• Серебристая дорога ты зовешь меня куда анализ. Есенин Сергей - Серебристая дорога

    Серебристая дорога,
    Ты зовёшь меня куда?
    Свечкой чисточетверговой
    Над тобой горит звезда.

    Грусть ты или радость теплишь?
    Иль к безумью правишь бег?
    Помоги мне сердцем вешним
    Долюбить твой жёсткий снег.

    Дай ты мне зарю на дровни,
    Ветку вербы на узду.
    Может быть, к вратам Господним
    Сам себя я приведу.

    Читает Р.Клейнер

    Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
    С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

    Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
    И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
    Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
    Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
    Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

    Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
    Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

    «Дорогие мои, хор-рошие…»

    С. А. Есенин. «Серебристая дорога».

    Стихотворение написано в 1918 году. Тема философская – поиски смысла жизни, попытка обрести себя и сохранить душевную чистоту.

    Мотив дороги и движения, звезды как судьбы.

    Ключевые образы: лирический герой, дорога, звезда.

    Сопутствующие образы: жёсткий снег, заря.

    Верба, врата господни.

    В стихотворении раскрывается движение образов чувств. Лирический герой испытывает тревогу, потому что не знает, куда зовёт его «серебристая дорога». Он не знает, какая судьба его ожидает, что пророчит ему звезда: грусть или радость. Обращаясь к звезде, он умоляет её дать ему зарю и ветку вербы, надеясь прийти к вратам господним.

    Образ дороги создаётся с помощью эпитета «серебристая», риторического обращения и риторического вопроса. Образ звезды создаётся с помощью сравнения «свечкой чисточетверговой». Здесь звучит религиозный мотив: Чистый четверг – это время очищения. В тайную вечерю Иисус мыл ноги своим ученикам во имя высшей справедливости и предсказал события пятницы: предательство Иуды, свой арест и мучения, отречение Петра.

    Образ лирического героя создаётся с помощью риторических вопросов во второй строфе, с помощью побудительных предложений в третьей строфе.

    Стихотворение написано четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев. Рифмовка женская (дорога – четверговой), мужская (куда – звезда). Способ рифмовки – перекрёстный.

    Строфа – катрен.

    Поэт использует инверсию: свечкой чисточетверговой, сердцем вешним, к вратам господним. Антитеза: сердце вешнее (весеннее) и жёсткий снег.

    Религиозные мотивы: верба – символ Благовещения.

    Путь лирического героя – это стремление к самоочищению, самосовершенствованию.

    Обратимся к стихотворению с аналогичными мотивами. Возьмём стихотворение «Отвори мне, страж заоблачный». Общим является мотив врат (дверей). Куда стремится лирический герой как к совершенству. Обращение к звезде (или к стражу заоблачному) с просьбой о помощи. В первом стихотворении лирический герой просит звезду помочь «долюбить … жёсткий снег» (не утратить доверия и любви к жизни, как бы сурова она ни была). Во втором стихотворении лирический герой просит вернуть коня, которого увёл белый ангел (конь – символ души).

    В контексте национального литературного процесса это стихотворение Есенина можно сопоставить со стихотворением Блока «Я вышел в ночь – узнать, понять». Объединяет оба произведения мотив пути, стремление лирических героев раскрыть смысл жизни. Блок, как символист, использует в своём стихотворении символические образы, имеющие много значений, использует мотив намёков, недосказанности. Есенин – имажинист, главное для него создать яркий образ, у него присутствуют религиозные мотивы.

    «Вижу сон. Дорога чёрная…» Сегрей Есенин

    Вижу сон. Дорога чёрная.
    Белый конь. Стопа упорная.
    И на этом на коне
    Едет милая ко мне.
    Едет, едет милая,
    Только нелюбимая.

    Эх, берёза русская!
    Путь-дорога узкая.
    Эту милую, как сон,
    Лишь для той, в кого влюблён,
    Удержи ты ветками,
    Как руками меткими.

    Светит месяц. Синь и сонь.
    Хорошо копытит конь.
    Свет такой таинственный,
    Словно для единственной —
    Той, в которой тот же свет
    И которой в мире нет.

    Хулиган я, хулиган.
    От стихов дурак и пьян.
    Но и все ж за эту прыть,
    Чтобы сердцем не остыть,
    За березовую Русь
    С нелюбимой помирюсь.

    Анализ стихотворения Есенина «Вижу сон. Дорога чёрная…»

    По воспоминаниям Софьи Толстой, последней супруги поэта, произведение появилось в июльскую ночь 1925 г. Диссонансы земной любви, служащие главной темой художественного текста, сближают его с другими творениями позднего периода. Есенинский герой порой безжалостен к своим подругам: одну обвиняет в неискренности «лукавой страсти», другую презирает, в открытую сообщая о своих чувствах. Сквозь пелену негативных эмоций пробиваются нечастые упоминания о светлой мечте. Субъект речи грезит об идеальной возлюбленной. Ее черты слабо отражены в лицах нелюбимых спутниц и напоминают «отзвук» или «тень». Красота воображаемой избранницы величава и даже холодна, но способна взволновать душу «до дна». Притягательная сила ее прелести сродни чарам волшебницы.

    «Вижу сон…» представляет еще одну вариацию противоречивого любовного переживания. Участниками ситуации являются лирический герой и два женских образа: «нелюбимая» и единственная, существующая как мечта, таинственно сияющая в ночи.

    Начальная строка указывает на условность художественного пространства, порожденного сном героя. Черно-белые акценты воображаемого пейзажа не типичны для обычно богатой есенинской палитры. Подобная лаконичность, даже скупость колористики приводит некоторых литературоведов к выводу об апокалипсических мотивах стихотворения: нелюбимую связывают с образом смерти, спешащей к лирическому «я».

    В тексте сильно фольклорно-песенное начало, которое поддерживается традиционным «танцевальным» размером - четырехстопным хореем. Действуя по законам сказки или лирической песни, герой молит березу, призывая ее в чудесные помощницы.

    Третье шестистишие изменяет стремления лирического субъекта. Мысль о переменах приходит во время наблюдения за красивым, ровным и уверенным шагом коня, пересекающего спокойное, освещенное загадочным лунным светом пространство. Еще одним фактором, стимулирующим пересмотр жизненных ориентиров, служит трагическое осознание невозможности личного счастья: идеальная возлюбленная - лишь плод воображения.

    Финальный эпизод демонстрирует итоги размышлений: герой, поэт и хулиган, готов принять действительность. Он намеревается примириться с нелюбимой или с неизбежностью смерти, если принять во внимание танатологическую трактовку образа всадницы. На смену недосягаемому женскому идеалу приходит патриотический образ, благодаря которому стала возможной духовная трансформация.