• Свято-троицкий собор александро-невской лавры. Cобор во имя Святой Троицы в Александро-Невской лавре Собор александро невской лавры высота

    В отличие от многих монастырей, которые возникали в местах обитания отшельников, Александро-Невская лавра была образована последователями церкви. Название этого святого места связано с важными событиями в истории России. В 1240 г. великий князь и полководец Александр Ярославович одержал крупную победу в войне со шведами на реке Неве, за что за что был назван Невским. Позже канонизирован Православной Церковью как Святой Покровитель России.

    На сегодняшний день Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, часы работы которой очень удобны для посещения, является очень популярным местом как для российских туристов, так и для иностранцев.

    Времена правления Петра I

    Официальной датой основания Свято-Троицкой Александро-Невской лавры считается 25 марта 1713 года - день освещения первой деревянной Благовещенской церкви. Согласно историческим сведениям, основателем Невского монастыря был знаменитый император Петр I. Именно он в 1702 велел начать строительство в месте, где Черная река (настоящее название Монастырка) впадает в Неву. Руководил строительством и обустройством монастыря архимандрит Феодосий. Проектированием основных зданий занимался Доменико Трезини - итальянский архитектор и инженер. В его представлении будущая Александро-Невская лавра виделась как целый ансамбль каменных строений, расположенных между Черной рекой и Невой. Воплощение планов Трезини в жизнь затянулось на долгие годы. За это время, помимо основных монастырских строений, здесь появился целый городок с домами, огородами, конюшнями, мельницей, кузницей. Здесь же была открыта церковная школа, которую позже преобразовали в духовную семинарию, а потом в академию. были торжественно перенесены из Владимира в новую столицу России 12 сентября 1724 года по указу Петра Великого. Этот день в Русской празднуется до сих пор. Великий полководец стал покровителем новоиспеченной российской столицы, однако массивный серебряный саркофаг был передислоцирован в советские времена в Эрмитаж, где он остается (без мощей) и сегодня.

    Синодальный период

    После главным архитектором церковных сооружений стал Иван Старов, который многое переделал по своему усмотрению, значительно расширив территорию строительства. В 1797 году монастырь был возведен в ранг лавры. На тот момент Троицкая Александро-Невская лавра (Петербург) была не только крупнейшей в стране, но и одной из самых богатых.

    Во время революции нарком социального обеспечения А. М. Коллонтай хотел преобразовать монастырь в пристанище для инвалидов войны. Группа моряков, которая отправились туда 19 января 1918 года, была встречены разъяренной толпой прихожан. Большевикам пришлось отступить. В результате вышел приказ о прекращении финансирования церкви из государственного бюджета. Апогеем этих событий стал указ об В 1922 году монастырь был практически «законно разграблен» в пользу голодающих. Серебряная рака, где хранились мощи Александра Невского, была вскрыта и передана в Эрмитаж, а сами мощи переправлены в фонд Государственного музея. С этого момента Александро-Невская лавра в СПб продолжает действовать вплоть до 1932 года, пока все монахи не были арестованы. Спустя год монастырь был закрыт и реорганизован в церковный приход, а в 1936 году богослужения полностью прекратились. Следующие 20 лет на территории монастыря располагались различные светские учреждения, и только в 1957 году богослужения были возобновлены. Мощи полководца вернули на свое законное место только в конце 80-х годов.

    Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Лазаревское кладбище

    Лавра в Санкт-Петербурге славится своим некрополем, где покоится много известных людей прошлого столетия - писателей, полководцев, ученых. Изначально здесь находилось одно кладбище - Лазаревское, основанное еще во время правления Петра I. Чести быть похороненным здесь удостаивались только богатые или известные в стране люди. На сегодняшний момент все надгробия, памятники, саркофаги представляют собой огромную историческую ценность. Здесь же находится семейный склеп знаменитого графа Шереметьева.

    Тихвинское кладбище

    Со временем Лазаревское кладбище стало слишком тесным, и было решено открыть еще одно, которое назвали Ново-Лазаревским. Четкие границы оно приобрело только в конце 19 века, когда и было обнесено каменной оградой. Примерно в это же время новое кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры было переименовано в Тихвинское. Это было связано со строительством на территории кладбища усыпальницы во имя иконы Тихвинской Божьей матери. Захоронения на новом кладбище также связаны с именами известных деятелей культуры, искусства и научного мира. Ближе к середине 20 века захоронения на Тихвинском кладбище прекратились, и оно было реконструировано в мемориальный парк.

    Никольское кладбище

    Третье кладбище на территории Александро-Невской лавры было открыто в 1863 году. Так как на территории некрополя была расположена Никольская церковь, то и само кладбище было названо Никольским. Новое кладбище несколько отличается от своих собратьев. Во-первых, на его территории много часовен, построенных в древнерусском стиле. Во-вторых, помимо привычных памятников и склепов, здесь много бронзовых статуй и бюстов захороненных людей. В-третьих, единственное в лавре, которое не получило статус музея. Оно действует по сей день, но лишь единицы из самых удостаиваются чести покоиться в этой святой земле.

    Ежегодно в Санкт-Петербург съезжается много туристов и паломников. Цель их приезда - Александро-Невская лавра. Часы работы очень удобны для всех желающих насладиться красотой и умиротворенностью этого места. Собор открыт с 6.00 до 20.00, территория лавры с 5.30 до 23.00.

    История и современность

    Возрождение церковной жизни и богослужений в стенах лавры было начато во второй половине 90-х годов, а в 2000 году все здания были переданы епархии. На территории монастыря две церкви, спроектированные отцом и сыном Трезини в 1717-1722 и 1742-1750, соответственно; величественный Неоклассический собор, построенный в 1778-1790 по проекту Ивана Старова и посвященный Святой Троице, и множество структур меньшего масштаба. Здесь же расположены Лазаревское и где сохранены богато украшенные гробницы Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Николая Карамзина, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Федора Достоевского, Карла Росси и других известных людей. На сегодняшний день Невский монастырь - популярное место для туристов и паломников. Историю возникновения Александро-Невской Лавры для всех желающих расскажут православные экскурсоводы. На территории монастыря расположена трапезная и чайная, где можно заказать горячее питание как для паломнических групп, так и для отдельных паломников. Здесь же построены три гостиницы, в которых можно снять уютные и недорогие номера. На сегодняшний день в лавре действует паломническая служба, которая отвечает за организацию экскурсий как по территории самой лавры, так и по церквям и храмам Санкт-Петербурга.

    День рождения Александро-Невской лавры

    В 2013 Православная церковь отметила 300-летие с того дня, когда была основана Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб. Отсчет этого события начался с 25 марта 1713 года, а именно с первой Божественной литургии в стенах храма. Во время празднования вся братия во главе с наместником церкви совершили крестный ход. Прихожане выслушали поздравления митрополита Владимира, который призвал людей сохранять это святое место, которое является духовным центром всей Руси.

    Как и любое старинное место, Невский монастырь окутан тайнами и загадками. Вот только несколько интересных фактов, связанных с историей возникновения и развития Александро-Невской лавры.

    1. В связи с тем, что монастырь образовался на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами, изначально он назывался «Виктория».
    2. Православная академия в Санкт-Петербурге берет свое начало из школы, построенной на территории лавры и предназначенной в свое время исключительно для детей священнослужителей.
    3. Мощи Александра Невского, которые были перевезены на территорию монастыря еще при правлении Петра I и хранятся там в настоящее время, в годы революции были вывезены и переданы Государственному музею.
    4. В тяжелое послереволюционное время многие священнослужители пострадали от рук большевиков - были либо расстреляны, либо арестованы.
    5. В 1918 году правительство решило захватить территорию лавры и использовать ее для своих нужд. Однако отправленный отряд встретил небывалое сопротивление прихожан и вынужден был отступить. После этих событий богослужения продолжались еще 15 лет.
    6. Один из храмов лавры до сих пор не входит в ее владения и является городским музеем.
    7. Строительство этого исторического комплекса продолжалось почти сто лет. В процессе проектирования и возведения храмов и церквей участвовали многие известные архитекторы и строители того времени.

    Последние события

    Совсем недавно, 12 сентября 2016 года, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в СПб организовала в своих стенах фестиваль "Невские звоны". Празднования были приурочены ко дню перенесения мощей Александра Невского и начались с традиционной общей молитвы. В фестивале приняли участие лучшие звонари России и ближнего зарубежья и порадовали присутствующих своим мастерством. Помимо этого, вниманию присутствующих был представлен фильм о колоколах. В заключительной части праздника любой желающий мог не только позвонить самостоятельно в колокол, но и получить мастер-класс от лучших звонарей.


    В 1380 году, спустя 117 лет после преставления св. благоверного великого князя Александра Невского, его мощи были обретены нетленными и положены с подобающею честью в раке в Рождественском монастыре во Владимире.

    Когда император Петр I основал новую столицу на берегах Невы, прославленных победой св. Александра, - Санкт-Петербург, то повелел перенести его честные останки сюда. В 1723 году мощи были перенесены в Александро-Невский монастырь, где покоятся и до ныне на благословение северной столице, обители и всей России.

    Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром на Невских берегах одновременно с переездом царского двора в Петербург. Основав обитель во имя св. благоверного князя Александра Невского, защитника Невских земель, ставшего символом Божией помощи в борьбе против иноземных врагов, Пётр тем самым «вверил город чудесному заступлению, охранению против врагов, охранению северных пределов России». Продолжалась Северная война, шведы не теряли надежды на возвращение приневских земель, Западная Европа с недоверием смотрела на победы Русской армии. В этих условиях воспоминание о русском князе, защищавшем принадлежавшие Руси приневские земли в далёком XIII в. имело и большое политическое значение.

    Казалось бы, наилучшее место для монастыря в честь Александра Невского - это поле Невской битвы. Здесь, у впадения в Неву реки Ижоры, уже в XIV в. известна деревянная часовня, а затем церковь Александра Невского. В начале XVIII в. стараниями Александра Меншикова церковь была обновлена. Но это отдалённое от новой столицы место не устраивает Петра. По его планам монастырь должен стать новым духовным центром страны, противостоящим богатой древними святынями и монастырями Москве. Видимо, поэтому был найден участок неподалёку от города, но по планировке очень похожий на поле Невской битвы.


    Петр I, портрет работы французского художника Поля Делароша, 1838 год

    В журнале Петра Великого за июль 1710 г. записано следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского».

    Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».


    Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург.
    Москвитин Филипп Александрович

    11 августа 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. В этот день после Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помещена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишнёвого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, «яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющий». Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы «ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам».

    На всём пути следования, процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724 г., в третью годовщину Ништадтского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург.

    В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Пётр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» - родоначальником Русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

    Икона Святого благоверного князя Александра Невского

    По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы (в 1790 г.), останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака. Она была сооружена в 1752 г. по указу Елизаветы и украшена надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг украшен чеканными барельефами, рассказывающими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии всё столичное духовенство в белых серебристых одеждах, в сопровождении Владыки, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к Лавре.


    Святой благоверный князь Александр Невский [ок. 1850].

    В 1922 г. монастырь лишился своей святыни. Мощи святого князя были изъяты и долгое время находились в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошёл по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.


    "Александро-Невская лавра со стороны Невы". Акварель И. А. Иванова. 1815.

    С первых дней своего существования Александро-Невский монастырь должен был занять довольно высокое положение. Согласно Петровскому указу «две по Всероссийской Империи лавры, яко то Киево-Печерская и Троицкая Сергиевская, а также и Александро-Невский монастырь о своём первенстве имеют права. А что касается до безчестия оных двух лавр, так же и Александро-Невского монастыря властем, то оных должен положить в равном один против другого градусе».

    Настоятелем монастыря Пётр назначил Феодосия (Яновского), с 1708 г. выполняющего обязанности временного судьи и администратора духовных дел столицы и новозавоёванной области. С 1712 г. должность администратора становится постоянной, и при нём в Александро-Невском монастыре учреждается специальная канцелярия. Здесь же помещается и обер-инквизитор. В 1720 г. Феодосий был рукоположён в сан епископа Новгородского с оставлением его архимандритом Александро-Невского монастыря. С этого времени эти две должности были объединены, и Невский монастырь стал постоянной резиденцией Новгородского митрополита. Со времени учреждения епархии в 1724 г. должность архимандрита столичного монастыря должен занимать Петербургский епископ, впоследствии с 1783 г. - митрополит Петербургский и Новгородский. В 1797 г. именным указом Павла I монастырь был переименован в лавру.

    Александро-Невский монастырь был основан Петром как образцовый. Здесь он хотел претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру. Он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, лечебное и учебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, безумствующих, и устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки. Здесь же Пётр предполагал учредить лечебно-исправительное заведение для лиц принудительного лечения и пьяниц. Осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. По счастью, задачи так и не были осуществлены.

    Пётр также предполагал воспитывать испытанных и подготовленных в духе его идей кандидатов в «надежду архиерейства». С этой целью он мыслил устроить при монастыре учёное монашеское братство. В разряд «учёных монахов» предполагалось принимать лиц, достигших тридцати лет и прошедших курс семинарии. Послушания «ученым монахам» определялись в виде чтения книг, перевода Богословских трудов, составления собственных сочинений и произнесения проповедей. Учёные монахи должны были подчиняться особо назначенному монаху - директору, которому предоставлялось второе место после архимандрита. Учёным монахам назначалось большее, чем остальной братии, обеспечение.
    По окончании курса наук они предназначались к занятию настоятельских должностей в крупных монастырях. Этот проект также не был осуществлён, потому что образованных людей, способных составить подобное братство, было в это время очень мало. Однако в Петровское время монастырь имел значение некоего «семинариума» духовных властей, хотя кандидаты на высшие церковные должности вызывались сюда не столько для повышения образования, сколько для испытания их политической благонадёжности.

    С Петровского времени Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения для столичной епархии. По Высочайшему указу 1719 г. при монастыре была создана первая в столице типография. Первой книгой, вышедшей здесь, было Поучение в день св. Александра Невского.
    Здесь был напечатан Букварь, печатались книги против раскольников, проповеди, наставления, позднее - переводы и учёные труды, Богослужебные книги.

    В 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия велено было «учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для учёных юных детей чтения и писания Славянскую школу, в которой, как того монастыря служительских детей и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от пяти до тринадцати лет, учить славенскаго чтения и писания по новопечатным Букварям, а потом и грамматики». Главным учебным пособием был «Букварь или начальное учение отроком» Феофана Прокоповича.
    В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария.
    Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью.

    Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию.
    Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям».
    В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.


    Александро-Невская лавра. Акварель Карла Петровича Беггрова, 1820-е годы

    Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам. В монастыре духовным наставником инока Варлаама был схимонах Досифей, известный своей духовной жизнью. Впоследствии Варлаам был игуменом Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии, затем архимандритом Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии, а 5 октября 1768 г. был рукоположён во епископа Тобольского и Сибирского. Архиепископ Варлаам снискал большую любовь и уважение тобольской паствы своей подвижнической жизнью, благотворительностью и заботой о мирянах и о духовенстве. При нём впервые тобольские семинаристы были посланы в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

    В Александро-Невском монастыре начинал свой монашеский подвиг знаменитый старец Феодор Ушаков. Он происходил из старинного дворянского рода Ушаковых. В молодости служил в Петербурге в Преображенском полку. Молодого офицера ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Однажды он стал свидетелем внезапной смерти своего приятеля.

    Этот трагический случай заставил его увидеть всю тщетность мирской жизни и непрочность земного благополучия. Иоанн решил удалиться от мира и бежал на берега Северной Двины в пустынные северные леса, где провёл три года в посте и молитве. С соизволения Елизаветы Петровны в 1747 г. он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Здесь он вёл строгую подвижническую жизнь и вскоре стал известен в столице своей праведностью. Многие из петербургских жителей всех слоёв общества стали обращаться к о. Феодору за духовными наставлениями.
    Десять лет провёл о. Феодор в Александро-Невском монастыре, а в 1757 г. перебрался в Саровскую пустынь, трудился для восстановления Санаксарского монастыря и Арзамасской Алексеевской женской общины.

    В начале XIX в. в Александро-Невской лавре жил старец схимонах Алексий. К нему приезжал император Александр I перед своей поездкой в Таганрог.
    Н. К. Шильдер пишет: «Когда дверь кельи отворилась, мрачная картина представилась глазам Государя: пол и все стены до половины были обиты чёрным сукном; с левой стороны у стены виднелось большое Распятие с предстоящими Богоматерью и евангелистом Иоанном; у другой стены кельи находилась чёрная, длинная деревянная скамейка; лампада, горевшая перед иконами, тускло освещала печальное жилище схимника. При входе императора схимник пал перед Распятием и в то же время, обратясь к своему высокому гостю, сказал: "Государь, молись"». За перегородкой в келье «на столе стоял чёрный гроб, в котором лежала схима, свечи и всё, готовое к погребению.
    "Смотри, - сказал схимник, - вот постель моя и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго"». В разговоре с Государем схимник также сказал:
    «Ты Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты сын Православныя Церкви и должен любить и охранять её. Так хошет Господь Бог наш».
    «"Многие длинные и красноречивые речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца", - сказал потом Государь сопровождавшему его митрополиту Серафиму». Как знать, может быть, встреча со старцем Алексием повлияла на последующие события. Ведь живо мнение, что в Таганроге Император не умер, а отрёкся от мира и прожил остаток жизни в сибирских скитах под именем старца Фёдора Кузьмича.

    Монахи Александро-Невской лавры занимались миссионерской деятельностью среди языческих народов. После возвращения из Китая здесь некоторое время жил о. Иоакинф (Бичурин), бывший в 1807-1820 гг. начальником русской духовной миссии в Пекине. Здесь он готовил к изданию свои труды, имевшие огромное значение в деле становления мировой синологии. О. Иоакинф (умер в 1852 г.) похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Подвиг миссионерского служения в Америке нёс монах о. Гедеон, трудившийся в 1804-1807 гг. в составе православной миссии на острове Кадьяк, и многие другие.

    Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств Царской Фамилии. Здесь нередко совершались торжественные Богослужения в присутствии Августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

    Каменное строительство в монастыре началось ещё при Петре I. Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Его проект не во всём отвечал православным канонам: фасад монастырского строения и включённый в него главный храм Святой Троицы были обращены к Неве, т.е. на восток, с востока же должен был быть устроен и вход в собор. Это задержало строительство монастыря, которое было завершено только в конце XVIII в.

    В 1720-1723 гг. Т. Швертфегер переработал проект Троицкого собора, и в 1744 г. строительство собора вчерне завершено, но вскоре в стенах и сводах образовались трещины, и по приказу Елизаветы от 20 марта 1753 г. собор был разобран до основания и щебень пошёл на усыпку Невского проспекта. Конкурс на проект собора, состоявшийся в 1763 г., не дал положительных результатов. Строительство началось только в 1774 г. по проекту И. Старова и велось при постоянном попечении митрополита Петербургского Гавриила (Петрова). 30 августа в присутствии Императрицы была совершена торжественная закладка нового собора, а ровно через 16 лет, 30 августа 1790 г., его торжественное освяшение Владыкой Гавриилом и перенесение в него мощей св. Александра Невского. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, правда, вместо икон его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских живописцев. Монастырь и Троицкий собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII в., золотой крест, выполненный в 1660 г. для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

    Богослужение в Троицком соборе отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим. Ещё при Петре I в монастыре было введено нотное пение. Указом Императора было повелено списать у певчих государя копии «со всех знаменного напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошанам». В начале XIX в. регентом монастырского хора был протоиерей П. И. Турчанинов, переложивший многие древние и знаменитые напевы на ноты. При Екатерине в лавре было повелено одному иеромонаху, чтецу и певцу отправлять службу на греческом языке.

    Старейшая церковь монастыря Благовещенская, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре. Она была построена в 1717-1722 гг. Д. Трезини и послужила образцом для более поздних сооружений - Фёдоровской церкви и угловых монастырских башен. Облик её типичен для петербургской архитектуры петровского времени. Церковь двухэтажная. Верхняя освящена 30 августа 1724 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского, и до 1790 г. здесь находилась рака со святыми мощами. Нижняя церковь - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она служила усыпальницей для особ царствующего дома. Здесь могилы Анны Леопольдовны, сестры Петра I Натальи Алексеевны, здесь был погребён Петр III, перенесённый по указу Павла в 1796 г. в Петропавловский собор. Здесь же находятся могилы видных государственных деятелей XVIII в.: А. В. Суворова, В. В. Долгорукого, А. Г. Разумовского, А. М. Голицына и других, Петербургских епископов Феодосия (Янковского) (1745-1750), Сильвестра (Кулебки) (1750-1761).

    В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов"

    В Лазаревском некропроле также похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

    Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный корпус, построенный Д. Трезини в 1717 г. В 1820 г. в части корпуса была устроена церковь Сошествия Святого Духа. В ней были погребены Санкт-Петербургские митрополиты Михаил (1818-1821), Серафим (1821-1843), Антоний (1843-1848), Никанор (1848-1856) и Григорий (1856-1860).

    Симметрично Благовещенской церкви в юго-восточном углу монастырского каре расположена Николо-Феодоровская церковь, служившая усыпальницей для особ грузинской царской фамилии и некоторых епископов, среди которых Евгений Булгарис.

    Церкви устроены и на монастырских кладбищах, самое древнее из которых Лазаревское, основанное в Петровское время. Здесь была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна, и над её могилой выстроена часовня в честь Воскрешения Лазаря. После постройки Благовещенской церкви прах Натальи Алексеевны перенесен в неё, а на месте часовни выстроена каменная церковь, ставшая усыпальницей для приближённых царя. На Лазаревском кладбище похоронены видные деятели науки и культуры XVIII в. В XIX в. возникло Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На нём в 1936 г. уничтожено примерно 9/10 захоронений. Здесь был похоронен известный молчальник монах Патермуфий, скончавшийся на 129 г. жизни. К востоку от монастыря расположено Никольское кладбище с церковью во имя св. Николая Чудотворца (1871). Северную часть его занимает Братское кладбище.

    В Митрополичьем корпусе, напротив Троицкого собора (1755-1756, архитектор М. Д. Расторгуев) находились парадный приёмный зал и личные покои Петербургских митрополитов, Крестовая церковь. Позади Митрополичьего корпуса в 1720 г. был разбит регулярный сад. В связи с ростом города в XIX- XX вв. площадь значительно сократилась, и в настоящее время ограничена рекой Монастыркой.

    Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра является действующим общежительным мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии.

    Собственно, возрождение её началось еще в 1956 году, когда Свято-Троицкий собор был передан Русской Православной Церкви и стал действующим приходским храмом г. Ленинграда, любимым местом молитвы и паломничества верующих. При митрополите Никодиме (Рогове, ум. 1978) настоятель собора стал носить титул наместника, а правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии стал настоятелем собора. В этом, на первый взгляд, незначительном изменении, была христианская надежда и мудрое предвидение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) о будущем монастыря.

    Благодатным знамением к грядущим изменениям в судьбе Лавры послужило возвращение 3 июня 1989 года мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского - небесного покровителя монастыря и града Святого Петра. Это произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер). Высокопреосвященнейшим Алексием, митрополитом Ленинградским и Новгородским, было совершено перенесение из Казанского собора честных мощей Александра Невского. Со звоном Лаврских колоколов крестным ходом сонма духовенства и мирян они были торжественно перенесены на место своего честного положения, благоговейного поклонения и почитания, куда и были они первоначально принесены Петром Великим из Владимира 30 августа 1724 года.


    1 Лаврский мост

    Благодатное возрождение Лавры как монастыря началось летом 1995 года при митрополите Иоанне (Снычеве, ум.1996). Первым наместником монастыря стал старейший клирик Санкт-Петербургской епархии архимандрит Кирилл (Начис) - епархиальный духовник. К этому времени монашествующим был частично передан "Духовской" корпус, где и поселилась немногочисленная братия, состоявшая в основном из постриженников Санкт-Петербургских Духовных школ. Первое монашеское Богослужение состоялось 14 сентября 1995 года. Службу возглавил наместник Лавры архимандрит Кирилл. За неимением достаточного числа братии пел хор из учащихся Духовной Семинарии. Службы совершались каждый день в Никольском храме, расположенном на Никольском кладбище, кроме Воскресных и праздничных дней, когда братия сослужила белому духовенству в Свято-Троицком соборе.

    3 ноября 1997 года Приходское собрание Свято-Троицкого Собора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры. Был так же принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Лавра начала полноценную монашескую жизнь.

    На 1 июня 2002 года братия Лавры составляет 27 человек: архимандрит, 2 игумена, 10 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 3 инока и 4 послушника.

    Со времени своего основания и до самой революции Лавра была тесно связана с Российским Флотом. Большинство иеромонахов, служивших на кораблях, были из насельников Лавры. Символическим началом возрождения и этой традиции стало награждение наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрита Назария (Лавриненко) медалью "300 лет Российскому Флоту". Это произошло 11 июня 2002 г. Награду вручил вице-адмирал Кудряшов Игорь Васильевич.

    27 мая 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе него было вынесено решение о назначении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру двух викарных епископов. Одним из них стал наместник Александро-Невской лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

    СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР

    Композиционным центром Александро-Невской лавры является Свято-Троицкий собор - архитектурный памятник раннего классицизма. Собор увенчан куполом на высоком барабане, а его лаконичные монументальные формы гармонируют с монастырскими корпусами.


    Свято-Троицкий собор. Фотография 1903 г

    Первый Троицкий собор, выполненный в стиле "немецкого барокко", был заложен по проекту архитектора Т. Швертфегера еще в начале 18 века. Однако когда строительство собора было завершено, обнаружилось несколько серьезных ошибок: храм оказался очень неустойчивым и, к тому же, был возведен на слабо укрепленном грунте. Посещать его было небезопасно, и, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, собор был снесен. При Екатерине Великой Троицкий собор решено было возродить, и царица назначила архитектора И. Старова ответственным за возведение нового храма. Строительство продолжалось 14 лет, и 30 августа 1790 года новый Свято-Троицкий собор был завершен. Искусствоведы полагают, что он стал вершиной творчества архитектора Старова.


    В плане Свято-Троицкий собор представляет собой латинский крест. Интерьер храма украшает мраморный иконостас, изготовленный братьями Пинкети. До Октябрьской революции 1917 года в соборе находились картины, пожертвованные Екатериной II из собраний Эрмитажа.
    Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса и других великих живописцев. По рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись купола и сводов собора, сохранившаяся до нашего времени. Барельефы, изображающие сцены из Ветхого и Нового заветов, были выполнены известным скульптором Ф. Шубиным. Главный вход в собор украшает барельеф "Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма" и скульптуры ангелов со знаком ордена святого Александра Невского. В дни, посвященные этому святому, в Троицком соборе проходят торжественные службы.


    Фото Андрей Бутко


    Фото Андрей Бутко

    Окончание постройки и освящение Троицкого храма в августе 1790 года завершило формирование ансамбля Александро-Невской лавры. 30 августа 1790 года в собор была перенесена серебряная рака с мощами Александра Невского. Эта рака была изготовлена на петербургском Монетном дворе и весила 86 пудов. На боковых стенках саркофага выполнены барельефы, изображающие военные победы Александра Невского. Сейчас эта гробница находится в государственном Эрмитаже.

    Среди икон собора особо почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца и икона Божьей Матери "Скоропослушница".


    Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского. Фото 1910-х гг.

    Легенды и мифы

    Петр I хотел, чтобы его любимый Санкт-Петербург имел небесного покровителя в лице князя Александра Невского, героического полководца, разбившего шведскую армию в устье впадающей в Неву реки Ижоры. В августе 1724 года царь приказал перенести мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Свято-Троицкий собор. Долгое время после этого ходили легенды, будто на самом деле в лавре нет никаких мощей: якобы они сгорели во время пожара Успенского собора во Владимире, а все, что удалось спасти, - несколько обгорелых костей, которые доставили в Петербург. Однако, добавляли петербургские сплетники, возможно, что и эти обгорелые останки принадлежат вовсе не легендарному Александру Невскому, а кому-нибудь другому.

    Противники Петра Великого и его реформ предлагали свою версию истории о переносе мощей в "город Антихриста", как они называли Санкт-Петербург. Они утверждали, что два раза после перенесения останков князя в Свято-Троицкий собор, они бесследно исчезали на следующий день, и требовалось много времени и сил, чтобы их отыскать. Противники Петра объясняли исчезновение мощей тем, что святой Александр не хочет находиться в "проклятом городе", построенном на костях. По этой версии, в третий раз Петр I приказал запереть мощи Александра Невского в серебряной раке, и лишь после этого останки перестали исчезать.

    А согласно еще одной легенде, Петр I, запирая раку с мощами, вдруг услышал позади себя голос, изрекающий мрачное пророчество: "Всего на 300 лет…". Петр вздрогнул, обернулся и увидел высокую удаляющуюся фигуру в черном плаще. Царю так никогда и не удалось выяснить, кем был этот незнакомец.

    Историческая справка

    1710 г. - по указу Петра I заложен монастырь в честь Пресвятой Троицы и святого Александра Невского.
    30 августа 1724 г. - мощи Александра Невского перевезены из Владимира в Санкт-Петербург.

    В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост.

    Начало 18 в. - возведен первый Троицкий собор в стиле "немецкого барокко".
    1776-1790 гг. - строительство нового храма по проекту архитектора И. Старова на месте снесенного собора.


    Надвратная церковь «Всех скорбящих» Александро-Невской лавры. Фотография 1895 г

    В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

    1806 г. - по рисункам Д. Кваренги была выполнена роспись сводов и купола собора, сохранившаяся по сей день.

    В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

    Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

    В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

    К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

    К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

    1917 г. - собор закрыт для богослужений, святые мощи изъяты.

    В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

    В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

    1956 г. - собор вновь открыт для богослужений.

    В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.


    Иван Греков. Середина 18 века. Великий князь Александр Невский и князь Феодор (с видом Александро-Невской лавры). ГТГ.

    В верхней части иконы изображены князья Александр Невский и его старший брат Феодор, над ними - Новозаветная троица, апостол Петр и святая Екатерина, тезоименитные святые императора Петра I и Екатерины I. В нижней части - Александро-Невский монастырь (до 1755).

    Внизу иконы помещена пространная надпись:

    Благословил Троичный Бог Месту сему быти.
    Зримым же Горе святым тезоимениты.
    Высокославнейший Петр и Екатерина
    Россов честь и похвала обое едина
    Благословение то делом исполняли.
    Александор с Феодором помощь подавали
    Их же и телеса зде пребудут во веке.
    Благодатны верным всем изливая реки.
    Да лиют же паче всех на Елизавету
    и наследников ее в чудо всему свету,
    Что родителей своих дел нет оставляет
    И свою к Месту сему Маеть продолжает.

    Иван Греков (годы жизни неизвестны). Упоминается в документах 1753 года как вольный художник, выполнявший театральные декорации. По его рисунку была исполнена конклюзия Стефана Любомирского, посвященная императрице Елизавете Петровне, которую гравировал А.Ф. Зубов (1743).

    ******

    Санкт-Петербург и пригороды

    Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта .

    Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753 - 1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента.

    Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776 - 1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора.

    Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков "Русские монастыри в 1913 году"). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик. Как отмечает С.В. Булгаков в книге "Русские монастыри в 1913 году", на северо-западной колокольне находился замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный в лавру из Иверского монастыря в 1724 году. На другой, юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. "Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста "с их признаками". Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны - святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой - святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа. В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых". С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Планировка храма сочетает базиликальную и центрально-купольную, в результате чего в плане храм имеет форму латинского (четырёхконечного) креста. Скульптурные украшения собора были созданы скульптором Ф.И. Шубиным. Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Световой барабан купола имеет шестнадцать окон.

    Иконостас по плану И.Е. Старова выполнен из белого итальянского мрамора в форме полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Иконы Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после Успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.

    Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного.

    Как упоминает С.В. Булгаков, "Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке - серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч" (Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году").

    Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева.

    В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

    Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

    Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

    Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

    Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

    Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

    Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

    Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

    В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

    Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

    Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

    Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

    Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

    В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

    Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

    Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

    По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

    Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

    Внутреннее убранство

    Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.

    Наше время - 20 век

    К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

    В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

    На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

    Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

    Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

    На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

    Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

    Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

    Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».

    Купол Троицкого собора.

    Александро-Невская лавра (Свято-Троицкая) мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года Лавра), основан в 1710 году в память победы Александра Невского в Невской битве 1240 года. В 1720 году в монастыре была открыта типография, в 1721 году - школа, в 1726 году - славяно-греко-латинская семинария , в 1797 году преобразованная в Александровскую, а в 1809 году в Санкт-Петербургскую духовную академию (1809). В Александро-Невской лавре собраны исторический архив и библиотека, в 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры. Александро-Невской лавре принадлежали земли, доходные дома, амбары, которые сдавались в аренду. На территории лавры созданы кладбища: Лазаревское, Тихвинское, Никольское.

    Проект монастырского комплекса создан Д. Трезини (1715), затем наблюдение за строительством поручили Х. Конрату (до 1720 года), Т. Швертфегеру, позже постройку продолжили П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов. В архитектурном ансамбле монастыря - Благовещенская церковь (барокко, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, 1717–1722), семинарский корпус с церковью Св. Феодора (барокко, архитектор П. Трезини, 1740–1750), Троицкий собор (классицизм, архитектор И. Е. Старов, 1778–1790) и др. В 1724 году мощи Св. А. Невского Рождество-Богородичного монастыря (Владимир) перенесены в Благовещенскую церковь (в 1790 году - в Троицкий собор). После Октябрьской революции монастырь и академия закрыты, изъята серебряная рака Александра Невского, передана в Эрмитаж. В 1946 году вновь открыта духовная академия, в 1989 году мощи Александра Невского перенесены в Троицкий собор, в 1995 году возобновилась иноческая жизнь.

    Л. А. Цыганова.

    Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 265.

    Вход на территорию монастыря.

    Александро-Невская Свято-Троицкая лавра, С.-Петербургская еп., в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, вел. кн. Александр Невский в 1240 одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году Петром Великим ; в 1797 возведена на степень лавры. Средину лавры занимает Свято-Троицкий собор, в котором почивают мощи русского национального героя, великого святого Александра Невского. Первоначально основание собора положено в 1716 Петром I. В 1753 собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по высочайшему указу Елисаветы Петровны , через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту арх. И.Е. Старова. Над всем зданием собора возвышался один большой купол, с 16-ю продолговатыми окнами, и над ним небольшая глава в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкали две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находился замечательный колокол в 800 пудов, вылитый в 1658 иждивением патр. Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724. На юго-западной колокольне находились боевые часы с пятью малыми колоколами, устроенные в 1793. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и тремя входными дверями. Кроме соборного храма в лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей. В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: “Здесь лежит Суворов”. В храмах и на трех лаврских кладбищах многочисленные захоронения царственных особ и великих русских людей. Здесь же на Никольском кладбище покоится тело великого подвижника Русского Православия, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

    С.В. Булгаков

    Митрополичий корпус.

    Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - выдающийся памятник церковного зодчества 18 века, огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Основан указом императора Петра I как главный монастырь новой столицы - Санкт-Петербурга. Ансамбль лавры формировался на протяжении всего 18 века начиная с 1710 года, когда был заложен монастырь в честь св. благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя Петербурга (канонизирован РПЦ в 14 веке). Место для будущей лавры Петр I выбрал у впадения Черной речки (ныне Монастырки) в Неву. 30 августа 1724 года по случаю 3-й годовщины Ништадтского мира в Александро-Невской лавре были торжественно перенесены находившиеся до того во Владимире мощи св. Александра Невского.

    Ансамбль монастыря сохранил черты русского барокко 18 века с присущими ему праздничностью, нарядностью, живописным размахом галерей, высокими кровлями, золотом маковок, сочетанием багрянца стен с белизной декоративных деталей. Самым изящным сооружением ансамбля монастыря является Свято-Троицкий собор, сооруженный в стиле раннего классицизма архитектором И. Е. Старовым в 1778-1790 годы. В основание возводимого собора был заложен мраморный ковчег с мощами св. ап. Андрея Первозванного. Во время торжественного освящения собора 30 августа 1790 года в его правом приделе была установлена серебряная рака с мощами св. Александра Невского, изготовленная в 1750 году. Барельефы на фасадах и скульптуры ап. и пророков внутри собора выполнены по модели Ф. И. Шубина, росписи - по эскизам Д. Кварнеги. В великолепном мраморном иконостасе и на стенах - живописные полотна работы Г. И. Угрюмова, П. С. Дрожжина, Я. Меттенлейтера, в алтаре - копия картины А. Р. Менгса "Благовещение".

    Александро-Невский монастырь, получивший в 1797 году ранг лавры, считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Это был центр духовного образования и благотворительности. В 1714 году здесь действовала типография, а через год открылась Славянская школа, ставшая основой всех духовных учебных заведений города. С 1742 года Александро-Невская лавра - резиденция петербургского митрополита, являющегося настоятелем монастыря.

    В 1918 году лавра как монастырь была закрыта новыми властями. В 1922году мощи св. Александра Невского перенесли в Казанский собор (где был открыт Музей истории религии и атеизма), а серебряная рака стала экспонироваться в Эрмитаже. В 1926-1935 годы на территории лавры были закрыты все действовавшие церкви (Свято-Троицкий собор закрыли в 1934 году). В годы Великой Отечественной войны в лавре размещался военный госпиталь. С 1948 года в правительство стали поступать ходатайства верующих Ленинграда, поддержанные правящими митрополитами Григорием Чуковым и Елевферием Воронцовым, о возобновлении в лавре богослужений. В 1955 году Свято-Троицкий собор был возвращен церковной общине. Здесь проводились большие реставрационные работы. В 1988 году собор стал одним из центров торжеств, посвященных 1000-летию крещения Руси. В июне 1989 года собору торжественно была возвращена его главная святыня - мощи св. Александра Невского. Другими чтимыми святынями лавры являются чудотворные иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", "Отрада и Утешение", "Казанская", "Тихвинская" и икона св. великомученицы Параскевы.

    В. А. Никитин

    Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 470-471.

    Девиз над входом в Троицкий собор.

    АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - до 1917 монастырь в Петербурге, ныне государственный заповедник, в котором находится Ленинградский музей городской скульптуры. Основан в 1710 году в память Александра Невского. В 1797 году переименован в лавру. Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры, созданный на основе замысла архитектора Д. Трезини (1715), включает ряд монументальных сооружений 18 века: Благовещенскую церковь (1717-1722), Троицкий собор (1778-1790; архитектор И. Е. Старов), ряд корпусов, в том числе Духовской, Федоровский, Митрополичий. На территории Александро-Невской лавры находятся кладбища: Лазаревское (некрополь 18 века), Тихвинское (некрополь мастеров искусств) и др. В Александро-Невской лавре похоронены А.B. Суворов, М. В. Ломоносов, М. И. Глинка, Д. И. Фонвизин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов и др. На кладбищах имеются памятники работы скульпторов М. И. Козловского, И. П. Мартоса и др.