• Зоология. Раздел: Эволюционное учение, эволюция систем органов

    Уметь

    Знать

    УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ№4

    Производные зародышевых листков

    Таблица 4

    Зародышевые листки и их производные.

    А) эктодерма:_______________________________________________________

    Б) энтодерма:________________________________________________________

    В) мезодерма:________________________________________________________

    1) скелœетная мускулатура

    2) поджелудочная желœеза и печень

    3) эпителий кожи

    4) эмаль зубов

    5) соединительная ткань

    6) эпителий лёгких

    7) органы зрения, обоняния

    8) кровеносная и мочеполовая системы

    3. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:

    А) гаструла:__________________________________________________

    Б) нейрула:_______________________________________________________

    1) эктодерма

    2) энтодерма

    3) мезодерма

    5) нервная пластинка

    6) бластопор (первичный рот)

    Задание 4. Выберите верные утверждения

    1) Первая стадия зародышевого развития принято называть бластулой.

    2) Гаструла представляет двухслойный мешок.

    3) Мейоз - ϶ᴛᴏ тип делœения, в результате которого образуются половые клетки.

    4) Процесс митоза состоит из двух последовательных клеточных делœений.

    5) Неполовые хромосомы называются аутосомами.

    6) В результате первого делœения мейоза образуются клетки с уменьшенным набором хромосом.

    7) В конце интерфазы ядерная оболочка распадается, ядрышко исчезает.

    8) В эмбриогенезе повторяются взрослые стадии предковых форм.

    9) Лишенные ядра клетки эукариот могут существовать долгое время.

    10) Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков.

    Задание 5 . Закончите недописанные фразы

    1) В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние …

    2) Индивидуальное развитие принято называть …

    3) Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение …

    4) В эмбриональном периоде выделяют 3 базовых этапа: дробление, гаструляция и

    5) После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осœевых органов: нервная трубка, хорда и…

    6) Процесс превращения в результате, которого у организма формируется признак взрослого животного, принято называть …

    7) Развитие осœевого комплекса органов принято называть …

    8) Процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша принято называть

    9) Двухслойный зародыш принято называть …

    10) Детерминация это ….

    11) Тотипотентность это …

    12) Различают следующие типы бластул…

    13) В бластоцисте различают ….

    14) Нейруляция это….

    15) Спланхнотом это…

    16) Образование двухслойного зародыша у позвоночных животных осуществляется следующими способами…

    17) Пубертатный скачок это

    18) В эмбриогенезе человека выделяют следующие критические периоды…

    19) Лабильная детерминация характеризуется…

    20) Канализация характеризуется….

    Задание 6. Рассмотрите рисунок 7 и заполните таблицу 4.

    Эктодерма Мезодерма Энтодерма

    Рис.7. Начальные этапы гисто и органогенеза.

    Раздел: Эволюционное учение, эволюция систем органов

    Цель: изучив, данный раздел студент должен

    · эволюционное учение Ч.Дарвина

    · биогенетический закон Ф.Мюллера-Э.Геккеля

    · примеры рекапитуляций

    · ценогенезы и филэмбриогенезы

    · понятие корреляций и координаций

    · основные этапы закладки сердца и магистральных сосудов в подтипе позвоночных

    · прогрессивные изменения в данном подтипе, связанные с усложнением в строении сердца, дифференцировки сосудов

    · основные направления эволюции сердечнососудистой системы и гомологию органов

    · закладку головного мозга у позвоночных животных

    · строение головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

    · определять онтофилогенетические пороки и их классификацию

    · знаниями о закономерностях филогенетических преобразований органов сердечнососудистой, системы нервной систем для объяснения процессов формирования в онтогенезе человека базовых аномалий развития

    Основные понятия: эволюция, филогенез, аномалии развития, ценогенезы, филэмбриогенезы, рекапитуляция

    Задание 1. Выполнить тестовые задания

    Выберите один правильный ответ

    1. МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ РЫБ ЯВЛЯЕТСЯ

    1) два круга кровообращения

    2) трехкамерное сердце

    3) четырехкамерное сердце

    4) двухкамерное сердце

    2. ПОЛНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТОКА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

    1) ланцетника

    2) млекопитающих

    4) рептилий

    3. ПРИСУТСТВИЕ БОТАЛЛОВА ПРОТОКА У ВЗРОСЛЫХ ОСОБЕЙ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

    1) хвостатых амфибий и черепах

    2) млекопитающих

    4) ланцетника

    4. IV ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

    1) сонные артерии

    2) дуги аорты

    3) легочные артерии

    4) спинную аорту

    5. VI ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

    1) сонные артерии

    2) дуги аорты

    3) легочные артерии

    4) боталлов проток

    6. ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    1) млекопитающих

    3)амфибий

    7. СОННЫЕ АРТЕРИИ НЕСУТ КРОВЬ

    1) смешанную

    2) артериальную

    3) венозную

    4) голубую

    8. ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА У РЕПТИЛИЙ

    1) передний

    2) средний

    3) промежуточный

    9. ДРЕВНЯЯ КОРА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    2) амфибий

    3) рептилий

    4) млекопитающих

    10. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО СОЕДИНЯЕТ ПОЛУШАРИЯ ПЕРЕДНЕГО МОЗГА У

    2) рептилий

    3) амфибий

    4) млекопитающих

    11. Ихтиопсидный тип головного мозга характерен для

    1) млекопитающих

    3) рептилий

    4) амфибий

    12. НОВАЯ КОРА ПЕРЕДНЕГО МОЗГА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    2) амфибий

    3) рептилий

    4) млекопитающих

    13. МОЗЖЕЧОК ПЛОХО РАЗВИТ У

    2) амфибий

    4) млекопитающих

    14. Предпочка полностью развивается и функционирует как самостоятельный орган у

    1) личинок рыб

    2) у земноводных

    3) пресмыкающихся

    4) млекопитающих

    15. Первичные почки формируются и функционируют у

    3) млекопитающих

    4) пресмыкающихся

    16. Вторичные почки функционируют у

    1) млекопитающих

    3) личинок рыб

    4) у земноводных и рыб

    17. Почки человека располагаются

    1) в туловищной области

    2) тазовой области

    3) брюшной полости

    4) поясничной области

    18. У человека за сутки фильтруется

    1) 150 л плазмы крови

    2) 200л плазмы крови

    3) 10л плазмы крови

    4) 1500 л плазмы крови

    19. Первичные половые клетки обособляются в эмбриогенезе на стадии

    2) дробления

    3) гаструляции

    4) нейруляции

    Выберите несколько правильных ответов

    20. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ЧЕЛОВЕКА

    1) шейная эктопия сердца

    2) зеркальное (правостороннее) положение сердца

    3) брюшная эктопия сердца

    4) грудная эктопия сердца

    5) расширение предсердий

    6) персестирование боталлова протока

    21. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

    1) анэнцефалия

    2) гидроцефалия

    4) голопрозэнцефалия

    5) прозэнцефалия

    6) пахигирия

    23. Для зауропсидного типа головного мозга характернО

    1) хорошо развитые большие полушария

    2) хорошо развитые мозг и мозжечок

    3) появляются полосатые тела

    4) появляется древняя кора

    5) хорошо выражена асимметрия мозга

    24. Филогенетические пороки развития нервной системы у человека

    1) анэнцефалия

    2) микроцефалия

    3) рахисхис

    4) полидактилия

    5) альбинизм

    25. типы почек, развивающихся в процессе индивидуального развития у амниот

    1) пронефрос

    2) протонефрос

    3) мезонефрос

    4) экзонефрос

    5) метанефрос

    6) эндонефрос

    26. Аномалии развития половых органов женщины связанные с филогенезом половой системы

    1) нарушение редукции вольфовых каналов

    2) удвоение матки

    3) отсутствие матки

    4) отсутствие яйцеводов

    5) двурогая матка

    27. У плацентарных млекопитающих Мюллеров канал дифференцируется В

    1) собственно яйцевод

    2) копулятивные органы

    4) влагалище

    5) яичники

    Определите соответствующие пары

    28. АРТЕРИАЛЬНЫЕ ЖАБЕРНЫЕ ДУГИ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ

    1. II пара. а) легочная артерия

    2. III пара. б) сонные артерии

    3. IV пара. в) дуги аорты

    4. VI пара. г) редуцируются

    29. У НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

    1.передние кардинальные вены а) коронарный синус сердца

    2.правый кювьеров проток б) яремные вены

    3.левый кювьеров проток в) верхней полой вены

    Задание 2: Ответьте на вопросы.

    1. Дайте определœение филогенеза.

    2. У каких организмов впервые появляется кровеносная система?

    3. Назовите основные аномалии и пороки развития артериальных сосудов.

    4. Назовите основные аномалии и пороки развития нервной системы.

    Задание 3: Рассмотрите рисунок 8, перенесите в альбом и заполните недостающие элементы.


    Рис.8. Развитие нервной системы в эмбриогенезе у позвоночных животных

    Задание 4: Заполните таблицу 5

    Владеть - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Владеть" 2017, 2018.

    Взросление неизбежно. Вот только в жизни часто встречается парадокс - дети хотят быть взрослыми, взрослые - детьми. И как понять, кого можно назвать взрослым человеком? Какой смысл понятия «взрослый»?

    Кто такие взрослые?

    Когда говорят: «Раскройте смысл понятия «взрослый», многие впадают в ступор, что, впрочем, и очевидно. Ведь что здесь раскрывать: паспорт есть? Есть. Совершеннолетие наступило? Наступило. Работа есть? Есть. Итог: взрослый человек.

    Однако не все так просто. Раскрытие смысла понятия «взрослый» лежит намного глубже. Взрослым можно назвать того человека, который готов нести ответственность. Если ребенок оперирует такими фразами, как «хочу - не хочу», то взрослый человек должен уже давно знать простое слово «надо».

    Взрослый - это человек, который достиг определенного возраста, имеет зрелое тело и сознание, располагает знаниями и умениями, которые помогают в принятии решений, и готов взять ответственность за свои поступки, свою жизнь и жизнь своей семьи.

    Черты взрослого человека

    Говорят, раскройте смысл понятия «взрослый» и поймете, каким должен Но одного термина мало, большее значение имеют черты взрослого человека.

    • Самостоятельный. Взрослый человек способен самостоятельно о себе позаботиться.
    • Уверенный. Человек уверен в себе не только внешне, но и внутренне.
    • Заботливый. Взрослый человек способен позаботиться о жизни других людей. У него есть взрослый круг забот, и он не просто умеет это делать, но хочет это делать и делает свободно. Заботиться о ком-то - добровольный выбор взрослого, психически уравновешенного человека.
    • Ответственный и требовательный. Человек берет ответственность за свои поступки и требует подобного поведения от остальных. Умеет контролировать свои желания, больше обращается к словам «надо» и «могу», а не к «хочу и срочно».
    • Психологически грамотный. Умеет конструктивно посмотреть на возникнувшее препятствие и увидеть ситуацию в полном объеме.
    • Душевно здоровый. Взрослый человек умеет находить в жизни положительные моменты, спокойно воспринимает критику, не чувствует необоснованных страхов и может держать свои эмоции под контролем.

    Как стать взрослым?

    Даже когда ответ на запрос «раскройте смысл понятия «взрослый» уже дан, это не значит, что там будет информация о том, Достигнуть и стать взрослым человеком - разные вещи. И чтобы считаться взрослым, необходимо:

    • Уметь зарабатывать деньги. Пусть говорят, что не в деньгах счастье, но именно способность человека к зарабатыванию денег идентифицирует его как состоявшуюся, взрослую личность.
    • Стать самостоятельным. Если человек не может самостоятельно заработать, соответственно, он никогда не станет самостоятельным человеком. Чем выше финансовая независимость, тем больше возможностей принимать самостоятельные решения.
    • Уметь позаботиться о других. У взрослого человека большой круг забот, он должен уметь помогать другим людям, и не суть важно, каким образом он это может сделать, опытом, знаниями, навыками или физическим трудом. Взрослый человек должен вкладывать, создавать и творить не только во благо себе.
    • Быть ответственным. Взрослый человек всегда отвечает за свои поступки временем, деньгами, силами или эмоциями.
    • Уметь контролировать эмоции. Держать эмоции в себе плохо, но действовать по первому «хочу» - это не по-взрослому. Взрослый человек всегда руководствуется разумом. Он стремится передавать свои знания и опыт, а не только безвозмездно всех поучать.

    Вырасти - не проблема, но стать взрослым не каждому под силу. И когда человеку говорят «раскройте смысл понятия «взрослый», а он показывает дату рождения в паспорте, можно смело утверждать, что он вырос. Вот только взрослым еще не стал. И не суть важно, сколько ему лет, 30, 40 или все 80, взрослым он пока что не является.

    Тематический контроль по программам под. ред. А.И. Никишова, И.Н. Понамаревой, В.И. Сивоглазова, Д.И. Трайтака.

    Уважаемые учителя! Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы научить ребят думать и рассуждать при ответах на самые разные вопросы, решении задач, выполнении заданий по биологии животных. Ее можно использовать при обучении и проверке знаний по каждой теме при работе по любой учебной программе, принятой в школе. Очень важно, чтобы ответы не угадывались школьниками, а основывались на твердых знаниях или выводились ими из условия вопроса, задания, задачи. Не менее важно уметь доказывать правильность своего ответа и убедительно объяснять, почему другие ответы неверны.

    Эта тетрадь включает как задания, похожие по своей структуре на задания экзаменационных работ, предлагаемых на ЕГЭ, так и разнообразные дополнительные вопросы, задания, задачи. Предложенный в этой тетради подход к обучению отвечать на вопросы, позволяет обсуждать со школьниками самые различные проблемы курса биологии, учить их устному и письменному выражению своей мысли, работать с терминами, понятиями, текстами. Кроме того, учебные навыки, выработанные при изучении биологии, помогут детям глубже усваивать знания по другим предметам.

    Помогите школьникам в работе с этой тетрадью – и вы увидите, насколько быстрее и глубже они станут осваивать не только биологию, но и другие предметы.

    Каждая тема рабочей тетради имеет следующие части: обучающую, тренировочную и контрольную. Тема «Тип Хордовые» состоит из 7 подтем и разделена на эти части только в самом начале, при рассмотрении общей характеристики типа. В обучающей части показаны примеры рассуждений, даются ответы на большинство вопросов и комментарии к ним. В тренировочной части ответы также приводятся в большинстве случаев. Наконец, в контрольной части нужно самостоятельно выполнить задания.

    Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах

    Приступая к работе с тетрадью, внимательно изучите примеры заданий разных видов. Научитесь их узнавать.

    * Готовится к выходу в издательстве «ЭКСМО».

    ** Некоторые задания обучающей части тетради, помеченные звездочкой, взяты из различных изданий, список которых приведен в конце

    КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

      Допишите определение . … это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

      Системное свойство высокоорганизованной а) поведение

    материи (мозга), заключающееся

    в активном отражении субъектом

    окружающего мира, построении на этой

    основе картины мира, саморегуляции

    поведения, саморегуляции деятельности;

      Внешние проявления психической деятельности, б) психика

    поступки и действия человека.

      Допишите . Предметом изучения психологии является…

      Заполните таблицу . Этапы развития психологии:

    Этапы психологии

    Психология как наука

      Перечислите отрасли психологии: ….

      Перечислите взаимосвязь психологии с другими науками: ….

      Соотнесите понятия с их трактовкой:

      Психические процессы а) наиболее устойчивые и постоянно

    проявляющиеся особенности личности

    обеспечивающие качественно-

    количественный уровень

    поведения и деятельности человека;

      Психические свойства б) обеспечивающие первичное

    отражение и осознание человеком

    воздействий окружающей

    действительности.

      Соотнесите понятия с их трактовкой:

      Психические состояния а) формирующиеся в процессе

    приобретения человеком жизненного

    и профессионального опыта;

      Психические образования б) определённый уровень

    работоспособности и качества

    функционирования психики человека

    в данный момент времени.

      Вставьте пропущенное слово . Ощущение – это отражение в ……. отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

      Вставьте пропущенное слово . Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его ….. предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств.

      Вставьте пропущенное слово . Внимание – это …. сознания человека на определённые предметы и явления.

      Вставьте пропущенное слово. Память – это процесс ….. и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

      Вставьте пропущенное слово. Мышление – это процесс отражения ….. и отношений предметов и явлений объективного мира.

      Вставьте пропущенное слово . ….. – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

      Вставьте пропущенное слово . Воля - это способность человека …… своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей.

      Соотнесите понятия методов исследования в психологии с их трактовкой:

      Наблюдение а) метод, предполагающий ответы испытующих

    на конкретные вопросы исследователя;

      Тестирование б) наиболее распространённый метод, с помощью

    которого изучают психологические

    явления без вмешательства в их течение;

      Опрос в) метод, во время которого испытуемые

    выполняют определённые действия

    по заданию исследователя.

      Заполните таблицу . Строение нервной системы человека

    Нервная система

    Блоки нервной системы

    18. Найдите определение, относящееся к выражению «Психика – это..» :

    а) синоним души;

    б) внутренний мир человека;

    в) системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, построении на этой основе картины мира, саморегуляции поведения, саморегуляции деятельности;

    г) переживания и мышление человека.

    19. Вставьте нужное слово в предложении «Основной задачей психологии является изучение ……… деятельности человека.

    а) психической;

    б) нервной;

    в) физической.

    20. Найдите лишнее слово, не относящееся к выражению «Психология устанавливает закономерности взаимодействия психических, познавательных процессов: »

    а) ощущение;

    б) восприятие;

    в) мышление;

    г) воображение;

    д) темперамент.

    21. Перечислите виды ощущений : …..

    22. Вставьте слово в определение: … - это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

    23. Вставьте слово в определение : … - это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

    24. Вставьте слово в определение : … это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или же выполнять сложную деятельность.

    25. Вставьте слово в определение . Объем внимания характеризуется … или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчётливости.

    26. Вставьте слово в определение . Устойчивость внимания – это его способность … на восприятии данного объекта.

    27. Вставьте слово в определение . Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия … и интереса к объекту или деятельности.

    28. Соотнесите виды внимания с их трактовкой:

    1) Произвольное внимание а) внимание, направленное на какой- либо один объект или вид деятельности

    2)Сосредоточенное внимание б) внимание, вызываемое внешними

    причинами – теми или другими

    особенностями объектов, воздействующих

    на человека в данный момент

    3) Непроизвольное внимание в) внимание – которое возникает в

    результате сознательных усилий человека,

    направленных на лучшее выполнение той

    или иной деятельности.

    29.

    1) Запоминание а) этоудержание заученного в памяти,

    т. е. сохранение следов и связей

    2) Сохранение б) закрепления тех образов и впечатлений,

    которые возникают в сознании под

    воздействием предметов и явлений

    действительности в процессе ощущения

    и восприятия.

    30.

    1) Забывание а) процесс появления в сознании представлений

    памяти, ранее воспринятых мыслей,

    осуществление заученных движений;

    2) Воспроизведение б) исчезновение, выпадение из памяти,

    т. е. процесс угасания, ликвидации,

    «стирания» следов, затормаживания связей.

    31. Соотнесите понятия с их трактовкой:

    1) Запоминание, сохранение и а) Словесно-логическая память. воспроизведение образов ранее

    воспринимавшихся предметов и

    явлений действительности.

    2) Память выражается в запоминании, б) Образная память

    сохранении и воспроизведении

    мыслей, понятий, словесных

    формулировок.

    3) Память проявляется в запоминании и в) Двигательная (моторная) память.

    воспроизведении движений и их систем.

    32. Соотнесите понятия с их трактовкой:

    1) Эмоциональная память. а) запоминание не внешней формы,

    а смысла изучаемой информации;

    2) Логическая память б) запоминание информации в той

    форме, в которой она

    воспринимается;

    3) Механическая память в) на переживания.

    33. Допишите определение . Процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений – это ….

    34. Допишите определение . Характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала – это …

    35. Допишите определение . Темперамент – это … , характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

    36. Соотнесите понятия с их трактовкой:

    1) Характеризуется выраженной психической а) холерик

    активностью, живой и подвижный, мимика и

    движения выразительны, быстро реагирует

    на происходящие события, относительно

    легко переживает неприятности.

    2) Его настроение отличается постоянством, б) меланхолик

    чувства глубоки и устойчивы, мимика

    малоподвижная, речь и движения

    замедленные.

    3) Отличается повышенной активностью, в) сангвиник

    страстностью и энергичностью, склонен

    к бурным эмоциональным вспышкам, но

    способен быстро успокоиться и

    менять настроение на противоположное.

      Легко ранимый, впечатлительный, г) флегматик

    но внешне это проявляется слабо,

    речь приглушенная, движения сдержанные,

    интроверт. Следует отметить, что нельзя

    выделить ни «хороший», ни «плохой» тип

    темперамента, в каждом есть как достоинства,

    так и недостатки.

    37. Допишите определение. Характерявляется отражением …, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

    38. Соотнесите понятия с их трактовкой:

    1) Человек а) занимающий определённое положение

    в обществе, выполняющий определённую

    общественно полезную деятельность и

    отличающийся присущими только ему

    индивидуально – и

    социально-психологическими

    особенностями.

    2) Личность б) социально, общественное существо,

    в то же время и существо природное,

    биологическое;

    39. Соотнесите понятия направленности личности с их трактовкой:

    1) Потребность человека а) это образец, которому следует

    человек в деятельности и

    поведении;

    2) Интересы б) это испытываемая ею нужда в

    чём-либо;

      Моральный в) это активная познавательная

    (или нравственный) идеал направленность человека

    на тот или иной предмет, явление

    или деятельность, связанная с

    положительным эмоциональным

    отношением к ним.

    40. Соотнесите понятия с их трактовкой:

    1) Обучениеа)это обмен информацией между людьми;

    2) труд б) это средство психологического

    развития личности, которое в

    качестве основной цели преследует

    овладение человеком определенными

    знаниями, навыками, умениями;

    3) Общение в) деятельность, в ходе которой

    производятся предметы духовной и

    материальной культуры, совершенствуются

    орудия труда, улучшаются условия жизни,

    развиваются наука, техника, производство,

    творчество.

    41. Соотнесите понятия основных видов деятельности личности с их трактовкой:

    1) Привычка а) отдельные элементы деятельности,

    которые позволяют выполнять

    деятельность с высоким уровнем качества.

    2) Умение б)это такое действие, отдельные операции

    которого в результате тренировки

    стали автоматическими и

    осуществляются без участия сознания.

      Навык в)непреодолимое стремление

    человека выполнять определенные

    действия.

    42. Допишите определение . Характерявляется отражением … личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

    43. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

    1) Негативизм а) это построение своего поведения

    в соответствии с собственными

    взглядами и убеждениями;

    2) Самостоятельностьб) это поведение наперекор чужому

    мнению, когда не признаются

    никакие советы, даже разумные;

    3) Внушаемость в) поведение строится в

    соответствии с чужими советами.

    44. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

    1) Решительность а) проявляется в способности

    По специальности 050141 «Физическая культура ». 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины ...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура

    Образовательный стандарт

    Стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования . 2 дисциплине «Физическая культура » в связи со спецификой специальности ...

  • Аннотация рабочей программы по специальности 050141 Физическая культура Общеобразовательный цикл

    Документ

    ... по специальности СПО 050141 Физическая культура по специальности 050000 Образование и педагогика в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение...

  • Учебно-методическое пособие основы спортивной тренировки сураж 2013 Рекомендовано к печати научно-методическим советом гбоу спо «Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина» Составители

    Учебно-методическое пособие

    Требованиями учебной программы по дисциплине «ОСТ», составленной в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050141 - Физическая культура ...

  • Тема: «Основные свойства живых организмов. Цитология».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять основные свойства живых организмов, уметь определять их значение для организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость свойств живых организмов, для объяснения причины многообразия функций у живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. Заполнить таблицу «Соответствие»:

    Ученные

    Вклад в развитие цитологии

    Г. Галиллей

    Ввел термин «клетка»

    Антони ванн Левенгук

    Открыл ядро в растительной клетке

    Ян Пуркенье

    Открыли «Клеточную теорию»

    2. Дополните предложения:

    1. Ботаника –это раздел биологии, изучающий……

    2. Зоология –это раздел биологии, изучающий……

    3. Экология –это раздел биологии, изучающий……

    4. Микология –это раздел биологии, изучающий……

    5. Герпентология –это раздел биологии, изучающий……

    6. Селекция –это раздел биологии, изучающий……

    7. Генетика –это раздел биологии, изучающий……

    8. Ихтиология –это раздел биологии, изучающий……

    9. Орнитология –это раздел биологии, изучающий……

    10. Физиология –это раздел биологии, изучающий……

    3. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 3-х по желанию)

    1.Автотрофами называют…

    2. Гетеротрофами называют …

    3. Продуценты это…

    4. Консументы 1 это…

    5. Консументы 2 это …

    6. Редуценты это…

    7. Нуклеиновые кислоты это…

    4. Сделайте кластер:


    1. Единство химического состава живых организмов?

    2. Обмен веществ и энергии живых организмов?

    3. Единый уровень организации живых организмов?

    4. Размножение живых организмов?

    5. Наследственность живых организмов?

    6. Изменчивость живых организмов?

    7. Рост и питание живых организмов?

    8. Раздражимость живых организмов?

    9. Дискретность живых организмов?

    10. Ритмичность живых организмов?

    11. Перечислите основные положения клеточной теории?

    12. Назовите известные вам методы исследования клетки?

    Тема: «Химический состав клетки».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять химический состав клетки, уметь классифицировать органические и не органические вещества клетки, уметь определять их значение для организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость теории химического состава клетки, для объяснения причины многообразия органических соединений, знать отличие не органических от органических веществ клетки.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Как классифицируют неорганические вещества клетки? Приведите примеры .

    2. Письменный диктант.

    1. Микроэлементами называют…

    2. Макроэлементами называют …

    3. Белки это…

    4. Углеводы это…

    5. Липиды это…

    6. Ионы это…

    7. Нуклеиновые кислоты это…

    3. Из перечисленных ниже элементов выпишите соответствующие:

    - Микроэлементы - Ионы - Макроэлементы

    1. Олово 2. Кадмий 3. Магний 4. Железо 5. Кислород

    6. Водород 7. Йод 8. Фтор 9. Кальций 10. Фосфор 11.Селен

    12. Хром 13. Молибден

    4. Вставьте пропущенные слова.

    1. К неорганическим … клетки относятся … и …. и …..

    2. К органическим … клетки относятся … и …и …и …и …

    3. Молибден находится в белом … ….

    4. Недостаток … приводит к поражению листьев растений ….

    5. Если в составе растений наблюдается избыток …, то у овец, которые поедают такую траву, выпадает … и происходит деформация ….

    6. При расщеплении 1 г белка высвобождается …. кДж энергии

    7. Кислород, водород, углерод, азот, сера и фосфор образуют группу под названием ….

    8. Хорошо растворимые вещества в воде называются - …

    9. Не растворимые в воде вещества называются - …

    5. Тестовая форма работы

    Какие функции выполняют:

    1-вариант 2-вариант

    Белки - углеводы

    Нуклеиновые кислоты - жиры

    А) строительную

    Б) энергетическую

    В) запасательную

    Г) метаболитическую

    Д) строительную

    Е) двигательную

    Ж) транспортную

    Е) наследственная информация

    6. Заполните таблицу:

    СОЕДИНЕНИЕ

    1) Углерод
    2) Магний
    3) Железо
    4) Кальций
    5) Водород

    А) Инициирует сокращение мышц
    Б) Важнейший компонент гемоглобина
    В) Концентрация ионов этого элемента определяет рН среды
    Г) Входит в состав хлорофилла
    Д) Основной элемент органических соединений

    Е) Находится в гипофизе мозга

    Ж) Находится в слизистой оболочке языка

    З) Находится в гормоне щитовидной железы

    И) Находится в сетчатке глаза

    К) Находится в почках

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Вопросы, с последующим обсуждением.

    1) Расскажите о классификации углеводов.

    2) Опишите с приведением примеров функции белка.

    3) Опишите с приведением примеров функции углеводов.

    4) Опишите с приведением примеров функции жиров.

    5) Расскажите о классификации не органических веществ.

    6) Какую опасность для организма представляет недостаток микроэлементов?

    7) Начертите схему строения молекулы воды, показав на ней химические связи. Объясните значение воды для живых организмов.

    2. Вставьте пропущенное:

    1) В клетках поджелудочной железы содержаться …, в белом веществе мозга …, в слизистой оболочке языка …, в сетчатке глаза ….

    2) Молекула полимера состоит ……… К мономерам углеводов относятся…… Их молекулы состоят из ….. атомов.

    3) Все жиры делятся на ….. и …… В состав молекулы липидов входят атомы ….. В клетках животных внутренний слой мембраны состоит из молекул …

    4) Белки подразделяются на …. , простые белки называют ….., сложные ….. К простым белкам относятся ….., к сложным белкам относятся……

    5) Разрушение природной структуры белка называют ……. Белок, ускоряющий реакцию биосинтеза, называется …… Газы транспортируются белком …. Белок – источник …Белок, защищающий организм о чужеродных тел, называется….

    Тема: «Структурный состав клетки».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять структурный состав клетки, уметь классифицировать мембранные и не мембранные компоненты клетки, уметь определять их значение для целостного организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость структурного состава клетки, для объяснения причины многообразия функций данных компонентов, знать отличие не мембранных от мембранных компонентов клетки.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1Работа по рисунку.

    2. Заполните таблицу:

    КОМПОНЕНТ

    1) Ядро
    2) Митохондрия
    3) Рибосома
    4) Комплекс Гольджи
    5) Цитоплазма

    6) Лизосома

    8) Пластиды

    9) Клеточный центр

    10) Жгутики, реснички,

    ложноножки.

    А) Фотосинтетическая
    Б) Синтез белков, жиров, углеводов
    В) Обеспечивает взаимосвязь всех органоидов клетки
    Г) «Энергетическая станция клетки»
    Д) Синтез белка

    Е) «Пищеварительная система клетки»

    Ж) Транспортировка, синтез жиров и углеводов.

    З) Деление клетки, образование веретена деления.

    И) Функция передвижения

    К) Передача наследственной информации.

    3. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Пиноцитоз это ….

    2. Фагоцитоз это …..

    3. Плазматическая мембрана это…

    4. Гликокаликс это…

    5. Кариоплазма это…

    6. Эукариот это…

    7. Прокариот это…

    4. Сделайте кластер:


    5. Дополните предложения:

    1. Комплекс Гольджи был открыт (когда и кем?) ……….

    2. Его назвали ………..

    3. В составе лизосом содержаться ферменты……..

    4. К ним относятся ……….

    5. Впервые митохондрию исследовал Р. Кликкер и назвал ……..

    6. На внутренней мембране синтезируются ……

    7. Основная жидкость ядра называется………

    8. В ней расположены молекулы ………, где записана наследственная………

    6. Заполните таблицу «Соотнесение»:

    1. Компонент растительной клетки

    2. Компонент животной клетки

    2. Гликокаликс

    3. Общие компоненты, как для растительной, так и для животной клетки

    3. Плазматическая мембрана

    4. Цитоплазма

    5. Клеточный центр

    6. Хлоропласты

    8. Органы движения

    9. Рибосомы

    10. Лейкопласты

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Альтернативный тест

    1. Гликокаликс это внутренний слой плазматической мембраны?

    2. Плазматическая мембрана животной клетки тонкая, эластичная?

    3. Цитоплазма обеспечивает синтез жиров и углеводов?

    4. ЭПС бывает 3 –х видов.

    5. Хромопласты отвечают за зеленый цвет клетки.

    6. Митохондрия это «пищеварительная система» клетки.

    7. Лизосома участвует в образовании веретене деления.

    8. Жгутик обеспечивает функцию передвижения.

    9. Пиноцитоз - это поглощение твердых частиц.

    10. Клеточные включения обеспечивают функцию накопления и запасающую.

    2. Ответить на вопросы:

    Даны органоиды и их составные, встречающиеся в эукариотических клетках: митохондрия, пластиды, вакуоли, хромосомы, жгутики, Аппарат Гольджи, плазматическая мембрана клетки, эндоплазматическая сеть, клеточный центр, рибосомы, наружная мембрана клетки, зерна крахмала, лизосомы, реснички, капли жира, гликоген, кариоплазма, белок:

    А) какие из перечисленных составных цитоплазмы относятся к включениям?

    Б) какие из них выполняют специфическую роль в цитоплазме?

    В) какие из составных цитоплазмы характерны для растительных клеток?

    Г) какие из составных цитоплазмы не встречаются в животной клетке?

    Д) в каком органоиде идет синтез белка?

    Е) какой органоид играет роль «энергетической станции»?

    Ж) перечислите основные части ядра?

    З) через какую структуру наследственная информация передается из поколения в поколение?

    3. Заполнить таблицу: «Структурный состав клетки».

    Компонент клетки

    Строение

    Функции

    Значение

    4. Тестовая форма работы: на тему «Строение клетки»

    1. Оболочка клетки растений состоит из

    А) клетчатки

    Б) гликогена

    В) крахмала

    Г) нуклеиновых кислот

    2. Оболочка клетки животных состоит из

    А) липидов и белков

    Б) внешнего слоя и плазматической мембраны, расположенных на нижней стороне

    В) вакуолей

    Г) гликокаликсов

    3. Оболочка клеток животных отличается от клеточных стенок растений тем, что она

    А) толстая

    Б) тонкая

    В) средняя

    Г) ровная

    4. Роль плазматической мембраны в деятельности клетки

    А) транспортная

    Б) двигательная

    В) защитная

    Г) обмен веществ

    5. Нижний слой клетки, прилегающий к цитоплазме

    А) вакуоль

    В) плазматическая мембрана

    Г) оболочка

    6. В клетки крупные молекулы белков и полисахаридов, крупные частицы еды, бактерии поступают путем

    А) пиноцитоза

    Б) фагоцитоза

    В) осмоса

    Г) диффузии

    7. В состав цитоплазмы входят

    А) органоиды

    Б) органоиды, гиалоплазма и матрица, необходимые для жизнедеятельности организма

    В) ферменты

    Г) жирные кислоты

    8. Части клетки, которые были открыты с помощью световых микроскопов

    Б) внешняя мембрана

    В) оболочка ядра

    Г) цитоплазма

    9.Части клеток, которые были определены с помощью электронного микроскопа

    А) центр клетки

    Б) каналы

    В) ядрышко

    Г) митохондрия

    10. К клеточным органоидам относятся

    А) цитоплазма

    Б) митохондрия

    В) рибосома

    11. Синтез белка происходит

    А) в митохондрии

    Б) в рибосоме

    В) в эндоплазматической сети

    12. Органическое вещество, являющееся основным источником энергии в клетке

    В) углеводы

    13. Органоиды клетки, в котором идет процесс высвобождения энергии

    А) в митохондрии

    Б) в рибосоме

    Г) в лизосоме

    14. Макромолекула, выполняющая роль матрицы в клетке

    15. Число хромосом в ядре клетки человека

    16. Ученный, открывший вирусы

    А) Д.И. Ивановский

    Б) Л.Пастер

    В) И.И.Мечников

    Г) С.Н.Виноградский

    17. Постоянная составная часть клетки растений и животных

    А) митохондрия

    Б) лизосома

    В) цитоплазма

    18. Первичная перетяжка хромосомы – это

    А) хроматида

    Б) центромера

    В) гистон

    Г) метацентрическая хромосома

    19. Органоид, называемый пищеварительным органом клетки

    А) комплекс Гольджи

    Б) лизосома

    В) рибосома

    Г) эндоплазматическая сеть

    20. Пространство в цитоплазме клетки растений и животных, заполненное жидкостью

    А) цитоплазма

    Б) центр клетки

    В) вакуоль

    Г) митохондрия

    Тема: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять типы размножения организмов, уметь классифицировать митозное и мейозное деление клеток, уметь определять их значение для живого организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов деления клеток, для объяснения причины многообразия способов размножения организмов, знать отличие амитозного, митозного и мейозного деления клеток.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Амитоз это ….

    2. Кариокинез это …..

    3. Цитокинез это…

    4. Мейоз это…

    5. Митоз это…

    6. Гаметогенез это…

    7. Овогенез это…

    8. Сперматогенез это …

    2. Заполните таблицу:

    3. Дополните предложения:

    1. Размножение организмов происходит ………………..

    2. В половом размножении участвуют……

    3. Половые клетки подразделяются ……….

    4. К ним относятся …….

    5. Все клетки делятся …… способами это …. …… …..

    6. Интерфаза состоит из ….. периодов.

    7. Промежуток между делениями клеток называется …..

    4. Перечислите в правильном порядке фазы митоза и мейоза:

    МИТОЗ:

    Анафаза Метафаза Прометафаза Телофаза

    Профаза Интерфаза.

    МЕЙОЗ: Анафаза 2 Стадия спаренных нитей Метафаза 1 Телофаза 1 Стадия тонких нитей Стадия отделения нитей друг от друга Интерфаза 1 Анафаза 1 Метафаза 2 Профаза 2

    Интерфаза 2 Телофаза 2.

    5. Заполнить таблицу:

    Зародышевые оболочки

    На каком этапе развития образуется зародыш

    Какие ткани и органы образуются

    1. Эктодерма

    2. Энтодерма

    3. Мезодерма

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Вопросы, с последующим обсуждением.

    1. Как размножаются простейшие?

    2. Как размножаются клетки тела?

    3. Как размножаются половые клетки?

    4. Как называется оплодотворенная клетка?

    5. Как называются половые клетки?

    6. Как называется женская половая клетка?

    7. Как называется мужская половая клетка?

    8. Как называются клетки с ядром?

    9. Как называются клетки без ядра?

    10. В каких организмах число хромосом удваивается?

    11. В какой фазе хромосомы накаливаются в плоскости?

    12. В какой фазе хромосомы расходятся по плоскостям?

    13. В какой фазе клетка делится пополам?

    14. Как называется подготовительный период деления клетки?

    15. Как называются молодые клетки?

    16. Как называется полный набор хромосом?

    17. Как называется половинный набор хромосом?

    18. Как называется питательный слой зародыша?

    2. Заполните таблицу:

    Сходство

    Биологическое значение

    3. Тестовая форма работы: по теме: «Индивидуальное развитие - онтогенез».

    1. Количество способов деления

    Г) четыре

    2. К периоду деления клетки тела не относится

    А) анафаза

    Б) кариокинез

    В) цитокенез

    Г) интерфаза

    3. Интерфаза состоит из

    А) из одного периода

    Б) из двух периодов

    В) из трех периодов

    Г) из четырех периодов

    4. Процессы, тесно связанные с наследственностью, происходят в интерфазе

    А) генетический материал самостоятельно удваивается

    Б) генетический материал остается без изменений

    В) можно отчетливо увидеть хромосомы через световой микроскоп

    Г) в этой фазе оболочка ядра растворяется

    5. К фазе митоза не относится

    А) интерфаза

    Б) профаза

    В) прометафаза

    Г) анафаза

    6. Два вида размножения, широко распространенные в природе

    А) половое и вегетативное размножение

    Б) бесполое и вегетативное размножение

    В) половое и бесполое размножение

    Г) бесполое и искусственное размножение

    7. Основные отличия полового размножения от бесполого

    А) в размножении участвуют два организма

    Б) в размножении участвует один организм

    В) в размножении участвуют три организма

    Г) размножение происходит на прямую

    8. Созревание мужской и женской гамет в половых железах называется

    А) овогенезом

    Б) гаметогенезом

    В) сперматогенезом

    Г) гистогенезом

    9. Эмбриология изучает

    А) наследственность

    Б) развитие зародыша в организме

    В) размножение

    Г) деление

    10. В результате деления оплодотворенной яйцеклетки на первой стадии онтогенеза развивается

    А) бластомер

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) энтодерма

    11. Прямое развитие – это

    А) эмбриональное развитие

    Б) личиночное развитие

    В) рождающийся организм сходен со взрослым

    Г) эмбриональное развитие приводит к образованию личинки

    12. Ступень, не относящаяся к развитию онтогенеза

    А) бластула

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) прямое развитие

    13. Х-образные фигуры, появляющиеся при отдалении друг от друга сходных хромосом, называются

    А) хиазмами

    Б) кроссинговером

    В) конъюгацией

    14. Область, не входящая в развитие процесса овогенеза

    А) размножение

    В) созревание

    Г) деление

    15. В некоторых случаях в яйцеклетки млекопитающихся проникает несколько сперматозоидов, этот процесс называется

    А) моноспермий

    Б) полиспермий

    В) диспермий

    Г) триспермий

    16. Ученный, внесший большой вклад в развитие эмбриологии

    А) Г.Кребс

    Б) И.И. Сеченов

    В) И.П. Павлов

    17. Частицы, появившиеся в результате деления митоза

    А) бластомеры

    Б) гаструла

    В) нейрула

    Г) бластула

    18. Оплодотворенная клетка называется

    А) гаметой

    Б) зиготой

    В) овогенезом

    Г) сперматогенезом

    19. Фаза, при которой происходит удвоение хромосом в мейозе

    А) метафаза

    Б) анафаза

    В) телофаза

    Г) профаза

    20. Появление личинок после эмбрионального развития

    А) видовое развитие

    Б) постэмбриональное развитие

    В) прямое развитие

    Г) онтогенез

    Тема: «Основные закономерности наследственности и изменчивости».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать основные закономерности наследственности и изменчивости, уметь классифицировать закономерности наследственности, при различных типах скрещивания, уметь определять их значение для живого организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость различных типов наследственности и изменчивости, для объяснения причины многообразия признаков живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. Письменный диктант.

    Допишите определения (не менее 4-х по желанию)

    1. Ген это ….

    2. Генотип это …..

    3. Фенотип это…

    4. Гомозигота это…

    5. Гетерозигота это…

    6. Изменчивость это…

    7. Наследственность это…

    8. Мутагенез это …

    9. Мутация это …

    2. Допишите предложения:

    1. Одинаковые гены называются……

    2. А разные гены ……

    3. Преобладающие гены называются ….

    4. Не проявленные гены называются …..

    5. Обозначают символами родителей ……., поколения……..

    6. Совокупность генов называется ……

    7. Совокупность внешних признаков называется …….

    8. Есть ….. вида мутагенов, к ним относятся …………

    9. Удвоение одного участка хромосом называется ……

    10. Отрыв одного участка хромосом называется…….

    11. Число хромосом при удвоении называется ……

    3. Заполните таблицу «Соотнесение»:

    Знак

    Обозначение

    Поколения

    Третье поколение

    Скрещивание

    Родительские формы

    Доминанта

    Рецессива

    Гомозигота

    Гетерозигота

    4. Заполните в таблице не достающее:

    Ученые

    Вклад в развитие генетики

    У. Бетсон

    Открыл теорию пангенезиса

    Основоположник генетики

    В. Иоганнсен

    Н.И.Вавилов

    Впервые выявили, что радиоактивные излучения вызывают мутационные изменения

    Создали модель молекулярного строения ДНК

    К. Мынбаев, А. Габбасов

    Вклад в развитие генетики микроорганизмов

    Н.С.Бутарин, А.Е. Есенжолов, А.Ы.Жандеркин

    М.А.Ермеков, А.Е.Еламанов, В.А. Бальмонт

    5. Решение моногибридных задач:

    1. Ген, определяющий признак ранней спелости ячменя, доминантный, в отличие от гена поздней спелости. Какое поколение образуется при скрещивании гомозиготного раннеспелого растения с позднеспелым? Растения с какими генотипом и фенотипом образуются при скрещивании полученных гибридов между собой?

    2. Ген шерсти собаки черной окраски является доминирующим по отношению к коричневому. Несколько раз скрестили черную самку с коричневым самцом. Получили 15 черных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства (черная окраска шерсти – доминантный признак).

    3. Гладкий мех морских свинок определен рецессивным геном, всклоченный – доминантным:

    А) при скрещивании двух свинок с всклоченным мехом в потомстве получили 36 особей с всклоченным мехом и 11 с гладким мехом. Сколько гомозиготных особей среди них?

    Б) Скрещивая морских свинок с всклоченным и гладким мехом, получили 28 всклокоченношерстных и 26 гладкошерстных особей. Определите генотипы родителей и потомства.

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Решение дигибридных задач:

    1. Томаты с красными плодами, нормальным ростом опылили с низкорослыми желтыми томатами. Если известно, что: а) красный цвет плодов – доминантный, низкий рост стебля – рецессивный; б) все исходные растения гомозиготные, то какими будут признаки гибридов, если гены, обладающие признаки, расположены в различных хромосомах? Какой результат получится, если скрестить эти гибриды между собой?

    2. Какие гаметы образуют растения, имеющие следующие генотипы:

    А) ААВВ; б) АаВВ; в) ааВВ; г) ААВв; д) ААвв; е) АаВв; ж) Аавв; з) аавв?

    3. Плоды гороха желтой окраски А доминируют по отношению к а – зеленому цвету. Гладкая форма В доминирует над морщинистой в. Определите окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВВ; б) Аавв; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВв; е) ААвв?

    4. Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом: а) ааВВ*аавв; б) Аавв*Аавв; в) АаВВ*АаВв; г) ААВв*аавв; д) ААвв*аавв?

    5. Гетерозиготное по окраске и форме семян растение скрестили с рецессивным по этим признакам гомозиготным растением. Определите генотип и фенотип полученного потомства.

    6. Возможно ли проявление группы крови одного из родителей в потомстве, если у матери 1 группа крови, у отца 4 группа.

    7. У гетерозиготной матери с 3 группой крови и гетерозиготного отца со 2 группой четверо детей. Определите группы крови у детей и их генотипы.

    8. Группа крови у матери – 2, у отца – 4. Определите группы крови у детей.

    9. Какая группа крови будет у детей, если родители имеют первую группу крови.

    10. Наследуют ли дети группы крови родителей, если у матери 1 группа, у отца 4 группа.

    11. Что можно сказать о группах крови детей, когда мать имеет 2 группу, отец 4 группу крови.

    2. Решение задач на полигибридное скрещивание.

    3. Тестовая форма работы: на тему: «Основы генетики. Наследственность и изменчивость»

    Вариант 1.

    1. Удобный для проведения генетических исследований объект.

    А) муха-дрозофила

    Б) человек

    2. Что изучает наука генетика

    Б) наследственность и изменчивость

    В) эволюцию

    Г) селекцию

    3. Как называется появление новых признаков при взаимодействии двух или нескольких неаллельных доминантных генов

    4. Назовите ученных, открывших законы Г.Менделя повторно и доказавших их

    А) Г. де Фриз

    Б) М.А. Айтхожин

    В) К. Корренс

    Г)Э. Чермак-Зейзенегг

    5. Как называются гены, отвечающие только за один признак

    А) аллельные

    Б) альтернативные

    В) рецессивные

    Г) доминантные

    6. Кто доказал нахождение генов в хромосомах

    А) К.Корренс

    Б) Ч.Дарвин

    В) Т.Морган

    Г) Н.И.Вавилов

    7. Как называется взаимообмен соответствующих участков в схожих хромосомах

    А) кроссинговер

    Б) конъюгация

    Г) транслокация

    8. Особенности свойств гороха

    А) несколько признаков, проявляющихся в фенотипе

    Б) удобен в выращивании

    В) самоопыляемость

    Г) все ответы правильные

    9. Как называются проявление только одного доминантного признака

    А) полное доминирование

    Б) неполное доминирование

    В) рецессивность

    Г) доминантность

    10. Как называется первый закон Г.Менделя

    А) закон единообразия

    Б) закон расщепления признаков

    В) сцепленное наследование

    Г) независимое растворение

    11Как называются проявляющиеся гены

    А) доминантные

    Б) рецессивные

    В) аллельные

    Г) неаллельные

    12. Как называются парные гены

    А) рецессивные

    Б) аллельные

    В) доминантные

    Г) эпистаз

    13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 1 группа

    А) 1 группа

    Б) 2группа

    В) 3 группа

    Г) 4 группа

    14. Как называется набор генов

    А) фенотип

    Б) помекликросс

    В) генотип

    Г) кроссинговер

    16. Как называются разнообразные гены

    А) гомозиготные

    Б) комплементарные

    В) гетерозиготные

    Г) эпистаз

    17. Как называется место расположения генов в хромосоме.

    А) группа сцепления

    В) кроссинговер

    Г) генотип

    Вариант2.

    1. Кто первым исследовал основные закономерности наследственности

    А) Т.Морган

    Б) Г.Мендель

    В) Ч.Дарвин

    Г) Н.И.Вавилов

    2. Как называется превалирование одного гена над другим

    А) комплементарность

    Б) эпистаз

    В) полимерия

    3) Кто ввел в науку термин «ген»

    А) Т.Морган

    Б) И.Павлов

    В) С.С.Четвериков

    Г) В.Иоганнсен

    4. Как называется усиление одного признака при взаимодействии нескольких доминантных генов

    А) комплементарность

    Б) полимерия

    В) эпистаз

    Г) многоаллельность

    5. С каким растением Мендель проводил опыты

    А) ночная красавица

    Г) томаты

    6. Кто заложил основу хромосомной теории наследственности

    А) Г.Мендель

    Б) Т.Морган

    В) Н.И.Вавилов

    Г) В.Иоганнсен

    7. Сколько известно сортов гороха

    8. Как называется третий закон Г.Менделя

    А) сцепленное наследование

    Б) закон расщепления

    В) независимое расщепление признаков

    Г) изменчивость

    9. Как называется образование промежуточных форм при проявлении влияния обоих аллельных генов

    А) полное доминирование

    Б) неполное доминирование

    В) рецессивность

    Г) доминантность

    10. Как называются подавляющие гены

    А) аллельные

    Б) рецессивные

    В) геномные

    Г) доминантные

    11. Может ли доминантный ген индивидуально проявить свой признак

    А) проявит

    Б) не проявит

    В) оба ответа верны

    Г) оба ответа неверны

    12. Как называется совокупность внутренних и внешних признаков организма

    А) фенотип

    Б) полимер

    В) генотип

    Г) полимерия

    13. Какую группу крови будут иметь дети, если у родителей 4 группа

    14. Как называются одинаковые гены

    А) гетерозиготные

    Б) гомозиготные

    В) полимерия

    Г) эпистаз

    15. Определите генотип потомства гетерозиготной матери со 2 группой крови и отца с 4 группой крови.

    16. Как называется совместное наследование генов, определяющих признаки похожести на родителей

    А) кроссинговер

    Б) перекрест

    В) эпистаз

    Г) сцепление генов

    17. Как происходят генетические изменения признаков в потомстве F2 моногибридного скрещивания

    А) АА, Аа, Аа, аа

    В) Аа,АА,аа

    Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов».

    Цель: 1. Обязательного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны различать, перечислять различные типы скрещивания, уметь классифицировать их, уметь определять их значение для жизни организма.

    2. Возможного уровня подготовки, в результате которого учащиеся должны уметь оценивать значимость методов селекции, для объяснения причины многообразия живых организмов.

    ЗАДАНИЯ.

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ.

    1. РИСУНОК. Используя схему карты «Центры происхождения культурных растений», напишите названия центров. Перечислите виды культурных растений, используя их порядковые номера, расположите по центрам происхождения:

    1. Банан 8. Рожь

    2. Рис 9. Ячмень

    3. Просо 10. Хлопок

    4. Сахарный тростник 11. Фасоль

    5. Морковь 12. Картофель

    6. Виноград 13. Кукуруза

    7. Пшеница 14. Какао

    2. Заполните таблицу:

    Виды отбора

    Краткая характеристика

    Результат

    Значение отбора в сельском хозяйстве.

    Массовый отбор

    Индивидуальный отбор

    3. Заполните таблицу «Соответствие»:

    Ученные

    Вклад в развитие селекции

    Н.С.Бутарин, Е.Есенжолов, А.Жандеркин

    Мясошерстная порода овец – казахская тонкорунная

    Казахский северный меринос

    Б.М. Мусин, Н.З.Галиакберов

    Алатауская порода КРС

    Красная степная порода КРС

    2. ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ

    1. Заполните сравнительную таблицу:

    Методы селекции

    Краткая характеристика

    Примеры отдаленной гибридизации

    Значение для сельского хозяйства

    1.Отдаленное

    скрещивание

    растений

    2.Отдаленное

    Скрещивание

    животных

    2. Решение тестового материала: