• Охота на ведьм: правдивые истории о женщинах-ведуньях. Десять скандально известных ведьм Бриджит бишоп

    Салемские ведьмы - многие слышали о них, но мало кто знает, что в действительно они представляли из себя. Вокруг истории знаменитой салемской охоты ходит множество легенд, и отличить ложь от истины не так-то просто. Однако это возможно, если брать во внимание только факты и вещи, известные доподлинно.

    Салемские ведьмы история

    Несмотря на то, что их называют именно «ведьмами», а не «ведьмаками», среди салемских ведьм были не только женщины. Это 19 женщин и мужчин, которые были жестоким образом повешены по обвинению в колдовстве, а старика Жиля Кори (ему шёл уже 9-ый десяток лет) безжалостно задавили камнями за то, что он отказывался от дачи показаний. Сто человек, в числе которых были и маленькие дети, бросили гнить в тюрьме за одно лишь подозрение в связи с самим дьяволом.

    Почему ведьмы называются салемскими?

    Охота на ведьм проходила в городе Салем штата Массачусетс (США), основанном выходцами из Англии в 1629 году. Это были религиозные пуритане, ревностно оберегающие вековые традиции и ценности. Люди предпочитали видеть причины своих бед и несчастий не в собственных ошибках, а во вмешательстве тёмных сил. Несмотря на то, что Салем территориально находился в Америке, менталитет его жителей полностью соответствовал типичной европейской средневековой стране.

    Причина начала салемской охоты на ведьм

    Одним обычным, январским днём 1692 года 9-летняя Лиззи Пэррис и её 12-летняя кузина Эбигейл Уильямс стали вести себя крайне странно. Девочки издавали жуткие крики, верещали как безумные и извивались как змеи. Лиззи была дочерью местного пастора - Сэмюэла Пэрриса, поэтому дело сразу же приняло серьёзный оборот. Как такое могло произойти с примерными маленькими девочками? Почему вдруг они стали вести себя так, будто стали бесами?

    Доктор Уильям Григгс, осмотрев пациенток, пришёл к однозначному выводу, что без колдовских сил здесь не обошлось. Да и сами девочки пожаловались на то, что совсем недавно кто-то неизвестный (лица они не разглядели) уколол их булавкой.

    Подозрение сразу же пало на служанку Пэррисов - афроамериканку по имени Титуба. По общему мнению всё сходилось - она прибыла из Африки, где колдовство было распространено повсеместно и нашлись свидетели того, как Титуба рассказывала Лиззи и Эбигейл про мистические обряды и жуткие таинства. Пока шло разбирательство, Салем постигло очередное потрясение. Странно вести себя начали и другие дети - а значит, одна темнокожая женщина не могла стать этому причиной, речь шла уже о настоящем ведьмином сообществе, последовали и другие аресты.

    Под подозрение попадали все - даже косой взгляд мог стать поводом для ареста и инициирования дальнейшего разбирательства. Однако в действиях тех, кто требовал расплаты, усматривался и вполне рациональный мотив. Так, была обвинена в колдовстве Сара Осборн, которая имела напряжённые отношения со многими горожанами. А Марту Кори арестовали после того, как она прилюдно усомнилась в правдивости слов девочек.

    Жертвы салемской охоты на ведьм

    Первой жертвой стала Бриджет Бишоп. Защитник не смог отстоять свою позицию, согласно которой дьяволу не требуется разрешение человека на использование его тела на тёмные цели. Победили сторонники теории, согласно которой без ведома человека даже сам Люцифер не способен ничего сделать. Это решило исход всех остальных жертв, хотя первой была именно Бриджет Бишоп.

    Эта пожилая женщина со сварливым нравом была идеальной ведьмой в представлении салемцев. Против неё свидетельствовал муж сестры и красильщик. Последний в качестве доказательстве привёл тот факт, что кружева Бишоп были неподобающими для приличной женщины. 10 июня 1692 года она была повешена.

    В июле подверглись смертной казни ещё с десяток женщин. С уст одной из них - Сары Гуд во время суда сорвалось проклятие в адрес священнослужителя Николаса Ноеса: « Господь напоит тебя кровью». Эти жуткие слова воплотились в жизнь спустя четверь века - Ноес умер в луже собственной крови. Была Сара Гуд настоящей ведьмой или нет, но её предсказание сбылось с поразительной точностью.

    В общей сложности, были казнены 19 человек.

    А ведьмы кто?

    Поразительно, но поводом для начала такой массовой охоты стали показания маленьких девочек. С виду они казались вполне безобидными, просто ангелами во плоти, но так ли это было на самом деле? Фактически именно Лиззи Пэррис и Эбигейл Уильямс подписывали смертные приговоры людям. Они стали видеть зло повсюду, охотно делились подробностями того, как именно и когда дух ведьмы являлся им, что требовал. Горожане же охотно верили, дополняли рассказы девочек собственными придумками и тем самым, ещё больше очерняли образы заключённых. Вопрос в том, понимали ли девочки, что он творят? Возраст весьма осознанный для того, чтобы иметь представления о том, что хорошо, а что плохо. Быть может, в Лиззи и Эбигейл действительно вселился дьявол и действовал таким образом, чтобы погубить как можно больше людей в Салеме? Так это или нет - цель была достигнута.

    Конец салемской охоты на ведьм был положен тогда, когда в колдовстве заподозрили жену губернатора Уильям Фипса. Он не мог этого допустить и своим приказом отменил суд. И именно в это время весь город будто очнулся. Все горожане ужаснулись от тех безумств, что натворили и искренне стали скорбеть о жертвах. Некоторые судьи и присяжные публично раскаялись, но вряд ли это облегчило их душу. Все судебные процессы 1692 по делу салемских ведьм были признаны незаконными, а в 1711 году их жертв полностью оправдали.

    Что являла собой салемская охота на ведьм - массовое помешательство или умеренное уничтожение людей остаётся загадкой до сих пор. Ясно одно - несмотря на пуританские нравы, такое стремление салемцев казнить людей, буквально жажда крови, носило явно сверхъестественный характер.



    Все мы слышали, что в XV-XVII веках Западная Европа пережила страшный период своей истории, названный историками «Охота на ведьм». В католических и протестантских государствах Европы, а также в американских колониях Англии в этот период массово преследовались и подвергались казням женщины, считавшиеся ведьмами.

    К клану ведьм в период Средневековья причисляли женщин, обладавших непонятными для большинства обывателей знаниями и умениями. Ведьмы умели «вредить», лишая домашний скот способности давать молоко, мясо, сало, шерсть, а птицу – нести яйца. Ведьмы, якобы, отбирали у крестьян урожаи и отравляли продукты питания, насылали на людей страшные болезни, вызывали засухи или наводнения.

    С одной стороны, их уважали и боялись. С другой же стороны, таких женщин считали сговорившимися с дьяволом, участвовавшими в шабашах и совокуплявшимися с демонами-мужчинами.

    Именно за такие «проступки» «продвинутые» женщины того времени преследовались инквизицией по любому доносу и навету, и безжалостно уничтожались, предварительно подвергаясь жесточайшим пыткам.

    Вспомним несколько наиболее ярко запечатлевшихся в истории средневековой Европы судебных процессов, совершившихся над ведьмами.


    1. Бриджет Бишоп «Салемские ведьмы»

    Этот процесс происходил в 1692 году в Новой Англии. Тогда, в результате действий инквизиции было повешено 19 человек, один подвергся раздавливанию камнями и еще около 200 были посажены в тюрьму. Поводом процесса стала болезнь дочери и племянницы пастора Салема. Местный доктор поставил диагноз – воздействие ведьм.

    Что делать? Искать ведьм! И их нашли. Сначала пожилую женщину Бриджет Бишоп, владелицу нескольких местных таверн, «без суда и следствия» признали виновной и повесили. А затем еще более семидесяти «ведьм» были лишены жизни.


    2. Агнесса Сэмпсон

    А эти страшные события случились в Шотландии. Якобы несколько женщин-ведьм, друживших с самим дьяволом и занимавшихся черной магией, с помощью колдовских чар пытались потопить королевский корабль.

    Просто был сильный шторм, обычный в тех местах, и корабль был «на волоске» от погибели, но чудом спасся. А король Шотландии, будучи человеком суеверным, посчитал это делом рук настоящих колдуний. И в Шотландии началась охота на ведьм...

    Опять-таки, «свидетели» жутких ведьмовских ритуалов под страшными пытками дали показания против ведьм и первой была схвачена весьма уважаемая в городе дама, повитуха по имени Агнесса Сэмпсон. Ее жутко пытали, надев «ведьмину узду». В конце концов, она все рассказала, во всем призналась и выдала ещё пять своих сообщниц. Конечно же, Агнесса была приговорена к смерти, удушена и сожжена на костре.


    3. Анна Колдингс

    Среди пяти сообщниц, названных Агнессой Сэмпсон, первой значилась Анна Колдингс. Ее также обвинили в колдовстве, применили серию страшных пыток, во время которых женщина призналась в своем участии в ритуале по вызову бури на море, назвала еще пять сообщниц и была заживо сожжена на костре. Почему-то история помнит Анну Колдингс под именем Матери Дьявола.

    4. Каэль Мерри

    Как то в нидерландском городке Рурмонд все пошло «не так»: массово начали болеть и умирать дети, странно вел себя домашний скот, коровье молоко перестало сбиваться в масло, оно быстро скисало и пропадало. Конечно же, все это было приписано рукам местной ведьмы - датчанки Каэль Мерри.

    Испанские судьи очень хотели пытать Каэль, но местный суд пожалел Мери, оставив ее в живых, и просто вынес решение об ее экстрадиции, говоря современным языком. Мерри покинула Голландию, но это ее не спасло. Испанцы не оставили своей попытки наказать ведьму, их наемник выследил Мери, и утопил ее в реке Маас.


    5. Энтьен Джиллис

    Повивальную бабку Энтьен Джиллис, жительницу Нидерландов, обвинили в колдовстве, в убийстве еще не рожденных детей и новорожденных младенцев. Ее страшно пытали. И ей пришлось сделать признания в том, что и с Дьяволом она спала, и нерожденных детей убивала, и на младенцев охотилась. К тому же, Энтьен указала еще на нескольких колдуний, на прощанье послала проклятье всему городу и приняла казнь в виде повешения.

    В целом, в этом процессе лишились жизни 63 ведьмы. Им всем пришлось признаться в своих преступлениях, руководимых самим Дьяволом. Данный процесс вошел в историю как процесс, в котором было умерщвлено наибольшее количество ведьм.

    Распространившаяся по северной Европе в 16-м и 17-м веках, стала результатом смеси естественных суеверий и религиозного рвения с политическими мотивами и страхами. Крестьяне, равно как и дворяне, искали сверхъестественные причины возникновения штормов и болезней, но одновременно считали суд способом зацепиться за должность или богатство, уничтожая своих соперников. Осужденные ведьмы и колдуны обвинялись в ужасающих преступлениях, таких как совокупление с дьяволом и убийство младенцев. Нервозная атмосфера, царящая в то время в Европе, привела к тому, что осуждали обвиняемых чаще, чем оправдывали.

    10. Агнес Семпсон

    В канун Дня всех святых в 1590 году Агнесс Семпсон, повитуху, жившую в шотландском графстве Ист-Лотиан, обвинили в том, что она посетила сборище ведьм, хозяином которого был сам Сатана. Оно состоялось в мрачной маленькой церкви Олд Кирк Грин в Северном Бервике, Шотландия. Коварный замысел, стоявший за эти сборищем, состоял в том, чтобы вызвать сверхъестественный шторм, который должен был потопить каравеллу, на которой юная датская невеста короля Иакова IV, только что помазанная Королева Анна, направлялась в Шотландию из Копенгагена. И действительно, во время путешествия Анны случился шторм, заставивший ее вместе с эскортом остановиться в Норвегии.

    Услышав эту новость, сам король отправился ей на помощь, и когда они снова попытались пересечь Северное море, еще один чудовищный шторм настиг их, но на этот раз они успешно прибыли в Шотландию. Вскоре после своего возвращения король лично допросил Агнес и других людей во дворце Холируд в Эдинбурге. Это стало началом суда над ведьмами Северного Бервика, который привел к 70 экзекуциям. Чтобы вырвать признание у Агнес, палачи надели на нее железное приспособление, называемое «ведьминой уздой», изобретенное в Шотландии. После того как Агнес призналась, ее увезли в Кастелхилл и удушили с помощью гарроты, а затем сожгли у столба. Ходили слухи, что ее призрак видели парящим по строгим залам Холирудского дворца.

    9. Анна Колдингс

    Анна Колдингс, известная среди своих современников как «Мать Дьявола», была датской ведьмой, которую тоже обвиняли в том, что она вызывала шторм, чтобы погубить корабль королевы Анны, о котором рассказывалось выше. Она встретилась с остальными в доме Ткачихи Карен, где они произнесли заклинания против королевы. Охота не ведьм стала популярна в Дании в начале 16 века, после того как страна приняла протестантизм. В то время как рвение одних объяснялось их искренними религиозными убеждениями, высокопоставленные должностные лица использовали охоту на ведьм в своих политических интересах.

    Датский министр финансов, которого подозревали в том, что он недостаточно снабжает королевские корабли для путешествия короля Иакова VI и королевы Анны через Северное море, озвучил свои подозрения по поводу Карен, чтобы снять с себя вину. Во время расследования Карен указала на некоторых людей, включая Анну Колдингс. После того как Анну арестовали и пытали, она, наконец, призналась, и назвала еще пять имен, одним из которых было имя жены мэра. Вместе с двенадцатью другими женщинами Анну сожгли у столба в Кронборге, красивом замке с зеленой крышей, в котором происходило действие шекспировского «Гамлета».

    8. Бриджет Бишоп

    Бриджет Бишоп была первой женщиной, казненной в результате Салемского суда над ведьмами в 1692 году. Бишоп была успешной женщиной, о которой много говорили. Она владела несколькими тавернами и была известна тем, что носила провокационные красные платья. Горожане Салема выдвинули против нее множество различных обвинений, которые должны были привести к ее смерти. Она, якобы, заколдовала пять девушек, отравила поросенка, и нападала на спящих мужчин (последнее, вероятно, произошло в результате естественных причин, сонного паралича).

    Бриджет также обвиняли в использовании кукол в колдовских целях. Местный житель по имени Сэмюэль Шаттак свидетельствовал о том, что она попросила его покрасить для нее кружево, которое, как он считал, она собиралась использовать для куклы. Эта кукла, подобно куклам Вуду, служила для того, чтобы любой вред, причиненный этой кукле, переходил на человека, которого она представляла. Жители Салема Джон и Уильям Блай позднее обнаружили таких кукол в доме Бишоп. В процессе суда она вела себя вызывающе, что, в конце концов, привело ее к казни, за которой последовала казнь еще 71 ведьмы.

    7. Мерга Бин

    Мерга Бин, богатая немецкая наследница, призналась в убийстве своего второго мужа и его детей посредством колдовства , и в посещении Шабаша Ведьм. Охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбаха, князь и аббат города Фульды, провел ряд судов над ведьмами после своего возвращения из изгнания в 1602 году.

    Мерга Бин был одной из первых женщин, которых он арестовал и заключил в тюрьму. Хотя она была беременна, Мергу не освободили от экзекуции, как диктовал закон, потому что ее заставили признаться, что отцом ее будущего ребенка был дьявол. Осенью она была казнена путем сожжения. Суды над ведьмами Фульды. В результате которых казнили 250 человек, продолжались, и закончились только после смерти Дернбаха в 1605 году.

    6. Катарина Хенот

    Первую немецкую женщину-почтмейстера судили за колдовство в Кельне в 1627 году. Посреди одной из холодных кельнских зим монахиня из местного монастыря обвинила Катарину в том, что она была причиной болезней и смертей серди монашек, и архиепископ арестовал Хенот на основании подозрений монахини. Во время тюремного заключения Хенот подверглась пыткам, но ни в чем не призналась.

    Несмотря на попытки ее брата доказать ее невиновность, в мае ее приговорили к сожжению заживо. Ее реабилитировали только в нынешнем году. 28 июня 2012 года муниципальный совет Кельна восстановил честное имя Хенот, а также других жертв кельнского суда над ведьмами, поскольку они посчитали, что экзекуции были результатом политических заговоров.

    5. Карин Свенсдоттер

    Служанка Карин Свенсдоттер, жившая в небольшом городке, расположенном в лесистой и болотистой части Швеции, заявила, что отцом ее семерых детей был Король Фей. Это привело к тому, что в 1656 году ее судили из-за ее собственного добровольного признания. В Швеции 17 века общение с феями было самым настоящим преступлением, за которое обычно наказывали так же как за содомию и скотоложство.

    В предыдущих случаях, таких как свидания мужчин с нимфами, дело порой заканчивалось экзекуцией. Однако дело Свенсдоттер стало ранним примером сострадания к безумным. Церковные служители сказали судье, который занимался ее делом, что Сатана лишил ее разума. Вместо наказания судья обязал церкви молиться за нее. Позднее она подтвердила, что больше не видела фей.


    Салемские ведьмы

    Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
    Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
    Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

    Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
    Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
    Но это будет позже, а пока…
    Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
    Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
    До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
    Мы уже никогда не узнаем этого…

    Примерно так выглядел Салем 1692 года.

    Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
    Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
    Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
    Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
    Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
    Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

    Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
    Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
    Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
    Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
    Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
    Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
    Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
    После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
    Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
    И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

    Но вернемся к нашей легенде.
    Кто же они, салемские ведьмы?
    Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
    Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
    Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
    Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
    За что все это?
    Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
    В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
    А вскоре нашлись и ведьмы.

    (Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

    В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
    Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
    Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
    В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
    Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
    Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
    (Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
    Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
    Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
    Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

    Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
    Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
    Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
    Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
    29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

    29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
    Произвели допрос.
    Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

    Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
    Ответ: Ни с кем.
    В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
    О.: Нет.
    В.: Зачем ты вредишь этим детям?
    О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
    В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
    О.: Я никому этого не поручала.
    В.: Какую тварь ты наняла для этого?
    О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
    Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
    «Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

    Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
    «Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
    Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
    Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
    Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

    Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
    За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
    самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
    20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
    Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
    Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
    Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
    Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
    На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
    У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
    5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
    В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
    Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
    Бэрроуз был повешен.

    На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
    Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
    Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
    Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
    Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
    Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
    Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
    Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
    Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
    ...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
    29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
    Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
    Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

    Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
    Ответ: Маюсь желудком.
    В.: Чем ты уязвлена?
    О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
    Преклонный возраст ее не спас.
    «Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
    Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
    Ребекку Нерс повесили.

    Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
    Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
    Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
    Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
    Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
    9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
    19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
    Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
    Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
    Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
    Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
    Кори умер, так и не признав себя виновным.
    22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
    Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
    Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
    Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

    Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
    В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
    В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
    Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

    За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
    Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

    Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
    Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
    Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
    Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

    Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

    Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
    По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения