• Перлз Л. Жизнь на границе

    Гештальт-терапия является одним из популярных современных психотерапевтических подходов, базирующихся на непосредственном переживании и живом феноменологическом исследовании ритма контакта - и прерывания контакта - человека с собой, своим опытом и средой.

    Фриц Перлз (1893 – 1970) в Институте Эсален

    Гештальт-терапия была основана Фредериком (Фрицем) Перлзом в тесном сотрудничестве с Лаурой Перлз, Полом Гудманом и другими исследователями в середине двадцатого века - как результат расхождения с классическим фрейдистским психоанализом . Обрела значительную популярность в 1960-е, в том числе благодаря сотрудничеству Перлза с Институтом Эсален, бывшим в то время меккой гуманистической, экзистенциальной и трансперсональной психологий.

    Выделяющейся характеристикой гештальт-терапии является работа с распознаванием и разблокированием зафиксированных цельных структур (гештальтов) - восприятия, моторики, опыта. Это осуществляется через акцентирование внимания (точнее, осознавания) на переживании контакта со своим опытом и миром в настоящем. Происходит интегрирование проявляющихся в переживании дихотомических полярностей (сильный/слабый, «собака сверху»/«собака снизу» и др.).

    Гештальт-терапевтический подход работает с распознаванием и разблокированием зафиксированных цельных структур восприятия через осознавание разворачивающегося в настоящем опыта

    Посредством соблюдения оптимального баланса между поддержкой и фрустрированием гештальт-терапевты помогают клиентам вырабатывать самостоятельные и активные способы формирования своих отношений с собственным опытом. Исследуется также и динамика ассимиляции (метаболизации, или переваривания) опыта в противовес его проглатыванию (интроецированию ).

    В результате, с точки зрения гештальт-подхода, человек обретает способность к самоподдерживающей и активной жизненной позиции. Эта позиция в значительной мере очищена от неосознанного отыгрывания фальшивых ролей, используемых для манипулирования средой. Личность мобилизует себя и свои внутренние ресурсы для контакта с реальностью, начинает в большей мере опираться на себя .

    В гештальт-терапии распространена работа в групповом формате; в последние годы жизни Перлз отдавал ей предпочтение , поскольку она, по его мнению, стимулировала многие психодинамические процессы. Другие гештальт-терапевты оспаривают мнение о сниженной значимости индивидуальной психотерапии, и подчёркивают важность кропотливой многолетней работы тет-а-тет.

    В заключительный период жизни Перлза через его личную активность гештальт-терапия вступила в непосредственный контакт с трансперсональной психологией и исследуемыми ею изменёнными состояниями сознания (ИСС). Сам Перлз, пусть его и нельзя назвать трансперсональным психологом, к концу жизни имел обширный психоделический опыт ИСС и активно интересовался дзен-буддизмом, непрестанно экспериментируя со способами достижения цельности и интегрированности, разрешения собственных внутренних конфликтов .

    Сам Перлз к концу жизни имел обширный психоделический опыт ИСС и активно интересовался дзен-буддизмом

    Несмотря на это, ряд гештальт-терапевтов предпочитает ограничиваться личностными, рациональными и экзистенциальными измерениями. Например, среди некоторых немецких гештальт-терапевтов есть активное неприятие трансперсонализма, интерпретируемого ими односторонне в качестве проявления конфлюэнции, или слияния, которому они противопоставляют зрелую - постконвенциональную, самоподдерживающуюся, автономную - личность.

    В этой критике определённых побочных проявлений и ранних ошибок движения за раскрытие человеческого потенциала есть доля истины (см. ). Тем не менее, многообразие трансперсонального опыта представляет собой нечто большее и иное, чем просто конфлюэнция. По мнению ряда исследователей [Уилбер, 2015; Уолш, Воон, 2006; Гроф, 2001], это высшие потенциалы человеческого бытия.

    Трансперсональные переживания, как и в общем ИСС [Спивак, 1988], не ограничиваются психоделическим или искусственно вызываемым психотехническим опытом, но имеют способность проявляться и спонтанно, как естественные выражения человеческой природы. Они могут проявляться многообразно, в том числе и как опыт глубинного присутствия и интенсивности бытия, ощущаемого как нечто запредельное сиюминутной личности, закованной в ограничения рассудка и предрассудочных импульсов. Часто это обострённое восприятие разворачивающегося в настоящем опыта, радикальное расширение присутствия во всём смысловом и сенсорном мире (см., например, [Уолш, Воон, 2006]).

    Трансперсональные переживания могут проявляться многообразно - например, как опыт глубинного присутствия и интенсивности бытия, ощущаемого как нечто запредельное сиюминутной личности

    Согласно Абрахаму Маслоу и Кену Уилберу [Уилбер, 2004а, 2015], это могут быть не только пиковые переживания, но и стабилизированные плато-переживания, поддающиеся постепенной культивации и ассимиляции в качестве постоянных характеристик сознания.

    У гештальт-терапии есть значительный потенциал в плане её развития к включению расширенного понимания духовного опыта и трансперсональных состояний, нередко возникающих в терапии. Зерно этого потенциала было заложено, в том числе, и сооснователем гештальт-терапии, её самым известным лицом Фрицем Перлзом. В подборке «Шаги в направлении трансперсональной гештальт-терапии » представлен перевод нескольких фрагментов из публикаций Перлза, проясняющих ряд аспектов гештальт-подхода, в том числе и передающих редкое по своей красоте видение недвойственной природы сознавания. В частности, Перлз утверждает:

    Нет ничего, кроме бесконечно возникающего сознавания. За пределами сознавания нет ничего. Во все моменты дискомфорта оно стремится прийти к комфорту. Это единое сознавание расщепляется на «я» / другого, так что на трудном пути поиска и обнаружения оно может вспомнить свои части и обрести себя интенсивным образом. <…>

    Единым полем является удовлетворение, единство того, что есть, - таковость . Поставь под вопрос, так ли это, и ты создаёшь расщепление, искание, кажущуюся потребность, которая вновь может привести к единству, удовлетворению, закрытому гештальту. Углуби расщепление, и оно протянется, чтобы найти себя.

    Трансперсональный подход к гештальт-терапии развивали такие авторы, как чилиец Клаудио Наранхо и немец Рейнхард Фур , причём последний использует эволюционную модель Уилбера. Сквозь призму квадрантов интегрального подхода гештальт-терапию рассмотрели также датчане Сонне и Тоеннесванг , однако в своей работе они игнорируют надрациональные и трансперсональные реалии, играющие существенную роль в уилберовской системе. Сам Уилбер рассматривает гештальт-терапию через концепцию спектра сознания в своей ранней работе , в целом относя её в категорию терапий, в верхнем своём пределе направленных не на трансперсональный, а на экзистенциальный уровень, предваряющий выход к надличностным структурам сознания и выделенной Маслоу потребности в самотрансценденции [Уилбер, 2004б].

    Перлз утверждал: «Нет ничего, кроме бесконечно возникающего сознавания. За пределами сознавания нет ничего»

    Можно вспомнить также и Джона Энрайта с его классической работой «Гештальт, ведущий к просветлению» [Энрайт, 1994]. Она не предлагает серьёзно проработанной перспективы по вопросу, но проявляет открытость к трансперсонально ориентированному опыту в терапевтическом процессе. Энрайт обучался на семинарах Перлза и сделал акцент в своей интерпретации гештальт-подхода на словах Перлза о том, что гештальт-терапия - это «западный путь к просветлению», состоящий в «пробуждении от кошмара».

    Клаудио Наранхо, известный последователь Перлза

    Отдельно можно выделить позицию Клаудио Наранхо. В статье «Гештальт-терапия как трансперсональный подход» он выдвигает идею, что гештальт-терапия является трансперсональной как по методике, так и по философии. Он указывает на буддийские мотивы, встречаемые в гештальт-подходе (в частности, значимость осознавания, или памятования). Сама природа сознавания, к которой гештальт-подход апеллирует, трансперсональна (или надличностна), то есть духовна. Перлз, по мнению Наранхо, был «рьяным недуалистом», придерживавшимся воззрения, что материя и сознание организмически едины. В работе с клиентами он помогал им прийти к принятию «ничто», от «стерильной пустоты» к «плодородной пустоте». Ничто для Перлза было неконцептуальным недифференцированным сознаванием. Перлз в своей работе постоянно подчёркивает важность неконцептуального переживания и действует подобно дионисийскому шаману.

    Перлз в своей работе постоянно подчёркивает важность неконцептуального переживания и действует подобно дионисийскому шаману

    Серьёзные шаги по развитию трансперсональной гештальт-терапии сделаны в холосценденции, основанной психотерапевтом Сергеем Куприяновым . Холосценденция представляет собой одновременно и самостоятельный метод терапевтической работы, коммуникации и личностного роста, и интегральный метаподход, объединяющий сущностные элементы различных восточных и западных психологий [Пустошкин, 2015]. В холосцендентной терапии между терапевтом и клиентом образуется совместное пространство присутствия, зачастую сопровождающееся переживанием глубокой внутренней тишины, нисколько не мешающей межличностному контакту. В таких благоприятных условиях, приоткрывающих надконцептуальные сферы сознавания, активизируются многообразные процессы осознавания, потенциально затрагивающие опыт всего спектра сознания и его телесности .

    Тема, каким образом гештальт-подход информирует холосценденцию, а холосценденция может проинформировать гештальт-подход, заслуживает отдельной публикации.

    Библиография

    Fuhr, 1998 - Fuhr R. Gestalt therapy as a transrational approach: An evolutionary perspective // Gestalt Review. - Vol. 2, No. 1, 1998. Pp. 6 – 27.

    Krippner 1970 - Krippner S. The Plateau Experience: A. H. Maslow and Others / Ed. by Stanley Krippner. April 13 – 17, 1970. // Journal of Transpersonal Psychology. - Vol. 4, No. 2, 1972. Pp. 107 – 120. URL : http://​goo​.gl/​o​q​F​fAH

    Kupriyanov, 2013 - Kupriyanov, S. The Holoscendence Approach for psychotherapy and for advancing personal and spiritual growth // Transpersonal Psychology Review. - Vol. 15, No 2, pp. 35 – 37, Spring 2013. Available from: http://​www​.bpsshop​.org​.uk/​T​r​a​n​s​p​e​r​s​o​n​a​l​-​P​s​y​c​h​o​l​o​g​y​-​R​e​v​i​e​w​-​V​o​l​-​1​5​-​N​o​-​2​-​S​p​r​i​n​g​-​2​0​1​3​-​P​3​0​0​4​.​a​spx

    Naranjo, 1980 - Naranjo C. Gestalt therapy as a transpersonal approach // S. Boorstein (ed.) Transpersonal psychology. - Palo Alto: Science and Behavior Books, Inc., 1980. Pp. 116 – 122.

    Perls et al., 2011 - Perls F., Perls L., From I., Polster E., Polster M., Shapiro E. An oral history of gestalt therapy. - Highland, NY : Gestalt Journal Press, 2011.

    Perls, 1969 - Perls F. S. In and out the garbage pail. - Moab: Real People Press, 1969.

    Perls, 2012 - Perls F. S. From planned psychotherapy to gestalt therapy: Essays and lectures, 1945 – 1965. - Highland, NY : Gestalt Journal Press, 2012.

    Pustoshkin, 2016 - Pustoshkin E. Multidimensional communication in Holoscendence: How it augments Integral psychotherapy, leadership, and ordinary life // Integral Leadership Review. - January – February 2016. URL : http://​goo​.gl/​6​p​p​To4

    Schulthess, 2010 - Schulthess P. European Association for Gestalt Therapy: Greeting // Bocian B. Fritz Perls in Berlin 1893 – 1933: Expressionism, psychoanalysis, Judaism. - Berlin: EHP  - Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach, 2010.

    Sonne, Tønnesvang, 2015 - Sonne M., Tønnesvang J. Integrative gestalt practice: Transforming our ways of working with people. - London: Karnac Books, 2015.

    Wilber, 1977 - Wilber K. The spectrum of consciousness. - Wheaton, Il: Quest, 1977.

    Wilber, 1996 - Wilber K. Eye to eye: The quest for the new paradigm. - Boston: Shambhala, 1996.

    Гроф, 2001 - Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания. - М.: АСТ, 2001.

    Куприянов, 2014 - Куприянов С. Холосценденция как подход к психотерапии, личностному росту и духовному развитию // Эрос и Космос. - 6 мая 2014. URL :

    Пустошкин, 2014 - Пустошкин Е. Практика холосценденции: чему мы можем научиться у околосмертного опыта и как культивировать это знание в повседневной жизни? // Эрос и Космос. - 28 ноября 2014. URL :

    Спивак, 1988 - Спивак Л. И. Изменённые состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. - Т. 14, N 1, 1988. С. 138 - 147. URL : http://​goo​.gl/​J​a​g​2rY

    Уилбер, 2004а - Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. - М.: АСТ, 2004.

    Уилбер, 2004б - Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: АСТ, 2004.

    Уилбер, 2015 - Уилбер К. Краткая история всего. - М.: Постум, 2015.

    Уолш, Воон, 2006 - Уолш Р., Воон Ф. (ред.). Пути за пределы «эго»: трансперсональная перспектива. - М.: Открытый мир, 2006.

    Энрайт, 1994 - Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. - СПб.: Центр гуманистических технологий «Человек», 1994.

    Теоретические открытия гештальт-психологии к практике психотерапии применил в 40-е годы ХХ века психоаналитик Фредерик Соломон (Фриц) Перлз. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности, преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии.

    Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился 8 июля 1893 года в Берлине в еврейской семье среднего достатка. В 1913 году Фредерик поступает на медицинский факультет Фрейбургского университета, затем продолжает свое обучение на медицинском факультете Берлинского университета. Во время Первой мировой войны Перлз служит военным врачом.

    В 1918 году он возвращается с фронта и вступает в Берлинское Богемское общество, а в 1921 заканчивает медицинский факультет с ученой степенью доктора наук, получив специализацию по психиатрии. В 1926 году он работает в институте военных мозговых травм с Куртом Гольжштейном Из сотрудничества с ним появляются идеи целостности человека, так называемый холистичный подход в будущей гештальт-терапии.

    В 1927 году Перлз переезжает в Вену. Там он серьезно заинтересовался психоанализом, проходил учебный анализ у Вильгельма Райха, Хелен Дойч, Карен Хорни и Отто Фенихеля. В это время Перлз становится практикующим психоаналитиком. В 1930 году Перлз женится на Лоре Познер. Позже Лора внесет огромный вклад в возникновение гештальт-терапии, занимаясь разработкой ее теоретических оснований. У Фредерика и Лоры появляются двое совместных детей - Рената и Стивен.

    В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, Перлз вместе с Лорой и Ренатой бежал в Голландию, затем в Южную Африку, где в Претории основал Южно-Африканский институт психоанализа. В 1936 году он приезжал в Германию, где выступил с докладом на психоаналитическом конгрессе. Там он встретился с Зигмундом Фрейдом. Эта встреча принесла Фредерику огромное разочарование. Она длилась около четырех минут и не дала никакой возможности поговорить об идеях Фрейда, о чем Перлз мечтал годами.

    В 1942 году выходит книга, обозначившая окончательное отделение Перлза от идей психоанализа. В книге "Эго, голод и агрессия", созданной во многом благодаря Лоре Перлз, дается критическое рассмотрение идей З. Фрейда и положено начало новому направлению в психотерапии. В первом издании книга носила подзаголовок "Пересмотр теории и метода Фрейда", во втором - "Введение в гештальттерапию". В этой книге было введено понятие ментального метаболизма. Если Фрейд считал ведущим инстинктом в жизни человека сексуальный, Перл предлагает рассматривать функционирование психики по аналогии с процессом пищеварения, таким образом, перенося акцент на оральную зону и инстинкт голода. Кроме того, этой книгой было положено начало принципу "здесь и сейчас", осознаванию и сосредоточению на настоящем. С этого времени Фредерик Перлз меняет свое имя на Фрица Перлза, приобретая славу непокорного бунтаря, бросившего вызов авторитету Фрейда.

    С 1942 по 1946 год Ф. Перлз проходит службу в армии в качестве врача-психиатра. В 1946 году по приглашению Карен Хорни и Эриха Фромма он переезжает в Нью-Йорк. Здесь он знакомится с Полом Гудменом, писателем и литератором. Именно с помощью Пола Гудмена рукописи Перлза, над которыми он работал в Африке, и его идеи приобрели литературную форму, наполнившись философским содержанием. Кроме Пола Гудмена, в Нью-Йорке вместе с Перлзом работают Лора Перлз, Рэлф Хэфферлайн, Джим Симкин, Изидор Фром. Нью-йоркская группа разработала основные принципы гештальт-терапии, которую вначале назвали экзистенциальным психоанализом, затем гештальт-анализом, затем "концентрационной психотерапией", но, в конце концов, новое направление получило название гештальт-терапии.

    В 1951 году появляется созданный Перлзом, Хефферлайном и Гудменом фундаментальный труд под названием "Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности". В этой книге было введено понятие контакта, описан цикл контакта и механизмы его прерывания, предложена теория "self"

    Затем в группе создателей гештальттерапии произошел раскол, Фриц Перлз и Джим Симкин покинули Нью-Йорк. Фриц Перлз стал в основном работать с группами, считая что индивидуальная психотерапия устарела. Нью-йоркская группа была с этим не согласна.

    В середине 60-х годов Фриц Перлз поселился в Эзалене - только что открывшемся центре на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставшем Меккой для Движения Развития Потенциала Человека, где вскоре воцарилась атмосфера свободы, духа хиппи, веяний дзен-буддизма, чувствовалось влияние идей Тимоти Лири, проводившего эксперименты с ЛСД. Вскоре Перлз стал калифорнийской звездой в области развития личностного потенциала. Он развивал так называемый калифорнийский стиль, позже получивший название "дикого гештальта" или "бум-бум терапия". Эхо того периода до сих пор звучит в психотерапии, благодаря чему гештальт-терапия часто ассоциируется с эксцентричностью, резкостью, непокорностью, аморальностью, которая бросала вызов всем существующим общественным нормам и рассматривала любую теоретизацию как "мастурбацию мозгов", заменяя ее броскими рекламными лозунгами.

    Как позже писал Ж.-М. Робин, "мода постоянно требовала от него (Перлза) нового любой ценой, иногда даже ценой запутывания самых основ гештальтподхода". Благодаря яркому стилю Ф. Перлза гештальт-терапия приобрела популярность. Однако недостаток четких позиций и всякого рода крайности у значительной части людей, интересующихся психотерапией, вызывали недоверие к новому подходу, которое в какой-то мере сохраняется и по сей день. В 1969 году Перлз перебрался в Британскую Колумбию, где на острове Ванкувер основал гештальт-общину. В том же году он опубликовал две работы - "Гештальт-терапия в дословном изложении" (Gestalt Therapy Verbatum), а также "Внутри и вне помойного ведра" (In and Out of the Garbage Pail). Умер Перлз в 1970 году на Ванкувер-Айленд, в резиденции первого гештальт-терапевтического общества. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами - "Гештальт-подход" и "Свидетель терапии". Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.

    Лора Перлз и Изидор Фром продолжали свою работу психотерапевтов и тренеров в Нью-Йорке и развивали теорию "self". В 1954 году сформировалась группа гештальт-терапевтов в Кливленде, на базе которой возник Кливлендский институт гештальттерапии вокруг Е.Полстер.

    Пока Фриц Перлз жил во Франкфурте, он работал с Гольдштейном, проводившим исследования с солдатами, перенесшими черепно-мозговые травмы (brain damaged). Кроме работы врачом Гольдштейн читал лекции на философские темы, опираясь на труды Хайдеггера и Шемера (Schemer). Среди его студентов была Лора Перлз.

    Гольдштейн приложил академические учения Гештальт-психологии к живым людям и рассматривал человека как целостный организм. Он расширил Гештальт-психологию как учение о восприятии до Гештальт-психологии - учения о целостной личности. Работая с пациентами, он использовал феноменологический метод и холистическую перспективу. Его предложения известны как организмическая теория, оказавшая огромное влияние на Перлза, который также усвоил понимание Гольдштейном тревоги как экзистенциального факта.

    Концепция целого была подхвачена Дженом Смутсом (Jan Smuts) в книге "Холизм и эволюция". Его книгу с энтузиазмом прочли ассистенты Гольдштейна. Смутс рассматривал организм как саморегулирующееся существо: "Целостный организм содержит собственное прошлое и многое из будущего в своем настоящем" (цитата из Petzold). И далее: "…метаболизм и ассимиляция - это фундаментальные функции всех органических целостных образований (wholes)". В этом высказывании содержится базовая предпосылка, на которой зиждется Гештальт-терапия: холизм. Данная идея, почти дословно процитирована в первой книге Перлза "Эго, голод и агрессия". Гештальт-терапия превратилась в философию жизни, основанную на холистической эпистемологии.

    Находясь во Франкфурте, Лора Перлз (в девичестве - Познер) проявляла сильный интерес к экзистенциональным философам. Она была лично знакома с Мартином Бубером и Полом Тиллихом и их лекционным материалом. Основные положения экзистенциальной философии и феноменологический метод стали философской основой Гештальт-терапии.

    Феноменологический метод исходит от Эдмунда Гуссерля. Он считал, что философия не должна изучать Вселенную научным образом, а должна рассматривать человеческое существо изнутри, собственно феномен сознания и его структуру, то, как внешние объекты переживаются человеком и предстают в его сознании. Он также утверждал, что сознание - это всегда сознание чего-то, что оно всегда направлено на реальный мир в попытке проинтерпретировать его с целью достижения смысла. Важным тезисом, выдвинутым Гуссерлем, было то, что сознание предуготовлено, другими словами - интенционально, "намеренно, умышленно". Мы переживаем что-то "определенным образом". Гуссерль пытался ухватить интрапсихическое, работу сознания в чистом виде. Путем "феноменологической редукции" он пытался "упростить" интрапсихическое до чисто субъективного и отсепарировать, отделить все объективное. То есть то, что появляется передо мной - это только феномен, чистое сознание, чистый опыт. Гуссерль нашел ключ к освобождению субъективности с помощью этого метода. Когда человек теряет иллюзии о себе, он становится ответственным за то, что привык считать "объективным" или объективностью. Нет объекта без субъекта, нет мира без Self, нет бытия без Self. Этот метод был применен во многих областях, особенно в психотерапии. Основная предпосылка экзистенциональных философов о существовании - это "бытие в мире" (In-der-Welt-Sein) и всегда это бытие означает бытие с Другими.

    Мартин Хайдеггер был также экзистенциальным философом, развивал идею о том, что человек - это возможность или потенциал. Он выброшен в мир, он свободен в выборе всех возможностей в каждый момент времени. С помощью этих выборов он строит себя. Возможность свободы сталкивает нас с тревогой. Данное мнение высказывал уже Кьеркегор. Он описывал это как величайшую экзистенциальную проблему, переживаемую как амбивалентная тревога. Определяя наши действия и осознавая это, мы становимся аутентичными. Свобода мыслей и вера приводят нас к субъективной ответственности.

    В ряду с таким пониманием и теорией Габриэля Марселя - Self определяет, различает себя через контакты с другими. Эта концепция близка к пониманию Мартином Бубером отношений "Я-Ты". Для Бубера бытие также фундаментально двойственно: нет Я без Ты или It (Оно).

    Бубер больше не рассматривает бытие происходящим из Self, а из "между". Фундаментальный факт человеческого существования - это человек с другим человеком, т.е. человек всегда находится в отношениях с чем-то или кем-то. В Буберовской антропологии общение - это то, что делает людей людьми. Подлинный Диалог начинается, когда "Я" вступает на территорию, где присутствует "Ты".

    Центральная концепция Гештальт-терапии - это "Self" - как система контактов. Здесь Self - в центральной позиции, и активный, и пассивный, что отвечает Буберовскому пониманию. Бубер, а позже Перлз выделяли автономность, свободу, обращение и ответ - как основы для подлинного Диалога. В то время как Бубер считал принцип "Я и Ты" окончательным, Перлз был склонен рассматривать его как ведущий к окончательному (средство, способ закончить). Отношения "пациент - терапевт" в Гештальт-терапии строятся во многом на Буберовском понимании, акцентируясь не на переносе, а на контакте и Диалоге. Габриэль Марсель и Мерло-Понти делают похожий акцент на межличностных отношениях как интерсубъективных, горизонтальных отношениях с взаимовлияющими субъективностями (co-subjective).

    «Лаура Перлз Некоторые аспекты Гештальт-терапии Всегда, когда меня просят написать статью или выступить ex cathedra в качестве «авторитета» в теории и практике гештальт-терапии, я...»

    Лаура Перлз

    Некоторые аспекты Гештальт-терапии

    Всегда, когда меня просят написать статью или выступить ex cathedra в

    который видела много лет назад.

    Вечером перед этим я читала стихотворение Кроу Рэнсома

    «Эквилибристы». Оно завершается строкой: «Оставьте их лежать опасными и

    прекрасными.»

    В моем сне я шла по пляжу, где и встретила Пола Гудмена и его сына

    Мэтью. Они собирали раковины и камешки. Я сказала:

    Не собирайте их; когда они высохнут. Раковины сломаются, камешки посереют и потускнеют. Оставьте их лежать опасными и прекрасными (в оригинале стихотворение рифмованное – Я.К.) Это мое существование: я, Пол и Мэтью, учитель и ученик, наблюдатель и классификатор. Я – раковины и камешки, хрупкие и тусклые, выброшенные на берег, на милость ученых и собирателей. Я пляж, вечнодвижущаяся береговая полоса, где сухое прошлое периодически оживляется и увеличивается или уменьшается волнами настоящего. Я также и море, постоянно обновляющаяся, ритмически движущаяся жизненная сила. И я поэт, знающий то, что ученые забыли.

    Я только что дала вам несколько укороченный пример работы со сном в гештальт- терапии. То, что я обнаружила, работая с этим сном, и то, что я пытаюсь сказать вам, особенно в применении к сегодняшнему вопросу, - это то, что сортировка и суммирование опыта гештальт-терапии в классы, помеченные как Теория, Техники, Расширения и Ожидания Достижений, совершенно не резонируют с холистической и организмической философией гештальта.



    Мне больше нравится думать о любой теории, включая Гештальт, как о рабочей гипотезе, дополнительном конструкте, который мы строим и приспосабливаем к целям коммуникации, рационализации и оправдания нашего особого личного подхода. Эти семантические конструкты, если они согласованны и целостны сами по себе, могут быть, как, например, работа Фрейда, великими произведениями искусства и как таковые, быть точными выражениями и поддержкой опыта и развития многих людей в определенной культурной ситуации. Но, как это случается с любым фиксированным гештальтом, они могут при других обстоятельствах стать препятствием в развитии человека, отношений, группы или целой культуры.

    Это прямо приводит меня к базовому (для меня) понятию в гештальттерапии – континууму осознания, свободно текущему формированию гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношений или группы, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта.

    Контакт возникает в любой актуальной ситуации в настоящем, в единственный момент, когда возможны переживание и изменение. Когда бы мы ни думали и ни говорили о прошлом, наши воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия присутствуют здесь и теперь и относятся к настоящему. Когда бы мы ни говорили о будущем, мы фантазируем, планируем, надеемся, ожидаем, собираемся, стремясь к тому, или ужасаясь тем, где мы находимся здесь и теперь, в настоящей ситуации. Гештальт- терапия – это («проживательный») и экзистенциальный, экспериентальный экспериментальный подход, который основывается на том, что есть, а не на том, что было или будет. Интерпретации не нужны, когда мы работаем с тем, что доступно пациенту и терапевту в актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментировать посредством этого всегда возрастающего осознания.

    Контакт – это граничный феномен между организмом и окружением.

    Это признание другого и взаимодействие с ним. Граница, где встречаемся Я и другой, есть локус эго-функций идентификации и отчуждения, сфера возбуждения, интереса и любопытства, страха и враждебности.

    Эластичность границы определяет континуум осознания: если нет препятствий для сенсорных и моторных функций, происходит непрекращающийся обмен и рост (Карл Витакер называет это растущим краем) и постепенное расширение общей почвы для коммуникации.

    Когда границы становятся фиксированными, мы имеем, в лучшем случае, обсессивную личность, сильный «характер» с фиксированными принципами и привычками, кто правильно живет согласно закону и порядку, принципам, гордости и предрассудкам. В худшем случае мы получим кататоника, который может внезапно вырваться из своего заточения в неконтролируемой и разрушительной ярости.

    Когда границы разрушены или размыты, дверь открыта для интроекции и проекции. В лучшем случае мы имеем инфантильного потребителя, жадного интроектора, для которого счастье идентично состоянию полного слияния и который воспринимает другого как угрожающего и враждебного. В худшем случае мы имеем эмоционально безразличного дезориентированного шизофреника со странным или отсутствующим самовыражением, который может дегенерировать в полностью отчужденную и изолированную не-личность.

    Контакт возможен только в той степени, в которой доступна поддержка для него. Поддержка – это общий задний план, на фоне которого выделяется (существует) и формируется значимый гештальт. Это и есть значение: отношение фигуры к своему фону.

    Поддержка – это все, что облегчает текущую ассимиляцию и интеграцию опыта для человека, отношений или общества: первичная физиология, прямая поза и координация, чувствительность и мобильность, язык, привычки и обычаи, социальные правила и отношения и все, что мы можем приобрести или выучить в течение нашей жизни; короче, все, что мы обычно принимаем как гарантированное и на что полагаемся, даже и особенно наши привязанности и сопротивления – фиксированные идеи, идеалы и поведенческие шаблоны, которые стали второй натурой именно потому, что могли поддержать во время своего формирования. Когда они переживают свою полезность, они становятся блоками (препятствиями) для текущего жизненного процесса. Мы застываем в тупике, на перепутье, в параличе, подобном смерти.

    В гештальт-терапии мы деавтоматизируем эти вторичные автоматизмы, оставаясь с очевидно неразрешимым конфликтом и исследуя каждую доступную деталь: мышечные напряжения, возникающую в результате нечувствительность, рационализации, удерживание статус кво, интроекции, проекции и т.д. Альтернативы становятся возможными и доступными с повышением осознания и сопровождающими инсайтами, ресенситизацией и ремобилизацией. Тупик превращается в текущую проблему, с которой можно справиться и принять за нее ответственность здесь и теперь.

    Это приводит нас к вопросу о техниках. Как гештальт-терапевт я предпочитаю говорить о стилях как унифицированных способах выражения и коммуникации. В гештальт-терапии существует столько же стилей, сколько терапевтов и пациентов. Терапевт применяет себя в ситуации и к ситуации с тем жизненным опытом и профессиональными навыками, которые он ассимилировал и интегрировал как свой фон (задний план), который дает значение текущему осознанию его и пациента. Он постоянно удивляет не только своих пациентов и группы, но и себя.

    Терапия сама по себе есть процесс инноваций, в котором пациент и терапевт постоянно открывают себя и друг друга и постоянно изобретают свои отношения.

    К сожалению, в результате многочисленных демонстраций и распространения фильмов о работе Фрица Перлза только тот подход, что он использовал в последние три или четыре года жизни, стал широко известен как гештальт-терапия. Его работу со сновидениями имитировали как «настоящую»

    технику гештальта многие нетренированные и неопытные групповые лидеры, используя ее механистически, упрощенно, как трюк. Но, не рассматривая сложности ситуации, не осознавая ограничения – собственные и пациентов, имитаторы не просто ошибаются, а ведут себя неаутентично и безответственно.

    Не существует амплификаций в техниках гештальт-терапии. Гештальттерапия сама по себе – постоянная амплификация всеми доступными средствами в любом возможном и желательном направлении.

    Лично я много работаю с телесным осознанием: дыханием, позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения; с жестами, выражением лица, голосом, языком и использованием его особенным идиосинкразическим способом. Я буду работать с музыкантом за его инструментом и с писателем – над его рукописью. Я работаю со сновидениями и фантазиями, чтобы облегчить идентификацию или реидентификацию с отчужденными или неразвитыми частями личности.

    Я работаю с очевидным, с тем, что непосредственно доступно осознанию

    Моему или пациента. Забавно, что мы используем латинское слово «obvious»

    (ср. русское «очевидный» - Я.К.), описывая что-то слишком простое, тривиальное, чтобы об этом беспокоиться; и греческое слово «проблема» – в противоположном смысле: описывая серьезную трудность, о которой нужно беспокоиться, которую нужно диагностировать, прорабатывать, решать, преодолевать и т.д. Но лингвистически оба слова имеют одинаковое значение - а именно: то, что находится прямо перед вами, у вас на дороге. Терапевтические возможности случайного переворота в языке слишком очевидны, чтобы о них говорить!

    Я также не хочу говорить о Достижениях. В гештальт-терапии мы поощряем и облегчаем продолжающийся процесс осознания того, что есть, и мы прекращаем терапию, когда пациент испытывает ту степень интеграции, которая облегчает его собственное развитие.

    Похожие работы:

    «Пудога. Конашков Ф.А. Илья Муромец. № 77. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ А не волна ли с волной сволноваласе, А не волна-то - ведь Клин-царь, А сволновалсе-то со татарами; А ведь собрал тут тотары неверныих. 5. - "Ай же ты, тотарин со тотарами, А и сколько ты с...»

    «Баринова Светлана Геннадьевна ДЕТЕРМИНИЗМ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В КОНЦЕПЦИИ АРИСТОТЕЛЯ В статье рассматриваются идеи детерминизма и научное познание в учении Аристотеля, он выступает как основоположник диалектического детерминизма. Его концепция детерми...»

    « посвящена криминалистической характеристике лиц, совершающих преступления, связанные с торговлей людьми. Автор считает необходимым проводить такого рода изучения, что...» области" достаточно разнообразный характер. [Максимов 1895: 103]. Таким образом, в Симбирской губернии во второй полоСтатья...» становится в целом эффективнее, если удается повышать профессионализм всех кто, способствует улучшению спортивных результатов.При этом квалификация тренеров юниоров это в конечном с...»

    2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.