• Вепсы — Энциклопедия. Изучение вепсского языка Динамика численности вепсов в ссср и российской федерации

    Вепсский язык относится к северной группе прибалтийско-финской ветви финно-угорской языковой семьи. По своей структуре относительно однороден, но ученые все-таки выделяют три основных диалекта:

    • северновепсский (или прионежский), на котором говорят вепсы Карелии;
    • средневепсский, диалект жителей вепсских территорий Вологодской (Бабаевский и Вытегорский районы) и Ленинградской (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы) областей;
    • южновепсский, диалект немногочисленной группы вепсов, проживающих в Бокситогорском районе Ленинградской области.

    Вепсский язык принадлежат к числу младописьменных, прошлое вепсской письменности крайне бедно и практически не располагает памятниками письменности.

    По мнению Петера Домокоша, профессора Будапештского университета им. Этвёша, в конце XIX в., да и впоследствии, внимание специалистов к интересным, богатым и разнообразным традициям вепсов - небольшой народности, сохранившей исторические и культурные связи с другими финно-угорскими народами, было незаслуженно малым. Собирателями вепсского фольклора были в основном финские и эстонские лингвисты, для которых важнее было зафиксировать речевые образы, чем исследовать глубинные слои народно-поэтического искусства.
    Первые шаги по созданию вепсской письменности были предприняты в 30-е годы ХХ в. Были открыты 57 национальных школ для вепсских учащихся, подготовлены учителя, изданы учебники на вепсском языке при участии известных языковедов (к примеру, Д.В. Бубриха). В этот период проявились фактическое развитие вепсской письменности и некоторые возможности для создания национальной литературы.
    С библиографией письменных источников можно познакомиться в сводном каталоге «Вепсика» , электронные копии некоторых изданий можно полистать в Электронной коллекции изданий на вепсском языке .
    Период функционирования вепсской письменности оказался слишком коротким. К концу 30-х годов была прекращена преподавательская деятельность в школах и издательская деятельность на вепсском языке.

    С 1989 года начался период пробуждения национального самосознания вепсов. Жители вепсских деревень возрождают свое прошлое в песнях, танцах, национальной одежде. С этого момента ведет отчет новый период развития вепсской письменности.

    Выходят в свет немало печатных изданий на вепсском языке: учебники, словари, периодические издания, переводы на вепсский. Особенно важно отметить развитие художественной литературы, ведь в предшествующие годы писатели-вепсы создавали свои произведения на русском языке.

    Становлению письменных традиций языка существенную помощь оказывают ученые-лингвисты, владеющие грамматической и лексической основой всех диалектов и говоров вепсского языка.
    Количественный рост и качественное разнообразие печатных изданий на вепсском языке позволяет надеяться, что это совершенно реальный шаг на пути становления вепсской литературы.

    Учебные пособия для школьников

    Детская литература

    Первая книга стихов
    на вепсском

    Первый роман на вепсском

    Поэтические сборники

    Сборник фольклора

    Использованы:

    1. Сородичи по языку / Гл. ред. Дердь Нановски; Ред. рус. версии: О. Володарская и др. ; Худож. оформ. И. Мустафин; Ноты П. Вольф; Пер. на рус. яз.: О. Володарская. - Будапешт: Фонд им. Ласло Телеки, 2000. - 601 с., л. ил. - Библиогр.: с.567-579. - Именной указ.: с.583-589.

    2. Прибалтийско-финские народы России / [Г.А. Аксянова, А.А. Зубов, Н.А. Долинова и др.] ; Отв. ред.: Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; [Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Ин-т яз., лит. и истории Кар. науч. центра]. - М. : Наука, 2003. - 670, с., л. цв. ил. - (Серия "Народы и культуры"). - Библиогр.: с. 621-662 и в подстроч. примеч.

    География . Вепсский язык распространен в Республике Карелия (Вепсская национальная волость в Прионежском районе, административный центр - село Шелтозеро), в Ленинградской области (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский, Бокситогорский районы), Вологодской области (Вытегорский и Бабаевский районы), Иркутской области (посёлок Кутулик) и Кемеровской области (посёлок Кузедеево).
    Число носителей в России - 5800 человек (перепись 2002 г.). Живые диалекты : северный, средний и южный.
    Фонетические особенности . В отличие от других прибалтийско-финских языков, в вепсском отсутствует чередование ступеней согласных. Гармония гласных является частичной. Вследствие синкопы и апокопы большинство двусложных слов превратилось в односложные. Отсутствует оппозиция кратких и долгих согласных (кроме южного диалекта, где имеются вторичные долгие гласные). Палатализация является фонологическим признаком.
    Грамматические особенности . Вепсскому языку присуща синтетическая форма перфекта кондиционала. Падежей свыше 20. Имеется множество послелогов, а также небольшое количество предлогов, представляющих собой перемещённые послелоги. Категория притяжательности почти исчезла; лично-притяжательные суффиксы используются с местоимениями и терминами родства. Своеобразна отрицательная форма имперфекта (в южном диалекте). Синтаксис сходен с карельским.
    Вепсская лексика включает значительное количество слов, не встречающихся в близкородственных языках и не являющихся заимствованными. Многочисленны заимствования из русского.
    История изучения. Изучение вепсского языка начал в 1853 г. Элиас Лённрот. Первый вепсско-русский словарь составил в 1913 г. учитель Успенский; вепсские слова в нём записаны кириллицей. Подъём вепсской культуры имел место в 1930-х гг.: открылось 49 вепсских школ, АН СССР занялась созданием письменного языка, составлением учебников и словарей на основе латинской графики. Однако в 1937-м вепсская письменность была запрещена, школы упразднены. В 1990-х гг. разработана новая письменность на основе латиницы с добавлением диакритики.
    Ныне вепсский язык преподаётся как предмет в 3 школах Карелии и (факультативно) в нескольких школах Ленинградской области. Изучается также в Петрозаводском университете, Карельском педагогическом университете и Институте народов Севера РГПУ (Санкт-Петербург). Выходят учебная и художественная литература, ежемесячная газета «Kodima» («Родная земля»).

    Вепсский язык (самоназвание vepsän kel’) относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков и насчитывает около 6 000 носителей, преимущественно, в России в Республике Карелия и Вологодской области. Вепсский язык близок карельскому и финскому языкам.

    Существует три основных диалекта вепсского языка: северный, распространенный в прибрежной полосе Онежского озера; центральный, который используется на близлежащих территориях вокруг Санкт-Петербурга и Вологодской области; и южный, распространенный в Ленинградской области. Эти диалекты более-менее взаимопонятны между собой. Самоназвания вепсского языка: vepslaine, bepslaane, lüdinik или lüdilaine.

    В начале ХХ в. Департаментом национальных меньшинств Ленинградского районного совета были созданы школы, где изучался вепсский язык, а также письменная версия вепсского языка на основе центрального диалекта. В 1932 г. была опубликована первая книга на вепсском языке — букварь, а также было выпущено около 30 других книг, в основном, школьных учебников.

    Тем не менее, с 1937 г. в Советском Союзе начали проводить политику ассимиляции национальных меньшинств, включая вепсов, в результате чего закрыли школы, в которых обучение проводилось на языке этнического меньшинства, учебники сожгли, а учителей посадили в тюрьму. Это привело к тому, что многие вепсы покинули свои деревни и переехали в города, где они оказались в окружении носителей русского языка и начали говорить на русском языке вместо вепсского.

    С 1989 г. прилагались усилия для возрождения вепсского языка и культуры, но эти действия имели лишь ограниченный успех.

    Вепсский алфавит (Vepsän kirjamišt)

    A B C Č D E F G H I J K L M
    a b c č d e f g h i j k l m
    N O P R S Š Z Ž T U V Ü Ä Ö
    n o p r s š z ž t u v ü ä ö

    Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия

    ВЕПСЫ (устар., , чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

    Вепсы. Жених в свадебном наряде

    В. сформировались на терр. между , Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. - 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.


    Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на

    Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. - православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.

    Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
    С.Б. Егоров

    ВЕ́ПСЫ (самоназвания - vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в - 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. - 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. - 0,5 тыс. чел.

    Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930. Архив З. И. Строгальщиковой

    Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) - на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние - на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие - православные.

    Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

    В. счи-та-ют-ся по-том-ка-ми ве-си и чу-ди ; по ар-хео-ло-гич. ис-точ-ни-кам, пред-ки В. жи-ли в Ме-жо-зе-рье (ме-ж-ду Онеж-ским, Ла-дож-ским и Бе-лым озёра-ми). С кон. 19 в. учи-ты-ва-лись офиц. ста-ти-сти-кой как чудь (в Пет-ро-за-вод-ском, Ло-дей-но-поль-ском и Вы-те-гор-ском уез-дах Оло-нец-кой губ.) или чу-ха-ри (в Тих-вин-ском и Бе-ло-зер-ском уез-дах Нов-го-род-ской губ.), в пе-ре-пи-си 1926 впер-вые на-зва-ны В. В 1926 на-счи-ты-ва-ли 32,8 тыс. чел. Cу-ще-ст-во-вали Вин-ниц-кий (1931-37) в Ле-нингр. обл. и Шел-то-зёр-ский (1927-56) в Ка-релии вепс-ские нац. рай-оны, нац. сельсове-ты. С 1929 в Шел-то-зёр-ском нац. рай-оне бы-ло вве-де-но обу-че-ние в шко-лах на фин. яз., с 1932 в Ле-нингр. обл. вво-дит-ся пре-по-давание на вепс-ском яз. В 1937-38 обу-че-ние на вепс-ском яз. пре-кра-ще-но, ак-тив-ные пред-ста-ви-те-ли вепс-ской ин-тел-ли-ген-ции, в т. ч. ав-то-ры учеб-ни-ков, под-верг-лись ре-прес-си-ям. С 1989 по ини-циа-ти-ве Об-ва вепс-ской куль-ту-ры вепс-ская пись-мен-ность воз-ро-ж-да-ет-ся (газ. «Ко-ди-ма», пе-ре-вод Биб-лии), ве-дут-ся пре-по-да-ва-ние в Ка-ре-лии и Ле-нингр. обл., те-ле- и ра-дио-пе-ре-да-чи на вепс-ском язы-ке. В 1988 соз-дан вепс-ский Куй-ский нац. сель-со-вет в Во-ло-год-ской обл., в 1994-2005 су-ще-ст-во-ва-ла Вепс-ская нац. во-лость в Ка-ре-лии. В 2006 В. по-лу-чи-ли ста-тус коренно-го ма-ло-чис-лен-но-го на-ро-да Се-ве-ра.

    Тра-диц. куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов лес-ной зо-ны Се-ве-ро-За-па-да Рос-сии (см. ста-тью На-ро-ды и язы-ки в то-ме «Рос-сия»). Осн. тра-диц. заня-тие - под-сеч-но-ог-не-вое зем-ле-де-лие (рожь, яч-мень, овёс), тра-диц. ору-дия - со-ха (адр) и бо-ро-на-су-ко-ват-ка (ягез). Бы-ли раз-ви-ты камено-тёс-ный про-мы-сел в При-оне-жье (до-бы-ча ма-ли-но-во-го квар-ци-та, или «шок-шин-ско-го пор-фи-ра»), от-ход-ни-че-ст-во (В. из-вест-ны как строите-ли Санкт-Пе-тер-бур-га). Тра-диц. ма-ло-двор-ные по-се-ле-ния об-ра-зо-вы-ва-ли ско-п-ле-ния. Жи-ли-ще у сев. В. - дом-двор на вы-со-ком, у ср. и юж. В. - на не-вы-со-ком под-кле-те; из-ба с кры-тым дво-ром со-еди-ня-ет-ся пе-ре-хо-дом, для ср. и юж. В. ха-рак-тер-на по-пе-реч-ная (Т-об-раз-ная) связь. На-вер-шия рез-ных на-лич-ни-ков ук-ра-ша-лись жен-ски-ми фи-гу-ра-ми, с 18 в. - во-лю-та-ми. Пла-ни-ров-ка из-бы у юж. и ср. В. - сев.-среднерус-ско-го ти-па (печь об-ра-ще-на усть-ем к фа-сад-ной сте-не, стол - в крас-ном уг-лу); у сев. В. печь об-ра-ще-на усть-ем к вхо-ду, стол - у фасад-ной сте-ны (т. н. фин-ская пла-ни-ров-ка). У пе-чи со-ору-жа-ет-ся ящик (кар-жин), ве-ду-щий в под-клет. Оде-ж-да у ср. и юж. В. близ-ка к сев.-рус-ской, в При-оне-жье бы-ту-ет юбоч-ный ком-плекс. Го-лов-ной убор у де-ву-шек - по-вяз-ка-лен-та, у жен-щин - за-кры-тые со-ро-ка, ки-ка, по-вой-ник, сбор-ник. Жен-ские ру-ба-хи ук-ра-ша-лись по по-до-лу крас-ной или бе-лой вы-шив-кой; изо-бра-зит. мо-ти-вы близ-ки к сев.-рус-ским. Осн. пи-ща - ржаной хлеб, ры-ба, на-пи-ток - квас из ре-пы, по празд-ни-кам - пи-во. До 1930-х гг. со-хра-ня-лись боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (3-4 по-коления). Обы-чаи «пив-ных празд-ни-ков» (ти-па брат-чин ), мо-ло-дёж-ных по-си-де-лок (но-риш-техт), ря-же-ния и га-да-ния на Свят-ки и , сва-деб-ный и ка-лен-дар-ные ритуалы, обряд оплаки-ва-ния умерших близ-ки к рус-ским; при по-гре-бе-нии де-ву-шек и не-же-на-тых - об-ряд «веселения» по-кой-ни-ка. На мо-ги-лу в те-че-ние 40 дней (ино-гда до го-да) вме-сто кре-ста ста-ви-ли две жер-ди от по-гре-баль-ных но-си-лок, ве-ря, что че-рез них под-дер-жи-ва-лась связь умер-ше-го с род-ст-вен-ни-ка-ми. Бытовала ве-ра в кол-ду-нов (нойд) и пред-ска-за-те-лей (ар-буй). Сохраняется тра-ди-ция обет-ных празд-ни-ков.

    Осн. жанр фольк-ло-ра - при-чи-та-ния (по-хо-рон-ные, по-ми-наль-ные, сва-деб-ные). Ис-пол-ня-ют-ся обыч-но на вепс-ском яз., так же как колыбельные («бай-ки») и час-туш-ки. Сва-деб-ные, про-тяж-ные и пля-со-вые пес-ни (боль-шая часть - мно-го-го-лос-ные) по-ют-ся в осн. на рус. языке. Муз. ин-ст-ру-мен-ты: кан-те-лет (ти-па цит-ры), на-ту-раль-ные тру-бы (пист, торд), флей-ты, удар-ные, мир-ли-то-ны (из бе-ре-сты, стеб-ля лу-ка и др.), гар-мо-ни-ка. Сю-же-ты ска-зок (сар-над, ста-ри-над) близ-ки к ка-рель-ским и се-вер-но-рус-ским.

    Лит.: Пес-ни на-ро-дов Ка-ре-ло-Фин-ской ССР. Сбор-ник ка-рель-ских, вепс-ских и рус-ских пе-сен / Сост. В. П. Гуд-ков, Н. Н. Ле-ви. Пет-ро-за-водск, 1941; Пи-ме-нов В . В . Веп-сы. Очерк эт-ни-че-ской ис-то-рии и ге-не-зи-са куль-ту-ры. М.; Л., 1965; Про-бле-мы ис-то-рии и куль-ту-ры вепс-ской на-род-но-сти. Пет-ро-за-водск, 1989; Веп-сы // При-бал-тий-ско-финские на-ро-ды Рос-сии. М., 2003.

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Вепсы
    Современное самоназвание

    vepsläižed , vepsä , lüdinikad

    Численность и ареал

    Всего: 6400

    Археологическая культура
    Язык

    вепсский, русский

    Религия

    преимущественно православие

    Входит в

    Финно-угорские народы

    Родственные народы
    Происхождение

    весь, чудь заволочская

    Ве́псы (вепс. vepsläižed ; официально до 1917 — чудь ) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

    В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

    Названия и этногруппы

    Самоназвания — vepsä , bepsä , vepsläižed , bepsaažed , lüdinikad . До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

    Выделяются три этнографические группы вепсов:

    • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
    • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять , в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
    • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

    Язык и письменность

    Генезис и история

    Основная статья: весь (племя)

    В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса . Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье . Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

    Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас ). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису . Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги , жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

    Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). « также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

    Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

    В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь , стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками . В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

    Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми . Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

    Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской . После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян . В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

    Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

    В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

    В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

    В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

    С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

    Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации

    Республики и области 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
    СССР 32 785 29 842 31 679 16 374 8281 8094 12 501 ... ...
    РСФСР / Российская Федерация 32 783 29 585 31 442 16 170 8057 7550 12 142 8240 5936
    Республика Карелия 8587 9007 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3423
    Ленинградская область 17 290 15 146 15 343 8026 650 774 4273 2019 1380
    Вологодская область 6888 5432 4976 117 282 65 728 426 412
    Санкт-Петербург 5 0 198 848 154 208 368 318 271
    прочие регионы 13 0 1316 648 639 819 607 450
    остальные союзные республики 2 257 237 204 224 544 359

    По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

    Современное расселение и численность

    Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г. (8240 человек согласно переписи 2002 года, 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

    В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша . В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу...

    Вепсский язык - относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков. На нем говорит вепсы, проживающие в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. Родной язык они называют vepsankel’, lüdikel’. Языком этим владеет не более половины вепсского населения. Число говорящих — 5,8 тыс. человек (по д. п. 2002 г.). Вепсский язык делится на три диалекта: северный, южный, а также средний диалект. Вепсский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения. Первые шаги по созданию вепсской письменности были предприняты в 30-е годы ХХ в., тогда было напечатано около 30 книг. После 1937г. все было свернуто, долгие годы язык оставался опять бесписьменным. С конца 80-х гг. XX в. начался новый национально-культурный подъем, в последние десятилетия изданы буквари и другие учебники. Современный вепсский литературный язык основывается на латинской графике. Особенности вепсского языка обусловлены как периферийностью языка в прибалтийско-финском лингвистическом ареале, так и долгими интенсивными контактами его с русским языком. Так, в вепсском языке нет явления чередования согласных (древняя черта), а гармония гласных частичная. Состав согласных в ходе истории языка обогатился за счет появления новых фонем. По мнению М.И. Зайцевой, в языке употребляются 34 согласных, среди прибалтийско-финских языков вепсский занимает по этому параметру первое место. Ударение в вепсском языке, как и в других прибалтийско-финских языках, фиксированное и падает всегда на первый слог. По морфологическому типу вепсский язык – типичный агглютинативный, Каждая грамматическая категория имеет в нем свои морфологические показатели, которые присоединяются к основе слова друг за другом, образуя цепочку аффиксов, у каждого из которых есть свое место и значение. Система падежей, по мнению М.И. Зайцевой, пополнилась рядом падежей, суффиксы которых имеют послеложное происхождение (всего 11 единиц). В лексике, кроме слов исконного происхождения, употребляется масса русских и интернациональных заимствований.