• Роберт Нигматулин: Никакого роста экономики не будет. Академик Нигматуллин: «За пренебрежение наукой наше государство поплатится в самое ближайшее время Нигматуллин океанология


    Нигматулины

    Академик РАН Роберт Нигматулин - один из самых блистательных личностей современной России. А при этом он ещё и звено «золотой цепи» - целой плеяды талантливых родственников. Так, конечно, природа гены распределила. Так, видимо, дух родства, атмосфера родного дома сказываются. Впрочем, разве кто-нибудь смог разгадать, почему талант не любит одиночества и потому порой расселяется «гнёздами», почему талантливый человек оказывается талантливым во всём. О родне академика Р.И. Нигматулина и о нём самом - в этом материале.

    Два портрета
    П ервое, что бросается в глаза в квартире Нигматулиных, - два парадных, как когда-то именовался этот жанр, портрета хозяев. Впрочем, обычно в "парадных" огромную роль играли декорации, ордена, драгоценности - показатели богатства, славы, положения в обществе. Здесь этого ничего, естественно, нет: просто крупные планы. Изображены красивые и значительные лица. Этого вполне достаточно.
    Автор - известный художник Ахмет Китаев. Он дружил с Робертом Нигматулиным 35 лет. Дружили бы они и до сих пор, однако в 1996 году Китаева не стало. Когда это происходит, всегда мучаешься комплексом вины: какие-то слова не успел сказать, лишний раз не свиделся. Всё дела…
    - Больно сознавать, - говорит Роберт Искандерович, - что из-за моих постоянных разъездов между Москвой, Уфой и Нью-Йорком так редко виделся с ним. Он "ловил" меня по телефону, приглашал в мастерскую попить чаю, а я нашу встречу откладывал. Думал, ещё немного и буду посвободнее. Вот тогда посидим, наговоримся. А потом вдруг оказалось, что ехать уже не к кому, мастерская опустела.
    Художник в своё время успел преподнести ему поистине царский дар: портрет к 40-летию. "Я показан в каком-то порыве, - комментирует Роберт Искандерович. - Хотя мне с трудом верится, что я бываю такой". Несмотря на лёгкую самоиронию, чувствуется, что портрет ему нравится. Он позировал двадцать часов (по час-два за сеанс). Беседовали - не молчали. Использовали эту редкую при хронической нехватке времени возможность. Художник, подобно актёрам перед выходом на сцену, долго настраивался перед каждым сеансом, нервничал и не терпел опозданий. Его друг, кстати, ни разу не опоздал. Точность - вежливость не только королей, но и учёных.
    Венера Нигматулина столь же женственна и хороша, как и имя, которое ей досталось. В ней ощущается переполненность жизнью, сквозящая в каждом движении, взгляде, улыбке, без чего любая красота холодна - об этом лучше всего сказал Лев Толстой в "Войне и мире". Китаев пообещал: "Я нарисую тебя, как брызги шампанского". И творческую задачу выполнил. Портрет получился искрящимся.
    Сегодня эти портреты - память о дорогом им человеке. И напоминание о том, какими они были лет двадцать назад. Хотя, на мой сторонний взгляд, изменились немного. Видимо, тот ритм, в котором они живут, не позволяет поддаваться годам.

    Для справки:
    Роберт Искандерович Нигматулин - выдающийся учёный, создавший целую научную школу. Академик Российской академии наук, член многих научных сообществ, президент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы.
    Его жена Венера Абдрахмановна, кандидат технических наук, доцент, преподавала основы научно-технической фотографии, судебной фотографии в МГУ имени М.В.Ломоносова и Тюменском государственном университете.
    Двое детей - Карима и Тагир. Карима - студентка, Тагир - учёный.

    Венера
    У её отца была редкая профессия. Он принадлежал к племени кинематографистов. Нет, он не был актёром или режиссёром. Даже оператором, хотя это уже теплее. Абдрахман Абдрашитович Галлямов вначале окончил курсы киномехаников и показывал по деревням кино, тогда ещё немое, заодно просвещая односельчан насчёт "самого массового из искусств". Затем продолжил образование в Воронеже и стал техником по монтажу оборудования и эксплуатации звукового кино. Вернулся в Татарию, женился на Амине Сайфулловне - красивой молоденькой учительнице, только что закончившей пединститут, и стал жить и работать в Бугульме и районе, где заведовал всей системой кинофикации.
    1941 год, война. Абдрахман Абдрашитович оставил молодую жену с крошечной дочкой и отправился на фронт. Среди документов у его дочери до сих пор хранится истончившийся листок "Фронтовой правды" за 1944 год: "В подразделении капитана Лободенко много бойцов нерусской национальности. Все они проявляют живой интерес к текущим событиям в жизни страны. На политзанятиях выяснилось, что все бойцы нерусской национальности хорошо усвоили сталинские документы. В этом прежде всего заслуга их групповода старшего сержанта Галлямова. Всё непонятное групповод переводит на родной язык".
    А его жена Амина в это время преподавала в школе татарский язык и литературу и билась, как рыба об лёд, чтобы прокормить себя и маленькую Венеру. Неизвестно, удалось бы ей выжить, если бы не родители. Километров шестьдесят преодолевали они на санях, чтобы подбросить ей из деревни Альметьево хоть какое-нибудь пропитание. Да ещё помогала по хозяйству глухонемая сестра Хатима. Амине Сайфулловне выпало горчайшее испытание - получить на мужа похоронку. Потом оказалось, что он лежал контуженный в госпитале несколько месяцев, кто-то что-то напутал. Такое случалось.
    В августе 45-го из воинской части, где служил Галлямов, секретарю Бугульминского райкома партии пришло письмо, подписанное капитаном Васильевым. Послание корректное, но по сути строгое: "Настоящим письмом хочу обратить Ваше внимание в деле помощи находящейся у вас в городе и работающей преподавателем литературы в татарской средней школе гр-ке Галлямовой Амине, имеющей на своём иждивении дочь Венеру и сестру-инвалида. Как жена военнослужащего, находящегося в военной части, она не имеет возможности добиться дров, обойдя ряд учреждений, как Военкомат и другие. Товарищ Галлямов выполняет работу офицера, он член партбюро части. Его семья заслуживает чуткого отношения к ней. Прошу Вас принять по данному вопросу быстрейшее участие и о результате сообщить по адресу…" Письмо возымело действие и строгий капитан Васильев дождался ответа.
    Мама с дочкой дождались своего фронтовика. Началась мирная жизнь. Родился сын, но прожил лишь две недели: сгорел от воспаления лёгких (антибиотиков тогда не было). А затем пошли одни девочки - Роза, Земфира (коклюш убил её трёх месяцев от роду), Римма, опять Земфира. Большая и дружная семья, в которой кормильцем был отец, а душой - мать. Она ввела неукоснительное правило в домашний быт - чтение вслух татарских классиков. В доме говорили по-татарски, хотя Венера пошла в русскую школу, что было перспективнее в плане поступления в институт. Об этом думали задолго.
    С учителями девочке фантастически повезло. Когда после школы она будет поступать в Ленинградский институт киноинженеров (единственный такой вуз в стране: не случайно конкурс там был как минимум 25 человек на место), вступительные экзамены дадутся ей куда легче, чем многим ленинградцам, по несколько лет занимавшимся с репетиторами. Но самым главным человеком в жизни Венеры оставалась мама.
    - Бедная мама! Как она справлялась и с тетрадками своими бесконечными, и с хозяйством? У нас были утки, куры, корова, которую родители потом продали, чтобы купить мне пианино. Оно сохранилось, в нашей квартире в Уфе стоит. Трудно жили. Даже за хлебом с самого рассвета выстраивались огромные очереди. Правда, папа ей помогал. Вставал в четыре часа утра, чтобы принести к завтраку хлеб. Все брали тогда по пять-шесть буханок.
    Не хлебом единым жив человек. Билеты на киносеансы тоже брали с боем. Благодаря Абдрахману Абдрашитовичу в городе появились новые кинотеатры. Он был личностью чрезвычайно популярной. Венера обожала ходить с ним по улице. Все здоровались с подчеркнутым уважением, чуть ли не раскланивались. Женщины невольно засматривались на импозантного мужчину. Но Венера была спокойна: она знала, как отец любит маму с той самой минуты, когда её, юную студентку, увидел впервые.
    - Маму нельзя было не любить. Я на неё буквально молилась. И всегда восхищалась: какая же она у нас красивая! Жаль, я не такая… Она переживала, что я вся в учебе: что ж это такое? Всё учит да учит! Хоть бы личное счастье мимо не прошло. Для женщины это самое главное.
    Когда я уже училась в Ленинграде, мама отдала мне свой габардиновый отрез и каракулевую шкурку, чтобы я сшила себе зимний наряд. Ботиночки купила. Хотела, чтоб я выглядела как городская. Ведь у нас в Бугульме какие наряды были? Валенки да пуховый платок.
    Венера была счастливой девочкой и девушкой. Выросшая в прекрасной семье, дочь известного в городе человека, способная ученица, золотая медалистка, потом - студентка престижного вуза. И вдруг этот уютный мир рухнул. Судьба не испытывала её по мелочам, но в одночасье нанесла сокрушительный удар.
    В институте ей сообщили, что надо срочно лететь домой: тяжело больна мать. Когда прилетела, узнала правду. Мама вместе со школьниками и пионервожатой отправились на экскурсию в соседний город Лениногорск на Ромашкинское месторождение нефти. Дети резвились на лугу, а учительницы шли по обочине. Они, наверное, так и не поняли, что с ними произошло. Не увидели тот сумасшедший грузовик, который нёсся, не разбирая дороги. Пьяный водитель, оказывается, уже сбил велосипедиста и продолжал собирать страшную жатву. Амина Сайфулловна умерла сразу, молоденькая вожатая жила ещё с четверть часа…
    Они осиротели - мужчина и девочки, младшей из которой исполнилось всего три года. Со временем отец женился, но от потери так никогда и не оправился. Раны от контузии дали о себе знать, ослабел и в 1977 году ушёл из жизни, не противясь своему уходу. Совсем недавно прочитала, как генерал Ланской после смерти Натальи Николаевны все 14 лет, что суждены ему были без неё, с тихой радостью говорил, отходя ко сну: "Одним днём ещё ближе к моей дорогой Наташе". История, которая многократно повторяется. Ведь только в сказках бывает: "Они жили долго и умерли в один день".
    В институте Венере помогли хоть в какой-то мере справиться с горем, не оставляли одну, водили в кино. Она справилась. Ушла с головой в учёбу - самое радикальное лекарство, и училась только на "отлично". Практику проходила в Москве в Институте судебной экспертизы. У неё была редчайшая по тем временам специальность - научно-техническая фотография. В дальнейшем она будет преподавать этот предмет биологам, геологам, журналистам, криминалистам.
    После института начала работу в знаменитом ЦАГИ в городе Жуковском под Москвой. Молодому специалисту поручили ответственное дело - организацию лаборатории. Она проводила уникальные для того времени фотографические исследования в аэродинамических трубах. Попала в среду, поразившую её воображение. Люди науки - и притом развитые в гуманитарном плане, много читающие, спортивные и остроумные. Мама порадовалась бы за свою дочь: один из лучших представителей этого славного племени молодых учёных (тогда девушки мечтали не о банкирах, а именно об учёных) стал её мужем. Любя науку, Венера поступает в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута и защищает кандидатскую диссертацию. Порадовалась бы мама и за остальных своих дочерей. Все с отличием закончили высшие учебные заведения, у всех удачно сложилась семейная жизнь. Роза награждена знаком "Почётный железнодорожник" и работает в Управлении Московской железной дороги. Римма биолог, живёт в Уфе, а младшая Земфира, закончив мехмат Московского университета, защищала кандидатскую диссертацию под руководством Роберта Нигматулина. Сейчас со своей семьёй живёт в Англии.

    Роберт
    В день рождения Роберта его дед Гениатулла Терегулов защитил докторскую диссертацию. В общем-то символично. Он брал коляску с внуком и, делая бессчётное количество кругов по маленькому московскому дворику, репетировал доклад. Однажды к нему подбежали дворовые мальчишки и задали возмущённый вопрос: "Дяденька! Зачем вы ему всё рассказываете? Он же всё равно ничего не понимает". А это как раз не факт. Возникает мистическое ощущение, что понимал, что более благодарного слушателя дедушке трудно было сыскать.
    Строго говоря, Гениатулла Нигматуллович приходился будущему академику не дедом, а дядей. Но уж такой статус закрепился за ним в их роду. Когда умер отец Гениатуллы - в прошлом солдат царской армии Нигматулла Терегулов, семнадцатилетний юноша фактически заменил его семерым младшим братьям и сёстрам, в том числе и Искандеру (будущему отцу Роберта). К самостоятельности приучился рано. Ещё в 1901 году Нигматулла собирался отправить десятилетнего Гениатуллу учиться в Уфу. Однако в тот момент, когда уже запрягли лошадей, пришёл сосед и пожаловался на своего сына, таким же образом откомандированного несколько лет назад в ту же Уфу. Парень не оправдал надежд: женился на русской, да ещё перешёл в православную веру. Бывший солдат, выслушав этот рассказ, начал молча распрягать коней. Расставание мальчика с родной деревней Каргалы отложилось на целый год.
    Много лет спустя Роберт Искандерович прокомментирует этот достопамятный эпизод: "Получив образование, дед стал нерелигиозным. Мои родители, давшие мне европейское имя, и я тоже нерелигиозные люди. Но мне понятно возмущение прадеда, потому что нехорошо, пусть даже во имя любимой девушки, изменять своей вере. Да, и русские люди переходили в католицизм и ислам, и люди с Запада или Востока становились православными или мусульманами. Однако это другое. Смену религии нельзя осуждать, если это результат глубоких и мучительных раздумий…"
    Между прочим, подобная дилемма уже имела место в далёком прошлом. Их предки-татары, обитавшие в городе Темникове (ныне - территория Мордовии), верой и правдой служили русскому государству ещё во времена Ивана III. За что им было пожаловано дворянское звание (причём оставались мусульманами и сохранили свой язык). Однако Петру I такое пришлось не по нраву. Царь поставил жёсткое условие: или принимаете православие, или лишаетесь дворянства и поместий. Предки Карамзиных, Аксаковых, Кутузовых выбрали первое (их потомки стали гордостью России). Акчурины, Тенишевы, Еникеевы, Терегуловы и другие отказались менять веру и превратились в крестьянское сословие. Позднее мудрая Екатерина II вернула дворянское достоинство (но не имущество!). Более 200 лет назад Терегуловы отправились в Башкирию, где купили землю. Вот такая история вместе с географией.
    Гениатулла Терегулов закончил медресе, стал учителем, потом директором Каргалинской школы, но в тридцать один год сделал крутой вираж - поступил на медицинский факультет Московского университета. Многие ли способны отнюдь уже не в юном возрасте столь резко поменять жизнь? Тем более что у студента была семья - жена и двое детей. Но всё, за что брался, он доводил до совершенства. Впоследствии стал профессором, основал в 1931 году Башкирский медицинский институт (ныне университет). В первую очередь благодаря этому удивительному человеку их род стал знаменитым ещё до того, как внук Роберт Нигматулин прославил его на весь мир. Проживший 96 лет, он основал целую медицинскую династию. Среди его близких и дальних родственников есть, кажется, все: кардиолог, рентгенолог, терапевт, психиатр, физиолог, биохимик и т.д. Доценты, профессора, академик. Достойные наследники.
    И ещё одна светлая личность - дед Роберта Искандеровича по матери. Учитель-просветитель Лутфулла Абдулгазизов, написавший первый учебник русского языка для башкирских и татарских школ. Несколько лет он был директором одной из крупнейших тогда в Башкирии Серменевской школы. И оставил такой глубокий след, что до сих пор его портрет встречает всех входящих в эту школу. Потом Лутфулла директорствовал в Троицке. Когда в 1913-м, в возрасте 48 лет, он скончался от туберкулеза, его хоронил весь город, местные купцы (а умные купцы всегда благоговели перед учёностью) собрали довольно значительную сумму и положили в банк, с тем чтобы семья Абдулгазизова жила на проценты. Но какие там деньги, какие проценты? - вскоре грянула первая мировая война. И всё закружилось в её вихре…
    В судьбе Роберта Нигматулина, в самом даже факте появления на свет особую роль сыграло одно сказочно красивое место ("Самое дорогое для меня - тёплая гора Янган-Тау"). Там произошло знакомство родителей Роберта - Искандера Нигматулина (взявшего за основу своей фамилии имя настоящего отца - того самого крестьянина-солдата Нигматуллы) и медсестры Галии Газизовой. Её пригласил поработать в местном санатории Гениатулла Терегулов, начавший изучение природных источников Янган-Тау с точки зрения их лечебных свойств. Там в 1939 году Искандер и Галия поженились. Там провели не одно лето трое их сыновей - Роберт, Булат и Раис. Между прочим, Роберт продолжит дело деда: вместе с башкирскими геологами он займётся исследованием физической природы знаменитых источников.
    О родителях. Мама, Галия Газизова, несмотря на возраст, полна интереса к жизни. Вырастить таких сыновей - огромное счастье. Все они стали профессорами, докторами наук. Булат создал институт, стал одним из лидеров российской атомной энергетики. Раис - сотрудник Российской Академии наук.
    Отец, Искандер Нигматуллин умер в 1980 году, когда его сыновья были уже взрослыми, а старший сын Роберт был уже профессором МГУ имени Ломоносова.
    Восемнадцати лет Искандер Нигматулин уехал из деревни Каргалы в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Впоследствии друживший с ним писатель Муса Гали любил вспоминать фразу, как-то сказанную ему Искандером Нигматулловичем: "Наши далёкие предки входили в Москву с помощью сабли, а мы сейчас входим с помощью науки - и это хорошо". Воевал. В 1943-м его, капитана Советской Армии, отозвали с фронта в связи с разработкой новых видов оружия. В 50-х стал доктором наук, профессором, преподавателем в Alma Mater. Известный специалист в области атомной энергетики.
    И при всём при этом был скромнейшим человеком. Уже профессорствовал четыре года, а семья всё жила в коммуналке на Знаменке, где и родился Роберт. Так что район московского Арбата - родной ему. Отец находил время заниматься детьми. Постоянно задавал им простенькие упражнения на устный счёт, потом наступила пора более сложных арифметических задач...
    Неудивительно, что Роберт Нигматулин выбрал после школы МВТУ имени Баумана. Был наслышан от отца, какой это высочайшего уровня вуз. Блестяще закончил энергомашиностроительный факультет этого училища (ныне технический университет) и механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Учился в обоих учебных заведениях одновременно. Его главными учителями были профессор Владимир Васильевич Уваров в МВТУ и академик Халил Ахмедович Рахматуллин в МГУ. В 31 год Роберт Нигматулин стал доктором физико-математических наук, самым молодым профессором МГУ. В 1991 году его изберут в Российскую Академию наук, и он станет одним из самых молодых академиков страны. Сплошные рекорды. На бумаге всё легко и стремительно. В жизни - это труд, труд и ещё раз труд. И, конечно же, проблемы, сложности. Всё то, с чем справиться было бы куда труднее, не будь надёжной гавани - cемьи.

    Вместе
    Перебирая фотографии, Венера Абдрахмановна вздыхает: давно пора их рассортировать, привести семейную фототеку в порядок, да всё времени не хватает. Снимки в основном любительские. Вот её первый с мужем совместный вояж на море. Вот они в походе: в молодости увлекались путешествиями по башкирским рекам на байдарках. Вот в окружении участников какого-то международного симпозиума. Когда есть возможность, всегда ездят вместе. И она с усердием студентки-отличницы посещает его доклады и лекции в нескольких ведущих университетах мира.
    Сегодня их постоянное место жительства - Уфа. С 1995 года Нигматулин - президент Академии наук Башкортостана. Несколько лет им пришлось провести в США, где учёный читал лекции, руководил исследованиями по приложениям механики многофазных систем в ядерной энергетике. Один из его коллег, профессор Калифорнийского университета Сэнджой Бэнерджи дал такой отзыв: "Я бы отнёс профессора Нигматулина к числу четырёх-пяти лучших учёных в мире. Он обладает большей математической мощью, чем кто-либо… В механике многофазных сред он царствует безраздельно!"
    А ещё раньше Роберт Искандерович по приглашению Сибирского отделения РАН на целых семь лет уехал в Тюмень, где с группой единомышленников и учеников создал академический институт и кафедру в университете. Распрощавшись с налаженным московским бытом, семья отправилась с ним. "Меня называли декабристкой", - смеётся Венера Абдрахмановна. Существует понятие - настоящая жена писателя (или художника). О жёнах учёных почти не говорят. Хотя их самоотдача ничуть не меньше. Имея пятнадцатилетний опыт научно-педагогической работы в НИКФИ и МГУ, Венера Абдрахмановна продолжает работать доцентом в Тюменском университете, создаёт и возглавляет прекрасно оснащённый Центр учебной и научной фотографии и кинематографии.
    Учёный - фигура для широкой публики достаточно загадочная. В суть того, чем он занимается, могут проникнуть лишь единицы. Быть может, в качестве компенсации в массовой культуре сформировался образ рассеянного, не от мира сего, чудака в мешковатом костюме. Нигматулин одним своим обликом опровергает это клише. Подтянутый, светский, элегантный. "Вам жена покупает галстуки?" - задаю очень женский вопрос. "Почему? - сдержанно улыбается он. - Сам умею выбирать". Блестяще владеющий английским, он органичен в любом, самом рафинированном обществе. Человек мира. Что никак не мешает оставаться преданным родной земле.
    Увы, тема патриотизма у нас опошлена. Опять же из разряда клише "люблю родину!": обнимать берёзку, увиденную на чужбине, и сладко печалиться под звуки гармони. Споры ярых западников и упёртых почвенников заходят в тупик. Потому что спорят о внешних формах. Не взыскуют глубины. Обсуждения проблем этносов тоже нередко грешат поверхностностью и радикализмом. Учёный-математик подходит к этой чреватой конфликтами теме с позиции государственника (не забывайте: он ведь депутат Государственной Думы):
    - Примерно 70 процентов татар живут вне Татарстана. Примерно треть башкир живут вне Башкортостана. Поддержка преподавания башкирского, татарского и других языков повысит доверие народов нашей страны друг к другу, улучшит общую атмосферу. Эта задача должна стать общенациональной. С другой стороны, нужно осознавать, что целенаправленное вытеснение духа русского народа, являющегося стержневым этносом страны, приведёт к разрушительным для всех последствиям. Нам следует, не теряя национальной индивидуальности, ощущать себя единым многоязычным и многоэтничным народом России.
    Нигматулин сам владеет и татарским, и башкирским, ощущает себя и татарином, и башкиром. И русским. И открыто об этом говорит. Его многие так и воспринимают. Он избирался делегатом Курултая башкир, Конгресса татар, Собора русских и Ассамблеи народов Башкортостана. Везде выступал и везде был в центре внимания.
    Академик Нигматуллин рассматривает тему и с позиции рядового гражданина, отца семейства:
    - Вспоминаю, когда многих захлестнула эйфория борьбы за свободу, один мой знакомый татарин сказал: надо заставить русских в Татарстане учить татарский язык. Чтобы вся жизнь там шла на татарском языке. Я тогда ему предложил сначала обучить родному языку своих жену и детей, а потом уж ратовать за обучение русских. Надо, оставив в стороне политические декларации, начинать с собственной семьи, если хочешь сохранить родной язык...
    Всё это не декларация. В семье Нигматулиных говорят на татарском. Им отлично владеют и дети. Но став президентом Академии наук Республики Башкортостан, Роберт Искандерович сказал дочери, что она должна владеть и башкирским языком, тем более что башкирский очень близок к татарскому и отличается в основном фонетически и некоторыми грамматическими особенностями. Карима, свободно владеющая английским и французским, быстро освоила башкирскую речь. В прошлом году она дала в прямом радиоэфире получасовое интервью на башкирском языке…
    Этим её успехи не исчерпываются. В 2001 году она заняла четвёртое место на Олимпиаде мира по физике. А учится в университете по специальности "математическая экономика". Её старший брат Тагир, окончивший мехмат МГУ, уже имеет учёную степень. Он вёл сложные экспериментальные исследования по гидродинамике дисперсных систем. Знаменитое "природа отдыхает на детях" к юной поросли семьи Нигматулиных никак не применимо. В этом уникальном роду природа не расслабляется ни на одном поколении.

    Роберт Нигматулин родился 17 июня 1940 года в городе Москва. Высшее образование получил в 1963 году, окончив факультет энергомашиностроения Московского государственного Технического университете имени Н.Э. Баумана. Позднее окончил механико-математический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Получил ученую степень доктора физико-математических наук.

    С 1963 по 1980 года Нигматулин работал в Институте механики МГУ. Прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией механики многофазных сред.

    В 1986 году, по приглашению Сибирского Отделения Российской академии наук, с группой учеников переехал в город Тюмень для организации Тюменского научного центра РАН. Занимал должность заместителя Директора в Институте проблем освоения Севера СО РАН и Института теплофизики СО РАН, затем Директора-организатора Института механики многофазных систем.

    Роберт Искандрович с 1993 по 2006 года возглавлял Уфимский научный центр РАН, избран Президентом Академии наук Республики Башкортостан. С 1994 по 2005 года являлся приглашенным профессором Ренсселаирского политехнического института в США.

    В 1995 и 1999 годах избирался депутатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В 1999 году победил на выборах в депутаты Государственной Думы Российской Федерации по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан. Входил в депутатскую группу «Регионы России», Комитет по экологии. Возглавлял Высший экологический совет.

    С 2007 до 2016 года занимал пост Директора Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН. Впоследствии назначен его научным руководителем.

    В 2010 году Нигматулин стал заведующим кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. Является также научным руководителем физического факультета Тюменского государственного университета, приезжая в город Тюмень с лекциями о прикладной математике, экономике, океанологии, современной науке и инженерии.

    Академик РАН по Отделению наук о Земле. Специализируется в области механики и теплофизики многофазных сред. Основатель научной школы в области многофазовых сред. Автор 9 книг и 200 научных статей. Имеет 20 авторских свидетельств на изобретения. Является Главным редактором журнала «Океанология»

    Нигматулин разработал теорию движения многофазных сред с физико-химическими превращениями. Выявил закономерности распространения ударных и взрывных волн в пузырьковых жидкостях, газовзвесях и твердых телах при наличии фазовых переходов, обнаружил ряд новых эффектов. Установил гидрохимический механизм закоксовывания трубчатых печей для нагрева углеводородного сырья и предложил новые принципы конструирования печей.

    Его исследования являются основой для анализа аварийных ситуаций в атомных энергетических установках, трубопроводном транспорте и других устройствах, где реализуются двухфазные течения горючих и негорючих систем. Ученый разработал метод сверхсильного сжатия газа в пузырьках жидкости, используя нелинейно-резонансное непериодическое вибрационное и акустическое воздействие на жидкость.

    Роберт Искандрович удостоен Государственной премии СССР, премии Правительства России, премии Ленинского комсомола. Награжден орденом Почета и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью Федерации космонавтики России имени В.П. Макеева и имени К.Э. Циолковского.


    22 января 2019 года, аккурат в 114 годовщину Кровавого воскресенья Президиум Российской Академии наук сообщил, что «анонс заседания Президиума РАН, объявленный аппаратом РАН и разосланный пресс-службой РАН 18 января, содержал ошибочную информацию о присвоении звания «Почётный профессор РАН» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко». В связи с этим постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган управления Академии принёс свои извинения предстоятелю Русской православной церкви, а также спикеру верхней палаты Российского парламента и выразил надежду «на продолжение плодотворного сотрудничества»: «В настоящее время готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, касающиеся предоставления права РАН учреждать почётные звания выдающимся деятелям мировой культуры, учёным, государственным и общественным деятелям».
    Такие новости из недр в общем авторитетной научной организации, призванной получать новые знания о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России, а также готовящейся через четыре года отметить своё 300-летие, вызвали в обществе не самые позитивные отклики. Даже среди самих членов Российской Академии наук. Например, специалист в области геоботаники, ботанической географии, биоклиматологии, биоразнообразия, лесной экологии, автор 145 научных работ, в их числе 7 монографий, член-корреспондент РАН (с 28.10.2016) Павел Крестов (директор Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН) написал на своей странице в социальной сети Facebook: «Я, и не только я, существенно подрастерял доверие Президиуму РАН». Сетевое издание «Тихоокеанская Россия » предлагает читателям познакомиться с публикацией.

    Павел Крестов
    21 января в 08:22

    15 января 2019 года – день, который войдёт в историю Российской академии наук, может быть, как чёрный вторник, а может быть как день, когда я, и не только я, существенно подрастерял доверие Президиуму РАН. Официальные репортажи о заседании Президиума в этот день миновали минимум два произошедших там события: 1) Патриарх Кирилл рекомендован к присвоению звания почётного профессора РАН и 2) Академик Роберт Нигматулин открыто призвал Президента РАН перестать прогибаться перед высоким и невысоким начальством. Увы, последнее приобрело в последнее время карикатурные формы.

    «Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемые товарищи и коллеги!
    Практически все мои коллеги, с которыми я обсуждал положение дел в Академии наук, озабочены состоянием дел. В частности, я читаю переписку в рамках клуба 1-го июля. Большинство из них поддержало Вас на выборах президента РАН. Никто не сказал, что наши дела «идут вверх». Все, с кем я общаюсь, говорят, что наши дела «идут вниз». И эта озабоченность усилилась после последнего заседания Совета по науке 25.11.18 и совещания у Президента В. Путина с Вами, Александр Михайлович.

    Напомню слова Н.Г. Чернышевского: «Сотни лет губила Русь вера в добрые намерения царей». Не потому, что цари были плохие, а потому, что они действовали неправильно и делали ошибки. Я эту фразу переформулирую: «Сотни лет губила Русь стремление представителей «элиты» в разговоре с ГОСУДАРЕМ (царём, генсеком, президентом) быть приятным, вместо того, чтобы говорить ПРАВДУ, порой тяжёлую, и сделать всё, чтобы убедить государя принять конструктивные решения.

    А именно в этом нуждается ВСЕГДА руководитель страны.

    Конечно, многократно легче быть гоголевской «дамой, приятной во всех отношениях, ничего не пожалевшей, чтобы сделаться любезной в последней степени».

    Сложилась пагубная привычка говорить, что всё хорошо.
    А сейчас НЕХОРОШО и в стране, и в науке. И в этой ситуации говорить, что у нас хорошо, – грех.

    О СТРАНЕ
    Уже 10 лет у нас нет реального экономического роста. 1% роста – не рост, т.к. мы каждый год теряем около 1,5 — 2% богатства из-за катастроф, пожаров, наводнений износа и пр. И этот рост экономики не предвидится.

    Академик А.А. Дынкин в своём докладе на последней сессии ОС РАН показал, что по мнению экспертного сообщества экономическая стагнация – главная проблема страны.

    В беседе с В.В. Путиным, когда Вы говорили о нашей функции прогнозирования Вы сказали, что «страна вошла в этап стабильного роста в условиях небольших ресурсов». Это не только неверно. Более того, в ближайшие годы реального экономического роста не будет. А это опасно, потому что более пяти лет падают реальные доходы среднего класса. Ни Правительство, ни Президент не понимают эту проблему, хотя призывы инвестировать и обещания сделать экономику России 5-й в мире (т.е. обогнать Германию с населением, в 2 раза меньшим) с их стороны раздаются более 10 лет.

    Вы правильно сказали, что над задачей обеспечения экономического роста должны работать математики, экономисты, социологи, политологи. А я скажу и не только. Это задача для всей Академии, всех отделений.

    Я поддерживаю Вашу идею создать центр научного обеспечения стратегического планирования и прошу записать туда меня.
    Это достойная и чрезвычайно сложная задача. Я пытаюсь восстановить метод интегральных балансов и метод межотраслевого баланса в экономике (метод Леонтьева) на мехмате МГУ. Их значимость для понимания дел в экономике забыли даже профессора-экономисты. Хотя эти балансы являются аналогами закона сохранения массы в многокомпонентной среде.

    О НАУКЕ
    Мы каждый год теряем около 2 % научных работников. На совещании у Президента Путина Вы упомянули невнятно эту проблему, но не предложили никакого решения, хотя мы обсуждали её на Президиуме, на совещании у Вас. А ведь надо спасть аспирантуру. Спасать!!!
    То, что аспирантура – подготовка молодого учёного (это как 2×2 = 4) В.В. Путин подтвердил.

    И ректор горного университета профессор Литвиненко правильно и громко указал на заседании Совета по науке, что ключ к решению проблемы подготовки молодых учёных – поднять зарплату аспиранта до средней зарплаты. Ну не может взрослый человек с высшим образованием жить на 4 – 6 тысяч рублей в месяц. Ректор предупредил, что скоро некому будет работать на сложных приборах и преподавать. Вам надо было только подтвердить эту мысль, попросив Президента дать соответствующее поручение Правительству.
    Это первый и необходимый шаг, чтобы поднять престиж молодого учёного, чтобы был конкурс в аспирантуру.

    Далее. В.В. Путин на Совете по науке упрекнул нас, что мы не выстроили прозрачную и объективную экспертизу результатов в фундаментальных науках. Он согласился, что … ключевыми показателями являются не публикационные и «цитационные» показатели, «а основанные на репутационной ответственности и оценке профессионального сообщества. … Это нужно сделать».

    Но в этих словах Президента и ответ. Ведь это всегда у нас делалось, в институтах, в отделениях, в докладах на годичных собраниях отделений и Общем собрании РАН. Мы каждые 5 лет аттестовали всех научных работников. Мы проводили комплексные проверки всех институтов РАН. А это значит, надо восстановить решающее влияние Академии наук и её отделений на планирование и оценку деятельности учёных и институтов. Учёных должны оценивать учёные, а не библиографы. Так надо было и отвечать Президенту, что это у нас было, но разрушила чиновничья рать.

    И чиновники должны ориентироваться только на эти оценки.
    А сейчас неподготовленные чиновники департамента координации науки формируют госзадания институтам РАН с кратным ростом числа публикаций, хотя при мне М.М. Котюков выговаривал им, что так делать нельзя.

    Госзадания должны формировать сами институты с тематическими Отделениями РАН. Это и только это и есть научно-методическое руководство РАН.
    А МИНОБРНАУКА, как хозяйствующий субъект, должно планировать финансовую и хозяйственную деятельность на основе принятых в Академии наук госзаданий.

    Александр Михайлович!
    Вы избыточно оптимистично рассказываете о поправках к пресловутому закону, дающих нам дополнительные полномочия. Это:
    1. Экспертиза и научно-методическое руководство всеми научными учреждениями и вузами.
    Как это можно нам реализовать, если нас оттёрли от руководства наших академических институтов? У нас нет для этого ни мощи, ни механизмов.
    2. Научная дипломатия
    У нас многое отобрали. Почти всё. Многие опасаются, что мы теряем Академию, её государственный статус.

    Давайте сохраним свою НАУЧНУЮ ЧЕСТЬ, давайте понимать и говорить правду, хотя это делать тяжело.

    Но только так можно спасти Академию.

    Нельзя Президента страны оставлять под влиянием только чиновников и узкой группы лиц. А для этого надо говорить ПРАВДУ громче и чётче, а не подлаживаться, стараясь быть ПРИЯТНЫМ.

    Вспомним Гавриила Романовича Державина, который гордился, что мог «истину царям с улыбкой говорить».

    Уважаемый Александр Михайлович! То, что я рекомендую, очень тяжело сделать. Очень! Но став Президентом Академии наук, Вы обязаны проявлять интеллектуальную волю в Правительстве и во взаимодействии с Президентом страны.

    Вы должны добиться возвращения Российской академии наук статус учредителя академических институтов. Вы должны поднять этот груз.

    Иначе напрасны НАШИ совершенства.

    А иначе мы не сможем Вам помочь, хотя очень хотим».

    На это выступление последовали следующие комментарии в сети:

    Александр Иванович Орлов:
    Вспомним Пушкина: «В Академии наук заседает князь Дундук…» К настоящему времени Академия наук себя дискредитировала. Среди ведущих учёных сотрудников РАН не так уж много (см. РИНЦ). РАН целесообразно ликвидировать.

    Николай Подосокорский:
    В Президиуме РАН явно не ожидали такой бурной реакции на присуждение звания «почётного профессора» Академии патриарху Кириллу, и, получив сводки новостей, решили перенести уже анонсированную торжественную церемонию присвоения звания с 22 января на «другой раз». Но более всего тут интересно пояснение руководителя пресс-службы РАН Светланы Поповой. Вот, к примеру, как она объяснила журналистам, почему патриарха записали в почётные профессора. «Он большой популяризатор науки, большой друг Сергея Петровича Капицы, Осипова Юрия Сергеевича (президента РАН в 1991-2013 — ИФ). Как говорил Эйнштейн, теория относительности говорит о гениальности Создателя, и в этом смысле никаких противоречий нет», — сказала Попова агентству «Интерфакс». То есть получается, что дружба с кем-то из научных функционеров уже сама по себе является весомым вкладом в науку. Тут можно подумать об учреждении специальных научных титулов вроде «друг академика», «большой друг академика», «приятель профессора», «большой приятель профессора» и т.д. – и на основании этого присуждать автоматом также и учёные степени. А вообще в свете этих событий даже имя главы пресс-службы РАН Светланы Поповой выглядит весьма символичным…

    Если бы Институту океанологии выделили финансирование, равное стоимости одного футболиста, научные суда не пришлось бы отдавать в аренду бизнесменам

    Чиновники, уже полностью разрушившие образование, медицину и культуру, добрались и до науки. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Обычная зарплата ученого в России - около 10 тыс. рублей, институты вынуждены отдавать в аренду научное оборудование, чтобы выжить. Зато на разные увеселения, типа олимпиад, тратятся десятки миллиардов долларов. Теперь чиновники полностью возьмут в руки управление академией, и она будет окончательно уничтожена, превратившись в клуб по интересам.

    По сути, пока ничего. Все эти годы финансирование РАН шло по своеобразному пути. Каждый год, поскольку мы бюджетники, нам из-за инфляции чуть увеличивали фонд заработной платы, не увеличивая при этом самого финансирования. В результате сегодня доля, приходящаяся на зарплату сотрудникам, составляет 70 процентов от всего, что нам выделяют.

    Так наука развиваться не может. Нам необходимо ходить в экспедиции, приобретать новые приборы, содержать здания и так далее. И если в ближайшие годы финансирование не будет увеличиваться, то придется сокращать численность ученых. Иначе мы все будем одновременно умирать.

    Для нашего института самые серьезные расходы связаны с содержанием судов. Денег, которые мы сегодня получаем от государства, хватает ровно на неделю работы каждого судна в год. Что это значит? Я могу дойти из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно, а вот в океан - уже не смогу.

    - Поэтому вы и сдаете суда в аренду? Критики по этому поводу много в свой адрес слышите?

    Действительно, нам приходится идти на эту вынужденную меру, чтобы как-то сохранить исследовательский флот и проводить океанские экспедиции. Два наших судна имеют пассажирский класс. Туристическая компания берет одно из них в аренду на нашу зиму и гонит на южную оконечность Южной Америки, где в течение нескольких месяцев возит экскурсии. Дорога в каждую сторону (для нас это получается бесплатно) занимает полтора месяца, а все остановки мы расписываем по часам, чтобы получилась как раз та неделя, на которую нам выделяется финансирование. Та же картина получается, когда нашим летом судно идет в северный канадский порт, три недели туда и затем три недели обратно. Во время дороги мы проводим запланированные измерения и эксперименты.

    А вот самое большое наше судно, «Келдыш », простаивает. Мы с удовольствием сдавали бы его любой фирме для инженерных работ или экологических изысканий. Пока же оно не просто простаивает, но и разоряет нас. Его ведь нельзя закрыть и уйти. Один день нахождения в порту стоит 2,5 тысячи долларов плюс затраты на электроэнергию и обслуживание, плюс зарплата экипажу, которая должна быть на европейском уровне, иначе люди разбегутся. А судовой состав у нас 225 - человек.

    - Насколько дорого обходится содержание одного судна?

    Чиновничеству ни в коем случае нельзя вмешиваться в дела науки, культуры и образования. И реформы в этих областях должны быть очень консервативными и осторожными. Резкие перестроения ничего хорошего не дают. На протяжении последних десятилетий мы непрерывно меняем систему образования, здравоохранения, а лучше не становится. Где, скажите, стало лучше, в какой сфере? По сравнению с Советским Союзом, наверное, только машину стало легче заправить, поскольку нет дефицита бензина и отсутствуют очереди на бензозаправках.

    АКАДЕМИЮ НАУК ПРЕВРАЩАЮТ В КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ

    Все академические институты, а это около тысячи учреждений, постепенно и окончательно перестают быть институтами РАН и переходят в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

    Глава ФАНО уже назначен, и сейчас активно разрабатывается положение об этой, пока еще малопонятной организации. Именно в ее недрах будут определяться финансирование наших институтов и численность сотрудников, там же будут утверждаться научные программы. Все решения, касающиеся нашей жизни, будут приниматься этой, совершенно далекой от нас организацией. Бывшая академия наук и академики практически отстранены от этого. Есть планы по существенному сокращению численности как институтов, так и сотрудников. Лично у меня все это вызывает большие опасения. Почему вдруг стали считать, что из чиновников получатся лучшие руководители, чем из ученых? Назовите хоть один проект, где они делают что-то разумное? Может быть, «Оборонсервис »? Мы прекрасно помним и видим, что из этого получилось. Что чиновникам дает право считать, что наша система неэффективна?

    На недавнем заседании президиума РАН президент Академии сельскохозяйственных наук обратил внимание на всего лишь один принципиальный момент. Одной из задач, стоящей перед его академией, было обеспечение научного прогресса и научного уровня сельского хозяйства. И по мере возможности это выполнялось. Что мы имеем сегодня? Институты, переданы в ведение ФАНО, то есть бюрократического учреждения. Сможет ли оно отвечать за научный и технологический уровень сельского хозяйства? Тот же вопрос можно задать и по медицине и любой наукоемкой отрасли.

    - Что будет с академиками, бывшими членами РАН?

    По всей видимости, бывшая академия наук превратится в некий клуб ученых. Время от времени мы будем собираться по отделениям, заслушивать научные доклады, обсуждать их и... все.

    - Сейчас готовится положение о ФАНО. Академики принимают в этом участие?

    Представители теперь уже бывшей РАН пытаются, чтобы все важные решения координировались с президиумом РАН. Кстати, с вариантом положения о ФАНО, который появился на сайте правительства, произошла удивительная метаморфоза - из него исчезло все положительное, что содержалось в законе в отношении академии наук. Теперь ФАНО определяет все: распоряжается имуществом, формирует планы работ, осуществляет их финансирование и проводит кадровую политику. Есть попытка организовать при ФАНО некий научный совет, куда входили бы члены РАН, представители институтов и группа чиновников. Сказать могу только одно, наша жизнь существенно усложнится.

    В марте планируется общее собрание членов академии наук, на котором будет избран новый президиум, принят новый устав. Правда, институтов принятые решения касаться не будут.

    Создание агентства, подобного ФАНО, потребует не один месяц. Думаю, на это уйдет весь следующий год. У нас еще теплится надежда, что такие принципиальные вопросы, как утверждение планов работы и назначение директоров институтов, каким-то образом будет согласовываться с РАН. Но в положении о ФАНО это до сих пор не отражено.

    «ОТ ВОЕННЫХ ВЕДОМСТВ МЫ НЕ ПОЛУЧАЕМ НИ КОПЕЙКИ »

    Мир стоит на пороге новой эры глубоководной добычи полезных ископаемых. Отсюда возникает вопрос, насколько современная Россия готова участвовать в этом, когда наши ведущие научно-исследовательские суда и знаменитые глубоководные аппараты МИР годами простаивают на причалах Калининградского морского порта в ожидании заявок со стороны правительства и крупных национальных компаний?

    Мы не только готовы, но и уже участвуем. В этом году группа наших сотрудников даже получила премию правительства России за экологическую часть работы по разработке сернистых руд на дне Атлантического океана. Участие в подобных исследованиях чрезвычайно важно, и мы будем продолжать делать это.

    Если страна занимается исследованиями, участвует в экспедициях, то это закрепляет ее право на данную территорию. Например, в Тихом океане существует зона Кларион - Клиппертон, где у нас есть свой «кусок». Если мы проводим исследования, снаряжаем туда экспедиции, то это закрепляет наше право на данную территорию.

    - Перед вашим институтом стоит государственная задача - обосновать разделение Арктического шельфа...

    Если мы докажем, а сделать это могут только ученые, что он является продолжением континентального фундамента, то это будет наша территория. И наш институт вовлечен в решение этой наиважнейшей для России задачи.

    Если говорить об обороне и флоте, то на сегодняшний день мы не получаем от военных ведомств ни копейки. Это в корне неправильная ситуация. Возьмем подводный флот. Мы должны не только защищаться от подводных лодок возможных противников, но и вовремя суметь их обнаружить. А это довольно трудная задача. Ученые нашего института хорошо знают сезонную обстановку любого района, в том числе и того, куда могут подойти нежданные гости. И даже небольшие изменения, произошедшие в одной акватории относительно сезонного фона, могут являться признаком нахождения чужеродного объекта.

    «ТРЕНДА С УМЕНЬШЕНИЕМ РАСХОДА ГОЛЬФСТРИМА НЕТ »

    А проблемы климата? Сейчас много говорится о глобальном потеплении. Наверняка ваш институт тоже занимается данными вопросами.

    Я думаю, вы слышали гипотезу о том, что течение Гольфстрим останавливается. Американцами на эту тему был даже снят очень интересный фильм. В нем говорится о том, что в результате таяния арктических и гренландских ледников талая вода идет в Атлантику и подтормаживает Гольфстрим. Поэтому тепло с юга не приходит, и Нью-Йорк и Европа замерзают. Мы же каждый год отправляем туда две экспедиции и прекрасно знаем, что, хотя расход Гольфстрима и колеблется, но тренда с уменьшением расхода Гольфстрима нет.

    Человечество последние годы много спорит на тему наступления глобального потепления, высказываются различные точки зрения. Если оно наступает, то необходимо готовиться и принимать экономические решения, например, сокращать объемы сжигаемого топлива.

    Климат определяется прежде всего океаном, который можно назвать диктатором. Атмосфера очень неустойчива, температура меняется по несколько раз каждые сутки. А океан - стабилен. Изменения в нем происходят медленно, их бывает трудно найти, но они являются чрезвычайно важными. В этом заключается специфика исследования океана.

    Сегодня все громче озвучивается мысль о том, что Земля в скором времени не сможет прокормить свое население.

    И в этом аспекте на помощь сможет прийти океан, поскольку он обладает огромными резервами обеспечения белковой пищей человечества. Прибавьте сюда возможность разведения аквакультур. А это уже разработка новых океанских технологий. Не забывайте, что океан занимает 72 процента территории земного шара. И Россия будет оставаться великой страной до тех пор, пока она будет являться океанской державой. Необходимым условием развития русской цивилизации я считаю присутствие русского исследовательского флота в Мировом океане.

    - А цунами предсказывать умеете?

    На сегодняшний день нами разработана теория предсказания цунами. И если где-то возникла волна (ее скорость достигает скорости самолета), то мы сможет определить, куда она придет, и предупредить людей, чтобы они успели подняться на возвышенность. Подобные предсказания определяются малоизученными и тяжело изучаемыми процессами в глубинах Земли. Проще говоря, цунами вызывается землетрясениями под дном океана.

    Сейчас мы уже знаем, что в местах столкновения плит возникают значительные относительные смещения плит и их большие деформации. Если они упругие, то нет сейсмического шума. Это означает, что происходит накопление упругих деформаций, что может привести к взрывному их освобождению, как это происходит, когда лопается растянутая пружина. Если плита размером сто на сто километров ударно поднимется или опустится всего на один метр, то энергия поднятой воды будет такая же, как от десятков миллионов атомных бомб. Эта потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию движения воды, а возникшая волна называется цунами. Если же движение плит идет без накопления упругой энергии, раздается некий сейсмический шум. А это свидетельствует об отсутствии накопления упругой энергии, угрозы землетрясения и угрозы цунами. Понимание всех этих процессов пришло в последние десятилетия. Прогресс, конечно, колоссальный, но он достигается тяжелым трудом. Накопление деформаций трудно изучать и на суше, а что уж говорить про океан. Но мы стараемся.

    - Океан охотно открывает свои тайны? Много еще неизведанного?

    Неизвестного, как всегда, больше, чем известного. Мы с вами говорили про одну проблему - цунами. Что-то нами уже понято. Места, где идет накопление, можно выяснять, но подобные работы очень дорогие.

    Помните 2004 год, когда цунами обрушился на остров Суматра? Огромное количество погибших. Наш россиянин Василий Титов из Новосибирска, сейчас он живет в Америке и работает в лаборатории НОА, разработал программу предупреждения цунами. С ее помощью он может определить, как возникшая волна будет распространяться в зависимости от рельефа дна, от очертаний континента и так далее. Когда в новостях объявили о цунами, он пришел в лабораторию и с помощью своей программы предсказал, где и когда ждать эту волну. И прославился.

    Человек уехал в Америку, состоялся как ученый, но качество нашего народа упало, так как большой талант реализовался не у нас. А чиновники, если и бегут от нас, то только спасаясь от ответственности за воровство. Кто за это ответит? Кто вообще несет ответственность за то, что наши лучшие умы уезжают из России? Академики? Нет. Я знаю массу талантливейших ребят, которые в 90-е годы буквально голодали и рванули на Запад. Не все состоялись, кому-то не повезло.

    Справка

    Роберт Нигматулин - директор Института океанологии им. Ширшова РАН, действительный член РАН.

    Родился в 1940 году в Москве в татарской семье. Дядя по отцу - профессор медицины, основатель Башкирского медицинского института. Два брата - профессора, доктора технических наук.

    Окончил МВТУ им. Баумана (1963) и механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова (1965), доктор физико-математических наук, профессор.

    Работал в Институте механики МГУ, преподавал на механико-математическом факультете МГУ.

    С 1986 - работал в Тюменском научном центре АН СССР, организовал Институт механики многофазных систем. До сих пор является научным руководителем физфака ТюмГУ.

    1987 - избран членом-корреспондентом АН СССР.

    1991 - избран академиком РАН.

    1993 - 2006 - председатель президиума Уфимского научного центра РАН.

    С 2010 - заведующий кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ.

    Был депутатом Государственного собрания Республики Башкортостан, депутатом Государственной Думы РФ.

    Член национального комитета России по теоретической и прикладной механике, член редколлегий ведущих международных журналов по механике и теплофизике.

    Лауреат премии Ленинского комсомола (1973), Лауреат Государственной премии СССР (1983), Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники (2012).

    Женат, имеет сына Тагира (р. 1969) и дочь Кариму (р. 1984) - и.о. директора института ГУП НИиПИ Генплана Москвы.

    Военнослужащие Росгвардии приняли участие в торжественных мероприятиях подшефных территориальному органу школах региона в честь Дня знаний.
    02.09.2019 Росгвардия В Башкирии произошел несчастный случай с воспитанником палаточного военно-спортивного лагеря «Юный спецназовец».
    02.09.2019 Tdnu.Ru Сотрудники УФСИН России по Республике Башкортостан приняли участие в торжественной линейке, посвященной Дню знаний, в средней школе № 41 города Уфы.
    02.09.2019 УФСИН РБ В рамках начала нового учебного года во всех школах Архангельского, Аургазинского, Кармаскалинского и Гафурийского районов прошли торжественные мероприятия.
    02.09.2019 ГУ МЧС России по РБ В День знаний, в рамках Года предупреждения чрезвычайных ситуаций и Месячника безопасности,
    02.09.2019 ГУ МЧС России по РБ В башкирском кадетском корпусе имени им. героя России А.В.Достовалова в городе Ишимбай проведено торжественное мероприятие, посвященное «Дню знаний», а также основам безопасности жизнедеятельности.
    02.09.2019 ГУ МЧС России по РБ

    Что ищут ученые в Мировом океане, как раскрыть потенциал российской науки и почему проблемы климата, недостатка ресурсов, загрязнения окружающей среды обязательно будут решены - в интервью Роберта Нигматулина , доктора физико-математических наук, академика, директора им. П.П. Ширшова РАН.

    Каково нынешнее состояние областей науки, которыми вы занимаетесь,- в первую очередь, океанологии, но также и математики - царицы наук? Механики?

    Хотелось бы лучше! Причем не только сейчас - всю жизнь хотелось бы лучше.

    У нас есть достижения, которыми мы гордимся; мы работаем, публикуем, нас уважают. Мы увеличили долю молодежи в нашей научной деятельности; кстати, среди них в океанологии преобладают девушки. Мы занимаемся проблемами климата, океан непосредственно влияет на него. Океан - это пищевые ресурсы, катастрофы, например цунами, зона оборонной деятельности и многое другое.

    Недавно наши ученые обнаружили аномальное погружение холодных вод в море Ирмингера к востоку от Гренландии, где Гольфстрим завершает свой путь на север. А Гольфстрим очень сильно влияет на климат Европы, даже на московский климат. Для примера, в Уфе и Тюмени, находящихся в той же широтной зоне, что и Москва,- настоящая русская зима, белоснежная, не то что в столице - снег выпадает и тут же тает, потом замерзает, зимой обычно облачно и значительные перепады температур. Это влияние Гольфстрима, над которым образуются теплые воздушные массы, которые оттуда до нас доходят, а до центральных зон России иногда не доходят.

    Еще есть удивительные результаты последней экспедиции в Арктику. Почему воды Карского моря, к востоку от Новой Земли, биологически бедны по сравнению с водами Баренцева моря, которое находится от Новой Земли к западу? Ведь они отделены только узкой полосой Новой Земли. И мы выяснили, что в Карское море поступает огромный объем речных вод Оби и Енисея. Эти воды не соленые и легче соленых морских вод, поэтому речные пресные воды, как толстое одеяло, покрывают соленую морскую воду, принося с собой свою - другую - биологию, которая довольно быстро выжирается. Летом именно поверхностные воды подвергаются благотворной солнечной радиации, но необходимые для образования морского фитопланктона морские биогенные элементы (в основном азот) турбулентность не успевает пробить вверх к Солнцу в "легкое и пресное одеяло" - из-за сильной стратификации вод. А раз фитопланктона образуется мало, значит, и рыбы в Карском море очень мало.

    Также ученые обнаружили вызывающий беспокойство выход метана со дна восточноарктических морей. С этим сейчас разбираемся. Некоторые говорят, что таких мест много, некоторые - что их мало. Важно это выяснить, потому что, если концентрация метана в атмосфере увеличится, то парниковый эффект будет гораздо сильнее, чем от углекислого газа. К счастью, пока что его концентрация в земной атмосфере не растет. Но это тоже проблема, которая требует изучения.

    Уникальная информация об изменениях климата получается из анализа мелких частиц, попадающих в океан из атмосферы или образующихся в поверхностных водах и осаждающихся на дно океана.

    Наш институт - один из самых крупных в Академии наук, 1200 человек, 5 филиалов - в Санкт-Петербурге, Калининграде, Геленджике, Архангельске и Астрахани, где сосредоточены исследования на Балтийском, Черном, Каспийском и Белом морях.

    Создается впечатление, что общество и государство недовольны состоянием научных исследований. В чем причина такого недовольства?

    Нас мучают две проблемы организации науки. Во-первых, это катастрофическое недофинансирование, низкие заработные платы. Отсюда вытекает вторая проблема: дефицит притока молодежи. Научной деятельности не хватает престижа. Нужно, чтобы молодежь, идя в науку, знала, что ее социальные проблемы будут решены. Мы не рассчитываем на большие зарплаты. Даже у академиков они во много раз меньше, чем у депутатов и чиновничьей "элиты". Хочется нормальной зарплаты у докторов и кандидатов наук, чтобы молодой ученый, работая в Академии наук, мог купить себе квартиру и сделать в ней ремонт. Вот этого, к сожалению, наше государство не обеспечивает. Хотя, стоит признать, что в этом году, благодаря Владимиру Владимировичу Путину и активной работе руководства ФАНО , институты РАН получили рекордное за последние 25 лет финансирование на содержание флота и экспедиции. Президент посетил нашу экспедицию на Байкале, и мне удалось объяснить важность обеспечения морских экспедиций, важность нашей концентрации на научной работе, а не на обеспечении ее за счет сдачи в аренду нашего имущества. Он обещал вернуться к этой проблеме через полтора года и свое обещание выполнил, написав соответствующее поручение правительству. Далее руководитель ФАНО сумел реализовать его в Министерстве финансов - и в этом году мы получили 1 млрд рублей, при 170 млн, которые получали раньше. Но этого все равно мало. За последние восемь лет цены на ремонты судов выросли более чем в пять раз. Нам нужны федеральные целевые программы, с программами строительства современных и экономичных судов, позволяющих расширить исследования морей и океанов. Ведь при советской власти количество экспедиций в океаны было в несколько раз большим.

    Нехватку финансирования институтов РАН и его сокращение в последние два года правительство объясняет, ссылаясь на кризис. Хотя ресурсы у России огромные и тратятся они на роскошь, уходят в офшоры и так далее. Если государство не займется социальными проблемами (образование, здравоохранение, наука и культура), где наука-то и не является самой затратной, страна столкнется с проблемой понижения качества народа. У руководства страны складывается впечатление, что в стране благополучие. У нас всегда так происходит. А потом в один день взяли и потеряли Советский Союз. Поэтому социальные расходы на развитие человека - науку, культуру, образование, здравоохранение - должны быть 20-25% от ВВП, как в Европе и Северной Америке. А сейчас в России только 10%. А для этого нужно поднять долю госбюджета с 30% до 50%, как в Европе и Северной Америке, за счет умеренного сокращения доходов сверхбогатого класса, составляющего 1-2% населения, и приведения в порядок распределения доходов с экспорта сырья и полусырья. Вот тогда можно будет довести обеспечение науки до 3% ВВП, как в Европе и Северной Америке, из которых на обеспечение академических институтов надо всего 1% ВВП. А сейчас оно составляет всего 0,15% ВВП. Эти простые и базисные цифры не понимаются ни властью, ни народом.

    Академическая наука - это тонкая и нежная субстанция. Она нуждается в заботе народа и государства. В противном случае большинство ее творческих структур чахнет. А каждая такая потеря сказывается через десяток лет.

    В общество вбивается миф, что российская наука и, в частности, академическая наука безнадежно отстала. Да, у нас катастрофическое недофинансирование образования и науки за последнюю четверть века привели к преобладанию в этих сферах пожилых людей и нехватке молодежи. Но эти проблемы надо решать не давлением чиновничества и его идей с формальными показателями публикационной активности и цитируемости, а реальной заботой о науке и образовании.

    Российские ученые за рубежом пользуются большим авторитетом. Нас всегда приглашают на научные конференции и слушают с особым вниманием. Уничижительного отношения к нам за границей я не чувствую, чего порой не скажешь об отношении к нашему чиновничеству и богатому классу. И так во всех разделах науки - и в математике, и в механике, и океанологии, и биологии, и химии.

    В прошлом году меня пригласили выступить на сессии в Национальной академии наук в Германии, где выступала Ангела Меркель. И так не только в моем случае. У нас нет проблем с зарубежными коллегами. Мы одного класса люди - живем на зарплату, не жируем, занимаемся одними общими проблемами. Между учеными нет серьезных разногласий, разногласия есть между правительствами, чиновниками. Да, конечно, зарубежные чиновники могут сократить международные контакты и международное финансирование. Но почему мы должны рассчитывать на контракты со стороны Америки или Европы? Мы должны вести свои международные работы за счет наших ресурсов. Они платят свою часть, мы - свою, вот так надо работать, а не надеяться, что они окажут нам финансовую поддержку. Российская наука имеет большой потенциал, только, к сожалению, основная масса знаний сосредоточена в головах пожилых людей. Например, средний возраст академиков в некоторых отделениях РАН - 80 лет. Поэтому главная цель сейчас - передать имеющиеся знания, навыки и научный дух молодежи. А для активизации деятельности Академии наук необходимо привлечь к активной деятельности наиболее активную и творческую часть докторского корпуса, дав им право решающего голоса при решении всех вопросов деятельности академии.

    Исследования Мирового океана, пока был СССР, часто освещались в прессе, много рассказывалось о научных кораблях, сейчас такого внимания нет - нечего рассказать? Или нынешняя аудитория не воспримет такого рода информацию? Расскажите о роли "Миров" в вашей работе.

    Среди моих коллег есть активные популяризаторы науки, хотя эта деятельность требует особого таланта. Я всегда откликаюсь на предложения выступить в средствах массовой информации. Недавно выпустил научно-популярную книжку "4 Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос". Но хотелось бы, чтобы популяризация науки была более активной. Что касается океана, занимающего 72% поверхности Земли, он играет и будет играть в нашей жизни все более возрастающую роль. Это и климат, пищевые и минеральные ресурсы, и катастрофы, и флот, и экология - все вокруг океана. Суша Земли, на которой мы живем, это всего несколько островов в океане. Поэтому внимание к океану должно быть усилено, в том числе и в СМИ. Океан изучают люди разных специальностей - и промышленные компании, и метеорологи, и военные. Но ученые-океанологи изучают его фундаментально и комплексно, изучают физические, химические, биологические и геологические процессы в океане. Для этого используются измерения во время экспедиций, спутниковые наблюдения, математические расчеты на мощных компьютерах.

    Океанологи должны чаще выходить на федеральные каналы. В конце осени прошлого года нас показали сразу на шести федеральных каналах, мы много чего рассказали. А чтобы люди поняли, это должна быть не разовая акция. Проблема не в том, что нам нечего рассказать. Проблема в том, что телевизионные каналы перегружены показом увеселений и политическими крикливыми шоу.

    А народ нужно воспитывать всю жизнь, его нужно заставлять учиться, а не увеселять. Для этого нужно, чтобы лучшие люди имели возможность общаться со своим народом, даже в прайм-тайм. А сейчас складывается впечатление, что весь мир ориентирован на песни: какой канал ни включи, вокруг одни шумные певцы.

    Что касается "Миров", в последние годы это стало серьезной проблемой. Использовать мы их не можем, для этого нужны значительные ресурсы. Но деньги на ремонт - не единственная проблема. Надо готовить новых пилотов, а вне экспедиций, на суше, это делать невозможно. Сейчас мы думаем о партнерах, с которыми мы могли бы наладить совместное использование этих уникальных аппаратов.

    Развитие науки делает работу ученых все менее понятной широкому кругу людей. Как бы вы сформулировали сегодняшние основные задачи в ваших областях науки?

    Что такое Мировой океан? Это климат. А климат определяется теплообменным и массообменным взаимодействием атмосферы с водой. В океане же в 50 раз больше растворено углекислого газа, чем в атмосфере. И вот если океан им хоть чуть "дыхнет", это сразу усилит парниковый эффект. Это серьезная проблема. Наша задача - определить, каков этот обмен.

    Далее, тепло по планете разносится с океанскими водами. Все океанские течения, Гольфстрим в том числе, определяют не только климат, погоду, но и катастрофические явления: с океана приходят ураганы, тайфуны.

    Океан - это еще и пища. Пищевая цепочка начинается с первичной продукции: фитопланктон, зоопланктон, затем морские животные, рыбы и так далее. Активную роль в этих процессах играют бактерии и вирусы.

    Далее - минеральные ресурсы. По современным научным представлениям, основные запасы нефти и газа находятся не на суше и даже не на шельфе, а на подножиях склонов. А это большие глубины, порядка трех километров. Залежей многих руд гораздо больше на дне океана. А так как традиционные месторождения на суше истощаются, скоро мы будем вынуждены добывать на дне океана, а это новые технологии и экологические проблемы. Далее, самый дешевый крупнотоннажный морской транспорт. В океане и морях сосредоточены оборонные проблемы. Океанология - это комплексная наука, и в ней физики, химики, биологи, геологи и инженеры. В этом уникальность и сила океанологии.

    Роберт Нигматулин, академик

    У нас на глазах происходит облегчение образования, хотя настоящее образование не может быть легким

    Об экологии. Обывателю кажется, что океан все стерпит - воды много; каково его состояние на самом деле? Продолжают ли расти гигантские мусорные острова в Тихом океане и есть ли способы как-то избавиться от этого? Как сказывается на океане изменение климата? И чуть подробнее - о Гольфстриме и арктических льдах, нет ли апокалиптических признаков?

    Начнем с апокалиптических признаков: их пока нет. Подобные события отражались в фильме "Послезавтра", где ледяные воды арктических льдов изменили течение, и весь привычно теплый мир замерз. Так вот, Гольфстрим устойчив, но совершает колебания, и его в ближайшее тысячелетие ничто земное не остановит.

    Теперь о климате. Его изменения, температура, ветер, воздух тоже влияют на океанские течения, мы это изучаем. В связи с глобальным потеплением участились катастрофы. Там, где возникают потепления, возникают и вертикальные теплые потоки, это может способствовать закручиванию воздуха на поверхности океана,- что непосредственно приводит к катастрофическим тайфунам. Есть еще землетрясения; если они происходят на дне океана, с поднятием или вертикальным опусканием дна, возникает длинная волна-цунами, которая находит на берег и, если берег пологий, то эта волна накрывает значительную территорию. Ветровое воздействие на поверхности океана вызывает поверхностные волны, которые иногда складываются, что приводит к волнам аномально большой высоты. Такие волны называются волнами-убийцами. Они способны разрушать или повреждать даже большие суда. Предсказание таких событий - предмет наших исследований.

    О загрязнении океана. Более всего распространены нефтяные загрязнения, которые возникают при поломке танкера или из-за естественных истечений нефти со дна океана. Пока они недостаточно масштабны, биология океана перерабатывает их самостоятельно - происходит самоочищение. Но если уровень этих загрязнений превысить, то океан может не справиться и самоочищающая способность будет ослабевать. Есть еще проблема выбрасывания неразлагающегося мусора, пластика. Это беспокоит. Уже имеются особо загрязненные территории, особенно около портов. Решение этой проблемы только одно - воспитание. Нужно раз за разом говорить человечеству: "Будьте аккуратны! Это наша общая квартира". Нужно внушить людям, что можно делать, а что нельзя. И тут в очередной раз мы упираемся в образование и в науку. Чтобы ученых слушали, нужен престиж, нужен авторитет. Народ не будет уважать профессора, месячная зарплата которого тридцать тысяч рублей.

    Ну, и отдельно - о пищевых ресурсах Мирового океана. Не кончится ли, грубо говоря, рыба? Как следовало бы человечеству регулировать эти ресурсы?

    Доля пищевых ресурсов в океане будет расти. Рыба не исчезнет никогда, ведь большая часть поверхности Земли покрыта водой. На суше все поля распаханы, урожаи будут расти только за счет научно-технического прогресса. А вот территория океана еще недостаточно освоена с точки зрения пищевых ресурсов. Кстати, цена рыбы по отношению к мясу за последние годы выросла. Помимо естественного рыболовства, развивается еще и искусственное "выращивание морепродуктов". Современный транспорт позволяет довольно быстро доставлять морскую рыбу, морепродукты в континентальные зоны. И человечеству, конечно, нужно регулировать этот процесс.

    Вот один пример из экологии. Я захотел заказать в наш институт аквариум размером несколько метров. Неожиданно специалисты института попросили меня этого не делать, объясняя, что чрезмерное увлечение аквариумами с яркими южными рыбками становится антиэкологическим. Этих красивых аквариумных рыбок ловят огромным числом в теплых морях. При транспортировке большинство из них гибнет. А эти рыбки выполняют очень важную экологическую миссию: они слизывают налет на кораллах, благодаря чему те продолжают жить. И если эту маленькую красивую рыбку, которая, казалось бы, не имеет никакого значения, убрать из экологической цепи, кораллы умрут, и возникнут большие проблемы. В мире все взаимосвязано, каждая мелочь может иметь значение. Чтобы не нарушить экологическую обстановку, нужно знать, что регулировать, нужно знать, какие именно действия могут привести к катастрофе. Тут мы снова упираемся в воспитание и образование.

    Владимир Путин на Генассамблее ООН сказал, что нам нужны новые природоподобные технологии, которые не нанесут урон окружающему миру, а будут существовать с ним в гармонии и позволят наладить баланс между биосферой и техносферой. Это вызов планетарного масштаба. Готова ли наша наука к таким вызовам?

    Сказать сразу, что мы готовы, нельзя. Но наука готовится. Численность человечества из года в год увеличивается, и чтобы ему выжить, приходится уповать только на научно-технический прогресс. Он уже не раз выручал. Вот в 1895 году газеты пугали, что Лондон покроется двухметровым слоем навоза, а Нью-Йорк будет им завален почти до третьего этажа зданий. Потому что города росли, а тогдашний транспорт был конским - отсюда навоз, мухи и так далее. А через 25-30 лет города заполнили автомобили, и проблема навоза исчезла. Правда, появились новые. Но только развитие науки обеспечит решение возникающих проблем: и с парниковым эффектом, и с недостатком ресурсов, и с ГМО, и с загрязнениями. Лет через 30-40 люди сократят сжигание нефти и газа, появятся новые, более безопасные, возобновляемые источники энергии и усовершенствованная атомная энергетика. К тому времени будут развиты технологии утилизации ядерных отходов и безопасностью. В будущем будут постоянно использоваться солнечные батареи. Пока они экономически невыгодны - на их производство и последующую утилизацию тратится больше энергии, чем они производят. Но в Германии, например, повышают налог на использование обычной электроэнергии и поощряют солнечные и ветровые источники энергии. И в конце концов их производство станет и экономически, и экологически оправданным. Пока что это дело будущего. Если люди буду вести себя правильно, Земля выдержит население 10 миллиардов человек. Но для этого оно должно умерить избыточную растрату ресурсов, минимизировать отходы и научиться их перерабатывать. Все эти изменения в экономике и промышленности, конечно, упираются в научные достижения. А они зависят от того, какое внимание общество уделяет науке и как оно ее обеспечивает.

    Сейчас большие деньги вкладываются в модернизацию оборонного потенциала. Одна из важнейших составляющих ядерной триады - подводные лодки, да и вообще, контроль за океаном - стратегически важное дело. Дошли ли "военные" деньги до океанологов? Удастся ли их потратить в мирных целях?

    В 1970-е годы до 70% финансирования Института океанологии приходилось на оборонные заказы. Не нужно думать, что оборонные заказы обязательно работают на войну, они способствуют развитию науки. Сейчас таких заказов нет. Кстати, затраты на оборону России составляют 4% ВВП. Искать ресурсы для решения социальных проблем на образование, здравоохранение, науку и культуру нужно не в оборонном комплексе, Нужно ввести налоги на вывоз капитала и на сверхбогатство 1-2 % населения, не затрагивая доходы основной части народа. Они не только тормозят наше развитие, они разрушительны для него. А средства, выделяемые на оборону, могут и должны работать в мирных целях: работая на оборону, мы увеличиваем наши знания об изучаемом предмете. Это работает и на науку, и на образование, и на безопасность в том числе. Если оборона ослабнет, это как раз прямой путь к войне. Должно быть сдерживание военных действий путем укрепления вооруженных сил. Всегда были и будут существовать милитаристски настроенные главы государств и генералы, которые могут представлять угрозу. Вот их нужно сдерживать.

    Вы много общались и общаетесь со студентами. Велика ли разница между сегодняшними и теми, кто учился 20 и 40 лет назад?

    И тогда, и сейчас - ребята хорошие. Но волевых молодых людей стало меньше. Интеллектуальная воля и сила ослабли. Я принимаю экзамены и поражаюсь. Одним из важнейших моментов моего постижения наук была подготовка к экзаменам. Часто приходилось преодолевать то, что не понимал. Мучился, но преодолевал непонимание. Нынешние ребята ослабли, хотя они и хорошие. Но бывает и другое: читаю лекции, сидят на первых рядах интеллектуалы и замечают некоторые мои ошибки и описки в математических выкладках. Это радует. Хотя, когда приходят на экзамены - их как будто подменили. Причина в том, что долго разрушали образование, его авторитет. Детей нужно заставлять и приучать учиться, преодолевать непонимание. А у нас сейчас на глазах происходит облегчение образования, хотя настоящее образование не может быть легким. Нужно преодолевать преграды. С другой стороны, в образовании еще нужно понимать, чему учить. Математика, родной и иностранные языки, литература - вот базис современного образования, создающего творческий мозг с развитой памятью. Именно на этих предметах нужно сосредотачиваться в школе и в начале высшего образования, а не на "разглагольствованиях о жизни". На основе этих предметов следует строить обучение физике, химии, биологии, истории, экономике и другим предметам специального образования.

    - Напоследок сформулируйте, пожалуйста: для чего быть науке в современном мире?

    Наука усиливает человека, позволяет ему выживать в меняющемся мире. Если бы не было научных достижений, то не было бы 7,2 миллиарда людей, каждый из которых имеет право жить. Мы бы гораздо меньше жили, мы бы не летали на самолетах, не было бы смартфонов и телевизоров, не было бы удобных жилищ, автомобилей, разнообразного питания. Все новые вызовы можно выдержать, преодолеть только благодаря научно-техническому прогрессу, современным технологиям и культурному, образованному, духовно развитому народу.

    Суша Земли, на которой мы живем, это всего несколько островов в океане

    Интервью взяла Анастасия Павелко