• Карьерный лифт Елены Шмелевой: от НИИ до «Сириуса. Из школы в помощники Абрамовича

    ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА: Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают. Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

    Д.НАДИНА: Сегодня весь день мы обсуждаем обращение Владимира Путина к Федеральному собранию. Львиная доля выступления была посвящена проблемам внутренним, про внешние только в конце президент вспомнил, когда говорил о сотрудничестве с другими странами, в частности с США. Ну а в целом поднимались вопросы, связанные с образованием, с медициной, в частности с телемедициной, с гражданским обществом.

    Я бы хотела на образовании остановиться, потому что кроме прочего президент здесь говорил о том, что необходимо ликвидировать третью смену, создать комфортную среду для учащихся, открывать больше кружков и секций - это всё понятно, но в частности президент упомянул центр "Сириус" - образовательный центр для талантливых детей, который работает в Сочи. Он упомянул его и сказал, что нужно подумать о формировании центров подобных в других регионах страны. В общем, немножко поговорить об этом интересном месте хотелось бы с Еленой Шмелёвой, руководителем Образовательного центра "Сириус". Елена Владимировна, здравствуйте.

    Е.ШМЕЛЁВА: Здравствуйте.

    Д.Н.: У вас совершенно необыкновенный какой-то образовательный центр. С одной стороны, многие говорят, что это была идея, в принципе, Владимира Путина, и вот он был создан. С другой стороны, туда действительно привлечены какие-то безумные просто деньги, и богатейшие люди страны вкачивают туда и делятся частью своих ресурсов для того, чтобы центр существовал. Ну, уж, к сожалению, так получилось, что такой вот центр действительно один в стране. Какое финансирование у вашего центра, если говорить в год?

    Е.Ш.: Может быть, вы сначала поймёте, в чём состоит центр? И как там всё устроено?

    Д.Н.: Про это мы поговорим. Просто, понимаете, про деньги всегда всем интересно. Это же на самом деле какая-то очень внушительная сумма.

    Центр расположен на объектах сочинской Олимпиады. Объекты переданы под образовательные нужды

    Елена Шмелёва

    И это, наверное, совершенно уникальная ситуация. У нас бывший отель четыре звезды со своим выходом к морю в распоряжении детей. У них уникальные совершенно условия для занятия на льду. К нам приезжает очень много хоккеистов - 150 человек, фигуристов - 50 человек ежемесячно, к нам приезжают шахматисты, приезжают дети, которые занимаются балетом. И олимпийская инфраструктура построена была с большим запасом, и у нас есть совершенно уникальные классы - три класса для занятий балетом. У нас есть студии живописи. К нам приезжают музыканты, и у нас есть уникальные возможности для занятий у этих музыкантов.

    И к нам приезжают дети, которые занимаются естественнонаучными, точными дисциплинами и себя проявили в них. Под них мы создали научный парк. Соответственно, достаточно уникальные лаборатории созданы, потому что в этих лабораториях школьники - самые одарённые школьники России - работают уже с будущими их партнёрами по развитию, я имею в виду вузы, предприятия, научные институты. В этом плане мы видим, что, конечно, у нас появилась инфраструктура, соответствующая вот этим новым программам, которые позволяют школьникам рано определиться, и причём школьнику, хорошо подготовленному в академическом плане, потому что такой принцип отбора в наш центр: туда приезжают дети, только победившие в олимпиадах всероссийских, те, которые готовятся к международным олимпиадам. И за полтора года работы на олимпийских объектах мы их усилили не только спортивными медалями, но и медалями по математике, по физике международными, самой высокой пробы, в шахматах. И наши дети уже, некоторые из них, приглашены в сборные по фигурному катанию и хоккею.

    Поэтому этот центр действительно топовый и федерального уровня. Он находится в Краснодарском крае, принимает детей абсолютно из всех регионов. И проезд этих детей, обучение, которое длится 24 дня, и по профилю оно может занимать у нас до 100 академических часов - вот это всё для детей бесплатно. Поэтому, конечно, мы сегодня получаем для детей в том числе субсидию от трёх министерств: это министерства образования, спорта и культуры, но мы тратим значительные средства на содержание этих объектов.

    Д.Н.: Я просто к тому, что, ну, вот президент говорит о том, что нужно создавать такие центры по всей стране, но объективно такой инфраструктуры как-то вот не сразу-то найдёшь, если говорить про масштабы всей страны - это во-первых. Во-вторых, опять-таки, попробуй уговори Абрамовича на 10 "Сириусов" денег дать или кого-то ещё. То есть чисто технически ведь это, наверное, действительно нереально просто организовать...

    Е. Ш.: Ну, понимаете, для того чтобы работать с детьми, которые себя проявили, нужен педагог в первую очередь. Если глаза гореть не будут, то и соответственно программа бессмысленная в данном случае. Поэтому речь идёт, конечно же, о системной работе - системная работа, которая позволит объединить ресурсы, которые есть у регионов. На сегодняшний день у нас большое количество регионов. Мы сейчас стали работать в первую очередь с регионами - лидерами инвестиционного развития по итогам прошлого года, которые заинтересованы в кадрах, у которых развиваются кластеры и определённые тематики. И вот тех партнёров, которых вы сегодня упомянули, почти у каждой сегодня большой корпорации есть программы, связные с развитием образования, и это образование давно уже не ограничивается только студентами.

    Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают

    Елена Шмелёва

    Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

    Д.Н.: А как можно дать специализацию ребёнку за 24 дня?

    Е.Ш.: Я имею в виду глобально. Мы говорим о партнёрах, мы говорили об их программах, которые они развивают. Да, каждая, наверное, корпорация может рассказать про свои профессии. И в этом тоже много смысла - включать в образовательные программы не только педагогов, но и учёных, как у нас в "Сириусе", потому что, знаете, одна из визитных карточек центра, когда приезжает ведущий учёный и рассказывает об открытиях. И если мы сегодня не расскажем школьникам о том, как будут развиваться технологии, они не смогут сделать выбор даже в рамках предметов. А это очень важно, потому что подготовка высококвалифицированных специалистов начинается рано, так же как и спортсменов. Мы видим, что у нас на площадки приезжают дети от 10 до 17 лет. И фактически подготовка к сборной начинается за шесть-семь лет до её поступления.

    Д.Н.: Как отбирают всех этих детей? Вот все эти 600 детей - они откуда берутся? Вы говорили, победители олимпиад. Но просто у нас олимпиад вроде меньше проводится в стране каждый месяц.

    Е.Ш.: Нет, вы знаете, у нас олимпиад очень много проводится. Всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам проводятся, есть очень много серьёзных конкурсов, которые организуют и вузы, и те же корпорации, которые мы сегодня уже неоднократно упоминали. Дети приезжают по результативному участию в существующих конкурсах. Если говорить про спортсменов, то это командное участие. Если говорить про всех остальных, то это индивидуальный зачёт в данном случае. Конкурс у нас высокий, но мы приглашаем детей и без таких подтверждённых на всероссийском уровне мероприятий, мы отбираем их и по регионам, в том числе и через систему олимпиад и конкурсов. И в том числе они приезжают к нам на итоговую смену. Вот в июле, как раз когда вы вспоминали, когда у нас был Владимир Владимирович в гостях, это был год работы "Сириуса". И приезжали дети как раз на проектную смену, когда очень много приезжало партнёров со стороны отраслей. И эти партнёры фактически рассказывали и создавали лаборатории вместе со школьниками, которые помогают им фактически попробовать себя в исследовательской деятельности, а большинство, наверное, наших выпускников по направлению "Наука" будут работать в науке; попробовать себя в каких-то межпредметных командах в том числе. И это как раз то, о чём сегодня говорил Владимир Владимирович, что успех приходит к тем, кто научился работать в команде, кто может поставить задачу, распределить ресурсы и получить результат, научный или научно-практический, потому что опознать, где можно применить свои таланты, очень важно. Ведь, к сожалению, мы говорим о том, что у нас действительно очень хорошая педагогическая школа, но пока мы славимся как страна-донор кадров для высокотехнологичных отраслей других стран.

    Д.Н.: Тут вот вопросов много поступает от слушателей. Спрашивает: "Существуют ли подобные центры за рубежом, например в США?"

    Е.Ш.: Спасибо за вопрос.

    Мы анализировали лучший опыт не только советский и российский, смотрели программы и Стэнфорда, и MIT, и Сингапура и создали свои программы

    Елена Шмелёва

    Поэтому мы тут, может быть, подвижники, потому что точно таких центров пока не было, но в этом году правительство Таиланда приняло постановление создать точно такой же центр с программами 24 дня. И мы ждём делегацию из Таиланда в ближайшее время в Сочи. Только вместо хоккеистов там будут заниматься футболисты. Поэтому в этом плане мы считаем это признанием.

    Д.Н.: Спрашивает слушатель: "А сколько детей к вам попадает по рекомендации?"

    Е.Ш.: Хороший вопрос. Нисколько. У нас есть рекомендации только нашего экспертного совета, который фактически использует многоуровневый отбор детей. Они подают свои заявки на сайте sochisirius.ru. Соответственно, экспертный совет оценивает - в первую очередь оценивается результативное участие в олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня, международного. И дальше можно ещё подать описание своего научно-технического проекта, можно подать свои остальные заслуги, которые тоже будут рассматриваться экспертным советом при зачислении на смены, на образовательные программы. Поэтому можно подавать заявки, можно подавать их неоднократно и ждать. Я думаю, что есть шанс у каждого.

    Д.Н.: Тут спрашивают вас: "А предполагается ли стипендия для детей?"

    Е.Ш.: Стипендии существуют, их получают как раз победители тех мероприятий, которые утверждает федеральный орган исполнительной власти как мероприятия, выявляющие в их отраслях перспективных школьников, которые становятся студентами. И соответственно, сейчас мы являемся операторами по выплате грантов РФ студентам, которые как раз, являясь победителями, в некоторых случаях победителями и призёрами всероссийских олимпиад, школьникам, а также в других конкурсах, которые содержатся в реестре одарённых детей. И они должны выполнять ещё два условия: поступить на очную форму обучения и продекларировать уже сегодня желание отработать не менее трёх лет в РФ после окончания обучения. Грант составляет 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания срока обучения. Это очень серьёзные деньги. И я думаю, что они помогут максимально полно освоить образовательную программу, пройти все необходимые стажировки и, конечно, прийти уже тем нужным, подготовленным специалистом, которого, в общем-то, ждут на нашем предприятии сегодня.

    Д.Н.: Наверняка вы знаете, во времена моей-то молодости утром учишься, ночью работаешь, вечером тоже работаешь, спишь по выходным. Примем звонок. Здравствуйте.

    СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я вот хочу сказать, что в советское время были Станции юных техников. Я, благодаря этой СЮТ, обрёл будущую работу, я её увидел - это в авиации. Вот я сейчас работаю инженером. Мне нравилось конструирование самолётов, проектирование...

    Е.Ш.: Очевидно, что надо восстанавливать такие формы работы. И опять же, если возвращаться к примеру "Сириуса", те 600 детей, о которых я говорила, - это равные доли детей из спорта, науки и искусства. То есть по 200 человек дети приезжают, они живут и находятся вместе, и это, конечно, очень важный опыт для них, потому что то, о чём мы сейчас вспоминаем - большое спасибо слушателю за комментарий - это действительно знакомо каждому из нас, потому что в то, ещё советское и постсоветское, время очень многие, проявив себя в одном направлении, например в математике или физике, занимались либо спортом, либо музыкальными какими-то специальностями. Это было нормально, потому что была возможность пойти и попробовать себя, остаться. Всё зависело от педагога и от некоторых возможностей, которые были в том или ином доме пионеров, как они тогда назывались. И конечно же, мы видим, что это уникальная среда создаётся, потому что ещё, знаете, очень важны программы, когда дети учат детей.

    У нас есть программа "Первый лёд олимпийский", когда, например, спортсмены – фигуристы и хоккеисты – ставят на лёд математиков и учат, позволяют им попробовать покататься на олимпийском льду

    Елена Шмелёва

    Это, конечно, очень важный и нужный опыт. И мы говорим о том, что вот это сочетание и равное внимание ко всем трём сферам - спортивной, искусству и математике - это очень важно. И нам бы хотелось, чтобы те опорные площадки, о которых сегодня говорил Владимир Владимирович, о которых мы уже фактически ведём переговоры с некоторыми регионами, развивались бы по такому же принципу, чтобы была возможность у детей увидеть и посмотреть творчество друг друга, потому что они все на одной волне. Дети, которые с шести-семи лет занимаются по шесть - по восемь часов уже какой-то своей профилирующей деятельностью, - это дети, которые с большим уважением относятся к таким же занятиям, но по другому направлению.

    Д.Н.: Тут спрашивают: "А почему только хоккей, фигурное катание, шахматы? Почему не развиваете другие виды спорта?"

    Е.Ш.: Это связано просто с особенностью тех объектов, которые достались нам как наследникам Олимпиады зимней, поэтому мы развиваем эти направления. Но, конечно же, мы ожидаем, что, когда мы будем формировать сеть из опорных площадок в регионе, мы будем развивать те виды спорта, которые как-то органично связаны с этим регионом. То, что мы сможем развивать эти площадки, мы уверены, потому что мы накопили методический уже багаж, то есть полтора года работы, программы состоялись, создана уникальная сеть педагогов, которые приезжают в Сочи и реализуют эти программы. И конечно же, мы надеемся, что мы станем полноценным образовательным центром не только для школьников, для их педагогов, но ещё и для молодых педагогов. Сегодня тоже много говорилось про развитие педагогического образования. Так вот, центр "Сириус" за эти полтора года стал такой серьёзной площадкой для повышения квалификации ещё тех педагогов, которые, может быть, диплом не получили. К нам приезжают МС, они работают с детьми, работают с нашими мэтрами, которые приезжают на программы. И конечно, если ты смог стать ассистентом Жореса Ивановича Алфёрова и проработать с детьми, у нас приезжают и нобелевские лауреаты, приезжают очень высокого уровня исследователи, конечно, я думаю, что это большое подспорье для вот системы нашего педагогического образования.

    Д.Н.: Цинично, конечно, говорить, но тем не менее, ведь одарённых детей не бесконечное число. 600 человек каждый месяц приезжает - это больше семи тысяч в год. В какой-то момент одарённые дети кончатся. И получается, что вы будете привозить всех остальных.

    Е.Ш.: Я хочу сказать, что дети, во-первых, очень быстро растут. Во-вторых, одарённые дети кончиться не могут, особенно в России. Ещё раз спасибо за пример нашего слушателя - это проявленная одарённость. Владимир Владимирович сегодня говорил о том, что каждый человек талантлив. Наша задача - создать возможности для того, чтобы он мог себя проявить. Соответственно, чем раньше он сможет попробовать, чем раньше он сможет увлечься чем-то, тем больше шансов проявить себя. Понятно, что мы, как федеральный центр, можем работать только с детьми, которые действительно уже подтвердили какие-то свои успехи, это ровно потому, что мы для них создаём такого уровня программы.

    Чем известна Елена Шмелева

    10 января Владимир Путин объявил руководителей своего предвыборного штаба. Ими стали руководитель центра одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева, глава концерна КамАЗ Сергей Когогин и гендиректор Национального медицинского исследовательского центра детской онкологии им. Дмитрия Рогачева Александр Румянцев. Подробности биографии Елены Шмелевой - в справке “Ъ”.

    Елена Владимировна Шмелева родилась в 1971 году в Ленинграде. Окончила факультет социологии СПбГУ (1995).

    В 1993–1999 годах работала в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. В 1999–2006 годах возглавляла российский филиал исследовательского института «Медиа Тенор». В 2006–2007 годах - эксперт фонда «Центр стратегических разработок», руководитель аналитического управления центрального исполнительного комитета «Единой России». В 2007–2011 годах - заведующая одной из кафедр на факультете журналистики СПбГУ.

    В 2011–2014 годах работала вице-президентом благотворительного фонда «Система». В 2012–2014 годах - директор некоммерческого партнерства содействия интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее», и. о. декана Высшей школы управления и инноваций МГУ.

    С 2015 года - руководитель сочинского фонда «Талант и успех» (образовательный центр «Сириус»), созданного на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Владимира Путина. Член совета при президенте России по науке и образованию.

    Кандидат социологических наук, тема диссертации - «Пожилые люди в крупном городе: условия жизни и механизмы адаптации». Автор более 30 научных статей и монографий.

    ________________________________________ ____

    P.S. "Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты." Старая, всегда доказывающая свою правоту, истина. Много спорят сейчас о Грудинине. Много негатива выливают в его сторону. Но неужели никто не может понять, что не только счетами в банках или бедностью определяется облик человека. Чем отличаются либералы от левых и традиционалистов? Ведь далеко не все из них - олигархи. Распределение между людьми идет по мировоззрению и психологии.
    Крупные капиталисты и олигархи - это беспринципные люди. Они априори не имеют никого мировоззрения кроме права сильного. И когда общество предоставляет им возможность действовать в этих рамках, они и действуют. Всегда найдутся люди, готовые на любое преступление ради выгоды и никакой закон их не остановит. На этом была проведена контрреволюция в СССР. Бандитские разборки - это не случайность. Это карт бланш предоставленная бандитским элементам не столько для передела собственности (ее можно было переделить вполне мирно и честно), сколько для запугивания населения, той ее части, которая поверила в возможность честного предпринимательства и имела на тот момент и трудолюбие, интеллект и сообразительность. Именно этот слой нарождающихся кооператоров был уничтожен особенно безжалостно. А потом уже не имело значения, как зовут того или иного олигарха и какой бандитский клан дал ему возможность им стать.
    А дальше произошла сортировка людей по принципу восприятия, как божественного откровения, либерального мировоззрения и соответствующей психологии поведения, и на обычных традиционно мыслящих в рамках морально-нравственных категорий, людей.
    Такие как Елена Шмелева или Анна Кузнецова именно и являются теми верующими в либеральные или православные ценности людьми, диалог с которыми обычные здравомыслящие люди вести не смогут.
    Когда только зазвучала фраза: руководитель центра для одаренных детей "Сириус", все мировоззрение этой дамы стало видно как на ладони. Выбирать "одаренных" детей не выявляя их способности в течение обучения в обычных школах, как это было в советское время (ЦМШ или математическая школа в Новосибирске),не создавая специализированные бесплатные школы повсеместно, устроители "Сириуса" не могли не понимать, что в нынешних условиях этот центр станет не для одаренных детей, а для отмывания больших денежных средств.
    И в самом деле, как и зачем был создан "Сириус"
    Детский центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», одним из основателей которого является небезызвестный, но уже ушедший в тень виолончелист Сергей Ролдугин. Кто такой Ролдугин говорить не приходится. Некогда прятавшийся в тень, друг Путина после скандала с оффшорами, стал знаменитостью, но отнюдь не музыкальной, а коррупционной. Вот именно он и стал организатором центра "Сириус"
    «В Сочи на базе олимпийских строений создан образовательный центр для одаренных детей России. Туда отбирают детей от 11 до 15 лет, проявивших таланты в спорте, естественных науках, музыке и балете. Дети приезжают в Сочи, и к ним приглашают лучших российских профессоров, педагогов и тренеров по их профилю», - описывал работу «Сириуса» Ролдугин в интервью порталу Belcanto.ru Этот проект придумал Путин, подчеркивал музыкант в своем интервью.
    Однако не благотворительностью знаменит "Сириус"
    Центр "Сириус"является крупным владельцем недвижимости в Сочи, пишут «Ведомости».
    «Сириусу», в частности, принадлежит здание бывшего четырехзвездочного отеля Azimut рядом с Олимпийским парком в Сочи, где сейчас расположен образовательный центр и детский кампус.

    Здание отеля было выкуплено зимой 2015 года у компании «Ренова» Виктора Вексельберга. Сумму сделки стороны не разглашают, утверждая лишь, что она была рыночной. Представители «Реновы» ранее оценивали инвестиции в строительство гостиницы Azimut в 16 миллиардов рублей.

    Фонд также получил и другие олимпийские объекты в Сочи - ледовые арены «Шайба», «Льдинка», «Снежинка» и здание бывшего медиацентра, а также около 10 гектаров земли в Олимпийском парке. Все эти объекты правительство передало «Таланту и успеху» бесплатно.

    Среди жертвователей фонда - лидеры списка богатейших бизнесменов Forbes, включая владельцев компаний, которые был основными инвесторами строительства олимпийских объектов в Сочи.

    Руководителем «Сириуса» и «Таланта и успеха» является 45-летняя Елена Шмелева. На этот пост, как сообщила сама Шмелева «Ведомостям», ее пригласил лично Владимир Путин, который возглавляет попечительский совет фонда и активно принимает участие в его работе.

    Влияние Шмелевой поражает воображение: к ней на совещания в Сочи по первому приглашению приезжают министры, руководители крупнейших компаний, она любому может запросто позвонить, удивляются крупные чиновники. «Мне известна только одна другая организация с подобным ресурсом - „Иннопрактика“ при МГУ, возглавляемая Катериной Тихоновой», - говорит один из собеседников «Ведомостей».

    Вот главное различие между Грудининым и Путиным - их доверенные лица, которые и определяют лицо политика и президента.

    ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2018 года стало известно, что сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина стала Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда "Талант и успех". Она будет одним из руководителей организации предвыборной кампании вместе с главой Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Александром Румянцевым и гендиректором "КамАЗа" Сергеем Когогиным .

    Институт сопредседателей штаба введен впервые. В 2000 году избирательной кампанией Владимира Путина руководил Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал должность заместителя руководителя Администрации президента РФ. В 2004-м главой штаба был замруководителя Администрации президента Дмитрий Козак, в 2012-м - сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы, кинорежиссер Станислав Говорухин.

    Елена Владимировна Шмелева родилась 3 октября 1971 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). В 1995-м окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

    Кандидат социологических наук (тема диссертации "Пожилые люди в крупном городе: условия жизни и механизмы адаптации"; 2005, СПбГУ).

    В 1993-1999 годах Шмелева работала в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований СПбГУ.

    С 1999-го по 2006 год была директором исследовательского агентства "Агентство "Марко" (Санкт-Петербург) и российского филиала международного исследовательского института "Медиа Тенор" (головная компания - издательский дом "Инновацио", Швейцария). По данным "СПАРК-Интерфакс", являлась также совладельцем данных организаций до середины 2010-х годов.

    В 2006-2007 годах - эксперт фонда "Центр стратегических разработок", руководитель аналитического управления центрального исполнительного комитета политической партии "Единая Россия".

    С 2007-й по 2011-й Шмелева была заведующей кафедрой СПбГУ, факультет журналистики;

    С 2011-го по 2014-й занимала пост вице-президента благотворительного фонда "Система" (создан АФК "Система"). Возглавляла некоммерческое партнерство "Лифт в будущее", которое занимается реализацией программы фонда по поддержке творческой молодежи (партнеры - Агентство стратегических инициатив, МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

    Одновременно в 2012-2014 годах была директором Научно-образовательного центра "Институт развития интеллектуального потенциала молодежи" МГУ им. М. В. Ломоносова, исполняла обязанности декана Высшей школы управления и инноваций (факультет) МГУ.

    В 2015-м Шмелева возглавила образовательный фонд "Талант и успех". Он был создан 24 декабря 2014 года под патронатом президента России Владимира Путина для организации на базе олимпийских объектов в городе Сочи центра для одаренных детей "Сириус" (открыт 1 июня 2015 года). Учредителями фонда стали российские деятели науки, искусства и спорта; его правление возглавил виолончелист, дирижер, народный артист России Сергей Ролдугин.

    В сентябре 2015-м Шмелева вошла в состав Совета при президенте РФ по науке и образованию.

    26 декабря 2017-го была избрана председателем инициативной группы по выдвижению Владимира Путина кандидатом на выборах президента РФ в 2018 году.

    Руководительница фонда виолончелиста Ролдугина нагибает список Forbes.

    Фондом «Талант и успех» руководит Сергей Ролдугин, старый друг Владимира Путина и крестный отец одной из дочерей президента. Организация основана несколькими деятелями науки, культуры и спорта: балериной Светланой Захаровой, математиками Станиславом Смирновым и Иваном Ященко, хоккеистом Владимиром Каменским, худруком Академического симфонического оркестра Филармонии Санкт-Петербурга Юрием Темиркановым. Для финансирования своего основного проекта, детского центра «Сириус», фонд Ролдугина привлек практически всю финансовую элиту страны. Даже Игорь Зюзин, который никак не может реструктуризировать многочисленные долги «Мечела», материально поддерживает виолончелиста.

    Только бюджетное финансирование "Сириуса" в 2017-2019 годах составит более 1 млрд рублей, но это — лишь десятая часть того, что жертвуют на него олигархи. Детский центр, построенный на базе бывших олимпийских объектов в Сочи, превратился в фактор политической и финансовой жизни страны, а административный ресурс руководителя «Сириуса», 45-летней петербурженки Елены Шмелевой, вызывает зависть у многих влиятельных чиновников. Сама Шмелева стала эксклюзивным каналом, по которому миллиардеры могут напрямую общаться с президентом.

    По данным «Ведомостей» «Сириус» аккумулирует не только деньги, но и недвижимость. Центр начал масштабную стройку в Олимпийском парке, перед этим краснодарские власти безвозмездно передали ему 320 м пляжа в междуречье рек Мзымта и Псоу до 1 мая 2020 года в целях «осуществления деятельности по организации пляжного отдыха граждан и развития санаторно-курортного комплекса Краснодарского края».

    Ожидая высокого гостя

    В этом году свой день рождения Владимир Путин провел в Сочи. 7 октября он вывел на лед команду «Легенды хоккея», сыгравшую дружеский матч на стадионе «Шайба» против сборной команды центра «Сириус». Игра вышла жесткой. «Когда на льду Владимир Владимирович, то игроки стараются быть поаккуратнее, - говорит очевидец матча. - А вот на детей ореол президента не действует, они, наоборот, изо всех сил старались обыграть его». Это не первый матч на площадке «Сириуса» с участием президента. В фойе бывшего 4-звездочного отеля Azimut рядом с Олимпийским парком в Сочи, а ныне образовательного центра и детского кампуса «Сириус» немало фотографий с хоккейных матчей - на них с детьми позирует не только Путин, но и министры, олигархи и звезды. Кроме того, в также принадлежащей «Сириусу» «Шайбе» теперь проходят разные любительские соревнования — например, матчи Ночной хоккейной лиги и кубки госкомпаний. «Мы тут постоянно в тонусе, в любой момент могут приехать высокие гости», - говорит сотрудник «Сириуса».

    Спортивные объекты сочинских Игр оказались как нельзя кстати для детей. Лобби Azimut, номер в котором в 2013 году стоил 4,5 тыс рублей за ночь, теперь заполнено школьниками. Одни спешат в столовую, другие - на занятия, третьи обсуждают со своими вожатыми условия предстоящего квеста. В баре больше не продают алкоголь, курить запрещено не только на территории отеля, но и на всех объектах «Сириуса», самый крепкий напиток - кофе. Да и то купить его могут только взрослые — то есть сотрудники центра «Сириус». Здесь 720 номеров, живут и учатся дети разных возрастов. Они круглый год бесплатно приезжают сюда на смену по 24 дня. С детьми ежедневно занимаются педагоги и тренеры по разным направлениям: точные науки (математика, физика, химия), спорт (хоккей, фигурное катание, шахматы) и искусство (музыка, балет, живопись и литература). За расписанием следят вожатые.

    В цокольном этаже отеля расположена детская библиотека, оснащенная компьютерами с выходом в интернет. Книги стоят в свободном доступе, их можно брать и читать тут же, присев на яркие мягкие диваны причудливой формы. В библиотеке полный перечень русской и зарубежной классики из школьной программы плюс дорогие красочные книжки с картинками для малышей. В некоторых номерах теперь классные комнаты, а в зоне спа - медицинский центр с педиатрами.

    В ресторане отеля детская столовая с разноцветной мебелью. На обед предлагается три первых и три горячих блюда на выбор, еще больше - гарниров, овощи, фрукты, соки, а посередине столовой - шоколадный фонтан. Вокруг него толпа, дети со смехом купают в белом шоколаде бананы и виноград. Повар в зале выпекает сырники, к которым предлагаются мед, сгущенка, сметана, варенье. «У нас балерины попросили убрать из меню блинчики, чтобы не соблазняться, но это вызвало протест детей из смены математиков, которые требовали углеводов, - рассказывает один из сотрудников «Сириуса». - В итоге они, объединившись с хоккеистами, блинчики отстояли».

    У бывшего отеля обширная зеленая территория с бассейном, озером и бывшим ночным клубом. В здании клуба, стены и потолок которого сияют от покрывающих их стразов, теперь обсерватория: рядом с еще не демонтированной барной стойкой стоят современные телескопы и другое оборудование для наблюдения за звездами. По вечерам юные астрономы изучают звезды, а днем там проходят сказочные перформансы. То есть везде можно найти напоминание о том, что еще пару лет назад никто не думал, что эти помещения достанутся школьникам. Почему же им так повезло?

    Скачать и просмотреть в большем размере

    Наследство Вексельберга

    «В Сочи никогда не придут «белые слоны», - с этих слов в день завершения лондонской Олимпиады 2012 год начал свое выступление перед журналистами Дмитрий Чернышенко, возглавлявший тогда оргкомитет по подготовке Олимпийских игр в Сочи. Этим словосочетанием обозначают объекты, построенные для Игр, но заброшенные после их проведения. «Белые слоны» - одна из самых больных тем для Международного олимпийского комитета: по миру ветшает изрядное количество олимпийских стадионов, оказавшихся не востребованными в повседневной жизни. Чтобы снизить энтузиазм потенциальных хозяев Игр и вообще подпортить имидж олимпийского движения, достаточно вспомнить развалины в Афинах или Солт-Лейк-Сити, объясняет один из функционеров российского олимпийского комитета.

    Организаторы «Сочи-2014» обещали, что в России ничего подобного не будет: они сразу постарались придумать, что делать с олимпийскими объектами после Игр. Например, строящийся в Олимпийском парке грандиозный медиацентр должен был стать торгово-выставочным комплексом, три из пяти строящихся ледовых арен собирались сделать разборными и потом перевезти в другие регионы, а строящиеся для гостей Игр отели должны были потом заполниться отдыхающими. Но уже за несколько месяцев до Игр стало очевидно: что-то пошло не так. Инвесторы оказались владельцами токсичных активов: они не знали, как расплатиться сВЭБом, профинансировавшим не менее 70% от стоимости строек. Отелей в Сочи было построено с избытком и по завершении Олимпиады туристы не могли их заполнить. Желающих сразу арендовать 155 тыс кв. м медиацентра под торговлю и выставки тоже не находилось. А, например, хоккейную арену «Шайба», строительство которой обошлось «УГМК-холдингу» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова в 3,3 млрд рублей, невозможно перевезти, как планировалось, во Владикавказ. Половину ее стоимости составили фундамент и холодильная установка, не подлежащие транспортировке. Инвесторы бесплатно передали стадион Минспорту.

    Минспорт же подсчитал, что на содержание одних только олимпийских спортивных объектов государству придется тратить по 2,4 млрд рублей в год, и никаких прогнозов насчет их окупаемости - да и вообще востребованности - не было. Вскоре после завершения Сочи-2014 у президента и появилась идея отдать олимпийские объекты детям, рассказывают два чиновника, участвовавшие в подготовке и проведении Игр.

    Один из очевидцев вспоминает, как президент после Олимпиады гулял по 4-звездочному отелю Azimut, запущенному для гостей Игр рядом с Олимпийским парком, хвалил работу инвестора - «Реновы» Виктора Вексельберга. Бизнесмену пришлось взяться за объект в последний момент. Azimut начинал строить совладелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов, но в итоге не справился. В состав комплекса также входил 3-звездочный отель из 12 корпусов, один из самых крупных в Восточной Европе - на 2000 номеров с лишним, но, в отличие от «четверки», не имевший выхода к морю. «И как-то получилось, что разговор вышел на то, что неплохо этот отель и отдать детям», - вспоминает один из участников поездки. «Насколько я знаю, Вексельберг хотел отдать для детей 3-звездочный отель, входивший в состав комплекса, - чтобы рассчитаться с кредитами ВЭБа, взятыми на стройку, но после того, как ему было сделано прямое предложение, он сказал: ну забирайте этот. И президент очень тепло на это отреагировал», - продолжает очевидец.

    Официально первый раз Путин сказал о том, что в Сочи на олимпийских объектах будет создан центр для одаренных детей, на пресс-конференции после послания Федеральному собранию в декабре 2014 год, напоминает Шмелева. Фонд «Талант и успех» был зарегистрирован 24 декабря 2014 году. К тому времени какую-то олимпийскую инфраструктуру уже обживали юные спортсмены, приезжавшие по линии Минспорта.

    «Сириус» тоже сначала начал принимать спортсменов. Зимой 2015 год фонд выкупил у «Реновы» отель. «За сколько построили, за столько и продали, - утверждает представитель «Реновы» Андрей Шторх, не называя суммы. - Мы довольны сделкой, вернули свои деньги и рассчитались с кредитами ВЭБа». Инвестиции в строительство всего гостиничного комплекса Вексельберг оценивал в 16 млрд рублей, 90% которых дал взаймы ВЭБ. В отчетности «Таланта и успеха» сказано, что в прошлом году было потрачено 6,38 млрд рублей на приобретение основных средств, еще 2,7 млрд рублей - аренда земли. Шмелева пояснила, что эти деньги пошли на покупку здания отеля, аренду участка под гостиницей и пляжа при отеле.

    Остальные олимпийские объекты - ледовые арены «Шайба», «Льдинка», «Снежинка» и здание бывшего медиацентра - правительство передало фонду бесплатно, также он получил в аренду около 10 га земли в Олимпийском парке.

    Однако в «четверке» «Сириус» уже не помещается, поэтому арендует два корпуса в 3-звездочной гостинице. В них живут сотрудники центра. Сегодня их около 800 человек, большинство приехали из других регионов. Многие участвовали в подготовке Олимпиады-2014. «Мне сделали предложение, от которого нельзя было отказаться, можно сказать, родина приказала», - говорит один из сотрудников «Сириуса», оставивший в Москве семью и должность в министерстве. «Я перешел работать в «Сириус» по собственному желанию из крупной частной компании, даже немного с понижением зарплаты, но не жалею», - говорит другой сотрудник.

    Весь Forbes в одном месте

    Среди благотворителей фонда все основные олимпийские инвесторы и подрядчики, говорит один из жертвователей: «Это продолжение олимпийской истории: сначала построили - теперь надо ухаживать».

    В конце июля 2016 года здание бывшего медиацентра Олимпиады принимало гостей. Путин собрал там благотворителей фонда «Талант и успех», чтобы поблагодарить за помощь детям и призвать продолжать это благое дело. Президент также выразил надежду, что владельцы предприятий «без ущерба для производства» найдут возможность в будущем организовать наиболее талантливым молодым людям стажировки.

    Судя по видеосюжетам, собрание за сдвинутыми прямоугольником столами было похоже на иллюстрацию к российскому списку Forbes. По левую руку от президента сидела Шмелева. А по правую руку - миллиардер Роман Абрамович, неподалеку расположились президент «Лукойла» Вагит Алекперов, руководитель РЖД Олег Белозеров. Чуть дальше можно было увидеть гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, Виктора Вексельберга, президента группы «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова, президента «Русала» Олега Дерипаску, владельца «Мечела» Игоря Зюзина, бизнесмена Сулеймана Керимова, совладельца НЛМК Владимира Лисина, основного владельца «Еврохима» Андрея Мельниченко, президента «Интерроса» Владимира Потанина, председателя совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова, владельца Volga Group Геннадия Тимченко, предправления «Роснано» Анатолия Чубайса, инвестора Давида Якобашвили, главу «Ростеха» Сергея Чемезова, председателя совета директоров группы «Илим» Захара Смушкина, владельца группы «Синара» Дмитрия Пумпянского, основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова, владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина, основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова, президента Сбербанка Германа Грефа, основателя сети «Магнит» Сергея Галицкого, председателя совета директоров «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева, председателя совета директоров группы ЕСН Григория Березкина, президента группы «Альянс» Мусу Бажаева и председателя совета директоров Альфа-банка Петра Авена.

    Пропустить мероприятие было сложно. «Мне позвонил Андрей Фурсенко, мой давний знакомый, и попросил приехать», - вспоминает Якобашвили. Он сам прибыл заранее — прогулялся по классам и научным мастерским «Сириуса», разместившимся в медиацентре. Экскурсия понравилась: обстановка в здании была дружелюбной и спокойной, сотрудников ФСО почти не было видно, как будто и не предполагалось присутствие первого лица государства. Большинство участников собрания сообщили, что помогли фонду и планируют поддерживать его дальше, - самыми разными способами. «Конечно, я пожертвовал деньги, как и все», - заявил Евтушенков.

    Некоторые из присутствующих дальше надеются ограничиться «экспертно-методологической помощью», но большинство готовы помогать и деньгами, и экспертизой. Так, у Якобашвили в планах организовать для детей занятия и познакомить с ремеслом реставраторов предметов старины, а также часовщиков. Генералов планирует через подшефные организации популяризировать среди детей судостроение и морские профессии. Вексельберг - организовывать стажировки детей и педагогов из разных регионов на базе «Сириуса».

    Президенты Сбербанка Герман Греф и РЖД Олег Белозеров, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, чиновники и крупные бизнесмены приезжают к детям читать лекции. Благодаря помощи жертвователей образовательные классы и мастерские центра обеспечены оборудованием, которому могут завидовать ведущие институты.

    Партнеры подходят к выбору оборудования с фантазией. Например, Сбербанк подарил «Сириусу» необычный аппарат - искусственный интеллект, который во время беседы изучает особенности личности собеседника, перенимает их и затем предоставляет человеку возможность «поговорить самому с собой». А Volga Group Тимченко подарила свою разработку - беспилотный автобус «Матрешка», говорит Шмелева: «Наши дети будут его программировать. В целом мы очень серьезно разрабатываем тему экологического транспорта».

    Сумму пожертвований компании не раскрывают, но, судя по отчетности фонда за 2015 год, она составила 10 млрд рублей. С нее фонд получил доход в 944 млн рублей. Такой суммы практически хватает на обеспечение работы центра «Сириус» с талантливыми детьми, но на развитие и содержание инфраструктуры необходимо больше, рассказала Шмелева.

    «Раньше всех крупных бизнесменов, несмотря на то что у них есть и личные, и корпоративные благотворительные фонды, все время раскручивали на финансирование каких-то непонятных концертов, фестивалей и прочих мероприятий - где вообще не отследишь, куда пошли деньги, - считает один из экспертов по корпоративной благотворительности. - Теперь их просят давать деньги на более понятный проект, у которого есть внятная концепция, и это уже шаг вперед».

    Административный ресурс

    Влияние Шмелевой поражает воображение. К ней на совещания в Сочи по первому приглашению приезжают министры, руководители крупнейших компаний, она любому может запросто позвонить. На сегодняшний день известна только одна другая организация с подобным ресурсом - «Иннопрактика» при МГУ, возглавляемая дочерью Путина Катериной Тихоновой. Слухи о родственной связи Шмелевой с президентом - ерунда, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

    Шмелева - отличный профессионал, объясняет человек, близкий к администрации президента. Она действительно очень сильно двигает этот проект: Шмелева фанатично увлечена вопросами образования, у нее фактически вся карьера была с этим связана, поэтому она точно на своем месте, считает один из чиновников, общавшийся со Шмелевой.

    «Елена Владимировна - пример удивительного карьерного лифта», - признает один из ее бывших коллег. Она родилась в Санкт-Петербурге, в семье строителя и экономиста, окончила факультет социологии Петербургского государственного университета, занималась маркетинговыми исследованиями, социологическими проектами для «Единой России», затем возглавила благотворительный проект фонда АФК «Система» Владимира Евтушенкова «Лифт в будущее», помогавший талантливым школьникам из регионов познакомиться с карьерными возможностями в корпорации.

    Во время работы у Евтушенкова Шмелева преподавала в Высшей школе управления инноваций (факультет) МГУ, выросшей из корпоративного университета «Системы». С 2012 год начала сотрудничать с созданным по инициативе президента Агентством стратегических инициатив (АСИ), также занимавшимся поддержкой молодых талантов. Именно во время работы в АСИ Шмелева попала в поле зрения кремлевских чиновников, считает ее бывший коллега. Когда кремлевская администрация обратилась в АСИ за советом, кому доверить «Сириус», была названа фамилия Шмелевой, знает другой коллега. Шмелева была вторым кандидатом на должность, первый, кого рассматривал президент, отказался со словами «не потяну», рассказывает Фурсенко.

    «Вы удивитесь, но на работу в «Сириус» меня пригласил Владимир Владимирович», - смеется Шмелева. «Конечно, я очень волновалась, - вспоминает Шмелева о встрече с Путиным в Ново-Огареве. - Президент рассказывал, что, по его видению, фонд должен стать местом, где вовлекаются в науку, в профессиональный спорт и искусство самые талантливые, мотивированные дети из всех регионов России, независимо от достатка их семей. И дальше их поддерживают, сопровождают, чтоб они оставались и работали в интересах развития России».

    Сегодня Шмелева живет в Сочи, но бывает в Москве часто. В здании администрации президента на Старой площади у нее есть свой кабинет. «Это мое рабочее место, там удобно проводить встречи», - говорит она.

    Сейчас «Сириус» занят масштабными планами по развитию центра. Рядом со зданием кампуса к первому кварталу 2018 год планируется построить общеобразовательную школу, которая станет одновременно и центром повышения квалификации для педагогов, рассказала Шмелева. Этот проект, по предварительным оценкам, может обойтись в 2-2,5 млрд рублей В феврале на Сочинском инвестиционном форуме «Сириус» представит проект реконструкции медиацентра, рассчитанный на два-три года и предусматривающий строительство концертного зала с уникальной акустикой, современного планетария и научного парка площадью 64 000 кв. м, добавила Шмелева. Этот проект еще разрабатывается, поэтому говорить об итоговой сумме инвестиций рано, отмечает она, но инвестиции в создание научно-образовательных объектов оцениваются в €1,5-3 тыс за 1 кв. м. «Если решим, что нам не понадобится поднимать крышу здания, в эти границы можем уложиться», - говорит Шмелева. Планетарий и парк будут принимать жителей и гостей Сочи.

    Сочинский инвестиционный форум в реконструированной выставочной части медиацентра в сентябре принес фонду 120 млн рублей, на следующий год там уже запланировано 14 мероприятий. Но в финансировании инвестиционных проектов должны принять участие олигархи, не желающие попасть под арест, надеется руководитель «Сириуса». «Когда у тебя есть поддержка президента России, можно делать все, что захочешь», - убежден в реальности планов «Сириуса» крупный федеральный чиновник.

    Несварение «Сириуса»

    Сейчас в «Таланте и успехе» скопилось такое количество средств, какое не способен освоить даже Сергей Ролдугин. По словам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2016 году было выделено 384 млн рублей на поддержку одаренных детей, но к 1 октября было использовано всего 15,5% этих средств. Голикова отметила, что, несмотря на такие значительные ресурсы, судьба юных дарований после окончания учебных заведений никак не отслеживается, а значит, и эффективность вложений сомнительна. По этому же поводу высказался и президент Путин. "Либо все-таки работать на развитие должным образом, либо столько денег не нужно, и тогда на другие цели их направить социальные", — отметил глава государства. Правда, глава администрации президента Антон Вайно не менее оперативно отчитался, что низкий показатель расходования средств носит технический характер. Но «Сириус» способен функционировать и вообще государственной поддержки. За счет поборов с олигархов он сам может кого угодно профинансировать.

    Еще одну блистательную победу принес России декабрь. Все российские школьники, принявшие участие в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров (IJSO), которая проходила в Амстердаме, золотые медали, а один из участников команды стал абсолютным чемпионом. Все шестеро победителей - выпускники Образовательного центра "Сириус" в Сочи, где работают с одаренным и талантливыми детьми. Что такое талант? Как его выявить? Почему именно сегодня государство должно поддерживать талантливых детей? Чего мы от них ждем? На вопросы "РГ" отвечает Елена Шмелева, директор Фонда "Талант и успех", учредивший "Сириус".

    Елена Владимировна, два года назад в Сочи открылся Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у "Сириуса" уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в "Сириус"? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?

    Елена Шмелева: К нам приезжают ребята, которые уже очень ярко проявили себя в одном из наших направлений (математика, физика, химия, биология, информатика, хоккей, фигурное катание, шахматы, академическая музыка, балет, живопись, литературное творчество). Подать заявку на обучение по этим программам может любой российский школьник. Решение о зачислении принимает экспертный совет центра. В его состав входят всемирно известные ученые, артисты, спортсмены, писатели, учителя - прима-балерина Большого театра и миланского театра "Ла Скала" Светлана Захарова, математик, филдсовский лауреат Станислав Смирнов, художник Сергей Андрияка, ректор Московской консерватории Александр Соколов, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор одной из лучших школ России Максим Пратусевич, олимпийский чемпион Алексей Урманов, шахматист Владимир Крамник и другие очень известные и успешные люди. Идея президента, создавшего центр "Сириус" - укреплять позиции России в области науки, искусства и спорта, приглашая в Сочи, на бывшие олимпийские объекты лучших педагогов для работы с юными талантами со всей России. Это уникальный не только для России, но и во всем мире центр.

    У нас нет региональных квот для школьников, но на каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.

    Мы принимаем победителей олимпиад, международных и всероссийских конкурсов, авторов успешных технологических проектов и тех, у кого есть научные статьи. Наша задача - дать возможность учиться у нас самым целеустремленным школьникам, независимо от региона проживания и достатка семьи - обучение, питание, дорога, все полностью бесплатно для детей.

    18 тысяч талантливых школьников со всей России уже побывали в образовательном центре "Сириус"

    А можно приехать в "Сириус" несколько раз?

    Елена Шмелева: Да, ребят, которые были в "Сириусе" два или даже три раза почти 20 процентов. Это те, кто добился очередных значимых побед уже после выпуска из "Сириуса".

    Очень скоро у "Сириуса" появятся настоящие научные лаборатории, в перспективе - технопарк. Зачем он нужен школьникам?

    Елена Шмелева: "Сириус" - не только образовательный проект, но и проект инфраструктурный: он дает детям возможность увидеть новые горизонты. Познакомиться со сверстниками. И не просто, а в профессиональном смысле, на почве профессиональных интересов, в будущем, я уверена, на почве совместных проектов. Познакомиться с другими учителями и школами, чтобы потом найти правильный вуз, определиться со следующими шагами в своем развитии.

    С нашими учениками часто разговаривают очень значимые взрослые - руководители крупных компаний и институтов развития, инженеры, ученые, писатели, режиссеры, тренеры. Они приезжают в "Сириус" поговорить с ребятами о том, что интересует их самих.

    В "Сириус" часто приезжает Владимир Владимирович и всегда с детьми. Это всегда серьезные интонации, вопросы и серьезное отношение к их еще школьным успехам. "Недетский" разговор президента с нашими учениками, который состоялся этим летом, длился три часа!

    И это очень расширяет их восприятие о мире, формирует комплексное представление о том, какой станет Россия в будущем и какую роль каждый из них выбирает для себя, какую задачу перед собой поставит.

    Поэтому наши научные лаборатории станут "местом встречи" ученых и профессионалов для решения сложных максимально актуальных сегодня мультидисциплинарных задач. Конечно, с участием наших выпускников - студентов и молодых ученых.

    Сюда будут приезжать временные научные коллективы, чтобы выполнить свою часть большой исследовательской задачи под руководством всемирно известных ученых. Появятся патенты и заявки на изобретение.

    В технопарке будут развиваться высокотехнологичные стартапы по трем приоритетным для "Сириуса" направлениям - генетике и наукам о жизни, информационным технологиям, когнитивным исследованиям в образовании.

    Научный парк "Сириуса" станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.

    На каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов

    Недавно на встрече министра образования и науки Ольги Васильевой с победителями международной естественно-научной олимпиады речь зашла о том, что начинать работу с одаренными надо как можно раньше. Ваше мнение?

    Елена Шмелева: Все эти шестеро победителей олимпиады, к слову, выпускники августовской программы "Сириуса", когда они готовились к этой олимпиаде. Один из участников команды стал абсолютным чемпионом! Еще раз поздравляю ребят и их педагогов!

    Конечно, вовлекать в творческую, исследовательскую работу детей надо как можно раньше. У нас сейчас в олимпиадах школьники участвуют с 7-го класса, но доходят только до муниципального этапа. Региональные победители и победители заключительного этапа определяются с 8-го класса. Получается, средняя школа выпадает из этой состязательности. Но и в целом мало конкурсов научно-технической направленности, мало творческих конкурсов, а это возможность показать себя, понять, над чем именно нужно работать, найти интересных партнеров и задачи. Уже с 5-го класса нужно обеспечить возможность для всех детей пробовать себя в разных направлениях, активно вовлекать их в научно-технологическую и межпредметную деятельность, развивать программы для тех, кто выходит за рамки только школьной программы, поддерживать их интерес, делать это модным, создавать все условия для проявления себя. И кроме "Сириуса" появляются новые школы и новые образовательные среды, где можно работать и индивидуально, и в группах, по смешанным очно-заочным программам и в итоге развиваться намного быстрее. А значит, правильно выбирать себе профессию в будущем и добиваться большего, став взрослым. Нужно эти успешные опыты тиражировать, обязательно повышать квалификацию педагогов.

    Но важно ведь не только выявить талант, надо его поддержать. А как?

    Елена Шмелева: Центр "Сириус" был создан для решения только этой задачи. Сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов - главный государственный приоритет. Только так можно выполнить задачи, заложенные в Стратегии научно-технологического развития страны, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.

    Развитие математических способностей - это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития.

    В России давно сложилась система сильных специализированных школ, интернатов при вузах, но мы предлагаем другую форму работы. Особенность "Сириуса" в интенсивных программах, что связано и с размерами России, и с задачей дотянуться до каждого сильного школьника и поддержать его в том, что удается ему лучше других.

    Благодаря идее именно так использовать олимпийское наследие в России быстро увеличивается сообщество талантливых подростков - выпускников "Сириуса". И все время расширяется число партнеров по их сопровождению - это ведущие вузы, научные институты, крупные компании, которые открывают профильные программы по работе с одаренной молодежью.

    Благодаря интенсивным программам "Сириуса" и его партнерам у таких ребят появляются разные способы продолжать движение вперед - у нас есть экстернаты, ранние поступления в университет, контракты и стажировки в крупных компаниях, наши выпускники становятся преподавателями в "Сириусе", открывают математические и естественно-научные кружки в своих школах. Многие из наших выпускников становятся получателями грантов президента России - для этого им нужно, кроме побед в олимпиадах в школе, хорошо учиться, вести научно-исследовательскую работу в вузах, ориентироваться на применение своего таланта в России.

    То есть задача "Сириуса" продолжать развивать постоянно действующую систему выявления, развития и применения во благо России их талантов.

    Может быть, и в обычных школах надо пересмотреть расписание и подходы к преподаванию?

    Елена Шмелева: Подготовить программы, которые лежат на стыке дисциплин, очень сложно. И совсем не так много педагогов, особенно в нестоличных регионах, которые готовят своих учеников к олимпиадам высокого уровня, дают свой предмет углубленно и интересно.

    Но региональным Центрам для выявления и развития одаренных детей, которые создаются по модели программ "Сириуса", это будет под силу. В этом году такие программы уже открылись в Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Мурманской, Орловской областях, Дагестане, Коми, Мордовии, Татарстане, Хакассии, в Томске, Ульяновске. В следующем году присоединятся Магаданская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Северная Осетия -Алания. Будут открываться центры и в других регионах. За два года работы нам удалось объединить вокруг "Сириуса" всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.

    Там что, есть здания, кадры?

    Елена Шмелева : Все очень по-разному. Главное не начинать с решения исключительно инфраструктурных вопросов, можно сначала использовать то, что есть. Например, возможности региональных университетов. Только надо, чтобы они открыли двери для школьников. Всю необходимую методическую помощьколлегам мы оказываем, наши педагоги и руководители смен выезжают в эти регионы. Самое главное - опираться на самые сильные педагогические коллективы, повышать квалификацию школьных педагогов, тиражировать опыт лучших из них. "Сириус" с марта 2018 года запускает программу профессиональной переподготовки для 500 педагогов, которые будут работать в региональных центрах по нашим программам. С января начинается набор педагогов на эту программу.

    Тоже по конкурсу?

    Елена Шмелева: Обязательно. Будем учитывать их опыт работы с одаренными детьми - победы учеников на олимпиадах, обязательно - проектные, творческие, исследовательские работы их учеников. Значение для зачисления будут иметь авторские разработки, статьи претендентов.

    Сама программа состоит из четырех модулей. Первый посвящен изучению феномена одаренности, проблемам выявления и развития талантов. А также запросам общества и рынка труда согласно приоритетам научно-технологического развития России. Второй знакомит с опытом работы ведущих специализированных профильных школ по подготовке учащихся к участию в высокорейтинговых состязаниях и олимпиадах, по организации проектной и исследовательской работы.

    Третий представит технологии работы с одаренными школьниками в дистанционных средах, научит создавать современные образовательные программы с использованием новых технологий, новых образовательных сред. И четвертый, самый важный, сосредоточен на том, как воспитать ответственность за свой талант, дело, которое выбирает юный талант. Как помочь ему повысить свою эффективность, научить работать в команде.

    В финале каждый педагог защитит свою программу по работе с одаренными детьми, создав ее именно для своего региона. Ведь у каждого региона есть свои промышленные предприятия, приоритетные проекты, они и будут обязательно отражаться в работе Центров развития одаренных детей.

    С марта 2018 года мы запускаем программу переподготовки для 500 педагогов

    Правда, что студенты теперь тоже могут приехать в "Сириус"?

    Елена Шмелева: В этом году мы открыли научно-технологические школы-конференции для студентов - выпускников "Сириуса" и получателей грантов президента РФ. Такие школы нужны для того, чтобы сориентировать их на области технологического прорыва. Чтобы самые сильные российские студенты смогли подготовиться к будущим конкурсным отборам наших партнеров - на стажировки в ходе обучения и трудоустройство после его завершения. Уверена, что эти же ребята будут в числе первых резидентов в научных лабораториях и технопарке.

    У нас есть еще одна группа студентов, правда только магистрантов, с которыми мы работаем очень интенсивно. Это молодые педагоги, которые приезжают к нам в качестве кураторов смен. По сути, на нашей площадке они повышают свою квалификацию. Мы видим, как много надо сейчас поменять в системе педагогического образования, которая мало учитывает потребности современной экономики. Перед обществом стоят новые и очень серьезные задачи, но они мало учитываются при подготовке учителей, разработке учебников. Есть идея привлечь наших руководителей смен к работе со студентами в педвузах на базе региональных центров. "Сириус" готов стать постоянным партнером педагогических университетов.

    Может, в педвузах нужно открывать больше смежных факультетов и специальностей, делать упор на проектную работу?

    Елена Шмелева: Может быть. Мы проводим в "Сириусе" научно-технологические, мультидисциплинарные проектные смены с участием наших партнеров - вузов, компаний, научных институтов, и видим, как это полезно и важно для детей. Направления - серьезные и перспективные, соответствуют Большим вызовам, стоящим перед Россией и миром, на которые пока нет ответов, но именно там ожидаются прорывы. Технологии больших данных, безопасность, современная энергетика, беспилотный транспорт и логистические системы, космические технологии, новые материалы, освоение Арктики. На работу над проектом отводится до 150 часов, в качестве результатов есть уже и контракты на разработки с компаниями-партнерами, стажировки и целевое обучение, научные статьи, патенты.

    Министр образования и науки пообещала, что изменится экспертиза школьных учебников и, видимо, они сами. Нужны ли особые учебники для одаренных детей?

    Елена Шмелева: Учебник должен быть интересным. Мы начали создавать дополнительные материалы к учебникам 7-9-х классов, выходящие за рамки школьной программы. Сначала - по математике и физике, информатике, в планах - по химии и биологии. Они покажут учителям, как увлечь, заинтересовать, дать больше не только по "своему" предмету - на уроке, в кружке, в центре дополнительного обучения, показать, где сегодня в России ведутся самые передовые исследования, создаются технологии.

    Но дело не только в учебниках. Сильные школы, вузы должны стремиться создавать вокруг себя атмосферу, как бы это назвать... просветительских клубов, развивающих сред для школьников (очно и в социальных сетях) по обсуждению задач, заложенных в стратегию научно-технологического развития России.

    Свои разработки мы используем в "СириусОнлайн" - дистанционной среде, где дети проходят отбор на смены по науке, готовятся к программе и после очного обучения могут остаться у своего преподавателя до шести месяцев учиться заочно.

    Интересно, вы своих лучших учителей помните?

    Елена Шмелева: Я училась в Ленинграде, в 71-й школе при политехническом университете. И думала, что обязательно стану инженером, но дала мне больше всего Галина Васильевна Сердюк - учительница русского языка и литературы.

    Чтобы достичь результата, нужно учиться минимум 5-6 лет у одного педагога. Мне повезло, Галина Васильевна вела нас со средней школы, была нашим классным руководителем. В итоге у меня были победы на олимпиадах по литературе. Но дело не в победах. Любые занятия, разговоры с ней накладывались на мое личное отношение к жизни, к тому, что ты делаешь и зачем. Такие вопросы нельзя задать чужому человеку. Она всегда была для нас конкретным примером того, что такое добро, наука, искусство, как нужно относиться к делу, которое ты делаешь и друг к другу.

    Хорошо помню Зою Федоровну Марочкину, преподавателя физкультуры, учившую не сходить с дистанции, несмотря ни на что, и Веру Евгеньевну Малышеву, благодаря которой я очень любила математику, статистику и вычислительную социологию в университете, в итоге это и стало моей специализацией.

    В Образовательном центре три направления - наука, спорт и искусство. Что их объединяет?

    Елена Шмелева: Каждое направление открывает программы для других ребят. У нас математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор - Литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это меня не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация. И мы приглашаем журналистов "Российской газеты" вести мастер-классы для наших учеников, а также принимать на стажировки наших выпускников.