддверии зимы норны, дети Сада, покидают земли смертных северян. В смятении отступают к старинной крепости Наккиге, которую будут защищать во имя королевы… Серия: Fantasy World.Лучшая совр. фэнтези Издатель: Fanzon ,
    • Сердце того, что было утеряно , Уильямс Т. , Добро пожаловать в Светлый Ард! В преддверии зимы норны, дети Сада, покидают земли смертных северян. В смятении отступают к старинной крепости Наккиге, которую будут защищать во имя королевы… Серия:

    Руны пользуются большой популярностью. Люди всегда стремились заглянуть в будущее и использовали для этого различные гадательные техники. Скандинавские руны — одна из них. Используя такие инструменты, можно приоткрыть завесу будущего, ответить на беспокоящие вопросы. Например, сделать расклад на рунах на ситуацию, на ближайший день, три дня, на предназначение и т. п.

    История рун

    Толкование литературных источников зиждется на использовании значения слова "руна" (run) в смысле "рунический знак" (runa-stafr). Это, конечно, очень узкое значение. Корень слова run происходит из древнегерманского языка, и означает "тайна".

    Проще говоря, руны — это письменность, которая использовалась людьми на протяжении 12 веков (I-XII вв. н. э.) на территории современной Швеции, Дании и Норвегии. Немного позже, в X-XIII вв. н. э. на территории Исландии и Гренландии. А в некоторых провинциях руническое письмо применяли вплоть до XIX века.

    Исторического, научного единого мнения о происхождении рун нет. Самая распространенная версия заключается в том, что руны произошли от древних свероэтрусских алфавитов, которые использовали в Альпах с VI по I век до н. э. Есть мнение о том, что скандинавские руны произошли от греческого алфавита и латыни.

    Мифология

    Согласно мифологии, руны открылись богу Одину. Об этом сказано в первом письменном источнике о рунах, который относится, по предположениям историков, к X-XI вв. н. э. и называется "Старшей Эддой". В "Речах Высокого" из "Старшей Эдды" описано, как Один принес самого себя в жертву себе же. Он пронзил себя копьем, а потом повесился на Мировом Древе, где висел девять дней и ночей без пищи и воды. Именно тогда Один обрел знание рун.

    Там же описаны свойства рун, как они могут защищать, лечить, утешать, мстить или устанавливать мир. Они могут воскресить мертвого, усмирить бурю, соблазнить девушку. Там же даются все рекомендации и предостережения.

    Гадание на рунах

    Самый простой и популярный расклад на рунах на ситуацию называется "Три руны". Его в первую очередь осваивают новички. Но, не смотря на всю свою простоту, этот расклад очень информативен и может дать ответы на разные вопросы, объяснить сложившуюся ситуацию. Этот способ не предсказывает будущее на несколько лет.

    Расклад на рунах на ситуацию необходимо делать, если вы хотите понять суть того, что происходит в вашей жизни, что из прошлого оказало влияние на настоящее и что ожидает в ближайшем будущем. В этом раскладе значение играет положение руны — прямое или перевернутое. Поэтому, трактуя расклад, используйте расширенное понимание рун.

    Чтобы сделать расклад на рунах на ситуацию, вам нужно расслабиться и сосредоточиться на проблеме, которая беспокоит. Затем поочередно вытянуть из мешочка три руны. Их нужно выкладывать слева направо в ряд. Первая, крайняя левая руна, опишет вам суть сложившейся ситуации. Следующая за ней - вторая руна, укажет на то, что от вас сейчас требуется. А третья - крайняя правая руна, опишет ситуацию в самом ближайшем будущем, которая может сложиться, если вы последуете совету второй (центральной) руны.

    Гадание рунами на ситуацию: расклад "Три Норны"

    В древней германской мифологии три сестры Норны представляли собой богинь или духов судьбы. Каждая из сестер определяла судьбу человека при помощи магической пряжи. Богини ткали узор и создавали ситуации, которые складывались на временном отрезке жизни человека.

    Итак, возьмите руны. "Три Норны" - расклад на ситуацию и на ближайшее будущее, делается при помощи 9 рун. Подумайте над тем, что вас волнует. Выложите руны перед собой в следующем порядке:

    Руны 1, 2 ,3 говорят о прошлом:

    • 1 - что было;
    • 2 - что дает надежду;
    • 3 - что огорчает.

    Руны 4, 5, 6 говорят о настоящем:

    • 4 - что есть;
    • 5 - что хорошо сейчас;
    • 6 - что плохо сейчас.

    Руны 7, 8, 9 говорят о будущем:

    • 7 - что скорее всего будет;
    • 8 - что будет принято;
    • 9 - чего нужно избегать.

    Помните, что расклад на рунах на ситуацию делается только в том случае, если вы не можете справиться самостоятельно. Не стоит беспокоить руны по пустякам. Не стоит делать один и то же расклад или несколько разных раскладов подряд, если вас не устраивает полученный ответ. Запишите полученные руны и возвращайтесь к толкованию расклада, сколько хотите, но заново его не делайте.

    Беззаботно и счастливо жили люди в золотом веке, но недолго он продолжался. Однажды с востока, из страны великанов, в Митгард пришли три женщины. Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд - Прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди - Настоящее, третья же была еще совсем юна и носила имя Скульд - Будущее. Эти три женщины были вещие норны, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.

    Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век окончится, - сказала старшая норна.
    - Люди будут убивать и обманывать друг друга ради золота. Много славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, - произнесла средняя из них.
    - Да, все будет так, как вы сказали, - подтвердила младшая норна. - Но придет время, когда золото потеряет свою власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, - добавила она.
    - Жажда золота овладеет не только людьми, но и богами, и они тоже будут проливать кровь и нарушать свои клятвы, - вновь заговорила старшая.

    Великаны начнут войну с богами. Эта война будет продолжаться много лет и закончится гибелью и богов и великанов, - сказала средняя.
    - Да, будет так, как вы сказали, но не все боги погибнут Их дети и те из них, кто не повинен в убийствах и клятвопреступлениях, останутся в живых и будут править новым миром, который возникнет после гибели старого, - возразила младшая.

    И вот все в мире стало происходить так, как предопределили норны. Постепенно в сердца людей закралась алчность, жажда наживы. Многие из них оставили свой мирный труд и сменили сохи и лопаты на мечи и копья, чтобы воевать, друг с другом, а вместе с войнами на землю пришли нужда и преступления. Солнце на небе продолжало светить по-прежнему, но никто под ним уже не был так счастлив, как прежде. Сбылось и другое предсказание норн: между богами и великанами началась жестокая борьба, которая продолжается и по сей день. Бессильные достигнуть Асгарда и победить Асов, Гримтурсены обрушили весь свой гнев на людей. Потомкам Имира, рожденного изо льда и огня, подвластны все враждебные человеку стихии. Великаны посылают на землю мороз и засуху, бури и град, а порой сбрасывают с гор огромные лавины, под которыми исчезают целые селения. Что бы защитить Митгард от их нападения, боги окружили его высоким кольцом гор, которые они сделали из бровей Имира, но великанам часто удается перебраться через них, и горе тому, кто попадется им на пути. Желая погубить мир, Гримтурсены натравили на луну и солнце двух огромных волков: Скеля и Гети. С тех пор Скель гоняется за солнцем, а Гети - за луной, и Суль и Мани вынуждены убегать от них до тех пор, пока не скроются за горами. Лишь одного из Асов боятся великаны, и этот Ас - бог грома Тор.

    После того как закончился золотой век и грех прокрался даже в божественные дома в Асгарде, норны явились под ясенем Иггдрасилем и поселились у источника Урд.

    Их главное занятие состояло в прядении нити судьбы. Кроме того, они должны поливать корни священного дерева водой из источника Урд и подсыпать свежую землю, чтобы дерево оставалось вечно зеленым.
    Там же явились
    три девы-провидицы,
    там поселились
    под древом они:
    первая Урд,
    Верданди тоже
    (резали жребья),
    а третья Скульд:
    судьбы судили,
    жизни рядили,
    всем, кто родится,
    узел нарекали...
    (Старшая Эйда. Прорицание вёльвы. Перевод В. Тихомирова)

    Порой норны плели настолько длинные нити судьбы, что, когда одна из них стояла на высокой горе на дальнем востоке, другая в это время находилась далеко в море на западе. Нити, которые они пряли, напоминали веревки и отличались по цвету, в зависимости от характера предстоящих событий. Черная нить, протянутая с севера на юг, непременно считалась предзнаменованием смерти. И когда сестры работали челноком, они пели торжественную песню. Они не пряли в соответствии со своими желаниями, но слепо подчинялись желаниям Орлог, вечному закону вселенной, старше, нежели они, и высшей силе, у которой не было ни начала, ни конца.

    Две норны. Урд и Верданди, плели нити, в то время как третья безжалостно разрывала их, очень часто, почти законченные, разбрасывая остатки по ветру. Как олицетворение времени норны представлены как сестры разного возраста и характера. Урд (Вурд, то есть "судьба", "прошедшее") предстает очень старой и немошной, постоянно оглядывающейся назад, поглощенной размышлениями о прошедших событиях и ушедших людях. Верданди (становление, настоящее), вторая сестра, молодая, активная и бесстрашная, прямо смотрит перед собой. В то время как Скульд (долг, будущее) представляется окутанной в плотную вуаль, с головой, повернутой в сторону противоположную той, куда смотрит Урд, держащей в руках нераскрытую книгу или неразвернутый свиток.

    Ежедневно норн навещали боги, любившие советоваться с ними, и даже Один часто спускался к источнику Урд, чтобы обратиться к ним за помощью. Они отвечали на его вопросы, но обходили молчанием лишь те, которые касались его судьбы или судьбы других богов.
    Ехал верхом он долго и быстро
    К истокам великого Древа жизни.
    К священному источнику искал он дорогу,
    К трем сестрам - вещуньям.
    Первая - Урд, норна прошедшего,
    Взгляд устремлен ее назад.
    Не может она рассказать настоящего, и
    Будущего поведать.
    Верданди держит книгу с раскрытой страницей,
    Темные тени на ней, скорбь предвещающие,
    Тени, что бродят над Асгардом -
    Зло приносящие.
    Но не на этой странице секрет,
    Что Вальхаллу может спасти.
    Третья сестра - самая юная, Скульд -
    Будущее предсказывающая,
    стоит, глядя в сторону,
    И, как ни просят ее, сохраняет молчание,
    Смахивая при этом слезу.
    (Дж. Джонс. Вальхалла)