• Основные приоритеты болонской декларации. Лиссабонская декларация

    Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого . Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда была подписана Болонская декларация .

    Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

    Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства . О присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования было объявлено 14 мая 2015 года в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике .

    Реформы системы образования, проводимые в постсоветской России в рамках «болонского процесса», в своей концептуальной основе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада.

    Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени - наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов , модульной системы обучения и специального Приложения к диплому . Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов .

    В Болонской декларации говорится: «Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая её культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям».

    История

    Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

    Основные цели Болонского процесса

    Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию студентов и преподавателей рынок труда . Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования , открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

    Основные положения Болонской декларации

    Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования , а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

    Декларация содержит шесть ключевых положений:

    1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
    2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
    3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система баллов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
    4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
    5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
    6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

    Присоединение к Болонскому процессу

    Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

    Возможность выхода

    Первый заместитель министра образования и науки ДНР планирует рассмотреть вопрос об отходе от Болонской системы По техническим причинам вузы ДНР и ЛНР не могут включиться в Болонский процесс, однако они могут использовать его механизм . Болонский процесс функционирует в Юго-Осетинском государственном университете . Также Болонский процесс используется в Приднестровье .

    Участники Болонского процесса

    Участниками Болонского процесса на 2015 год являются 48 стран и Европейская комиссия . Все страны - члены Европейского союза и Восточного партнерства задействованы в процессе. Монако и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы , не участвующие в процессе.

    Европейское пространство высшего образования

    Конференции министров

    Один раз в два года в рамках Болонской декларации проводятся конференции министров, на которых министры выражают свою волю посредством коммюнике .

    В Пражском коммюнике от 2001 года число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей для достижения повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования в условиях непрерывного образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

    Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году ; Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area ), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике - создание новых структур, поддерживающих процессы, инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

    В 2005 году состоялась конференция министров в Бергене. Итоговое коммюнике подчеркнуло важность партнёрских связей, в том числе заинтересованных сторон - студентов , вуз ов, преподавателей и работодателей , а также дальнейшего расширения научных исследований, особенно в отношении третьего цикла - докторантуры . Кроме того, это коммюнике подчеркивает важность обеспечения более доступного высшего образования, а также повышения привлекательности Европейского пространства высшего образования в других частях мира .

    В Лондонском коммюнике 2007 года число участвующих стран было расширено до 46. Это коммюнике сосредоточено на оценке прогресса, достигнутого к тому времени, поднимаются вопросы о мобильности, структурах степеней, уровне признания Болонской системы в целом, квалификационных структурах (как общих и национальных), непрерывном обучении, обеспечении качества образования, общественном контроле процесса обучения, а также поставлены множество приоритетных задач на 2009 год , основные из которых: мобильность, социальный контроль, который был предложен в Пражском коммюнике и впервые определён здесь, сбор данных и учёт, возможность трудоустройства. Было подчеркнуто, что существует необходимость дальнейшего сотрудничества, рассматривая его как возможность переформирования систем ценностей и концепций образовательного процесса.

    В 2009 году конференция состоялась в бельгийском городе Лёвен (Louvain-la-Neuve - Новый Лёвен); основные рабочие вопросы касались планов на следующее десятилетие, с акцентом на: общественный контроль, непрерывное обучение, трудоустройство, методы донесения до студента целей образования. Также рассматривались вопросы международной открытости, мобильности обучающихся, образования в целом, научных исследований и инноваций, вопросы сбора данных, финансирования и разнообразных инструментов и методов обеспечения прозрачности образовательного процесса. Все эти вопросы были отражены в итоговом коммюнике , показывая новое направление Болонского процесса - более глубокое реформирование, которое обеспечит завершение процесса реализации Болонского процесса. Ещё одно изменение касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс был под председательством страны, председательствующей в ЕС, то теперь процесс будет проходить под председательством двух стран: как страны, председательствующей в ЕС, так и не входящих в ЕС стран по очереди в алфавитном порядке.

    Следующая конференция министров состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене ; конференция являлась юбилейной - десятилетие Болонского процесса. В честь юбилея состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования , что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

    Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования и Четвёртый Болонский политический форум прошли в Ереване 14-15 мая 2015 г. В мероприятии принимали участие свыше 100 делегаций из 47 стран-участниц Болонского процесса, а также около 20 министров образования. На конференции были представлены основные результаты деятельности в области обеспечения качества, использования ECTS-кредитов, систем квалификация, признания предшествующего обучения, которые были заложены в Рабочем плане BFUG на 2012-2015 годы. В ходе Четвёртого Болонского политического форума министры образования стран ЕПВО вступили в глобальный диалог с коллегами из стран, граничащих с ЕПВО, включая Средиземноморский регион.

    Форумы

    Совместно с конференциями министров в рамках Болонского процесса проводятся организационные форумы.

    Первый организационный Болонский форум проходил в Лёвене в 2009 году . В нём приняли участие 46 членов Болонского процесса, а также широкий спектр третьих стран и неправительственных организаций. Основными вопросами, обсуждаемыми в рамках форума были: ключевая роль в развитии общества высшего образования, основанного на непрерывном образовательном процессе и возможности всех слоев общества получать образование. Рассматривалась важность государственных инвестиций в высшее образование, несмотря на экономический кризис , важность межнациональных обменов в сфере высшего образования, необходимость сбалансированного обмена преподавателями, исследователями и студентами между странами с целью содействия справедливому и плодотворному «обмену мозгами» как альтернатива «утечке мозгов» .

    Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года ; в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

    Достоинства и недостатки

    Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию , дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей , а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда .

    Вводимая в России многоуровневая система высшего образования, ориентированная на унификацию с европейской системой образования и интеграцию в неё, - коренным образом отличается от исторически сложившейся в Российской Федерации. Многое придется менять, а что-то - ломать кардинально и строить заново. В этом и достоинство вводимых инноваций, и потенциальные угрозы . Существует опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего профессионального образования. И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете.

    По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР , нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в вузе , например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует . Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

    См. также

    Примечания

    1. «Зона европейского высшего образования»
    2. Казахстан присоединился к Болонской декларации (неопр.) . Vesti.kz (12 марта 2010). Дата обращения 24 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
    3. Беларусь присоединилась к Болонскому процессу
    4. УлГУ (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 21 июня 2013. Архивировано 23 января 2015 года.
    5. Сорбонская декларация - The Sorbonne Declaration Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)
    6. Болонская декларация - The Bologna Declaration Архивная копия от 21 июля 2011 на Wayback Machine (англ.)
    7. Егорова Л. Е., Кондратьева О. Е., Росляков П. В. , Шведов Г. В. Проблемы реализации Болонских соглашений в российской высшей школе // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2014. - № S2 . - Ст. 6 (15 с.).
    8. Болонский процесс в вузах Российской Федерации Архивная копия от 19 февраля 2012 на Wayback Machine
    9. Европейское образовательно-правовое пространство и «болонский процесс» (неопр.) . Федеральный центр образовательного законодательства .
    10. Совет ректоров ДНР рассмотрел вопрос о развитии высшего профессионального образования в ДНР // СМДНР. - 2017. - 31 октября.
    11. Левицкая Л. Студенты ЛНР готовятся к получению российских дипломов // МИА «Исток»: Новости Луганска и ЛНР. - 2015. - 20 апреля.
    12. Members (англ.) (недоступная ссылка) . About Bologna Process . The official Bologna Process website. Дата обращения 14 декабря 2015. Архивировано 18 октября 2010 года.
    13. Пражское коммюнике - the Prague Communique Архивная копия от 21 августа 2010 на Wayback Machine (англ.)
    14. Берлинское коммюнике -

    Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

    Декларация содержит шесть ключевых положений:

    Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

    Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

    Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

    Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

    Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

    Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

    Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

    3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

    Европейская система перевода кредитов

    Краткая информация об академических кредитах:

    Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

    За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

    За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

    Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

    Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

    Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

    Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

    Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

    Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

    При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

    Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

    А – "отлично" (10 процентов сдающих).

    В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

    С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

    D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

    Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

    F (FX) - "неудовлетворительно".

    ВведениеECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

    4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

    В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

    Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

    Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

    Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

    Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

    В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

    Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

    Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

    5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

    6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

    В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

    23. Проблема профессионального и общего социального образования (Стас)

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Образовательное пространство как сфера социальной работы

    Организационные аспекты соц образов саша главной организационной основой..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Образовательное пространство как сфера социальной работы
    Как отмечает В.Г. Бочарова, в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создани

    Функция образовательного пространства (со стороны СР)
    Образовательное пространство трактовалось как существующее в социуме «место», где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем по

    Понятие соционального образования
    Содержание и объем понятия «социальное образование» в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию п

    Проблемы содержания соционального образования
    Содержание и объем понятия «социальное образование» за годы, прошедшие с 1991 года, существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подгот

    Задачи соционального образования
    Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социал

    Роль и значение соционального образования в системе профессионального образов
    В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалифика­ционных ха­рак­теристик не профессио­нальные навыки, а базовы

    Структура соционального образования
    Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй -реализация и контроль, третий -саморазвитие. Первый урове

    Роль и место социального работника в сфере образования
    Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. Деятельность специал

    Меры государственного содействия по созданию в России образованного молодого поколения
    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантирую

    Тенденции и перспективы российского образования в настоящее время
    Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образоват

    Социальная образованность личности
    В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные цен

    Социальная образованность как процесс
    Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. На современном этапе можно выделить следующ

    Методы оценки качества и эффективности социальных образов
    Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политическо

    Социальная работа в сфере образования
    Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений. Деятельность специалиста по социальной работе в учре

    Современное социальное образование его социальные функции и проблемы
    Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным. Причем его неэффе

    Социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования
    Начальное и среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающем значительное место в удовлетворении текущих образователь

    Организационные аспекты социального образования
    Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессиональн

    Прогнозный анализ социального образования
    Социальное образование обладает всеми присущими образованию как системному объекту атрибутами и свойствами и в то же время специфическими характеристиками, обусловливающими его отдифферешщрованност

    Новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образов, как основа модернизации социального образования
    Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света

    Образование как один из важнейших факторов развития социальных процессов
    Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильно

    1999 года в Болонье.

    Болонский процесс – это процесс добровольного сотрудничества образовательных систем европейских стран, направленный на создание общего образовательного и научного пространства.

    Подписание Болонской декларации стало продолжением интеграционного процесса, направленного на создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Этот процесс был запущен в середине 1970-х гг., когда было официально озвучено стремление европейских стран осуществлять всестороннее сотрудничество в сфере образования.

    После этого, в гг., европейские страны постепенно двигались к созданию ЕПВО, фиксируя договоренности в виде многочисленных конвенций.

    В итоге, в 1997 году появился один из основополагающих документов в сфере международного признания документов об образовании – Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

    В мае 1998 г. министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сорбоннскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, приняли на себя обязательство способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности.

    Таким образом, Болонский процесс начался задолго до подписания 29 европейскими странами Болонской декларации в 1999 году. Со вступлением Казахстана, в качестве полноправного члена, которое состоялось в 2010 году, Болонский процесс начал свое распространение и в центрально азиатском регионе.

    Положения декларации являются фиксацией стремления стран-участниц развивать национальные системы образования в духе европейского пространства и задают вполне конкретные направления развития.

    К ним, в частности, относится принятие европейской системы высшего образования, состоящей из двух циклов, европейской системы зачета баллов, принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, обеспечение сопоставимых методологий.

    В результате, Болонский процесс должен способствовать продвижению привлекательности европейского высшего образования, повышению мобильности студентов, облегчения решения задачи трудоустройства выпускников в странах-участниках.

    Любое государство может присоединиться к процессу. Присоединение государства происходит на добровольной основе. На сегодняшний день Болонскую декларацию подписали уже 47 стран.

    Одной из стран, присоединившихся к Болонскому процессу, является Россия. Это произошло во время берлинской конференции стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 г. Таким образом, Российское правительство приняло на себя те обязательства по развитию национальной системы образования, которые следуют из текста декларации.

    Список стран, подписавших Болонскую декларацию (в скобках указан год присоединения государства):

    Австрия (1999), Азербайджан (2005), Албания (2003), Андорра (2003), Армения (2005), Бельгия (1999), Болгария (1999), Босния и Герцеговина (2003), Ватикан (2003), Великобритания (1999), Венгрия (1999), Германия (1999), Греция (1999), Грузия (2005), Дания (1999), Ирландия (1999), Исландия (1999), Испания (1999), Италия (1999), Казахстан (2010), Кипр (2001), Латвия (1999), Литва (1999), Лихтенштейн (2001), Люксембург (1999), Македония (2003), Мальта (1999), Молдова (2005), Нидерланды (1999), Норвегия (1999), Польша (1999), Португалия (1999), Россия (2003), Румыния (1999), Сербия и Черногория (2003), Словакия (1999), Словения (1999), Турция (2001), Финляндия (1999), Франция (1999), Украина (2005), Хорватия (2001), Черногория (2007), Чехия (1999), Швейцария (1999), Швеция (1999), Эстония (1999).

    Текст Болонской декларации

    Европейское пространство высшего образования

    Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье, 19 июня 1999 года.

    «Процессы, происходящие в Европе, приобрели, благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет, более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран ЕС и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющими­ся отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, мы являемся свидетелем возрастающего взаимопонимания все большей части политического и академического мира и, по общему мнению, в понимании потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укрепле­нии ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.

    "Просвещенная Европа" теперь уже широко признана как незаменимый фактор социаль­ного и гуманитарного роста, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимой осведомленности для противостояния вызовам нового тысячелетия вместе с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

    Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении ус­тойчивых, мирных и демократичных обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.

    Сорбонская декларация от 01.01.01 года, которая была инициирована этими соображе­ниями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных цен­ностей. Она обосновала создание европейской зоны высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства для общего развития Конти­нента.

    Несколько европейских стран согласились с целями, изложенными в декларации, подпи­сали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образо­вания, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют наме­рения действовать в этом направлении.

    Европейские учреждения высшего образования в части их касающейся, следуя фундамен­тальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum", принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов и стали играть основную роль в построении европейской зоны высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что сис­темы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимcя нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.

    Курс был установлен в правильном направлении и со значимой целью. Однако достиже­ние большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер, чтобы достичь первых материальных результатов. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечи­ла нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.

    Мы должны, в частности, рассматривать цель увеличения международной конкурентоспо­собности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность лю­бой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приоб­ретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культур­ным и научным традициям;

    Подтверждая нашу поддержку общим принципам, установленным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, - в пределах первой декады третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные, для создания европейской зоны высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:

      Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через Внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европей­ских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
      Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения пер­вого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая по­сле первого цикла, также должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
      Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS - европейской системы перезачета за­четных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Зачетные баллы могли бы быть заработаны также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
      Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

    Для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

    Для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение ис­следований, преподавание и стажировку в европейском контексте, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

      Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки со­поставимых критериев и методологий.
      Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно от­носительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мо­бильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения на­учных исследований.

    Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей - в рамках наших институциональных пол­номочий и принятия полного уважения к диверсифицированным культурам, языкам, нацио­нальным системам образования и университетской автономии - с тем, чтобы объединить евро­пейскую зону высшего образования. Наконец, мы будем использовать путь межправительст­венного сотрудничества вместе с неправительственными европейскими организациями, компе­тентными в высшем образовании. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, а также будут активно способствовать успеху нашей попытки.

    Убежденные в том, что создание европейской зоны высшего образования требует посто­янной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потреб­ностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и новые шаги, которые необходимо будет принять».

    Зона европейского высшего образования
    Совместное заявление европейских министров образования

    г. Болонья, 19 июня 1999 года

    Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.

    "Европа знаний" теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

    Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.

    Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.

    Многие европейские страны согласились с целями, изложенными в декларации, подписали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образования, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют намерения действовать именно в этом направлении.

    Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum", принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.

    Курс был принят в правильном направлении и со значимой целью. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Чтобы достичь первых материальных результатов, мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечила нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.

    Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.

    Подтверждая нашу поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, - в пределах первого десятилетия третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:

    • Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
    • Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
    • Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.
    • Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: · учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; · преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
    • Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
    • Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

    Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки.

    Убежденные в том, что создание Зоны европейского высшего образования требует постоянной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и выработать новые мероприятия, которые необходимо будет принять.

    Каспар ЭЙНЕМ Министр науки и транспорта (Австрия)

    Герард ШМИТ Генеральный директор Министерства высшего образования и исследований французского сообщества (Бельгия)

    Ян АДЕ Генеральный директор департамента образования Министерства фламандского сообщества, (Бельгия)

    Анна Мария ТОТОМАНОВА Заместитель министра образования и науки (Болгария)

    Эдуард ЗЕМАН Министр по делам образования, молодежи и спорта (Чешская Республика)

    Маргарет ВЕСТАГЕР Министр образования (Дания)

    Тонис ЛУКАС Министр образования (Эстония)

    Майя РАСК Министр образования и науки (Финляндия)

    Клод АЛЛЕГРИ Министр национального образования, исследований и технологии (Франция)

    Вольф-Михаэль КАТЕНХУЗЕН Парламентский государственный секретарь Федерального министерства образования и исследований (Германия)

    Утэ ЭРДСИЕК-РАВЕ Министр образования, науки, исследований и культуры земли Шлезвиг-Гольштейн (Постоянно действующая конференция Министров культуры немецких земель)

    Херасимос АРСЕНИС Министр по делам народного образования и религии (Греция)

    Адам КИСС Заместитель Государственного секретаря по высшему образованию и науке (Венгрия)

    Гудридур СИГУРДАРДОТТИР Генеральный секретарь Министерства образования, науки и культуры (Исландия)

    Пат ДОУЛИНГ Управляющий сотрудник Министерство образования и науки (Ирландия)

    Ортенсио ЗЕКЧИНО Министр университетов, научных и технологических исследований (Италия)

    Татьяна КОКЕК Государственный Министр высшего образования и науки (Латвия)

    Корнелиус ПЛАТЕЛИС Министр образования и науки (Литва)

    Эрна ХЕННИКОТ-ШОЕРГЕС Министр национального образования и профессионально-технической подготовки (Люксембург)

    Луис ГАЛЕА Министр образования (Мальта)

    Люк ХЕРМАНС Министр образования, культуры и науки (Нидерланды)

    Йон ЛИЛЛЕТУН Министр по делам образования, исследований и церкви (Норвегия)

    Вилибалт ВИНКЛЕР Помощник Государственного секретаря по национальному образованию (Польша)

    Эдуардо Маршал ГРИЛО Министр образования (Португалия)

    Андрей МАРГА Министр национального образования (Румыния)

    Милан ФТАЦНИК Министр образования (Словацкая Республика)

    Павел ЗГАГА Государственный секретарь по делам высшего образования (Словения)

    Хуан ФЕРНАНДЕС ДИАС Государственный секретарь по делам образования, университетов, исследований и развитию (Испания)

    Агнета БЛАДХ Государственный секретарь по делам образования и науки (Швеция)

    Чарльз КЛЕЙБЕР Государственный секретарь по делам науки и исследований (Швейцарская Конфедерация)

    Баронесса Тесса БЛЭКСТОУН Государственный министр по делам образования и занятости (Великобритания)

    В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая была разработана в развитие идей Сорбоннской декларации 1998 г. Ее цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять систему сравнимости образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении студентов и преподавателей по европейскому пространству. Данная декларация гласит: ""Мы должны с особым вниманием контролировать повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций".

    В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:

    Принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней
    (ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству
    европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской
    системы высшего образования на мировом рынке;

    Принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях; первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;

    Создание системы зачетных единиц, т.е. развитие европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов; -устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;

    Время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно


    учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;

    Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;

    Введение такого важного понятия, как "европейское пространство
    высшего образования", в том числе относительно содержания курса
    обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем
    мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и
    проведения научных исследований.


    Мероприятия но достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первых десяти лет нового тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этого будут использованы все доступные пути организации сотрудничества па межправительственном уровне.

    Исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской конференции, показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной стране насчитывается до сотни разных академических квалификаций. В этой связи было подчеркнуто, что "потенциальные образовательные структуры, предусматривающие присвоение определенной квалификации, не могут быть менее сложными, чем наиболее сложные структуры в национальных системах, включенных в них". Кроме того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В то же время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские программы, стандартные программы продолжительностью восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение Болонской декларации гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной и вряд ли выполнимой для Европы, но, тем не менее, возможны общие рекомендации по данному вопросу:

    Уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на
    базе система зачетных единиц (ECTS);

    Магистерская степень ~ около пяти лет на базе системы зачетных
    единиц (ECTS);

    Уровень, предусматривающий получение докторской степени, -

    приблизительно от семи до восьми лет.

    Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична

    структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где

    новые учебные программы, предусматривающие получение степени

    бакалавра (магистра), были введены наряду с уже существующими

    программами.


    Рекомендуется введение многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования: Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т.е. обучение в течение всей жизни- Многообразие профессий на рынке труда требует более гибкого подхода к процессу обучения. Этот процесс, по мнению М. Ван дер Венде, по-видимому, войдет в противоречие с усилиями по гармонизации высшего образования. Следовательно, большой проблемой станет одновременное обеспечение и сочетание разнообразных образовательных потребностей на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям в системе зачетных единиц, начиная с трехлетнего обучения и до после вузовского уровня, и в системе аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, которые существуют не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.

    Основной целью новой системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существующий в настоящее время в странах -членах Европейского союза 10%-ный показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда инициируют принятие таких усилий, ибо существующая ситуация снижает конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики.

    Одними из основных препятствий на пути мобильности являются многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран - членов Европейского союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC и ENIC) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства. Поэтому следующая основная задача Болонской декларации - выход за рамки задач академического признания дипломов в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы. Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников - студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.


    Второй ступенью новой системы получения академических степеней является повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами: I) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами; 2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит из нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.

    Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Однако пока еще не ясно, до какой степени это действительно является предметом беспокойства для Европы. Европейская Комиссия до настоящего времени не проявляла устойчивого интереса к проблеме исследований, касающихся соотношения числа студентов, убывающих из стран Европейского союза и прибывающих на обучение. Соответствующая статистика отсутствует. В центре внимания до сих пор оставались, в основном, вопросы мобильности студентов, стремящихся обучаться в Европе.

    Активность в данном вопросе также будет сильно зависеть от заинтересованности отдельных европейских государств. Некоторые из них уже продемонстрировали большую заинтересованность в привлечении студентов не из Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Другие страны, к сожалению, все еще сталкиваются с недостатком мест для своих собственных студентов. Эти страны (например, Греция) являются "экспортерами" студентов.

    Другой важный аспект доступа к образованию относится к возможности той или иной страны привлекать иностранных студентов, и в этом плане важен язык, на котором осуществляется преподавание. Страны, упомянутые выше, или имеют язык "лингва-франка" в качестве родного, или хотели бы использовать такой язык для отдельных курсов. Следовательно, успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования по привлечению большого количества студентов не из Европы будет самым непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.

    Болонская декларация включает фразу "содействие выработке критериев и методологии для оценки качества образования". В недавнем прошлом Европейская Комиссия намеревалась инициировать сотрудничество в этой области, как это имело место в ряде стран Европейского союза. В некоторых из них системы оценки качества еще не были полностью разработаны, в то время как в других европейских странах усовершенствованные системы уже использовались. В то же


    время деятельность государства до настоящего времени еще не стала достаточно успешной в данном деле. Наряду с культурными и системными различиями национальные правительства рассматривают оценку качества образования как основную сферу своей ответственности.

    Введение более конвергентной системы получения академических
    степеней, однако, немедленно привело бы к необходимости иметь
    согласованные критерии оценки качества и, согласно мнению многих
    экспертов, к установлению минимума стандартов или требований для
    предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать,
    что Болонская декларация введет вопросы аккредитации в центр
    дискуссий о высшем образовании в Европе. В настоящее время
    инициативы, идущие "снизу", подталкивают развитие этого вопроса.
    Введение в Германии программ, предусматривающих получение
    степени бакалавра/магистра, инициировало учреждение

    аккредитационного совета. Подобные предложения разрабатываются и в Нидерландах. Правительство этой страны рассматривает в этой связи возможные аспекты сотрудничества с Германией и Великобританией. Другие инициативы "снизу" приходят от европейских профессиональных организаций и от сети учреждений европейского высшего образования. Кроме того, в Европу прокладывает свой путь международная аккредитация (например, аккредитация АВЕТ). Поэтому можно сделать заключение: разнообразные аккредитации станут более распространенным явлением в Европе.

    Таким образом, в вопросах аккредитации студенты и работодатели будут играть важную роль. Поэтому важно упомянуть, что первая европейская конференция по обсуждению влияния Болонской декларации на процесс аккредитации учреждений высшего образования в Европе была организована Национальным союзом студентов Европы (Е81В) при спонсорской поддержке одной из ведущих консультационных компаний мира. В обращении участники конференции указали на важность сотрудничества между правительствами, учреждениями системы высшего образования, работодателями и студентами.