• Андрей вознесенский - биография, информация, личная жизнь. Андрей вознесенский биография краткая Темы и мотивы современной поэзии вознесенского

    А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа. Вместе с поэтами старшего и среднего поколений молодые авторы стремились чутко улавливать запросы развивающейся жизни и литературы и в меру сил отвечать на них. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих темах и жанрах, образах

    И интонациях, обращаясь к разным художественным традициям, стремились воплотить черты духовного облика современного человека, его тягу к напряженному раздумью, творческому поиску, активному действию.
    Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма “Мастера” (1959), стихи “Из сибирского блокнота”, “Репортаж с открытия ГЭС”, передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:
    Я со скамьи студенческой
    Мечтаю, чтобы зданья
    Ракетой ступенчатой
    Взвивались в мирозданье!
    Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников “Парабола” и “Мозаика” (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.
    Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского “Витражных дел мастер”, проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это “содружество муз” еще более укрепилось.
    В стихах А. Вознесенского “Роща”, “Бобровый плач”, “Песнь вечерняя” до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.
    В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления прежде всего духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:
    Есть высшая цель стихотворца –
    Ледок на крыпечке оббить,
    Чтоб шли обогреться с морозца
    И исповеди испить.
    Эти порывы и устремления прозвучали в книгах “Дубовый лист виолончельный” (1975) и “Витражных дел мастер” (1976), “Тоскую о милых устоях”. Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда – “Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)…”; “Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу”; “Сосны цветут – свечи огня спрятав в ладони будущих шишек…”; “Виснут черемухи свежие стружки…”. Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: “Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии”.
    Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в “Литературной газете”. В 70-е годы вышли сборники стихов: “Тень звука”, “Взгляд”, “Выпустите птицу”, “Соблазн”, “Избранная лирика”.
    Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы “Лонжюмо”, “Оза”, “Лед-69”, “Андрей Палисадов” и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: “ночной папироской летят телецентры за Муром”. В центре внимания – Время (с большой буквы), эпическое Время:
    Вступаю в поэму,
    как в новую пору вступают.
    Так начинается поэма “Лонжюмо”.
    Реакция поэта на современное, жизненно важное – мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова – круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.
    Все прогрессы реакционны,
    если рушится человек.
    “Оза”
    Андрею Вознесенскому принадлежат также статьи по вопросам литературы и искусства.
    Поэт много занимается живописью, ряд его картин находится в музеях.
    В 1978 году в Нью-Йорке ему была присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в том же году за книгу “Витражных дел мастер” Андрей Вознесенский удостоен Государственной премии СССР.
    Стихи Вознесенского полны звуковой энергией. Звуки льются легко, непринужденно и – что всего важнее – осмысленно. Это не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути..

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. А. А. Вознесенский (р. 1933). Один из ранних поэтических сборников Андрея Андреевича Вознесенского назывался “Ахиллесово сердце” (1966). На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т. е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце Read More ......
    2. А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания Read More ......
    3. Я шагну Через лирические томики, Как живой С живыми говоря, В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского Read More ......
    4. Стихотворение А. А. Вознесенского “Елка” отличает празд­ничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожида­ния чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с лю­бовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: “Любовь всегда-кануны. В Read More ......
    5. Стихотворение А. А. Вознесенского “Судьба, как ракета, летит по параболе…” воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод. В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Read More ......
    6. Стихотворение А. А. Вознесенского “Судьба, как ракета, летит по параболе…” воплощает флибустьерский дух шести­десятничества. В центре произведения – личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмо­сфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизнен­ных невзгод. В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Read More ......
    7. Важнейшая тема для Тютчева хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к Read More ......
    8. Умеющий услышать и, услыхав, Погибающий, – он с нами. И вот ему – вся нежность нашей проклятой лирической души. И все проклятые яства с нашего демонского стола. А. Блок В эпиграф я вынес слова А. Блока, которыми он когда-то приглашал Read More ......
    Поэзия А. А. Вознесенского

    Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

    Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

    Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

    Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».


    В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился . Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту . Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

    После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..» . По специальности Вознесенский не работал никогда.

    Литература

    Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество и футуриста Семена Кирсанова.


    Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» и . Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

    Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.


    На Вознесенского ополчился . Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.

    По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой , знаменитым драматургом и голливудской кинодивой , которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.


    В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

    Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.


    В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку . Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.

    Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку и .


    Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

    Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы , .

    Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака. Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

    Личная жизнь

    Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.


    Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.


    Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису . Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей .


    Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

    Смерть

    Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.


    В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса. Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить. Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.

    Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.

    Библиография

    • 1960 – «Мозаика»
    • 1960 – «Парабола»
    • 1964 – «Антимиры»
    • 1972 – «Взгляд»
    • 1974 – «Выпусти птицу!»
    • 1976 – «Витражных дел мастер»
    • 1984 – «Иверский свет»
    • 1990 – «Аксиома самоиска»
    • 1996 – «Не отрекусь»
    • 2000 – «Моя Россия»
    • 2004 – «Возвратитесь в цветы!»
    • 2008 – «Тьмать»

    Поэтический процесс 60-х годов - явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов - Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия».

    Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, а конкретно - к одному из его самых ярких его стихотворений - «Живите не в пространстве, а во времени…». Вознесенский - «городской» поэт, но и он иногда уставал от «бытности» и обращался к «вечным темам», душевным переживаниям.

    На самом деле, в этом стихотворении автор отходит от бытовых тем, так свойственных его стихам. Сливая воедино в жизни человека два измерения - временное и пространственное, он но не делает выводов и не навязывает единого для всех решения. Вознесенский оставляет выбор за человеком, хотя сам, конечно же, выбирает «временную» жизни, которая измеряется не только жизнью земной, но и жизнью вечной.

    Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

    Я со скамьи студенческой

    Мечтаю, чтобы зданья

    Ракетой ступенчатой

    Взвивались в мирозданье!

    Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

    Стихи двух его первых книг полны молодой экспрессии. Автор стремится передать в них яростный напор окружающего мира. Но уже в сборнике «Антимиры» (1964) поэтическая манера Вознесенского становится более отточенной и рационалистичной. Романтическая экспрессия как бы «застывает» в метафоры. Теперь поэт не столько соучаствует в событиях, о которых рассказывает, сколько наблюдает за ними со стороны, подбирая к ним неожиданные и острые сравнения .

    Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

    Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

    В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

    В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

    Есть высшая цель стихотворца --

    Ледок на крылечке оббить,

    Чтоб шли обогреться с морозца

    И исповеди испить.

    Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда -- "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут -- свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

    «Объясняя, почему он не жалеет лет, отданных архитектуре, Вознесенский писал в предисловий к «Дубовому листу виолончельному»: «Любой серьезный архитектор начинает осмотр проекта с плана и конструктивного разреза. Фасад--для непосвященных, для зевак. План--конструктивный и эмоциональный узел вещи, правда, нерв ее».

    Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания -- Время (с большой буквы), эпическое Время:

    Вступаю в поэму,

    Как в новую пору вступают.

    Так начинается поэма "Лонжюмо".

    Реакция поэта на современное, жизненно важное -- мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова -- круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

    Все прогрессы реакционны,

    Если рушится человек.

    Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

    В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

    По Вознесенскому, человек - строитель того времени, в котором живет:

    … минутные деревья вам доверены,

    владейте не лесами, а часами.

    И здесь поэт говорит о том, что время - оно выше всего. И именно оно охраняет человечество, его жизнь от забвения и разрушения: «живите под минутными домами». Мысль парадоксальная, но очень точная, как мне кажется.

    Таким образом, можно сказать, что автор облекает все вещное, пространственное, во временную ткань. Даже Дом у него приравнивается ко времени. Это две параллельные прямые, которые все же, в конце концов, пересекаются. Даже одежду Вознесенский предлагает заменить временем, ведь оно дороже самых ценных мехов:

    и плечи вместо соболя кому-то

    закутайте в бесценную минуту...

    Действительно, время - это самый лучший подарок для любого человека, но, к сожалению, подарить его - во власти только высших сил, Бога.

    Стоит заметить, что рифма вообще не свойственна стихам Вознесенского. В данном стихотворении он зарифмовал лишь первую и вторую строфы - те, которые посвящены вещной стороне человеческого существования. Другие же две строфы не только не зарифмованы, но и построены несимметрично (по пять и два стиха в каждой). Они такие же, как и само время, о чем и говорит поэт в первом стихе третьей строфы: «Какое несимметричное Время!»

    Пафос стихотворения «Живите не в пространстве, а во времени…» строится на противопоставлении - времени и пространства. И хотя поэт ставит их на разные полюса жизни человека, одно без другого невозможно. Впрочем, и люди не могут существовать без них.

    Интересно, что в стихотворении нет конкретизации - нет ни лирического героя, ни обращения к кому-то лично. Все обобщенно, и вместе с тем касаемо каждого.

    Вознесенский доказывает, что у него жизнь не такая, как у читателя, но зато такая, к которой читатель непременно должен стремиться. И хотя прямо в стихотворении это не указано, это чувствуется. Чтобы стать художником, личностью, нужно жить «во времени». То есть, подчеркивая дистанцию, Андрей Вознесенский одновременно призывал ее преодолеть.

    И эта реальная, манящая достижимость приобщения к миру искусства завораживает и обольщает. Ведь именно такие люди, как поэт, живут во времени еще долго, даже после своей телесной жизни.

    Странные сравнения, очень точные и пугающие, приводит автор в предпоследней строфе. Бросает в дрожь от осознания верности того, что:

    Последние минуты - короче,

    Последняя разлука - длиннее...

    И ничего здесь не попишешь - так и есть. Нагнетание в строфе атмосферы безысходности, но возможности все изменить, выбора, подчеркивает повторение слова «последние».

    Умирают - в пространстве,

    Живут - во времени.

    И здесь уж выбор за каждым - где он хочет жить, какую память о себе оставить. Наверное, это один из вечных, но вот так странно выраженных в стихотворении современного поэта, вопрос.

    Современная русская литература

    Андрей Андреевич Вознесенский

    Биография

    Андрей Андреевич Вознесенский (родился 12 мая 1933 года в Москве - умер 1 июня 2010 года в Москве).

    Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903−1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

    Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905−1983) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.

    Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии «Триумф».

    Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

    Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил» - так писал Пастернак из больницы.

    В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

    В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962).

    Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой «идеологический мусор», в котором наиболее заметна книжечка с названием «Треугольная груша»

    В марте 1963 года Н. С. Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.

    Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

    Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от «шестидесятников» до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.

    Перу А. А. Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992) (тираж 1000 экземпляров), «Casino «Россия»» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Жуткий кризис «Суперстар»», «Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе». В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство «Вагриус» приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.

    Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры.

    Рок-опера «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

    На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз» (муз.Р.Паулса), «Песня на «бис» (муз.Р.Паулса), «Начни сначала» (муз.Е.Мартынова), «Плачет девочка в автомате» (муз.Е.Осина), «Новые московские сиртаки» (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

    Последние годы, найдя применение своей «академической» специальности, А. Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом. Выставки этих произведений - видиом- с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.

    Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».

    А. А. Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

    Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А. А. Вознесенского «самым великим поэтом современности».

    Вознесенский Андрей Андреевич(1933 - 2010) – известный поэт, прозаик, публицист ХХ века. В 14 лет послал свои произведения Б.Л. Пастернаку, после чего великий поэт пригласил к себе юнца и поспособствовал развитию его таланта. По образованию Андрей Вознесенский архитектор, по призванию – поэт. В литературу он просто ворвался, после того, как все начали зачитываться его поэмой «Мастера»(1959). Сборники его лирики «Парабола» и «Мозаика» мгновенно раскупали почитатели его творчества и зачитывали до дыр.

    Его поэзию называли синтезом лирики и философии, музыки и тревоги. Он пошел против всех устоявшихся канонов «благополучия» поэзии СССР. Сам Хрущев за это грозился ему высылкой из страны. Нельзя его отношения с властью назвать однозначными. Его скудно печатают, рьяно критикуют, иногда выпускают за границу. Зато поклонники почитают, переписывают сборники от руки и с удовольствием слушают его выступления.

    А.А. Вознесенский написал 20 сборников прозы и поэзии. Сегодня издательством «Вагриус» готовится выпуск пятитомника сочинений великого поэта ХХ века.

    Стихи поэта стали известными популярными песнями. За одну только «Миллион алых роз» можно было считать поэта великим автором песен.

    Был женат на Зое Борисовне Богуславской, которая также принадлежала к писательской среде. Еще она занималась критикой кино и театра. Это она инициировала, а потом координировала премию «Триумф».

    В последние года Вознесенский осваивал жанр визуальной поэзии, писал так называемые «видиомы». Их выставляли в музеях известных европейских столиц, а также в Нью-Йорке. Еще А. Вознесенский писал эссе и статьи, освещавшие ключевые моменты литературы и искусства, многочисленны его переводы, много организовано авторских вечеров. В 1979 году поэт участвовал в издании неофициального альманаха «Метрополь».

    Будучи вице-президентом Русского Пен-центра, считая Б. Пастернака своим наставником, Вознесенский создал музей поэта. В разные годы его избирали академиком и почетным членом 10 мировых академий.

    В 1978 году Андрей Вознесенский был удостоен Государственной премии Советского Союза. Два раза удостаивался американских премий.


    Имя: Андрей Вознесенский (Andrey Voznesenskiy)

    Возраст: 77 лет

    Место рождения: Москва

    Место смерти: Москва

    Деятельность: поэт, публицист, художник и архитектор

    Семейное положение: был женат на Зое Богуславской

    Андрей Вознесенский - биография

    Андрей Андреевич всем знаком, как поэт и публицист. Мало кто знает, что он был замечательным художником и даже архитектором. Как же сложилась его биография, что позволила так разносторонне раскрыть многогранный талант Вознесенского.

    Детские годы, семья поэта


    Вознесенский родился в Москве в семье инженера. Отец участвовал в строительстве Братской и Ингульской гидроэлектростанций. Позже он получил звание профессора. И ему предложили возглавить институт, который изучал и готовил специалистов по водным проблемам. В связи с тем, что отца часто вызывали на объектные стройки, маленький Андрюша жил на родине мамы во Владимирской области.


    Кроме Андрея в семье росла его сестрёнка. Когда мальчику исполнилось 8 лет, началась война, и их с мамой эвакуировали в Курган, где он посещал школу. Заканчивал он своё обучение уже в школе Москвы. Очень рано почувствовал рифму, и в 14 лет отослал свои первые работы . Это очень сблизило двух молодых людей надолго.

    Учёба Андрея Вознесенского

    Когда Андрей получил аттестат, он не стал размышлять долго и поступил в институт на архитектора. Так поступали все дети образованных родителей, потому что престижным считалось отучить своих отпрысков на технические профессии. Честно отучившись в этом учебном заведении и получив диплом, он решил забыть про архитектуру. Так и получилось, он больше никогда не вспоминал о своей профессии. Но всё - таки успел стать автором монумента, сооружаемого в честь исторического присоединения к России Грузии (соавторами его были известные скульпторы Коновалов и Церетели).

    Началась его биография поэта. Стихи стали публиковаться, критики отмечали яркость, насыщенность поэтической строки Вознесенского. Он внёс в поэзию подтекст, который можно было найти почти в каждой его поэтической строке. Не только Пастернак воздействовал на слог, смысл и рифму начинающего поэта. Андрей очень жадно внимал творчеству Владимира Маяковского. Казалось очень странным, что увлекаясь поэзией поэта-трибуна революции и перестроек, первый стихотворный сборник Вознесенского был резко встречен литературными критиками. В нём усмотрели, что молодой поэт критиковал существующий строй и советскую власть. Редактора, выпустившего сборник в печать, выгнали.

    Дальнейшая судьба поэта

    Да, поэт попал в опалу, но продолжал творить. Вскоре написал стихов на целый второй сборник, он вышел большим тиражом, но всем желающим его иметь у себя, не хватило. С тех пор ни один творческий вечер не проходил без участия Вознесенского. ненавидел поэта, но по чистой случайности приобретения в число поклонников таланта Вознесенского Роберта Кеннеди, он отказался от мысли выгнать Андрея из Советского Союза. Поэт прибыл однажды в Америку, завёл много полезных и приятных знакомств. В частности был знаком с . А на родине поэт продолжает быть в немилости у власти, зато любимчик у народа.


    Стихи переписывают, передают друзьям и знакомым. Если кто-то скажет, что не знает ни одного стихотворения Андрея Вознесенского, тот покривит душой. Многие его стихи положены на музыку и стали хитами: замечательные песни «Верни мне музыку» и «Миллион алых роз», известнейшая рок-опера «Юнона и Авось». Сейчас многие, наверное, удивятся и скажут, что никогда и не подозревали, что это стихи известного советского и российского поэта. Да-да, это именно так. А замечательная игривая «Плачет девочка в автомате»? Это тоже принадлежит перу Андрея Андреевича.

    Андрей Вознесенский - биография личной жизни


    Творческие личности притягивают друг друга. Первой женой поэта была . В то время она уже была замужем за , но вспыхнувшая страсть позволила первому браку распасться.


    Настоящей музой поэта стала тоже поэтесса, драматург и прозаик Зоя Богуславская. Целых 50 лет они прожили с Андреем Вознесенским бок о бок. Ходили слухи, что у поэта был роман с актрисой Татьяной Лавровой, но сердце любящей женщины, каковой была супруга Зоя, смогло простить всё. Но, благодаря этому романтическому чувству, на свет появилось гениальное произведение «Юнона и Авось». В браке, который длился очень долго, детей не было.

    Лирика (Вознесенский)
    (Последнее интервью поэта перед смертью)

    Андрей Вознесенский - болезнь и смерть

    У поэта начали слабнуть мышцы рук и ног. Диагноз был страшный – болезнь Паркинсона. Инсульт принёс паралич руки, не стали двигаться ноги. Второй инсульт дал другие последствия – пропал голос. Поэта оперировали в Мюнхене. Но третий инсульт оказался последним. Умер Вознесенский у себя на даче в Переделкино, кстати, его дом был рядышком с усадьбой Бориса Пастернака. Там он проводил много времени со своей женой Зоей Борисовной.

    За всю свою творческую биографию Андрей Вознесенский имел много наград. Международная и Государственная премии, два Ордена, Знак почёта, был почётным членом не одной Академии. Все награды были заслуженны, так как все произведения поэта были любимы народом, а это высшая похвала творцу.