• Синтетические и аналитические средства выражения грамматических значений. Основные способы выражения грамматических значений

    Грамматический способ – материальное выражение грамматических значений (как реляционных, так и деривационных). Грамматические значения выражаются не непосредственно фонемами (или тем более звуками речи), а известными техническими комбинациями из фонетического материала, являющимися грамматическими способами.

    Способы выражения грамматических значений – способы образования форм слова.

    Грамматических способов, используемых в языке, ограниченное количество

    I. СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений в самом слове:

    Аффиксация (от лат. affixus – прикрепленный) – образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов, инфиксов, постфиксов (стол, стола, столу и т.д.; делать – сделать, писать – написать и т.д.; оправдать – оправдывать, разменять – разменивать и др.

    Флексия (лат. flexio – сгибание, переход) – то же, что окончание; словоизменительная морфема, выражающая в словоформах русского языка значение рода, числа, падежа и лица, а также служащая для выражения морфо-синтаксических отношений. Например, флексия -а в словоформе вода выражает значения женского рода, единственного числа, именительного падежа, флексия -ыми в словоформе зелеными выражает значения мн. числа и твор. падежа.

    Внутренняя флексия (флексия основы) – изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений (чередование звуков): убирать – убрать, посылать – послать (чередование корневого гласного с нулем звука служит для различения несовершенного и совершенного вида), вез – воз (чередование корневого гласного служит для различения разных лексико-грамматических классов: глагола и существительного); запереть – запирать, умереть – умирать, набирать – набрать и т.д.

    Нулевая флексия – окончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по составлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено. Например, в сочетании пара сапог второе слово по соотношению с другими формами своей парадигмы (сапога, сапогу и т.д., сапоги, сапогам и т.д.) выделяет в своем составе нулевое окончание родительного падежа множественного числа.

    Агглютинация и фузия.

    Агглютинация (лат. agglūtinātio – приклеивание; термин ввел Фр. Бопп) – способ образования форм слова и производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым, лишенным внутренней флексии, основам или корням (отметим, что каждый аффикс имеет только одно грамматическое значение, равно как каждое значение выражается всегда одним и тем же аффиксом): в турецком языке ода значит «комната», лар – суффикс множественного числа, да – суффикс местного падежа (на вопрос где?); при соединении данных элементов получается одаларда со значением «в комнатах»; ара (казах. «пила») + га (Д.п. ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = ара-лар-га (Д.п. мн. ч.); бала (тат. «дитя») + га (Д.п. ед. ч.) + лар (И.п. мн. ч) = бала-лар-га (Д.п. мн. ч.).

    Фузия (лат. fūsio – сплав; термин ввел Э.Сепир) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава. Чаще всего происходит тесное морфологическое соединение изменяемого корня с многозначными нестандартными аффиксами, приводящее к стиранию границ между морфемами. Сюда относятся:

    1. сплетение приставки и корня, в результате чего один и тот же звук принадлежит обеим морфемам: приду (при + иду), разевать (раз + зевать) и т.д.;
    2. слияние конечного звука корня с начальным звуком суффикса: расти (раст + ти);
    3. двоякая роль суффикса: Свердловская область (Свердлов + -ск + -ск + -ая, где первое -ск входит в основу существительного, второе -ск должно было служить суффиксом относительного прилагательного);
    4. сплетение частей в сложном слове в результате выпадения одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых слогов (гаплология): дикобраз (дик + о + образ), минералогия (минерал + о + логия), морфонология (мор + фо + фонология).

    Агглютинация свойственна большинству языков Азии, Африки и Океании (в которых имеются аффиксы), фузия – в основном свойство индоевропейских языков, хотя и в них есть элементы агглютинации. К примеру, в рус. яз. случаи агглютинации проявляются в префиксации, т.к. префиксы в рус. яз. однозначны, стандартны при разных частях речи и их присоединение к корням не имеет характера тесного сплавления: бежать, пере-бежать, вы-бежать, за-бежать, у-бежать, до-бежать.

    Ударение – перестановка ударения: насЫпать – насыпАть;разрЕзать– разрезАть;зАмок–замОк и т.д.

    Супплетивизм (от позднелат. suppletivus – дополняющий) – образование форм одного и того же слова от разных корней. Корневые морфы таких словоформ лишены формальной (фонематической) близости и потому не могут объединяться в одну морфему. В русском языке встречается С. форм единственного и множественного числа существительных (человек – люди, ребенок – дети), падежных форм личных местоимений – форм именительного падежа, с одной стороны, и косвенных падежей – с другой (я – меня, мне; мы – нас, нам; он, она, оно – его, ему, ей, ее и т.п.), сравнительной степени прилагательных и наречий (хороший – лучше, плохой – хуже, много – больше, мало – меньше), краткой формы прилагательного (большой – велик), форм прошедшего времени глагола (идти, идут, идущий – шел, шла, шедший), видовых пар глагола (брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать).

    Редупликация (лат. reduplicatio – удвоение) – способ выражения грамматического значения, заключающийся в полном или частичном удвоении (повторе) основы: еле-еле, честь честью, рад-радешенек, рука об руку, белый-белый, чуть-чуть, синий-синий, жили-были, долго-долго и т.д.

    II. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ – выражение значений вне слова: пишу – буду писать, красивый – более красивый и т.д.

    III. СМЕШАННЫЙ СПОСОБ – сочетание элементов синтетического и аналитического способов в образовании форм слова: в книге (предлог и падежное окончание); я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

    В зависимости от ГЗ и способа его выражения различается и сам строй языка: аналитические и синтетические языки.

    Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения (отношения между словами в предложении) выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения. К аналитическим языкам относятся, например, языки английский, французский, итальянский, испанский, болгарский, датский и др.

    Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм и т.д., т.е. формами самих слов). Для выражения отношений между словами в предложении могут быть использованы также элементы аналитического строя (служебные слова, порядок знаменательных слов, интонация). К синтетическим языкам относятся, например, древнегреческий, латинский, старославянский, русский, немецкий, литовский и др.

    ГЗ выражаются при помощи различных грамматических средств (=грамматических показателей, формальных показателей).

    В русском языке существуют следующие средства выражения грамматических значений.

    1. Основные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

    1) окончания (=флексии) выражают ГЗ форм рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: моей новой недописанной книги ; падежа числительных: двадцати двум ; лица, числа, рода глагола: пишу , писала и буду писать .

    2) формообразующие аффиксы :

    а) суффиксы – прошедшего времени глагола говорил , писал а, передвигал ись; сравнительной и превосходной степени прилагательных быстрее , сильней , новейш ий; видовые формы глагола узнава ть, переделыва ть, толкну ть.

    б) префиксы – видовые формы глагола на писать, про читать ; формы превосходной степени сравнения прилагательных: наи лучший, наи умнейший .

    в) постфиксы – формы залога мыться , увлекаться , гнуться .

    2. Дополнительные внутрисловные средства выражения грамматических значений:

    1) ударение – только ударение: падежные формы дома (И.п. мн.ч.) – до ма (Род. п.ед.ч.), воды (Род. п.) – во ды (мн.ч.); ударение +аффиксация: формы лица глагола: пишу (1 л.) – пи шешь (2 л.), формы вида: вста ть (сов.) – встава ть (несов.); ударение + чередование звуков: жены (Род.п. ед.ч.) – жё ны (Им.п., ед.ч.).

    2) чередование звуков в основе – падежные формы существительного: же на (Им.п., ед.ч.) – жё ны (Им.п., мн.ч.), чередование с нулём звука в падежных формах: со н (И.п.) – сна (Р.п.); видовые формы глагола: извест ить – извещ ать ; личные формы глагола: кач у (1 л.) – кат ишь (2 л.) и т.д.

    3) интонация – грамматические формы повелительного наклонения: иди!, сядь!, пишите! ;

    3. Внесловные средства выражения грамматических значений:

    1) предлоги – в единстве с флексиями являются средством выражения падежных значений: о работе (объектное значение П..п.), на работе (локальное значение П. п.), у дома (Р..п.), к дому (Д.п.);

    2) вспомогательные слова – формы сослагательного наклонения глагола: частица бы сходил бы, встретился бы ; формы будущего времени глаголов несовершенного вида: глагол-связка быть: буду, будешь, будем … читать; формы степеней сравнения прилагательных и наречий: более глубокий, самый замечательный, более детально .

    В зависимости от характера средства выражения грамматического значения, грамматическая форма слова может быть представлена или одной словоформой скажу, скажи , или сочетанием двух словоформ: знаменательного слова и служебного слова (глагола-связки, частицы) буду говорить , говорил бы . В первом случае перед нами синтетические морфологические формы, а во втором - аналитические словоформы. В русском зыке существуют также супплетивные словоформы, которые в составе морфологической парадигмы образованы от разных лексических основ с тождественным лексическим значением: а) формы ед. и мн. числа существительного - человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), б) сов. и несов. вида глагола: класть (несов.в.) – положить (сов.в.); в) времени глагола: иду – шёл ; г) падежные формы местоимений: я – меня , он – его ; д) сравнительной степени прилагательных: хорошо – лучше .

    Следовательно, существует 3 способа выражения грамматического значения в слове:

    1. Синтетический , при котором средства выражения грамматических значений находятся в самом слове.

    2. Аналитический , при котором средства выражения грамматических значений находятся вне слова.

    3 Супплетивный , при котором грамматическое значение выражается в словоформах одной лексемы, образованных от разных корней.

    В морфологической парадигме одного слова могут присутствовать словоформы, образованные всеми тремя способами. Например, идти, иду, шёл, буду идти .

    Вышеперечисленные средства и способы выражения грамматического значения связаны с образованием словоформ в составе морфологических парадигм, поэтому их называют парадигматическими . Помимо парадигматических, грамматические значения могут быть выражены синтагматическими средствами – при помощи других словоформ, с которыми сочетается данная в составе синтагмы (в словосочетании и предложении).

    В случае речевого употребления грамматически изменяемых слов парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют дуг друга. Например, в словосочетании новый костюм, новые костюмы значения числа выражены в окончаниях и существительного и прилагательного. Если в речи функционирует грамматически не изменяемое слово, в котором парадигматические средства выражения ГЗ отсутствуют, то единственным способом обнаружения грамматического значения является синтагматика – грамматическая сочетаемость: новое пальто новые пальто, новых пальто и т.д.

    Русский язык флективный, ему характерен синтетический способ выражением ГЗ. Однако в 20 веке наблюдается тенденция к повышению степени аналитизма. Около 2000 неизменяемых слов, грамматические значения которых выражаются вне этого слова. Появляются аналитические (неизменяемые) прилагательные платье беж, брюки клёш .

    При определении грамматических значений словоформ необходимо учитывать все средства выражения грамматических значений в комплексе.

    1. Грамматическая категория.

    Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставленные друг другу), составляют грамматическую категорию .

    Е.В. Клобуков : «Грамматическая категория – это системное противопоставление всех однородных грамматических значений, выражаемых формальными грамматическими средствами» (2005, с. 498).

    Л.И. Рахманова : «Грамматическая категория обобщает соотносительные и противопоставленные друг другу грамматические значения, находящие своё выражение в определенных грамматических формах».

    Грамматическая (=морфологическая) категория – это двусторонняя языковая единица, представленная единством грамматической семантики, морфологических форм слова и их формальных показателей, выражающих эту семантику. В рамках грамматической категории морфологические значения слова противопоставлены другим морфологическим значениям, выраженным формальными показателями.

    С семантической точки зрения, грамматические категории представляют набор однородных, но противопоставленных грамматических значений; с формальной точки зрения, грамматические категории представляют собой набор грамматических форм, выражающих это грамматическое значение.

    Краткая русская грамматика (В.В. Лопатин) : «Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями» (КГ, 1989, с. 11).

    ГК = МК принадлежат наиболее общим грамматическим классам слов – знаменательным частям речи: существительным, прилагательным, числительным, глаголам, местоимениям.

    Грамматические категории имеют парадигматическую организацию . Парадигма – это система грамматических форм, объединенных интегральным значением и противопоставленных друг другу одновременно компонентами грамматического значения, имеющими формальные средства выражения. Противопоставление рядов форм в пределах грамматической категории осуществляется на основе наличия или отсутствия у противопоставляемых форм одного из формально выраженных частных грамматических значений. (Там же). Например, внутри категории рода существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода.

    Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами в составе категории, образуют оппозиции.

    Различаются привативные и эквиполентные оппозиции:

    В привативных оппозициях противопоставлены сильный (+) и слабый (-) член оппозиции. Сильный член оппозиции характеризуется наличием определенного компонента грамматического значения, а слабый член оппозиции характеризуется отсутствием данного компонента значения.

    Совершенный вид глагола (+) выражает ГЗ ‘действие, ограниченное пределом’, несовершенный вид (-) – ‘длительное действие, не имеющее предела’.

    Изъявительное наклонение глагола (+) выражает ГЗ ‘реально происходящее действие’,

    Повелительное и сослагательное наклонения (-) – ‘нереальное (желаемое, возможное) действие’.

    В эквиполентных оппозициях противопоставлены в равной степени специфичные члены, каждый из которых противопоставлен всем остальным.

    Женский род, мужской род, средний род; единственное число – множественное число.

    Различаются бинарные оппозиции, в которых противопоставлены два члена друг другу, и небинарные оппозиции, включающие большее число противопоставлений.

    Словоизменительные категории, если в парадигме одной лексемы представлено не менее двух значений этой грамматической категории (категории числа и падежа, времени глагола).

    Классифицирующие категории, если в парадигме одной лексемы представлено одно грамматическое значение категории – категория рода существительного.

    Грамматические категории носят обязательный и регулярный характер для всех слов одной части речи; они характеризуют знаменательные части речи и определяют их морфологическую специфику. Они по-разному распределяются между частями речи: существительные – род, число, падеж; глагол – вид, залог, наклонение, время, лицо, число, род. ГК, характеризуя слова разных частей речи, находятся в отношениях иерархического соподчинения. Например, категория падежа характеризует существительные, прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Но базовой является категория падежа существительных. ГК носят системно-иерархический характер и внутри одной части речи. Так, базовыми глагольными категориями являются вид, залог, время и наклонение, т.к. характеризуют само действие, названное глаголом. Категория лица носит коммуникативно ориентированный характер, категории числа и рода – синтагматически (синтаксически) обусловлены сочетанием глагола с существительными. ГК находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению: вид и время глагола, лицо глаголов и местоимения, число существительного и других частей речи.

    Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike
    techne-
    букв. "письменное искусство" - от gramma "буква") неоднозначен: он обо­значает и науку - раздел языковедения, и объект этой науки - объ­ективно существующий в каждом языке грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле-как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уров­нях его структуры, либо (чаще) в более узком смысле - как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей - из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. Первыми правилами занимается морфология, вторыми – синтаксис.

    Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с ка­кими-то чертами передаваемого содержания. Грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т. е. между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами понимания выражае­мых смыслов, правилами перехода от воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к закодированному в нем плану со­держания.

    Те элементы содержания, которые стоят за грамматиче­скими правилами, называют грамматическими значениями . Грамматические значения представлены, конечно, не только в отдельных словах и их формах, но в еще большей мере - в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями, Ударением и т. д., то в словосочетании и предложении к этим грамма­тическим средствам присоединяются другие - порядок расположения слов, интонация, служебные слова, обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические средства (или способы), применяемые в языках, являются формальными показателями соответствующих грамматических значений.

    Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, как бы мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том, что в создании целостного значения высказывания, а также значения всех его осмысленных частей грамматические значения играют весьма су­щественную роль, ничуть не меньшую, чем лексические значения ис­пользованных в высказывании слов. Ср., например, сочетания подарок жены и подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и полу­чается совсем другой смысл); или достань палку! и достань палкой!; или - с более тонким различием - выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в -последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения создает добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и то же слово вперед, употреб­ленное в качестве однословного предложения с повелительной инто­нацией (Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?). Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его аде­кватным выражением мысли.

    Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение Петров - студент. Слова, входя­щие в состав этого предложения, выражают два лексических значе­ния: 1) имя собственное Петров выражает представление о конкрет­ном лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но зна­чение предложения Петров - студент не сводится к простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается в на­рочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты». Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

    1) Значение утверждения некоторого факта (ср. вопрос о факте при другой, вопросительной, интонации: Петров студент?).

    2) Значение нарочитого отождествления (в определенном отноше­нии) двух мыслимых единиц (ср. попутное упоминание о тождестве тех же единиц в Студент Петров не явился на экзамен).

    3) Значение отнесенности факта к настоящему моменту (или пе­риоду) времени, что выражено здесь отсутствием глагола (ср.: Петров был студентом, Петров будет студентом).

    4) Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола (ср.: Петров был бы студентом, если бы не провалился на вступительных экзаменах или Будь Петров студентом, он получил бы место в общежитии).

    5) Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в дру­гом слове отсутствием окончания (ср. Петровы-студенты).

    6) Далее оба существительных относятся к мужскому грамматиче­скому роду, что в данном случае, поскольку это существительные, обозначающие лиц, указывает на мужской пол (ср. Петрова - сту­дентка).

    Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями . Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставлен­ных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями. Грам­матические категории чрезвычайно разнообразны. Так, есть категории двучленные, например, в современном рус­ском языке число (единственное: множественное), глагольный вид (совершенный: несовершенный); трехчленные, например, лицо (пер­вое: второе: третье); многочленные, например, в русском и многих других языках - падеж.

    Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших отделаморфологию , или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи (и вообще единиц, больших, чем отдельное слово). Разделение на морфологию и синтак­сис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоя­щие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете синтаксических функций этих форм, т. е. их функций в рамках словосочетания и предложения. В составе «грамматики слова» выделяются область, связанная с образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с образованием грамматических форм слова. Первую область называют наукой о словообразовании (иногда дериватологией), вторую - собственно морфологией.

    Грамматический способ - это совокупность классов грамматических форм с однородными средствами выражения грамматических значений. Абстрактных грамматических способов без учёта грамматических форм и значений не бывает. Способы выражения грамматических значений делятся на две большие группы: синтетические и аналитические.

    При синтетическом способе лексическое и грамматическое значение слова выражается его формой. К синтетическим способам выражения грамматических значений относят аффиксацию, агглютинацию, флективность и морфемы-операции. При аналитическом способе выражения грамматических значений лексическое и грамматическое значения выражаются раздельно. К аналитическим способам выражения грамматических значений относят служебные слова и порядок слов. Соответственно, в соответствии с преобладанием синтетических или аналитических способов выражения грамматических значений в языке языки условно делятся на синтетические и аналитические.

    Синтетические способы.

    • 1. Аффиксация - это наиболее употребительный способ. При нём грамматические формы образуются при помощи аффиксов, материально выраженных, либо нулевых, присоединяемых к формообразующей основе: например, дом - дома, делать - сделать - сделал;
    • 2. Агглютинация. При данном способе выражения грамматических значений каждое грамматическое значение выражается отдельным стандартным аффиксом, а каждый аффикс имеет свою функцию. Формообразующая основа остаётся, как правило, неизменной. Например: в казахском языке суффик -лар- обозначает множественное число, а суффикс -га - дательный падеж. Тогда если ребёнок, по казахски, - бала, то дети - балалар, а детям - балаларга, еслы девушка - кыз, то девушки - кызлар, а девушкам - кызларга. Данный способ используется в языках агглютинативного типа (тюркские, финно-угорские, японский и т. п.);
    • 3. Флективность. При флективности словоизменение осуществляется посредством аффиксов или флексий. Одна и та же флексия способна передавать несколько грамматических значений. Здесь мы также сталкиваемся с явлением фузии - взаимопроникновением между формообразующей основой и аффиксами. Это можно считать тавтологией, но флективность характерна для языков флективного типа, к которым относятся большинство индоевропейских. Например: лететь - лечу, мужик - мужицкий (мужик и ск и ий получаем мужицкий);
    • 4. Морфемы - операции. При реализации данного способа выражения грамматических значений грамматические значения передаются супрасегментными морфемами:
      • А) Ударение. В этом случае грамматические значения выражаются путём сдвига ударения. Например, нас`ыпать - насып`ать, разр`езать - разрез`ать. Данный способ может в отдельных случаях наблюдаться даже в языках с фиксированным ударением.
      • Б) Чередования (внутренняя флексия). При внутренней флексии грамматические значения выражаются путём чередования корневой морфемы. Наиболее яркий пример:
        • - англ. Sing - sang - sung - song;
        • - foot - feet;
        • - man - men.

    В русском языке:

    • - друг [к] - друга [г] - друзья - дружественный;
    • - голый [л] - голь [л"];
    • - глядеть - гляжу.

    Во французском языке:

    • - doux - douce;
    • - oeil - yeux.
    • В) Редупликация (повторы). При реализации данного вида морфем - операций грамматические значение выражается путём полного или частичного построения корня, основы или целого слова. Например: русск. Еле-еле, чуть- чуть, большое-большое, думал-думал выражают усиление интенсивности действия или признака. Латинск. Mordeo (я кусаю) - momordi (я укусил). В ряде языков редупликация является нормативным способом образования множественного числа: китайский жень (человек) - жень-жень (люди), армянский gund (полк) - gund - gund (много полков). Редупликация как грамматическое явление широко распространена в полинезийских и других австронезийских языках: били - били, бил - бил, бери - бери, лава - лава.
    • Г) Супплетивизм. При реализации данного грамматического способа грамматические способы образуются путём полного изменения основы. Например, в русском языке: хорошо - лучше, плохо - хуже, я - меня и др. Во многих индоевропейских языках явление супплетивизма наблюдается у глаголов со значением «быть» и «идти».

    При реализации аналитического способа образования грамматических значений лексические и грамматические значения выражаются раздельно. Аналитический способ включает в себя способ служебных слов и способ порядка слов.

    При способе служебных слов грамматическое значение передаётся грамматическое значение передаётся с помощью сочетания знаменательного и служебного слова. Например, буду читать - значение будущего времени, почитал бы - значение условного наклонения, более красивый - значение степени сравнения.

    В качестве служебных слов выступают:

    • А) Артикли: англ. a/the apple (опр./неопр.).
    • Б) Предлоги: пошёл к сестре, гляжу на тебя, знаком с ней - уточняют падежные отношения.
    • В) Послелоги. Они функционально тождественны предлогам, но стоят после знаменательного слова, к которому относятся. Например, азерб. Йер балаларучун (детский сад) - буквально - «место для детей». «Учун» - послелог со значением «для».
    • Г) Частицы: хотел бы, где «бы» - частица, выражающая категорию условного наклонения глагола.
    • Д) Вспомогательные глаголы - это полнозначные слова, подвергшиеся де семантики: буду читать.

    Способ порядка слов, как способ выражения грамматических значений, наиболее продуктивен в языках с фиксированным порядком слов, таких, как, например, французский и английский. Однако, данный способ можно встретить и в русском языке: сравните двадцать человек (точно) и человек двадцать (приблизительно).

    Гибридный или смешанный способ выражения грамматических значений позволяет пользоваться одновременно аналитическими и синтетическими способами выражения грамматических значений в комплексе. Например, в русском языке значение предложного падежа (если его не конкретизировать) выражается и синтетически - падежной флексией, и аналитически - предлогом: на земле.

    Грамматическое поле - это совокупность грамматических единиц, объединенных общностью содержания и/или формальных показателей и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений.

    Грамматические поля, например:

    • - залоговое поле, представленное в языке как грамматическими (морфологизованными) единицами, так и единицами, находящимися на грани парадигматики и синтагматики (свободными и полусвободными словосочетаниями);
    • - синтагматические поля - словосочетания и другие синтаксические единицы как проявления семантической совместимости их компонентов, например, «идти» - «ноги», «лаять» - «собака»;
    • - совокупности структурных моделей предложений, объединяемых общностью семантические задания;
    • - например, в синтаксическом поле императивности включаются все модели, с помощью которых выражается приказание.

    Термин «поле» часто употребляется не дифференцированно наряду с терминами «группа» (лексико-семантическая группа, тематическая группа), «парадигма» (лексико-семантическая, синтаксическая парадигма) и др.

    Формальные и функциональные грамматики.

    Грамматика НС.

    Грамматика непосредственно составляющих возникла в рамках дескриптивной лингвистики. Грамматика НС - это формальный метод, при котором предложение рассматривается как совокупность непересекающихся элементов.

    Принцип разбора предложения по принципу НС предельно прост. Два рядом стоящих элемента объединяются в структуру, если он связаны синтаксически. Звучит на словах несколько туманно, но давайте посмотрим на пример.

    Пример, на русском языке:

    Фактически, предложение рассматривается как линейная цепочка элементов, объединяемая в блоки по определённым правилам.

    Подобный тип синтаксического разбора хорошо работает в случаях с прямым порядком слов, но если в языке порядок слов - свободный, как, например, в русском языке, то при подобном разборе возникают сложности, иногда непреодолимые, поскольку разбор становится либо бессмысленным, либо имеет место «пересечение» ветвей, что противоречит правилам НС. Кроме того, согласно правилам грамматики НС, простейшая конструкция обязана образовываться из двух элементов, расположенных непосредственно рядом. По-хорошему, на самом деле, сложности могут возникать даже при разборе предложений на английском языке.

    К тому же, такая грамматика, в отрыве от семантики уязвима как с точки объяснительной адекватности, так и с точки зрения порождения, т.е. фактически - предсказательной силы. То есть, если оценивать модель НС по трём критериям оценки моделей: объяснительной адекватности, описательной эффективности и предсказательной силы, то модель НС не представляется привлекательной. Недостатки грамматике НС в США попытались преодолеть при помощи ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ (ПОРОЖДАЮЩЕЙ, ГЕНЕРАТИВНОЙ) ГРАММАТИКИ.

    ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Н. Хомского в 50- 60-х гг. 20 в. и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для генеративной лингвистики типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики, иногда сокращенно называемые трансформационными грамматиками или порождающими грамматиками. Эта теория возникла в США как реакция на американский дескриптизм (см. Дескриптивная лингвистика) и метод (аппарат) синтаксического анализа предложения по непосредственно составляющим, но по своему значению вышла за пределы национальной лингвистической школы. Генеративная лингвистика выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: четко различаются «компетенция» - знание языка и «употребление» - использование языка в речевой деятельности. Трансформационная порождающая грамматика описывает прежде всего компетенцию говорящего.

    Структура этой грамматики имеет три основных компонента: синтаксический, семантический и фонологический, из которых главным, центральным, является синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к синтаксису интерпретирующие функции. В трансформационную порождающую грамматику вводится два уровня синтаксического представления:

    • - глубинный (глубинная структура) и поверхностный (поверхностная структура);
    • - задачей синтаксического описания является исчисление всех глубинных и поверхностных структур, а так же установление между ними строгого соответствия.

    Синтаксис содержит базовый и трансформационный субкомпоненты. База - система элементарных правил, предположительно близких для различных языков,- исчисляет ограниченное множество глубинных структур, прототипов будущих предложений. Первое правило базы:

    • S = NP + VP
    • - разлагает исходный символ предложения S на последовательность составляющих: NР - именную группу(являющуюся группой подлежащего) и VP - глагольную группу.

    В правой части правил возможны как нетерминальные, так и терминальные (конечные, далее неразложимые) символы.

    К терминальным относятся, в частности, символы частей речи: S - Sentence (Предложение), NP - Noun Phrase (Именная группа), VP - Verb Phrase (Глагольная группа), T - The (Артикль), Attr (A) - Attribute (Определение), N - Noun (Имя), V - Verb (Глагол), Aux - Auxiliary (Вспомогательный Глагол), Part - Participle (Причастие), Adv - Adverb (Наречие),представляемой в виде так называемого размеченного дерева непосредственных составляющих или в виде размеченной скобочной записи. Так, для порождения предложения «Хомский создал порождающую грамматику» правила базы построят примерно след, структурную характеристику: Согласно данному разложению, именная группа NP состоит из существительного «Хомский», глагольная VP состоит из вспомогательной части (Aux), содержащей грамматич. категорию времени, и главного глагола (MV - main verb).


    Главный глагол состоит из глагола (V) и именной группы прямого дополнения. Эта именная группа, в поверхностной структуре представленная как атрибутивное сочетание «порождающая грамматика», в исходной структурной характеристике содержит именную группу «грамматика» и вставленное (embedded) относительное предложение S2 «которая (= грамматика) порождает», разложение которого аналогично разложению матричного (matrix), т. е. главного предложения S1. Такая структура интерпретируется семантическим компонентом (все терминальные символы соответствии с сочетаемым, хранящимися в словарных статьях лексикона порождающей грамматики).

    Таким образом, структура НС уже разбиравшегося нами ранее предложения будет иметь следующий вид:

    Трансформационный субкомпонент порождает поверхностные структуры предложений из структур, полученных в результате действия базовых правил. Если глубинная структура состоит из системы вставленных друг в друга предложений, то трансформационные правила применяются циклически, начиная с наиболее глубоко вставленных предложений (таких, от которых уже не зависят никакие придаточные) и кончая главным предложением.

    С формальной точки зрения благодаря трансформациям могут совершаться четыре типа операций над символами: добавление, опущение (стирание), перестановка и замена символов. Содержательно трансформации выявляют регулярные соответствия между синонимичными предложениями типа:

    • - (1а) «Хомский создал теорию порождающих грамматик»;
    • - (1б) «Хомским создана теория порождающих грамматик»;
    • - (2а) «Оказалось, что теория порождающих грамматик неверна»;
    • - (2б) «Теория порождающих грамматик оказалась неверной» и т. п., а также между конструкциями, близкими по структуре и по смыслу;
    • - (3) «Теория порождающих грамматик объясняет язык»;
    • - (4а) «Теория порождающих грамматик стремится объяснить язык»;
    • - (4б) «Теория порождающих грамматик не стремится объяснить язык»;
    • - (4в) «Стремится ли теория порождающих грамматик объяснить язык?»
    • - (4г) «Стремление теории порождающих грамматик объяснить язык»;
    • - (4д) «Теория порождающих грамматик, стремящаяся объяснить язык» и т. д. Известно около двух десятков осн. трансформаций (процессов), в результате действия которых получаются основные типы синтаксических конструкций различных языков.

    Например:

    • - отрицательная трансформация создает отрицательного предложения типа 4б;
    • - вопросительная трансформация создает предложения типа 4в;
    • - трансформация пассивности строит предложения типа 1б из той же глубинной структуры, что и 1а;
    • - трансформация номинально преобразует предложение, напр. 4а, в именную группу типа 4г;
    • - трансформация преобразует предложение типа 4а в относит, предложение типа 4д;
    • - трансформация опущения именных групп при вставлении предложения типа 3 в структуру, лежащую в основе предложения типа 4а, опускает подлежащее вставленного предложения;
    • - трансформация подъема из структур, лежащих в основе предложения типа 2а, строит предложения типа 2б путем подъема подлежащего вставленного предложения в состав матричного;
    • - трансформация заменяет (в составе одного предложения) именные группы на возвратное местоимение (например, «Мама купила себе перчатки») и др.

    После трансформационного субкомпонента «работает» фонологический компонент, обеспечивающий фонетическую интерпретацию предложения. На выходе фонологического компонента предложение преобразуется в цепочку фонетических символов (сокращенно представляющих матрицу фонетических признаков). Формально в общем виде правила трансформационной порождающей грамматики имеют вид:

    А => Z / Х - Y

    Т. е. являются правилами подстановки, указывающими, что символ А преобразуется в цепочку символов Z, когда находится в окружении X слева и Y справа. Общее устройство этой грамматики можно представить в виде схемы.


    Генеративная лингвистика получила широкое развитие как в США, так и за их пределами в 60-х гг. 20 в. Она повысила требование лингвистического описания, задаваемого в форме исчисления. Привлекла внимание к ненаблюдаемым объектам синтаксиса, существование которых определяется косвенно. Способствовала выработке аппарата описания синтаксиса, сравнимого по детальности с аппаратом описания морфологии; ввела в лингвистику технику формализации описания, облегчающую, в частности, автоматизацию языковых процессов с помощью ЭВМ. Однако, сразу после выхода «Аспектов теории синтаксиса» Хомского (1965), отражавших этап так называемой стандартной теории, уже в рамках самой генеративной лингвистики возникли оппозиционные течения, напр, порождающая семантика, падежная грамматика. В 70-е гг. влияние идей генеративной лингвистики значительно ослабляется, вскрываются многие её слабые стороны, например, априорность в выделении исходных синтаксических единиц и правил базового компонента. Не ориентированность на моделирование речевой деятельности и, в частности, недооценка роли семантического компонента и прагматических факторов. Слабая применимость к описанию разноструктурных языков. В 80-е гг. идеи генеративной лингвистики продолжают развиваться Хомским и его учениками (так называемая «Расширенная стандартная теория», «Пересмотренная расширенная стандартная теория» и др.). Эти теории также не преодолели недостатков генеративной лингвистики. Однако терминологический аппарат трансформационной порождающей грамматики вошел в лингвистический обиход и используется многими языковедами, работающими вне рамок генеративной лингвистики (например, глубинная структура, поверхностная структура, трансформации и некоторые др.).

    СТРУКТУРА ЗАВИСИМОСТЕЙ:

    На линейно упорядоченной цепочке словоформ предложения П задается бинарное отношение зависимости, отражающее содержательно тот факт, что две словоформы в предложении, которые образуют словосочетание, обычно «неравноправны» и в грамматическом, и в смысловом плане. Это отношение зависимости можно рассматривать как обобщение традиционно выделяемых в предложении отношений управления, согласования и примыкания. Набор таких зависимостей между словоформами предложения дает существенную информацию о синтаксической структуре этого предложения. Эмпирические наблюдения показывают, что в большинстве случаев этот набор зависимостей на множестве вхождений словоформ предложения П может быть представлен в виде графа, являющегося деревом.

    Деревом зависимостей предложения П называется конечный граф на множестве вхождений словоформ (узлов) предложения П такой, что:

    существует единственная словоформа, не зависящая ни от какой другой (эта словоформа называется корнем дереза, или, по лингвистической терминологии, его вершиной);

    всякая словоформа, отличная от стоящей в вершине, зависит ровно от одной другой словоформы;

    в графе отсутствуют замкнутые пути.

    Путь в дереве зависимостей образует последовательность словоформ, в которой каждая следующая словоформа зависит от предыдущей. Для каждого узла дерева существует единственный путь от вершины дерева. Замкнутым путем называется такой путь, в котором начало его и конец совпадают. Если от словоформы х в предложении П ведет путь к словоформе у, то говорят, что словоформа х косвенно подчиняет словоформу у (или: словоформа у косвенно зависит от словоформы х). Употребляют также термин «л: руководит словоформой у».

    Множество всех словоформ, косвенно зависящих от словоформ v, называется группой зависимости этой словоформы. Заметим, что непосредственная зависимость у от словоформы х является частным случаем косвенной зависимости.

    Отношение зависимости между словоформами обозначают дугой X-Y.


    В группу зависимости предлога для входит словосочетание для представления синтаксической структуры предложения. В группу зависимости вершины дерева используется входит все предложение.

    Как и структуры составляющих, деревья зависимостей обладают достаточной «различительной силой» для разрешения структурной омонимии предложений.

    Структура зависимостей (1) соответствует смыслу предложения: Он вынул трубку, сделанную из глины, структура (2): Он вынул трубку, лежавшую в глине.

    При анализе предложений естественного языка часто используют так называемые размеченные деревья зависимостей. В размеченном дереве зависимостей каждая дуга (отношение зависимости) отнесена к определенному типу грамматической связи между словоформами в предложении. Так, например, отношение между подлежащим и сказуемым - предикативное (пред.), между существительным и согласованным с ним прилагательным - определительное (опред.), между существительным и несогласованным определением - атрибутивное (атриб.), между глаголом и связанным с ним обстоятельством - обстоятельственное (обет.) и др. Набор типов грамматических отношений зависит от конкретной грамматики языка. В своей работе И.А. Мельчук (1964) рассматривает 31 тип зависимостей в русском языке.

    Размеченное дерево зависимостей для приведенного выше предложения будет таким:

    Размеченные структуры зависимостей позволяют различать омонимию предложений или конструкций в их составе в том случае, когда не удается приписать омонимичному предложению два различных неразмеченных дерева зависимостей.

    Существует еще одно графическое представление структуры зависимостей в виде так называемого расположенного дерева зависимостей (Севбо, 1981). Этот способ изображения структуры предложения состоит в том, что выбирается двумерная система координат, по одной из осей которой (оси абсцисс) располагаются словоформы в линейном порядке их в предложении, а по другой оси (оси ординат) размещаются узлы дерева зависимостей в соответствии с уровнем, занимаемым данным узлом в дереве.

    При этом ось ординат обычно направлена сверху вниз, так что вершина (корень) дерева зависимостей по лингвистической терминологии остается вершиной дерева (дерево «растет» сверху вниз).

    1 - 2 - 3 - 4.

    Структура предложения Для представления синтаксической структуры:

    4 - 5 - 6 - 7.

    Предложения используется дерево зависимостей в виде расположенного дерева зависимостей в двумерной системе координат (ср. одномерное изображение «стрелочной» структуры этого предложения, приведенное выше) будет выглядеть таким образом:

    Поскольку иерархия узлов структуры зависимостей определяется осью ординат, стрелки при изображении расположенного дерева зависимостей можно не использовать.

    ПРОЕКТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ:

    Формальное представление структуры предложения в виде дерева зависимостей позволяет строго сформулировать одну из существенных синтаксических закономерностей естественных языков. Речь идет о так называемом свойстве проекта структур зависимостей предложений естественных языков.

    Выше было определено понятие группы зависимости словоформы х в предложении П. Напомним, что в группу зависимости словоформы х входят все словоформы предложения П, зависящие непосредственно или косвенно от х.

    Проективной структурой зависимостей предложения П называется такая структура, в которой группа зависимости каждой словоформы является неразрывным отрезком в линейном порядке слов предложения.

    Это свойство структуры предложения известно также как свойство «компактности», когда синтаксически связанные словоформы предложения (словосочетания) расположены в нем связно, образуют неразрывный отрезок предложения. В расположенном дереве зависимостей нарушение свойства проекта формально выражается в том, что линии проекций, ведущие от словоформ, линейно расположенных по оси абсцисс, пересекают дуги дерева зависимостей, отражающие структурные отношения между словоформами в составе предложения, или сами дуги расположенного дерева зависимостей пересекаются между собой. При одномерном (линейном) представлении дерева зависимостей, когда одновременно учитываются как линейный порядок слов в предложении, так и структурные отношения между словоформами, формальным признаком нарушения закономерности проекта является пересечение стрелок (дуг) зависимостей между словоформами.

    Частным случаем нарушения проекта является «накрытие» стрелкой вершины предложения.

    При этом не наблюдается пересечения дуг дерева зависимостей, но нарушается основной признак проекта: в предложении появляются «разрывные» группы зависимости отдельных словоформ (т. е. группы, не являющиеся отрезками в линейном порядке слов предложения).

    Свойство проекта структуры зависимостей является статистически подтвержденной сильной закономерностью естественного языка, и нарушается оно обычно в двух случаях:

    а) в предложениях с явным нарушением нормированного порядка слов («в грамматически неправильных предложениях»):

    б) в предложениях, когда проект нарушается с целью достичь определенного художественного (стилистического) эффекта:

    Проект как закономерность синтаксиса естественного языка, которая регулирует отношения линейного порядка и структурные связи между словоформами в предложении, оказывается иногда настолько сильной, что носители языка предпочитают проективную синтаксическую структуру не проективной в ущерб правильной смысловой интерпретации предложения.

    1 - 2 - 3 - 4 - 5.

    Рассмотренное выше предложение Он из Германии туманной привез:

    Учености плоды интерпретируется обычно как проективное:

    Но структура, соответствующая правильному пониманию данного предложения, будет другой, к тому же она будет не проективной:

    СОГЛАСОВАНИЕ СТРУКТУР СОСТАВЛЯЮЩИХ И ЗАВИСИМОСТЕЙ:

    Структуры составляющих и зависимостей в принципе отражают существенно различную информацию о структуре предложения.

    Основные различия этих двух представлений синтаксической структуры предложения состоят в следующем.

    Элементарными единицами в дереве зависимостей являются вхождения словоформ, элементарными синтаксическими единицами в структуре составляющих являются словосочетания (включая в качестве частного случая отдельные словоформы и полное предложение).

    Структура зависимостей базируется на «неравноправном» отношении между двумя словоформами х и у, когда одна из них зависит от другой. В структуре составляющих отношения между непосредственно составляющими некоторой составляющей А без иерархии, т. е. среди них не выделяется ни одна непосредственно составляющая в качестве главной (основной), от которой зависели бы другие непосредственно составляющие. Это вполне логично для словосочетаний, в которых выделение главных элементов не требуется - примером таких словосочетаний являются однородные группы - именные или глагольные:

    Но в то же время многие синтаксические отношения между элементарными единицами предложения требуют выделения главной и подчиненной единицы:

    2) Структура составляющих допускает возможность объединять в одну составляющую «семантически близкие» словосочетания, когда структура зависимостей не может различить подобные смысловые оттенки. Примером здесь может служить анализ словосочетания древние стены города, для. которого возможна только одна структура зависимостей:

    Но две возможные структуры составляющих:

    Вопрос о том, насколько существенно различать подобные смысловые оттенки при анализе предложения, мы здесь обсуждать не будем.

    Тем не менее, возможность определить существенную связь между двумя моделями представления синтаксической структуры предложения - в виде структуры составляющих и в виде структуры зависимостей - имеется. Для этого необходимо ввести в структуру составляющих дополнительную информацию об ориентации синтаксических связей, а именно - в каждой составляющей А выделить среди ее непосредственно составляющих одну в качестве главной непосредственно составляющей, считая остальные составляющие в составе А неглавными.

    Эта процедура приписывания информации для А о главной непосредственно составляющей может выполняться формально, но для конкретной грамматики языка можно пользоваться некоторыми содержательными критериями. Система составляющих, в которой для каждой составляющей среди ее непосредственно составляющих выделена одна в качестве главной, называется ориентированной структурой составляющих.

    Графическое изображение ориентированной структуры составляющих может быть таким - стрелки отмечают неглавные составляющие. Очевиден переход от ориентированной структуры составляющих к структуре зависимостей.

    Структура составляющих предложения П и структура зависимостей этого предложения называются согласованными, если:

    группы зависимости всех узлов структуры зависимости являются составляющими структуры предложения П;

    каждая составляющая структуры предложения П является группой зависимости или усеченной группой зависимости некоторого узла структуры зависимости предложения П.

    Под усеченной группой зависимости узла х в дереве зависимости предложения П понимается произвольная часть полной группы зависимости этого узла, например, вернулся вчера, вернулся домой поздно вечером и др. При включении усеченных групп в структуру составляющих предложения П необходимо соблюдать правило (3) в определении системы составляющих, а именно: усеченные группы в качестве составляющих не должны частично пересекаться (допускается только включение одной усеченной группы в другую или их не пересечение).


    Синтетические способы выражения ГЗ:

    1) Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

    2) Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

    3) Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

    4) Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

    5) Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

    Аналитические способы выражения ГЗ:

    1) Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

    2) Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

    Предлоги (или послеслоги)

    Частицы

    Артикли

    Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

    3) Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

    ü Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

    ü Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

    ü Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

    Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

    Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

    ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

    Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

    1) Окончания (красивый-ая-ое)

    2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

    3) Чередование (друг-друзья)

    4) Ударение (окнА - Окна)

    5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

    6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

    7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

    4. Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

    Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

    Грамматический способ – способ выражения ГЗ

    Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

    ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

    Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

    С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

    С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

    ГК отличаются друг от друга:

    По характеру отношений

    По количеству противопоставляемых членов

    Бинарная оппозиция - число

    Тройственная - время

    Система ГК в СРЯ

    Словоизменительные и несловоизменительные ГК

    Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

    Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

    Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

    Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

    Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

    Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

    Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

    С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

    С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

    С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)