• А существует ли этот мир вне нашего сознания. Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание Психические и физиологические особенности

    Андрей Андреев:

    Вы хотите доказательство того, что мир как набор пространственных объектов можно найти где-то еще, кроме как в сознании человека? Что только в сознании существует круглое и красное, холодное и теплое? Что только в сознании вы слышите шум ветра и смех ребенка? Вы считаете, что кто-то еще в мире, кроме тех, кто наделен восприятием, видит квантово-энергетическую "муть", как мир разнообразных форм, слышит и чувствует? Я даже не знаю, как в этом можно усомниться...
    Можете ли вы сказать, что гора видит небо, а облака удивляются своему отражению в реке? Мне тогда хоть будет что опровергать. А так, зачем мне доказывать, что я это я, что я живой, что я мыслящий и говорящий?

    Знать можно то, что можно проверить. А как вы можете проверить в обход сознания то, что вы получаете через сознание? Например, видите стул. Сомневаетесь - проверяете наощупь - правда стул. Так это же ваша тактильная чувствительность, данная вам в сознании. Хорошо, зовете другого, например меня. Спрашиваете - это стул? - я говорю, да, стул. И что, проверили? А доказательство получили где? В сознании. Через что? через сознание. И куда ни кинь, везде - либо знаете, но через свое сознание, либо не знаете и не можете быть уверены. "Объективно" все существует только в вашем сознании. А что вне оного, то от лукавого. Ну или следствие вашего доверия своим "привычкам", "жизненному опыту". Следствие доВЕРия - сиречь, следствие ВЕРЫ. Вот и все знание. Читайте Давида нашего Юма.

    Мой ответ Андрею Андрееву:

    Так-так, значит Вам удалось доказать, что объективного мира Нету???
    Смотри, какой Андреев Андрей молодец, он доказал, что мир существует только в сознании, а объективного его нету ни фига. Ай, молодец.

    Наив, однако, детский. : то, что мы познаем этот мир с помощью наших ощущений, это всем ясно.
    Ну? И какое у вас есть основание заявить, что все существует только в вашем сознании?

    Я еще в детстве засмеялась, когда представила,как Бог удивленно думает:" как же сделать,

    Какие такие им еще чудо-органы сотворить для познания мира, чтоб они поверили, что мир настоящий?
    Никаких- все-равно не поверят. Оставить их так."
    Итак вы не можете доказать, что мир не реален и существует только в вашем сознании.
    А спрашивать ни у какого другого не зачем.
    Потому что и этот дркгой тоже существует только в вашем сознании.
    Значит ваше сознание и будет за него говорить, и к стати за меня мою Воспетку тоже всегда
    сочиняет ваше сознание. Ну а как же иначе.
    Допустим не читали- так ее вовсе нет, и не работала я никогда над нею..
    Вы же этого не щупали, не трогали, не видели. не читали, то есть ее и нет.
    Или есть, если читали, но она существует только в вашем драгоценном сознании.
    То есть если мира вот такого, вместе с моей Воспеткой в нем, НЕТУ в реальности, то только вы, то есть ваше сознание всю эту мою лабуду и написали.
    Да что там Воспетка, Вы(Ваше сознание) и "Войну и мир" сами сочинили всю, да и ваших любимых
    идеалистичеких гениев вы тоже придумали сами, Андрей.
    Что ж стесняться, милый, уж признавайтесь, коли мира нету, а только в сознании, то и сознаний других
    тоже нету, вы тоже их придумали своим сознанием, а то что вы видите руки, ноги, глаза, слышите голоса, видите текст на компе или книгу Юма- это опять ваши органы вам врут, нету нифмга никого.А как Вы докажете, что это Юм написал, разве можно глазам доверять, читающим, видящим, разве можно рукам доверять, которые держат эту книгу? Нет, нельзя, Андрей.
    Потому что всё только ваши обманывающие органы дают... Ну, нету этого моего текста, который вы видите глазами, вы сейчас его сами придумываете, ваши глаза вас обманывают....
    Нда, лихо Вы придумали за Юма, за Кона,Дьюи, за Платона...
    Ведь все, что вы прочли- это вас обманули глаза. Это все родилось в вашем сознании.
    Послушайте, а что нам всем делать, когда все-таки вас не станет. Страшно так...
    Вдруг и мы все испаримся в одночасье.Живите уж подольше, Андреев, может, нам всем надо скинууься и платить вам за наше существование хотя бы в вашем сознании? Мы же тоже часть этого несушествующего мира, живущего только в вашем сознании!
    Ведь нам всем куда лучше существовать только в вашем сознании, чем не существовать вовсе, в конце концов я сейчас умела на ночь глядя большой кусок орехового торта, так что уж и не так плохо нам всем живется в вашем сознании. Так что живите и содержите нас, всякую нежить дальше.

    Андрей Андреев:

    Вы хотите доказательство того, что мир как набор пространственных объектов можно найти где-то еще, кроме как в сознании человека? Что только в сознании существует круглое и красное, холодное и теплое? Что только в сознании вы слышите шум ветра и смех ребенка? Вы считаете, что кто-то еще в мире, кроме тех, кто наделен восприятием, видит квантово-энергетическую "муть", как мир разнообразных форм, слышит и чувствует? Я даже не знаю, как в этом можно усомниться...
    Можете ли вы сказать, что гора видит небо, а облака удивляются своему отражению в реке? Мне тогда хоть будет что опровергать. А так, зачем мне доказывать, что я это я, что я живой, что я мыслящий и говорящий?

    Знать можно то, что можно проверить. А как вы можете проверить в обход сознания то, что вы получаете через сознание? Например, видите стул. Сомневаетесь - проверяете наощупь - правда стул. Так это же ваша тактильная чувствительность, данная вам в сознании. Хорошо, зовете другого, например меня. Спрашиваете - это стул? - я говорю, да, стул. И что, проверили? А доказательство получили где? В сознании. Через что? через сознание. И куда ни кинь, везде - либо знаете, но через свое сознание, либо не знаете и не можете быть уверены. "Объективно" все существует только в вашем сознании. А что вне оного, то от лукавого. Ну или следствие вашего доверия своим "привычкам", "жизненному опыту". Следствие доВЕРия - сиречь, следствие ВЕРЫ. Вот и все знание. Читайте Давида нашего Юма.

    Мой ответ Андрею Андрееву:

    Так-так, значит Вам удалось доказать, что объективного мира Нету???
    Смотри, какой Андреев Андрей молодец, он доказал, что мир существует только в сознании, а объективного его нету ни фига. Ай, молодец.

    Наив, однако, детский. : то, что мы познаем этот мир с помощью наших ощущений, это всем ясно.
    Ну? И какое у вас есть основание заявить, что все существует только в вашем сознании?

    Я еще в детстве засмеялась, когда представила,как Бог удивленно думает:" как же сделать,

    Какие такие им еще чудо-органы сотворить для познания мира, чтоб они поверили, что мир настоящий?
    Никаких- все-равно не поверят. Оставить их так."
    Итак вы не можете доказать, что мир не реален и существует только в вашем сознании.
    А спрашивать ни у какого другого не зачем.
    Потому что и этот дркгой тоже существует только в вашем сознании.
    Значит ваше сознание и будет за него говорить, и к стати за меня мою Воспетку тоже всегда
    сочиняет ваше сознание. Ну а как же иначе.
    Допустим не читали- так ее вовсе нет, и не работала я никогда над нею..
    Вы же этого не щупали, не трогали, не видели. не читали, то есть ее и нет.
    Или есть, если читали, но она существует только в вашем драгоценном сознании.
    То есть если мира вот такого, вместе с моей Воспеткой в нем, НЕТУ в реальности, то только вы, то есть ваше сознание всю эту мою лабуду и написали.
    Да что там Воспетка, Вы(Ваше сознание) и "Войну и мир" сами сочинили всю, да и ваших любимых
    идеалистичеких гениев вы тоже придумали сами, Андрей.
    Что ж стесняться, милый, уж признавайтесь, коли мира нету, а только в сознании, то и сознаний других
    тоже нету, вы тоже их придумали своим сознанием, а то что вы видите руки, ноги, глаза, слышите голоса, видите текст на компе или книгу Юма- это опять ваши органы вам врут, нету нифмга никого.А как Вы докажете, что это Юм написал, разве можно глазам доверять, читающим, видящим, разве можно рукам доверять, которые держат эту книгу? Нет, нельзя, Андрей.
    Потому что всё только ваши обманывающие органы дают... Ну, нету этого моего текста, который вы видите глазами, вы сейчас его сами придумываете, ваши глаза вас обманывают....
    Нда, лихо Вы придумали за Юма, за Кона,Дьюи, за Платона...
    Ведь все, что вы прочли- это вас обманули глаза. Это все родилось в вашем сознании.
    Послушайте, а что нам всем делать, когда все-таки вас не станет. Страшно так...
    Вдруг и мы все испаримся в одночасье.Живите уж подольше, Андреев, может, нам всем надо скинууься и платить вам за наше существование хотя бы в вашем сознании? Мы же тоже часть этого несушествующего мира, живущего только в вашем сознании!
    Ведь нам всем куда лучше существовать только в вашем сознании, чем не существовать вовсе, в конце концов я сейчас умела на ночь глядя большой кусок орехового торта, так что уж и не так плохо нам всем живется в вашем сознании. Так что живите и содержите нас, всякую нежить дальше.

    Каждый человек боится смерти. Но умираем ли мы вместе со своим телом? Выдающийся ученый современности Роберт Ланца нашел ответ на этот вопрос и доказал, что наше сознание существует в бесконечном множестве параллельных вселенных вне пространства и времени. Как такое возможно? Читайте подробнее в нашей статье!

    Книга «Биоцентризм: как жизнь и сознание являются ключом к пониманию истинной природы Вселенной» просто взорвала интернет своим громким заявлением, что жизнь на самом деле не заканчивается смертью тела, а длится вечно.

    Автор этой книги, ученый Роберт Ланца, которого New York Times провозгласил одним из самых успешных ученых современности, считает, что теория вечного сознания абсолютно обоснована и как минимум близка в истине.

    Вне времени и пространства

    Ланца является экспертом в области регенеративной медицины и научным руководителем Общества передовых клеточных технологий. Прежде чем он стал известным благодаря исследованиям стволовых клеток, ученый провел ряд успешных экспериментов по клонированию исчезающих видов животных.


    Кроме того, Ланца недавно начал заниматься физикой, квантовой механикой и астрофизикой. Это интересное сочетание стало благодатной почвой для создания теории биоцентризма, который в настоящее время и занимается профессор. Биоцентризм учит, что жизнь и сознание – это основа Вселенной, и что именно сознание создает материальный мир, а не наоборот.

    Изучая структуру Вселенной, ее законы и константы основных сил, Ланца предполагает, что интеллект существовал до материи. Он также утверждает, что пространство и время не являются объективными и реально существующими вещами. Они, в понимании ученого, лишь инструменты нашего животного понимания жизни. Ланца утверждает, что мы на самом деле несем пространство и время в своей голове, как черепахи носят свой панцирь. Это означает, что люди существуют даже вне времени и пространства. Теория биоцентризма предполагает, что смерть сознания невозможна, и что люди ошибаются, отождествляя себя со своим телом.


    Мы считаем, что тело рано или поздно умрет, и что наше сознание тут же погибнет вместе с ним. Так бы и происходило, если бы тело создавало наше сознание. Но что если человеческий организм получает сознание таким же образом, как происходит прием кабельного ТВ-сигнала? Тогда становится ясно, что сознание продолжает существовать, даже после того, как покидает свою физическую оболочку. На самом деле, сознание действительно существует за пределами времени и пространства. Оно может находиться в любом месте: как в организме, так и вне его.

    Ланца также считает, что существует одновременно несколько параллельных Вселенных. Если в одной Вселенной тело умирает, то в другой оно по-прежнему существует и поглощает сознание, которое покинуло первый вариант Вселенной. Это означает, что человек, который погибает, в конечном итоге попадает не в рай или ад, а в мир, похожий на тот, в котором он жил. И так происходит снова и снова.

    Бесконечное количество Вселенных

    Интересная и популярная на сегодня теория о параллельных Вселенных имеет огромное количество сторонников, в том числе многие известные ученые придерживаются именно такого взгляда на устройство жизни. Среди них выделяются физики и астрофизики, которые абсолютно уверенны в существовании параллельных миров, что, по их мнению, может указывать на возможное существование бесконечного множества Вселенных. Они утверждают, что не существует никаких физических законов, не допускающих существование параллельных миров.


    Эта идея впервые была описана писателем-фантастом Гербертом Уэльсом в 1895 году. 62 года спустя, доктор Хью Эверетт изучил ее и сделал предположение, что в каждый момент времени Вселенная разделена на бесчисленное множество похожих частей. В одной из этих Вселенных вы сейчас читаете эту статью, а в другой вы можете смотреть телевизор.

    «Главным определяющим фактором в разделении Вселенной на части являются наши действия», - говорит Эверетт. Когда мы делаем свой выбор, Вселенная немедленно делится на несколько Вселенных, каждая из которых содержит различные последствия наших поступков.

    Андрей Линде, ученый с ФИАНа, разработал теорию множественности Вселенных еще в 80-х годах. Сейчас он работает в Стэнфордском университете. Линде объясняет, что Вселенная состоит из большого количества сфер, которые создают подобные себе сферы, которые, в свою очередь, затем производят новые сферы в еще большем количестве, и так до бесконечности. Эти сферы полностью независимо друг от друга, но они представляют различные части одного и того же физического мира.


    То, что наша Вселенная не является уникальной, подтверждается данными, полученными с помощью телескопа Планка. Ученые используют эти данные для создания наиболее точной карты космического излучения, которое существовало еще с момента зарождения Вселенной. Они также обнаружили, что во Вселенной есть очень много черных дыр. Теоретический физик Лаура Мерсини-Хоутон из Университета Северной Каролины утверждает, что такие аномалии возникают из-за того, что окружающие Вселенные интенсивно влияют на нашу Вселенную, и что черные дыры – это самое наглядное последствие такого влияния.

    Научное объяснение существования души

    Таким образом, мы с вами уже узнали о том, что существует много мест, или много различных Вселенных, в которые наша душа может быть перемещена после смерти тела, в соответствии с теорией нео-биоцентризма. Но есть ли научная теория сознания, которая бы обосновывала это заявление? Да, такое объяснение существует, и его суть заключена в том, что происходит с сознанием во время клинической смерти. По словам доктора Стюарта Хамероффа, клиническая смерть возникает тогда, когда квантовая информация, обитающая в нервной системе, покидает тело и рассеивается во Вселенной.


    Он утверждает, что человеческое сознание находится в микротрубочках клеток головного мозга, которые являются основным центром квантовой обработки информации. После смерти эта информация выходит из тела вместе с нашим сознанием. Ученый считает, что наша душа – это результат квантовых гравитационных эффектов, происходящих в этих микротрубочках.

    Таким образом, наше сознание создает Вселенную, а не наоборот. То, что происходит в нашей голове, неразрывно связано с тем, что случается во внешнем мире. Человек одновременно существует в нескольких параллельных Вселенных, и наше будущее зависит только от того, что мы делаем и выбираем сегодня. И самое главное - наше сознание вечно!

    Наше понимание объективности и первичности материального (внешнего) мира иллюзорно, в определенном смысле даже бессмысленно по причине природы самого сознания. Или другими словами – ВСЁ ЕСТЬ СОЗНАНИЕ! Из чего следует, что материя, внешний мир – это также наше сознание. А коль так, то они, как и всё остальное, субъективны, не объективны.
    все есть сознание
    Можем ли мы в таком случае знать и достоверно говорить о существовании объективной реальности, материи и внешнего мира как чего-то, находящегося вне нашего сознания и независимо от сознания? Однозначно нет! Мы этого просто не можем знать! На этот вопрос до сих пор не существует ответа! Следовательно, все наши разговоры о примате материи или сознания, а также об объективной и субъективной реальности внешнего мира не более чем плод нашего воображения, фантазии. Ибо всё есть сознание! Всё субъективно! Или точнее, мы просто не знаем, есть ли нечто кроме нашего сознания, за пределами нашего сознания и объективно (независимо) от нашего сознания. Это бесспорный факт! Мы думаем себе, что оно есть так, верим в это, хотим этого. Но думание, вера и хотение – это также сознание, формы его проявления!
    Это и есть главнейший парадокс философии и один из важнейших принципов духовного учения. Потому что благодаря ему сознание само по себе должно быть признано важным инструментом познания мира, реальности.
    Поясню кратко, что всё это означает.
    Всю информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 основных органов чувств, обеспечивающих нам зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Поэтому окружающий мир известен нам лишь в той степени, в какой увидели его наши глаза, услышали уши, почувствовали кожа, язык и нос. Реальность цвета и формы – это лишь то, что увидели наши глаза, зрение. Реальность звуков – это то, что воспринято нашими ушами, слухом. Реальность вкуса – то, что мы ощутили языком, вкус. Реальность запаха – то, что мы почуяли нашим носом, обонянием. Реальность твердости или мягкости предметов, или их иных свойств, – это то, что почувствовали нашей кожей (осязание) при соприкосновении с ними. Мы познаем и принимаем мир таким, каким воспринимают его эти 5 органов чувств.
    Как это происходит? Как и всё в организме, органы чувств состоят из клеток, в том числе особых воспринимающих и нервных (нейронов). Контактируя с внешним миром, воспринимающие клетки реагируют на внешнее воздействие, в процессе чего в них происходят биохимические и физические изменения. Далее осуществляется взаимодействие с нервными клетками. Благодаря этому возникает нервный импульс, который по нервным пучкам (отросткам) передается в головной мозг. Там он достигает нервных клеток, ответственных за прием и преобразование (дешифровку) нервных импульсов. В результате в мозгу рождается чувство, или образ, или мысль. И затем мозг решает, что с этим делать далее. В конечном итоге мы либо реагируем (действуем) каким-то образом, либо нет. В любом случае, после получения информации нечто у нас внутри меняется, даже при видимом внешнем бездействии.
    Вот как об этом говорит восточный мудрец Ошо.
    "И в самом деле, с научной точки зрения, когда вы идете лесом и слышите шум водопада, там нет смысла, но есть звук. Вы будете удивлены, узнав научное толкование: этот звук есть там только потому, что там есть вы; без ваших ушей нет и звука.Так что это будет удивительным для вас: если нет никого вокруг водопада, то нет и звука, потому что звук требует ушей. Таким же самым образом существует свет - в тот момент, когда мы все ушли, света нет, потому что свет требует глаз. Без глаз нет и света. Когда вы покидаете свою комнату, думаете вещи остаются теми же самыми? Синее остается синим, а красное остается красным? Забудьте весь этот вздор. В тот миг, когда вы выходите из комнаты, все краски исчезают... Это очень магический мир - вы закрываете комнату, и все краски пропали, потому что краскам нужны глаза. Без глаз и цвет не может существовать. Взгляните сквозь замочную скважину... они возвращаются.Это чудо происходит каждый день. В самом деле, даже если вы сидите в своей комнате и закрываете глаза, все цвета исчезают. Не пытайтесь подсмотреть краешком глаза, исчезли они или все еще там - они возвратятся немедленно!"
    (Фрагмент из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Мастер. Размышления о преображении интеллектуала в просветлённого")
    Таким образом, всё, что мы видим, слышим, осязаем и как-то чувствуем, все образы и все события в нашей жизни, которые мы наблюдаем и переживаем, на самом деле видятся, ощущаются и переживаются внутри нашего мозга. Всё это ограничено пространством головного мозга и находится в нем. Даже представление о том, что такое мозг и как это происходит в нем, не выходит за пределы образов и мыслей, формируемых внутри мозга. Таким образом, всё, что мы воспринимаем как внешний мир и объективная реальность, на самом деле не более чем электро-биохимические сигналы и процессы в органах чувств, нервной системе и в конечном итоге нейронах мозга, которые трансформируются в чувства, образы и мысли. Даже наше понимание этих процессов есть электро-биохимический процесс в нейронах, в результате которого формируются восприятие, образы и мысли. Что такое образ и мысль? Наука на сегодня не имеет ответа на этот вопрос.
    Важно отметить, что на протяжении всей жизни мозг не имеет прямого контакта с исходной материей и внешним миром. Этот контакт осуществляется через специфические структуры, называемые органы чувств. Если оборвать поступление сигналов в мозг, например, перерезать нервные пучки от органов чувств, то он окажется беспомощным в отображении внешней реальности. Он просто не будет иметь информации и внешнем мире.
    Очень важно понимать то, что в мозг поступает электрический вариант (копия) внешней реальности, который декодируется в мозгу и на основе которого возникают образы и мысли. Нет истинно материальных соответствий этому. И вот тут возникает самый интересный вопрос: а кто и на каких основаниях сказал, что электрическая копия аналогична внешнему миру и настоящей материи, объективно существующей вне нас? И существует ли внешний мир вообще вне нас? Мы не можем ответить на эти вопросы. Потому что единственная реальность, которая дана нам в ощущение, это мир наших собственных восприятий, существующий лишь в нашем сознании. Всё есть сознание!
    Известный философ Джордж Баркли писал по этому поводу: "Мы верим в существование предметов только потому, что видим их и ощущаем такими, какими отражает их наш мозг. Однако наше восприятие – лишь мысли, существующие в нашем мозге. Если всё это лишь мысли в нашем сознании, то представлять себе Вселенную и материю как реалии, существующие вне нашего сознания, мы впадаем в большое заблуждение." (Цитата из книги Георга Политцора "Основные принципы философии". 1976)А сейчас парадокс. Получаемые нами ощущения могут исходить из какого-либо искусственного источника. Например, если нервные проводящие пучки каким-то образом подключить к компьютеру и на основе его программы вводить определенную информацию, формируя таким образом некий виртуальный, воображаемый мир. Мозг будет не в состоянии осознать это, примет его за реально существующий, внешний, объективный мир и будет "жить" в нем, а фактически в виртуальной, иллюзорной реальности.Аналогом этому являются галлюцинации, сновидения, медитация. Глубоко погружаясь и пребывая в них, человек тотально захватывается их реальностью и переживает это как будто наяву, не в состоянии отличить, где истинно реальность, а где иллюзия. Лишь выходя из этих состояний и сталкиваясь с реальностью бодрствования (созерцания внешнего материального мира), приходит осознание, что это был лишь сон или что-то "виртуально" иное. Но кто и на каких основаниях сказал, что жизнь во внешнем материальном мире и переживание его наяву, в состоянии бодрствования, есть объективная реальность, а не очередная разновидность субъективной иллюзии? Например, в сравнении с некой иной реальностью? На сей счет нет уверенного ответа здесь. По крайне мере до того момента, пока не происходит пробуждение от состояния бодрствования и сталкивание с очевидностью реальности иного, более "высокого" плана

    И. Кант. Без сомнения, рассуждает Кант, вне нашего сознания существует объективный мир – мир «вещей самих по себе» (мир сущностей). Этот мир, воздействуя на наши органы чувств, порождает в сознании образы и мысли – «мир явлений» . Центральный вопрос познания – в какой мере соответствует «мир явлений» (т. е. наши знания о мире) «миру сущностей» (самому миру). Кант решает его в характерной для всего неклассического рационализма форме: ответить на этот вопрос невозможно, так как мы не знаем и не можем знать, что из себя представляет объективный мир. Почему? Потому что он всегда нам дан лишь через образы и мысли. Нам кажется, что мы сверяем наши знания о мире с самим миром с помощью практики. Но это иллюзия: речь в этом случае идет лишь о проверке одного знания (концептуального, теоретического) другим (чувственным). По сути, это проверка одних образов через другие. Мы обречены представлять мир таким, каким нам его рисует наше сознание. Ответить на вопрос, каков мир на самом деле, принципиально невозможно.

    Из предшествующей традиции дедуктивного рационализма Кант считал достойной внимания лишь одну проблему – идею «безусловного» начала, на которое вынужден опираться разум при познании мира. При решении этого вопроса Кант воспроизводит по сути декартовскую концепцию «врожденных идей», трансформированную в ее философии до неузнаваемости. Если «врожденные идеи» Декарта имеют божественный характер, то Кант отказывается решать вопрос о происхождении априорных (доопытных) схем разума. Если у Декарта эти идеи имеют содержание, то Кант отводит им организующую (структурирующую) функцию в сознании. Такими «оформителями» чувственного мира человека Кант считает пространство и время, рассматриваемые им в качестве врожденных феноменов психики. Согласно этому учению, информация о мире, попавшая в сознание, организуется по его внутренним законам в некую целостность, которую мы и считаем миром. Поэтому принцип тождества бытия и мышления классического рационализма неверен: мы имеем право говорить лишь о структурах сознания, спроецированных на полученные при познании чувственные данные.

    Появление этой философии открыло новую эпоху в истории рационализма, доведенную до логического завершения позитивизмом. Это был новый рационализм, который продолжал верить в силу разума и науки, но считал, что они должны быть очищены от ряда иллюзий, служивших источником многих ошибок. Задачу такой «расчистки» науки поставили перед собой Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Конт назвал свое учение позитивной философией и оно, претерпев значительную эволюцию, дошло до нас под названием«позитивизм». В развитии позитивизма можно выделить три этапа: классический позитивизм, эмпириокритицизм и неопозитивизм. Объединяет их одно: как сделать науку более научной?

    Поставленные И. Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Г. Фихте (1762-1814). Фихте ставил перед собой задачу преодолеть кантовский дуализм теоретического и практического разума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превращается у Фихте в универсальное начало всей его системы. Из принципа практического разума – свободы, он стремится вывести и теоретический разум – познание природы. Познание в системе Фихте представляет собой лишь подчиненный момент единого, практически нравственного действия. Таким образом, философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически деятельной сущности человека.

    Исходное понятие системы Фихте – «Я», которое утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я» есть: это самоочевидное суждение. Точно так же поступал Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность «Я» , у Фихте, основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо. В своем стремлении преодолеть дуализм Канта Фихте делает шаг в направлении идеи тождества мышления и бытия. Он стремится найти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человека внешнего мира.

    Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно-деятельностного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельный субъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете «Я» осваивает «не-Я»; достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

    Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг (1775-1854). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы, как субъективного деятельностного «Я» на основе учения об их тождестве, т. е. тождества субъекта и объекта. Абсолютный субъект, связанный у Фихте с индивидуальным «Я», в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку «безразличия» их обоих. Однако остается задача – из этого первоначального тождества вывести все многообразие определений этого мира. Шеллинг рассматривал возникновение таких определений как «творческий акт», который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Такая интуиция, по Шеллингу, недоступна всем смертным, а доступна только особым одаренным людям, гениям. Интеллектуальная интуиция,по Шеллингу, есть высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

    Гегель. Георг Вильгельм Фридрих Гегель – видный представитель немецкой классической философии, который доводит до логического завершения идею пантеизма и дедуктивно-рационалистический метод. Лучшей иллюстрацией рационализма Гегеля может послужить следующий фрагмент из его «Философии истории»: «Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать как нечто особенное, лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей. Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность...».

    Для Гегеля не существует принципиальной разницы между разумом и природой: существует нечто единое – Абсолютная Идея , являющаяся по существу чистой мыслью, логикой. Эта Абсолютная Идея в своей эволюции последовательно проходит путь от неживой к живой природе, а от последней – к человеческому обществу, далее – к искусству, религии, философии. Достигнув своего высшего уровня развития в философии Гегеля, Абсолютная идея полностью осознает свою сущность, узнает свою историю, направленную на постепенное снятие своих отчужденных материальных и духовных обличий, стесняющих ее свободу. Поэтому и развитие природы, и развитие общества, и развитие религии подчинены единому алгоритму, заданному в виде законов диалектической логики. Законы природы и общества, согласно Гегелю, разумны, а вся история мира есть движение разума от своих низших состояний (материи) к высшим (философии). Постепенное одухотворение бытия есть генеральная линия всеобщего прогресса. Поэтому развитие общества тоже есть закономерное движение к идеальному состоянию, т. е. к строю, полностью основанному на нормах разума (позже эта идея была использована Марксом для создания теории коммунистического общества).

    Итак, природа и социальная жизнь представляют собой варианты развития мысли, ее «инобытие». Поэтому природа и общество не могут развиваться как попало, они подчиняются логике разума, т. е. своей сущности. Как писал Т. И. Ойзерман, «традиционная идеалистическая формула – мышление первично, бытие вторично – трансформируется Гегелем в новое основоположение: мышление есть бытие, бытие есть мышление». Провозглашенный Спинозой панлогизм достигает у Гегеля высшей ступени развития: весь мир есть мысль, существующая в разных, в том числе материальных, «опредмеченных» формах.