• Презентация по чувашской литературе на тему "геннадий никандрович волков". Презентация «Великие педагоги Чувашии

    Волков Геннадий Никандрович (р. 31.10.1927 с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), акададемик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982).

    После Яльчикской сред. школы (1945) окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института (1949), аспирантуру Казанского педагогического института (1952). Работал старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, проректором Чувашского государственного педагогического института (1952-72), заведующим сектором НИИ национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР, Министерства образования Российской Федерации (1972-93).

    С 1993 - заведующий лабораторей Государственного института семьи и воспитания. Преподаватель Эрфуртской высшей педагогической школы (1979-82). Основатель нового направления в педагогической науке - этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я.Яковлева. Автор более 500 научных работ, в т. ч. 27 монографий.

    Лауреат премии АПН СССР им. К.Д.Ушинского (1967). Заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), Заслуженный работник народного образования Республики Саха - Якутия (1992), Заслуженный деятель науки Респ. Калмыкия (1997) и Тува (1997), Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского.

    Почетный гражданин Чувашской Республики (1997). Почетный гражданин Яльчикского района (1997). Его имя занесено в Книгу Почета Трудовой Славы и Героизма Яльчикского района.

    Книги (1)

    Этнопедагогика

    В книге характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

    Комментарии читателей

    Темир / 28.12.2011 Уважаемые коллеги мы хотели обшаться с бывшими аспирантами Г Н Волкова где бы они не были Миша Харитонов где ты организуй пожалуйста ты же в Чебоксарах наверное.Мой адрес:[email protected]

    Ольга / 25.12.2010 Привіт з України. Дякую за цікавий матеріал. Закінчую кандидатську з народної педагогіки. Цитую Вас та Мирослава Стельмаховича

    Ирина / 19.09.2010 Завтра экзамен! Спасибо за книгу!

    Банников Виктор Николаевич / 21.03.2009 Многоуважаемый Геннадий Николаевич! Сердечный привет из города Ханты-Мансийска. Заканчиваю докторское исследование по этнопедагогике "Этнопедагогическое образование в условиях поликульутрного пространства". Все это становится возможным благодаря Вашей научной мысли. Я пробую расширить в этнопедагогике позицию народного искусства. Спасибо Вам за ЭТНОПЕДАГОГИКУ

    Гость / 18.05.2008 Глубокоуважаемый Геннадий Никандрович!

    С искренными и чисто сердечными пожеланиями Вас приветствуют ваши аспиранты из Ошского Государственного университета Кыргызской Республики.
    В честь Вашего 80 летного юбилея кафедрой педагогики и психологии начального образования ОшГУ было организовано педагогическое чтение.
    В педагогическом чтении присутствовали все члены вышеназванной кафедры, представители факультета и ректората. Были приглашены все Ваши ученики-Кыргызстанцы, в том числе видные этнические чуваши, проживающие в городе Ош.
    Восторженным образом были выслушаны большинства доклад и выступления о Вашем многолетнем и многранном творчестве, высоко признан Ваш неоценимый вклад в развитии этнопедагогической науки и в подготовке педагогических кадров для кыргызского народа.
    Материалы о ходе педагогического чтения целиком и полностью передавался по местному телевидению.
    Глубокоуважаемый Геннадий Никандрович, наши лучшие выступления и доклады, в том числе и доклад Бекембай Апышевича
    (в оригинале) решили выслать их к Вам.
    Геннадий Никандрович, мы желаем Вам крепкого здоровья, долгих неустанных творческих лет в деле воспитания подрастающих поколений и в подготовке педагогических кадров для многих народов. Мы убеждены, что дружба между чувашами и кыргызов будет дальше развиваться, поскольку мы сотрудничаем с таким выдающимся педагогом современности, как Волков Геннадий Никандрович.

    Ваши ученики: Бекембай Апышев, Темир Жоробеков
    Абдикерим Исаев, Абибилла Бердиев.

    Геннадий Никандрович Волков (Кашкãр Хуначи) (1927)

    О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г. Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов). Н. И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш. И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

    Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

    В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

    В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

    С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А. Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

    Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

    По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

    «Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В. А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В. А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

    Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

    Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

    Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

    Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

    Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г. Н. Волкова сняты кино- и телефильмы.

    Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

    Викторов, Г. А. Педагог современности // Ученые. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики).

    Основатель этнопедагогики .

    Геннадий Никандрович Волков

    Академик Г. Н. Волков в 2000-е годы
    Дата рождения 31 октября (1927-10-31 )
    Место рождения село Большие Яльчики Яльчикский район , Чувашская АССР , РСФСР , СССР
    Дата смерти 27 декабря (2010-12-27 ) (83 года)
    Место смерти Чебоксары , Чувашия , Россия
    Страна СССР СССР → Россия Россия
    Научная сфера Этнопедагогика
    Место работы Российская академия образования
    Альма-матер
    • Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
    Учёная степень доктор педагогических наук
    Учёное звание академик АПН СССР
    академик РАО
    Известен как педагог , публицист
    Награды и премии

    Биография

    Происхождение

    Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

    Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .

    Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .

    Педагогическая деятельность

    В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
    С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
    С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
    С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
    Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

    Научная деятельность

    Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

    Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

    Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

    • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика ». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
    • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
    • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

    О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.


    Те, кому доводилось изучать педагогику или те, кто посвятил свою жизни преподаванию, наверняка хоть раз, слышали такую фамилию, как Волков.

    Г. Н. Волков – прекрасный педагог, имеет ученую степень, удостоен звания академика Российской Академии Наук. Из-под его пера вышли многие публицистические труды. Он является основоположником такого ответвления в педагогике, как этнопедагогика.

    Именно Геннадий Волков создал всемирно известную этнопедагогическую школу, в состав которой входит целая многонациональная семья. Каждый участник данной школы является прямым носителем и исследователем культурного наследия того народа, представителем которого он есть.

    Биографический очерк

    Появился на свет Геннадий в Чувашской АССР, в 27-м году. Его папа работал учителем физики и математики.

    Постигать азы науки начал в мужской средней школе в Чебоксарах. Затем, некоторое время, работал учителем в общеобразовательной школе в Казани, читая детям физику. Его учительский путь был достаточно тернист. Он успел поработать и в детском доме, и в школе, и в лагере труда и отдыха.

    Высшее образование он получил в Чувашском университете, который закончил с отличием, затем была учеба в аспирантуре в Казанском пединституте.

    Начиная с 25-ти лет и на протяжении последующих двух десятков лет, Геннадий Волков работал старшим преподавателем, был проректором по научной работе в Чувашском университете.

    Но, с 1970-х годов у Волкова начался новый этап в жизни. Он переехал в столицу, где началась его трудовая деятельность. Вся его работа была направлена в русло педагогики. Именно он стал создателем первой лаборатории этнопедагогики в институте семьи и воспитания на базе РАО. Исследования в данной лаборатории отнимали все внимание Волкова.

    В возрасте 64-х лет Геннадий Никандрович начинает руководить лабораторией этнопедагогики при Российской Академии Образования. Он состоял в редакционной коллегии многих педагогических российских изданий. Его приглашали на многие семинары в качестве консультанта по этнопедагогике. Он внес неоценимый вклад в развитие науки. Ушел из жизни Волков, многое так и не успев сделать.

    Взгляд педагога Волкова

    Изучая на протяжении всей жизни педагогику, он ввел такое понятие как этнопедагогика. Он первый в мире открыл этнопедагогическую школу. Ему принадлежит великая книга под названием «Этнопедагогика», ставшая учебным пособием для студентов.

    Его концепция, вполне заслуженно, обрела уровень государственной. Он курировал множество кандидатов и докторантов педагогических наук, которые впоследствии стали развивать и далее изучать, а также нести в массы этнопедагогику.

    Для собственноручно созданной этнопедагогической школы, Волков четко сформулировал ее задачи и цели. Еще он прописал главные концептуальные правила.

    Со временем, все его утверждения относительно того, что народная педагогика заключается в силе гармонизации межнациональных отношений, во многом нашла доказательства и массу подтверждений.

    Еще Геннадий Никандрович слыл прекрасным писателем. Им было написано множество детских произведений, которые были переведены на многие языки, а некоторые из них были включены в общеобразовательную школьную программу. Каждая его строчка, созданная в литературе, насквозь пронизана безграничной любовью к детям, уважением к человеку и обществу в целом. Некоторые его книги вмещают воспоминания из детства и отрочества, а также есть произведения, посвященные родным и близким, переживания которых он пропускал через собственную душу и сердце.

    Если внимательно изучить творчество Волкова, то можно обратить внимание на то, что в нем просматривается общеустановленная последовательность детского воспитания. Он был сторонником того, что ребенок является:

    1) личностью;

    2) индивидуальностью;

    3) полноценным членом общества.

    Свои убеждения, он часто применял на практике среди учеников и студентов.

    Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Известные ученики:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Известен как: Известна как:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Награды и премии: Сайт:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Подпись:

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Геннадий Никандрович Волков (31 октября , Большие Яльчики , Чувашская АССР - 27 декабря , Чебоксары ) - педагог ; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист , основатель этнопедагогики .

    Биография

    Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
    Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .
    Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .
    В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
    С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
    С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
    С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
    Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа », «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

    Научная деятельность

    • «Созвездие земли»;
    • «Асанне калавӗсем» (чув.) ;
    • «Шӑллӑмсемпе йӑмӑксене» (чув.) ;
    • «Юманпа хӗвел» (чув.) .

    Признание и награды

    Память

    Напишите отзыв о статье "Волков, Геннадий Никандрович"

    Примечания

    Ссылки

    • Викторов Г. А. // Учёные. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики)
    • Разумный В. А.
    • Хуторской А. В.
    • // Якутия (газета). - 2010, 12 июля.
    • (чув.)

    Отрывок, характеризующий Волков, Геннадий Никандрович

    – Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
    – А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
    Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
    – Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
    – И ты никогда не спрашивала?..
    – Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
    Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
    – Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
    – Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
    – Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
    И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
    – Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
    Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
    Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
    – Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
    – О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
    – Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
    – А куда же они идут? – удивилась я.
    – Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
    – А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
    – Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
    – А это море, оно только одно или таких здесь много?
    – Ты увидишь... Оно всё разное – где море, где просто «вид», а где просто энергетическое поле, полное разных цветов, ручейков и растений, и всё это тоже «лечит» души и успокаивает... только не так-то просто этим пользоваться – надо сперва заслужить.
    – А кто не заслужит? Разве они живут не здесь?– не поняла я.
    – Живут-то живут, но уже не так красиво... – покачала головой малышка. – Здесь так же, как на Земле – ничто не даётся даром, только вот ценности здесь совсем другие. А кто не хочет – тому и достаётся всё намного более простое. Всю эту красоту нельзя купить, её можно только заслужить...
    – Ты говоришь сейчас точно как твоя бабушка, будто ты выучила её слова...– улыбнулась я.
    – Так оно и есть! – вернула улыбку Стелла. – Я многое стараюсь запомнить, о чём она говорит. Даже то, что пока ещё не совсем понимаю... Но ведь пойму когда-нибудь, правда же? А тогда, возможно, уже некому будет научить... Вот и поможет.
    Тут, мы вдруг увидели весьма непонятную, но очень привлекательную картинку – на сияющей, пушисто-прозрачной голубой земле, как на облаке, стояло скопление сущностей, которые постоянно сменяли друг друга и кого-то куда-то уводили, после опять возвращаясь обратно.
    – А это, что? Что они там делают? – озадачено спросила я.
    – О, это они всего лишь помогают приходить «новичкам», чтобы не страшно было. Это где приходят новые сущности. – Спокойно сказала Стелла.
    – Ты уже видела всё это? А можем мы посмотреть?
    – Ну, конечно! – и мы подошли поближе...
    И я увидела, совершенно захватывающее по своей красоте, действие... В полной пустоте, как бы из ничего, вдруг появлялся прозрачный светящийся шар и, как цветок, тут же раскрывался, выпуская новую сущность, которая совершенно растерянно озиралась вокруг, ещё ничего не понимая... И тут же, ждущие сущности обнимали «новоприбывшего» сгустком тёплой сверкающей энергии, как бы успокаивая, и сразу же куда-то уводили.
    – Это они приходят после смерти?.. – почему-то очень тихо спросила я.
    Стелла кивнула и грустно ответила:
    – Когда пришла я, мы ушли на разные «этажи», моя семья и я. Было очень одиноко и грустно... Но теперь уже всё хорошо. Я к ним сюда много раз ходила – они теперь счастливы.
    – Они прямо здесь, на этом «этаже»?.. – не могла поверить я.
    Стелла опять грустно кивнула головкой, и я решила, больше не буду спрашивать, чтобы не бередить её светлую, добрую душу.
    Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
    – А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
    – Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
    – А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
    – О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
    Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
    – Что происходит, где мы? – насторожилась я.
    – Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
    – Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
    – Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
    Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
    – Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
    Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
    – Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
    – Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
    – Покажи, – попросила девочка.
    Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
    – Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
    На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
    Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...
    – Это мы прямо в Аду что ли? – в ужасе от увиденного, спросила я.
    – Но ты же хотела посмотреть, как это выглядит – вот и посмотрела. – Напряжённо улыбаясь, ответила Стелла.
    Чувствовалось, что она ожидает какую-то неприятность. Да и ничего другого, кроме неприятностей, здесь, по-моему, просто никак не могло быть...
    – А ты знаешь, иногда здесь попадаются и добрые сущности, которые просто совершили большие ошибки. И если честно, мне их очень жалко... Представляешь – ждать здесь следующего своего воплощения?!. Жуть!
    Нет, я никак не могла этого представить, да и не хотела. И уж этим же самым добром здесь ну никак не пахло.
    – А ты ведь не права! – опять подслушала мои мысли малышка. – Иногда сюда и, правда, попадают очень хорошие люди, и за свои ошибки они платят очень дорого... Мне их, правда, жаль...
    – Неужели ты думаешь, что наш пропавший мальчик тоже попал сюда?!. Уж он-то точно не успел ничего такого дурного совершить. Ты надеешься найти его здесь?.. Думаешь, такое возможно?
    – Берегись!!! – вдруг дико завизжала Стелла.
    Меня расплющило по земле, как большую лягушку, и я всего лишь успела почувствовать, как будто на меня навалилась огромная, жутко воняющая. гора... Что-то пыхтело, чавкало и фыркало, расточая омерзительный запах гнили и протухшего мяса. У меня чуть желудок не вывернуло – хорошо, что мы здесь «гуляли» только сущностями, без физических тел. Иначе у меня, наверняка, случились бы самые неприятные неприятности.....