• Тест в формате егэ по обществознанию на тему "человек". Тест по обществознанию на тему "Человек и общество" (10 класс) Человек и общество тесты что

    Тест «Человек и общество» 10 класс.

    Вариант № 1

    1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

    А) общественное сознание Б) общество

    В) обыденное сознание Г) идеология

    2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

    А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

    3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

    А) основной продукт производства - промышленные изделия

    Б) основной фактор производства - знания

    В) широкое применение механизмов, технологий

    Г) классовое деление общества

    4. Какой признак характеризует традиционное общество?

    А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

    В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

    5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

    А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

    6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

    А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

    Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

    7. Основа человеческого существования - это

    А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность

    8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Типы ……………………….

    индустриальное

    постиндустриальное

    9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

    А) низкий уровень социальной мобильности

    Б) господство религии, обычаев и традиций

    В) аграрный характер экономики

    Г) глобализация жизни

    10. Нужда человека, в чем либо, это:

    А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

    11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

    А) расширение промышленного производства

    Б) замедление темпов развития

    В) создание массовой культуры

    Г) использование компьютерных технологий

    12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

    А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

    13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

    А) формированием рыночной экономики

    Б) ограничением социальной мобильности

    В) развитием средств массовой коммуникации

    Г) организацией фабричного производства

    14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

    А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

    Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    15. Общественный прогресс выражается в:

    А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

    В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

    16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

    А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

    Б) возросло значение науки и образования

    В) усилились сословные различия

    Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

    17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

    А) аграрный тип общества

    Б) неразвитость институтов частной собственности

    В) особая ценность человеческой индивидуальности

    Г) преобладание коллективных форм сознания

    18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

    А) выделение общего Б) выделение особенного

    В) развитие разума Г) развитие нравственности.

    19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

    1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 . Касты , 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

    Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

    Вариант № 2

    1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

    А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное

    2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

    А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической

    3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

    А) постиндустриальному Б) индустриальному

    В) традиционному Г) информационному

    4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

    А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации

    5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

    А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация

    6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

    А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

    Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что :

    А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

    Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

    В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

    Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия

    8. Запишите слово пропущенное в схеме:

    Естественные, социальные, ______________потребности_______

    9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

    А) научно-техническая революции Б) социальной реформе

    В) общественном прогрессе Г) регресс общества

    10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

    общества как:

    А) среды обитания человека Б) динамической системы

    В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира

    11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

    А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

    В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

    12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

    А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса

    В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации

    13. Какой признак относится к индустриальному обществу?

    А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности

    В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике

    14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

    Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    15. Реформа в отличие от революции:

    А) носит всеобъемлющий характер

    Б) является формой социальной динамики

    В) проводится, как правило, по инициативе сверху

    Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

    16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

    А) динамичную систему

    Б) часть природы

    В) весь окружающий материальный мир

    Г) взаимодействие людей в социальных группах.

    17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

    А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом

    18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

    Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

    19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

    1. Расширение виртуальных коммуникаций.

    2. Низкий уровень социальной мобильности.

    3. Натуральный характер хозяйства.

    4. Единство мирового экономического пространства.

    5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

    КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс.

    Вариант № 1

    1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

    11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

    Вариант № 2

    1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В

    11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
    1. Что является древнейшей формой осознания окружающего мира и места в нем человека?
    А) Мифология + В) Пиктография С) Философия D) Психология
    2. Как А. Тойнби назвал цивилизации, которые должны возникнуть на основе формирования единых религий?
    А) Первичные В) Вторичные С) Третичные + D) Четвертичные
    3. Какое сословие в средневековье долгое время имело монополию на образование?
    А) Крестьянство В) Рыцарство С) Духовенство + D) Аристократия
    4.Что является конечным элементом общества, как системы?
    А) Природа
    В) Космос
    С) Отношения
    D) Человек +
    5. К какой сфере общественной жизни относится общественное сознание?
    А) Экономическая В) Социальная С) Политическая D) Духовная
    6. Какую форму правления Аристотель называл «правильной»?
    А) Тирания В) Монархия + С) Охлократия D) Олигархия
    7.Какой стадии развития человека, согласно Конту соответствуют «позитивные науки»?
    А) Детство В) Юность С) Отрочество D) Зрелость +
    8. Что включают в космогенную цивилизацию?
    А) Восточное общество В) Западное общество
    С) Восточное и западное общество + D) Ни одно из перечисленных
    9. К какому году Освальд Шпенглер предсказывал закат европейской культуры?
    А) 1900 В) 1950 С) 2000 + D) 2050
    10.Именно из этого философско-религиозного течения мы узнали, что мир состоит из двух начал: Инь и Янь?
    А) Моизм В) Даосизм + С) Буддизм D) Клнфуцианство
    11.Какое слово переводится с латинского как «гражданский»?
    A) Государство B) Цивилизация + C) Общество D) Человек
    12. Кто из европейских мыслителей Средневековья написал книгу «Город Солнца» отрицающую частную собственность?
    А) Ш. Фурье В) А. Сен-Симон С) Т. Мор D) Т. Кампанелла +
    13.Что, согласно теории общественного договора Гоббса было первоначальным состоянием общества?
    А) Хаос В) «Холодная война» С) «Мир между всеми» D) «Война всех против всех» +
    14. Какую ветвь власти выделял, как особую Шарль Монтескье?
    А) Анархическую В) Исполнительную С) Судебную D) Законодательную
    15. Кто выдвинул идею о том,что средствами социального контроля служат «страх перед живым» и «страх перед мертвым»?
    А) Э. Бернштейн В) Г. Спенсер С) О. Конт D) М.Вебер


    16. Социальные катаклизмы ХХ века привели к появлению этого направления в философии?
    A) Экзистенциализм + B) Коммунизм C) Марксизм D) Империализм
    17. В чем проявляются недостатки прогресса в одной отдельно взятой отрасли?
    А) Он может вызвать регресс в других отраслях +
    В) Он является результатом предшествующего регресса
    С) Он не является общим показателем
    D) У него нет недостатков
    18. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на эту религию?
    A) Христианство + B) Ислам C) Буддизм D) Зороастризм
    19. Как в обществознании называется переход из одного качественного состояния в другое?
    A) Революция + B) Реформы C) Инновация D) Глобализация
    20.В каком городе в 1992 году состоялась конференция, принявшая декларацию о неразрывной связи между развитием и защитой окружающей среды?
    A) Асунсьон B) Буэнос- Айрес C) Рио-де — Жанейро + D) Кито
    21.Как называется процесс возникновения и формирования общества?
    A) Антропогенез B) Социогенез + C) Генетика D) Охлогенез
    22. Как называются инстинкты, которые обеспечивают жизнедеятельность организма?
    A) Интеллектуальные B) Витальные + C) Социальные D) Духовные
    23. Кто из перечисленного списка является агентом первичной социализации?
    A) Журналист B) Телеведущий C) Инженеры D) Учитель +
    24. Какой из этих ученых изучал бессознательное?
    A) К. Юнг + B) О. Шпенглер C) Ф. Ницше D) Ф. Аквинский
    25. К какому виду потребностей А. Маслоу относит, потребность в самоуважении?
    A) Физиологические B) Престижные C) Духовные + D) Социальные
    26. Какой вид является первым, возникающий в процессе индивидуального развития человека?
    A) Игра B) Общение + C) Учение D) Труд
    27. Как называется форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо?
    A) Понятие B) Суждение + C) Умозаключение D) Представление
    28. Что не является частью рационального познания?
    A) Сравнение B) Синтез C) Обобщение D) Ощущение +
    29. Как эмпирики смотрят на процесс получения полного знания об окружающем мире?
    A) Отрицают возможность получения истинного знания
    B) Отводят решающую роль чувственному познанию +
    C) Считают разум критерием истины
    D) Признают возможность познания мира и человека в нем
    30. Что является ведущим критерием истины?
    A) Взаимодополняемость B) Моделирование C) Практика + D) Цель

    ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

    1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) обособление от природы

    2) наличие подверженных изменениям подсистем

    3) обособленность элементов

    4) самоорганизация и саморазвитие

    5) появление новых элементов и связей

    6) многоаспектность и целостность

    Ответ: 2456

    2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 12221

    3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

    1) принятие государственных образовательных стандартов

    2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

    3) введение цензуры на государственном телевидении

    4) государственная гарантия банковских вкладов

    5) строительство заводом жилья для рабочих

    6) создание новых рабочих мест

    4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Социальные институты и их функции

    Ответ: государство

    5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

    2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

    3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

    4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

    5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

    6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 12121

    7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

    В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

    Наличие ролевой системы — определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

    Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

    Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны — Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

    Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

    8. В познании общества, в отличие от познания природы

    1) не выдвигается гипотез

    2) значима роль ценностных установок познающего

    3) не используется метод моделирования

    4) истина имеет относительный характер

    5) объект и субъект познания совпадают

    6) сложно выявить объективные законы

    9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1) система

    2) структура

    4) революция

    5) интерес

    6) прогресс

    7) социальный статус

    10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Общество является частью природы.

    2) Природа полностью определяет развитие общества.

    3) Современному обществу свойственно сословное строение.

    4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

    5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

    11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 21122

    12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

    2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

    3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

    4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

    5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

    13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В узком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

    2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

    3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

    4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

    5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

    Ответ: 245.

    14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    1) смысл понятия, например: Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

    2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

    3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

    15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов раскрытия данной темы:

    1) Социальное познание — познание общества и человека.

    2) Специфика социального познания:

    а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

    б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

    в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

    г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

    д) ограниченность сферы применения эксперимента.

    3) Основные методы социального познания:

    а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

    б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

    в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

    4) Функции социального познания:

    а) выявление причин и следствий социальных процессов;

    б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

    в) использование результатов при осуществлении социального управления;

    г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

    5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

    ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

    1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

    3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

    2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

    3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

    4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

    5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

    4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

    1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

    2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

    3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

    4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

    5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

    6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

    5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

    Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

    Происходит рост численности городского населения

    Устная информация преобладает над письменной

    Интенсивно развивается инфраструктура

    Широко распространяются научные знания

    Господствует натуральное хозяйство

    6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 32132

    7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

    2) Происходит становление сословной структуры.

    3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

    4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

    5) Произошла механизация производства.

    6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

    Ответ: 156.

    8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 22121

    9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

    Развитие сферы услуг

    Рост численности рабочего класса

    Отсутствие социальной стратификации

    Использование информационных технологий

    Новые интеллектуальные возможности

    10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 32311

    11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

    Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

    Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

    Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

    Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

    12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 21121

    13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

    1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

    14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

    1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

    15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

    2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

    3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

    4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

    5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

    ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

    1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) возникновение государства

    2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

    3) психические качества личности

    4) формирование наций

    5) создание новых научных направлений

    6) способность человека к чувственному восприятию мира

    Ответ: 145.

    2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ: 21112

    3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) использование предметов, данных природой

    2) способность к целеполаганию

    3) забота о потомстве

    4) приспособление к условиям окружающей среды

    5) стремление понять окружающий мир

    6) общение с помощью членораздельной речи

    4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    Ответ: 12122

    5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

    1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Ответ: деятельность.

    7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

    «Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

    Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. индивид

    2. качество

    3. потребность

    4. воспитание

    5. позиция

    6. социализация

    7. личность

    8. активность

    9. индивидуальность

    Ответ: 721685

    8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

    2) Рост Кирилла - 180 см.

    3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

    4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

    5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

    6) Кирилл хорошо учится в школе.

    Ответ: 3456

    9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) изучение испанского языка

    2) покупка туристической путевки

    3) общение в Интернете

    4) чтение книг об Испании

    5) знатоки испанского искусства

    6) путешествие по Испании

    Ответ: 1234

    10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Характеристика качеств человека

    Ответ: Способности

    11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

    1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

    Индивид — единичный представитель человечества

    К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

    Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

    Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

    13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    Ответ: 32123

    14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

    2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

    3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

    4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

    5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

    6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

    15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

    Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

    Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

    В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

    Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

    Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

    Ответ: 1345

    16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

    Б) правительство одобрило введение новых тарифов

    В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

    Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

    Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

    Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

    1) материально-производственная

    2) социально-преобразовательная

    3) прогностическая

    17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

    Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    1) особенность

    2) способности

    3) личность

    5) общество

    6) задатки

    7) общение

    8) деятельность

    Ответ: 1938756

    18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

    2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

    3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

    4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

    5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

    19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

    2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

    3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

    4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

    5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

    20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

    2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

    3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

    4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

    5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

    Вариант № 1

    1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

    А) общественное сознание Б) общество

    В) обыденное сознание Г) идеология

    2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

    А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

    3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

    А) основной продукт производства - промышленные изделия

    Б) основной фактор производства - знания

    В) широкое применение механизмов, технологий

    Г) классовое деление общества

    4. Какой признак характеризует традиционное общество?

    А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

    В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

    5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

    А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

    6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

    А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

    Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

    7. Основа человеческого существования - это

    А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность

    8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Типы ……………………….

    9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

    А) низкий уровень социальной мобильности

    Б) господство религии, обычаев и традиций

    В) аграрный характер экономики

    Г) глобализация жизни

    10. Нужда человека, в чем либо, это:

    А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

    11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

    А) расширение промышленного производства

    Б) замедление темпов развития

    В) создание массовой культуры

    Г) использование компьютерных технологий

    12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

    А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

    13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

    А) формированием рыночной экономики

    Б) ограничением социальной мобильности

    В) развитием средств массовой коммуникации

    Г) организацией фабричного производства

    14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

    А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

    Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    15. Общественный прогресс выражается в:

    А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

    В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

    16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

    А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

    Б) возросло значение науки и образования

    В) усилились сословные различия

    Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

    17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

    А) аграрный тип общества

    Б) неразвитость институтов частной собственности

    В) особая ценность человеческой индивидуальности

    Г) преобладание коллективных форм сознания

    18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

    А) выделение общего Б) выделение особенного

    В) развитие разума Г) развитие нравственности.

    19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

    1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 . Касты , 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

    Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

    Вариант № 2

    1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

    А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное

    2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

    А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической

    3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

    А) постиндустриальному Б) индустриальному

    В) традиционному Г) информационному

    4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

    А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации

    5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

    А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация

    6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

    А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

    Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что :

    А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

    Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

    В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

    Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия

    8. Запишите слово пропущенное в схеме:

    потребности

    естественные социальные _____________________

    9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

    А) научно-техническая революции Б) социальной реформе

    В) общественном прогрессе Г) регресс общества

    10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

    Общества как:

    А) среды обитания человека Б) динамической системы

    В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира

    11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

    А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

    В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

    12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

    А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса

    В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации

    13. Какой признак относится к индустриальному обществу?

    А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности

    В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике

    14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

    Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    15. Реформа в отличие от революции:

    А) носит всеобъемлющий характер

    Б) является формой социальной динамики

    В) проводится, как правило, по инициативе сверху

    Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

    16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

    А) динамичную систему

    Б) часть природы

    В) весь окружающий материальный мир

    Г) взаимодействие людей в социальных группах.

    17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

    А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом

    18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

    А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

    Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

    19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

    1. Расширение виртуальных коммуникаций.

    2. Низкий уровень социальной мобильности.

    3. Натуральный характер хозяйства.

    4. Единство мирового экономического пространства.

    5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

    КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

    Вариант № 1

    1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

    11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

    Вариант № 2

    1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В

    11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5


    Примечание:

    Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

    Даны подробные ответы с пояснениями, а также тезисы сочинений (задание № 29) о целеполагании, потребностях, общественном мнении. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

    Цитаты(задание № 29):

    • (Л.Н.Толстой)
    • .(И.В.Гёте)
    • .(Б.Паскаль)

    Часть 1

    Ответами к заданиям 1–20 являются

    слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

    номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

    1

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Характеристика форм духовной культуры

    Ответ:

    Правильный ответ

    социальные

    2

    В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

    материальная, познавательная, деятельность, социально- преобразовательная, ценностно-ориентированная, прогностическая

    Ответ:

    Правильный ответ

    деятельность

    3

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

    обозначают структуру деятельности.

    1)цель; 2)способности;3)средства); 4)результат; 5)субъект; 6) навыки.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    Вспомним структуру деятельности, то есть её компоненты:мотив, цель, средства и методы, действия, результат. Субъект и объект деятельности.

    4

    Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) формируется в процессе социализации;

    2)может существовать вне общества;

    3) основа социальных качеств личности — задатки;

    4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки;

    5) новорождённый человек- это уже личность.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    1) формируется в процессе социализации (да );

    2)может существовать вне общества (нет, только в обществе человек становится личностью , то есть приобретает социально значимые черты, помогающие ему жить среди людей).

    3) основа социальных качеств личности — задатки(нет , это природные качества, но развиться они, конечно, могут только в обществе)

    4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки(да )

    5) новорождённый человек- это уже личность (нет , это человек, индивид , но не личность, он ещё не может общаться, отвечать за свои поступки др.)

    5

    Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Правильный ответ

    6

    Композитор создал новое произведение. Какие факты характеризуют его деятельность как творческую? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1)создание по образцу

    2)стандартизация действий и приёмов

    3)комбинирование, варьирование различных способов деятельности

    4) яркость, необычность создаваемого произведения

    5)создание нового произведения

    6)использование приёмов и методов, ранее не существовавших

    Ответ:

    Правильный ответ

    Пояснение.

    Творческая деятельность- это создание человеком чего-то нового, не по стандарту и образцу.Поэтому номера 1 и 2 неверны.

    20

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Человеку свойственно желание удовлетворения своих ____ (А). Для этого ему необходимо заниматься _____(Б). Залогом успешности её являются _____(В), которые могут совершенствоваться в течение всей жизни. Высшая степень их развития – это _____(Г).Она невозможна без природных ______(Д), развитие которых приводит к высоким результатам. Только ______(Е) способна создавать что-то ценное для себя и общества.

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1)гениальность

    2)одарённость

    3)творчество

    4)способности

    5)потребности

    6)личность

    7)деятельность

    8) задатки

    9)индивидуальность

    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Правильный ответ

    Часть 2

    Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

    Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

    Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст,в пространстве которого она существует. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном

    изменчивости, и как субъект и объект исторического развития – личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Человек предстает еще и как индивидуальность. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования.

    (По книге В.А.Аверина «Психология личности»)

    21 Как, по мнению автора, необходимо рассматривать личность в процессе её изучения? Как объясняет автор этот подход?

    Ответ:

    22 Назовите три подхода в изучении личности, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один , не указанный в тексте

    Ответ:

    Правильный ответ

    В тексте названы три подхода в изучении личности:

    — рассмотрение личности как естественного индивида;

    — как субъекта и объекта исторического развития;

    — как основной производительной силы общества.

    Можно назвать ещё один аспект изучения личности- изучение агентов первой и второй социализации.

    23 Какие три стороны изучения личности называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности осуществляется изучение одной из данных сторон.

    Ответ:

    Правильный ответ

    — как индивид

    — как индивидуальность

    — как личность, с присущими ей чертами.

    Так, изучая личность как индивидуальность, рассматриваются биологические его особенности (мышление, темперамент и др.), его характер, уровень сформированности нравственных качеств, ответственности за поступки и действия. Всё это позволяет изучить личность во всём её индивидуальном своеобразии и неповторимости.

    24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что « в процессе его изучения.

    Ответ:

    Правильный ответ

    «…недопустимо игнорирование либо преувеличение одного из параметров человека» в процессе его изучения. Три объяснения:

    — невозможно понять человека, не изучив особенности его индивидуальности- взгляда на мир, идеалы, ценности, цель жизни и др.;

    — человек — социальное существо, поэтому, изучая его, рассматриваются личностные качества, сформированные в обществе;

    — наконец, человек — это индивид, единичный представитель человеческого рода, поэтому, изучая его с этой точки зрения, рассматриваются обобщённые черты, свойственные всем людям.

    Вывод: изучение человека должно вестись всесторонне.

    25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях способностей, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней способностей.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Способности — это качества человека, позволяющие ему успешно выполнять какую-либо деятельность. Выделяют уровни способностей: одарённость, талант, гениальность. Гениальность — это высокоразвитые способности, подкреплённые природными задатками; гениальности свойственно создание нового, ранее не существовавшего в обществе- закона, направления в искусстве, школы и т.д.

    26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности личности.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Особенности личности:

    1. Способность к труду (Сергей – мастер по ремонту автомобилей);
    2. Способность к общению (Анна и Ирина обсуждали, как они выступили на конференции);
    3. Ответственность за действия и поступки (глава фирмы Н., работая над модернизацией производства, предложил уволенным сотрудникам вакансии на фирмах, дав каждому рекомендацию для нового работодателя).
    27

    Литературный критик В.Г.Белинский писал:

    «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

    О какой особенности деятельности человека писал В.Г.Белинский?

    Какова, по мнению критика, роль деятельности в жизни человека?

    Используя обществоведческие знания, укажите любые три вида деятельности человека.

    Ответ:

    Правильный ответ

    В.Г.Белинский писал о такой особенности личности, как способность ставить цели.

    По мнению критика, деятельность – основа жизни человека.

    Виды деятельности:

    — социальная

    — производственная

    — познавательная.

    28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек- биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:

    Правильный ответ

    Человек- биосоциальное существо .

    План.

    1. Понятие человека как биосоциального существа.
    2. Биологическое в человеке:
    • инстинкт самосохранения
    • инстинкт материнства
    • инстинкт продолжения рода
    • физиологические потребности.

    3.Социальное в человеке:

    • способность к общению
    • способность к труду
    • целеполагание и др.

    4.Необходимость учёта социального и биологического в человеке при формировании его личности.

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

    29

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

    примеров из различных источников.)

    Ответ:

    Правильный ответ

    29.1

    Философия.

    «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».

    (Л.Н.Толстой. Величайший русский писатель, педагог, философ, просветитель(1828-1910)

    Ответ:

    Правильный ответ

    29.1

    Философия

    «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»

    (И.В.Гёте.Немецкий поэт, учёный-естествоиспытатель, государственный деятель и мыслитель (1749-1832)

    Ответ:

    Правильный ответ

    Основная мысль цитаты.

    В высказывании немецкого поэта, учёного, мыслителя И.В.Гёте высказана мысль о важности постановки цели в жизни человека. Автор отмечает, что именно цель наполняет жизнь смыслом, придаёт человеку силы. Действительно, чёткая цель, к которой стремится человек, становится маяком, освещающим путь и помогающим пережить все трудности

    Термины.

    Деятельность, целеполагание, материальная и духовная деятельность, средства и методы деятельности, смысл жизни, жизненные ценности.

    Аргументы.

    1.Страшно, если человек ведёт бесцельный образ жизни. Вспомним Обломова- героя одноименного романа И.А. Гончарова. Его жизнь превратилась в ничегонеделание. Да, он много размышляет, даже высказывает интересные мысли о людях, обществе, смысле жизни. Но герой ничем не занимается. Даже просто написать письмо приказчику, чтобы узнать, как идут его дела в имении, он не может, постоянно откладывает это. Сколько переживаний приносит ему встреча с Ольгой, ведь героиня буквально заставляла его что-то делать. Но Илья Обломов оказался неспособным изменить свою жизнь. Отсутствие цели, деятельности привело к скорой смерти героя.

    2.Можно привести массу примеров людей, жизнь которых – это активное, целенаправленное движение к осуществлению задуманного. В серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») есть книга Евгения Лебедева о М.В. Ломоносове. Автор, повествуя о жизненном пути этого великого человека, неустанно подчёркивает, что М.В. Ломоносов постоянно к чему-то стремился. У него была не одна, а много целей, и он добивался их осуществления: получал образование, изучал неизведанное, стал инициатором и основателем первого университета в России- Московского. Конечно, и на его пути были трудности. Непросто поморскому крестьянину было выбиться в элиту общества. А он сделал это, прославив своё имя и Россию своей деятельностью, потому что чётко знал, к чему стремился.

    29.1

    Философия

    «Общественное мнение правит людьми»

    (Блез Паскаль. Французский математик, физик, литератор и учёный (1623-1662)

    Ответ:

    Правильный ответ

    Основная мысль цитаты.

    В высказывании французского учёного и литератора Б.Паскаля содержится мысль о важности общественного мнения в жизни людей. Он считает, что оно буквально правит людьми. С данным мнением можно согласиться частично. Безусловно мнение людей играют важную роль в жизни человека, ведь он живёт в обществе, поэтому должен придерживаться определённых норм и традиций. Однако каждый должен иметь и свои взгляды и убеждения и чётко отстаивать их, если они идут в разрез с общественными, не надо превращаться в часть толпы, нужно стремиться быть индивидуальностью, защищать справедливость.

    Термины.

    Человек, общество, общественное мнение, взгляды, идеалы, ценности, жизненная позиция (активная, пассивная), общественный контроль (формальный, неформальный), личность, индивидуальность.

    Аргументы.

    1.Ярким примером влияния общества на поведение человека, формирование его взглядов и ценностей является пьеса А.С.Грибоедов «Горе от ума». Главное в «фамусовском обществе» именно общественное мнение (вспомним, как говорил Фамусов: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). В этом кругу сформировались свои идеалы, ценности, которым следуют люди. Стать таким же, как все его члены, стремится Молчалин. Богатство, положение в обществе, карьера, влияние — вот идеал этих людей. И если кто-то не желает подчиниться установленным веками законам и традициям, как это сделал Чацкий, то такого человека, просто изгоняют, назвав «сумасшедшим». Однако в любое время есть и будут люди, которые отстаивают свои позиции, если видят несправедливость установленных норм и порядков. Тяжело Чацкому, одинок он в доме Фамусова. Но не одинок в стране. Именно за такими людьми – будущее, за теми, кто хочет искренне служить «делу, а не лицам», во благо Родины. Так что не всегда общественное мнение подчиняет себе людей.

    2. Мировая история знает немало примеров, когда люди шли вразрез с общественным мнением, если оно противоречило истине. В «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» в томе «Астрономия» есть статья о деятельности Д. Бруно, английского учёного 16-го века. Основные его идеи изложены в книге «О бесконечности вселенной и мирах». Он предугадал многие научные открытия: о бескрайности Вселенной, о многочисленных неизвестных людям мирах, поддерживал идеи Коперника о круглой форме Земли, вращающейся вокруг Солнца. Идеи Бруно не соответствовали взглядам католической церкви, поэтому он был казнён как еретик. Жизнь учёного -пример тому, как сильные личности отстаивают свои идеи, продолжают узнавать истину, несмотря на традиции общества и его мнение, если оно ошибочно.