• Земля которая не принадлежит ни одному государству. Кому принадлежит земля в море? Так почему же Антарктида не принадлежит ни одному государству

    Неподалеку от Новых Гебрид и Новой Каледонии расположена частица суши, окруженная со всех сторон водами Тихого океана. Площадь ее всего двенадцать гектаров, а название — Матью. Несмотря на малые размеры, остров нанесен на все карты южных морей. В этом нет ничего удивительного: на безбрежной океанской глади отмечают обычно любой клочок земли. Удивительно другое: в разных атласах страна — владелец острова — обозначена по-разному. На англоязычных картах остров числится за Францией, на французских — за Англией, на остальных — как придется. Безлюдный и труднодоступный, остров Матью, видимо, во время горячки колониальных захватов не представлял ни для кого интереса. И мимо него просто прошли. Долгое время картографического разнобоя никто не замечал.

    Первыми на этот факт обратили внимание два человека: австралиец Боб Поул и француз Анри Мартине. Люди энергичные и не отягощенные каким-либо постоянным занятием, они решили взять управление островом в свои руки. У Мартине был спортивный самолет, Поул владел маленькой шхуной. Таким образом, будущее островное государство располагало воздушными и морскими силами. Впоследствии предполагалось вступить в ООН. Но прежде всего следовало попасть на остров. Что именно собирались учинить отцы-основатели на острове Матью, осталось тайной, ибо довольно скоро выяснилось, что делили они шкуру неубитого медведя.

    Для придания действиям законности Поул и Мартине проинформировали о своих намерениях соправителей тогдашнего англо-французского кондоминиума Новые Гебриды — каждый своего. О том, что Матью хозяина не имеет, соправители услышали впервые. До сих пор оба считали, что у острова хозяин есть.

    — Друг мой,— сказал британский представитель Поулу,— бросьте эти шутки. Всем известно, что остров наш.

    И в доказательство вытащил французскую карту.

    Поул в ответ предъявил карту Британского адмиралтейства. Похожая сцена разыгралась во французском представительстве с Мартине.

    Соправители не знали, что же делать: анналы колониальной истории такого случая не хранили. Попытки убедить компаньонов отказаться от авантюры провалились. И хотя у властей кондоминиума дел было по горло—Новые Гебриды должны были вскоре получить независимость,— они приняли решение послать к берегам Матью военный корабль. Казалось, что на время ожили бурные времена раздела мира, когда каждый силой старался захватить все, что плохо лежит, раньше соседа.

    В распоряжении британцев корабля не оказалось, зато французы располагали крейсером. Его отправили на остров Танна. Там он взял на борт полицейского комиссара — для отпора самодеятельным попыткам основать государство.

    Но, как назло, остров Матью попал в область циклона, сила ветра не позволила крейсеру пристать к берегу. Высадку отделения морской пехоты и подъем флага пришлось отменить. Утешением служило лишь то, что и другим претендентам на остров не попасть. Крейсер вернулся в порт Нумеа на Новую Каледонию, и комиссар первым же самолетом улетел домой, на Танну. Обо всей истории стали мало-помалу забывать.

    Анри Мартине, которому заботы по основанию государства успели надоесть, нанялся в торговую компанию — в качестве пилота аэротакси. Но Боб Поул продолжал свою деятельность, хотя британский представитель неустанно его отговаривал. Совещания между англичанами и французами по проблеме острова продолжались. Взаимные подножки и интриги тоже.

    Упорство Поула возбуждало подозрения у властей: с чего это он так упрямится? Поскольку его авантюрные наклонности и неудержимое стремление крупно заработать были достаточно известны, у соправителей возникло убеждение, что он работает на кого-то, стоящего за его спиной. Доказательств тому сыскать не удавалось, но все равно никто не верил, что он затеял просто так весь этот сыр-бор. Кроме того, содержать шхуну, не выполняющую теперь никаких торговых заказов, было дорого. Очевидно, кто-то оплачивал расходы на плавание взад-вперед к берегам Матью.

    Предусмотрительные чиновники обеих сторон решили во что бы то ни стало опередить Боба Поула. Но при этом прежде всего они старались помешать друг другу. Французы стали опять готовить крейсер. Британская сторона, узнав об этом, запротестовала, утверждая, что бесхозность острова Матью заметили первыми они. Потому и остров их. Крейсеру пришлось остаться в Нумеа.

    Однако французскому представителю удалось привлечь на свою сторону Анри Мартине. С этой целью его переманили из торговой компании и договорились, что он высадится с воздуха на спорный кусочек суши. На аэродроме его провожала специальная комиссия. Анри взял с собой французский флаг.

    К сожалению, никто — в том числе и Мартине — не знает толком побережье острова. Поэтому приземлился он на весьма неудачном месте. Шасси зарылось в песок, самолетик несколько раз перевернулся и разломился пополам. Сам Анри Мартине уцелел.

    Когда путешественник не вернулся в назначенный срок, была организована спасательная экспедиция. Утомленного и поцарапанного Анри доставили в Нумеа. Во избежание интриг коварного Альбиона о цели его полета старались не упоминать ни в газетах, ни по радио.

    И вскоре Анри вновь — уже на казенном самолете с механиком — направился к негостеприимным берегам острова Матью. Предполагалось высадиться на острове, водрузив трехцветный французский флаг, отремонтировать первый воздушный аппарат и двумя самолетами вернуться в Нумеа.

    Словно кто-то заколдовал никому до сих пор не нужный остров Матью! Стоило попытаться ступить на него ногой, как стихии будто срывались с цепи. На этот раз ураган отшвырнул самолет, и оба члена экспедиции оказались в море. Спасла обоих проходившая мимо яхта.

    Пришлось Анри Мартине смириться с потерей своего аэротакси. Да и Боб Поул оставил свои притязания на недоступный Матью, или же его неизвестные наниматели разочаровались в затее.

    На том бы все и кончилось, но капитаны кораблей, проходивших мимо острова, обращали внимание на обломки самолета, торчащие из песка на берегу, и каждый раз сообщали по радио ближайшим властям о том, что кто-то, очевидно, потерпел крушение на Матью.

    Британцы потребовали от французов очистить пляж. Ничего не оставалось, как вновь отправить тот же крейсер из Нумеа. Гордиев узел был разрублен с античной простотой: залпом из трех бортовых орудий обломки были разнесены в прах.

    Англия и Франция утратили к остро ву интерес: людей там нет, полезных ископаемых, судя по всему, тоже. В 1980 году англо-французское правление на Новых Гебридах кончилось. Но сдать остров Матью правительству республики Вануату, провозглашенной на Новых Гебридах, оказалось невозможным.

    Он не принадлежал никому, никто его никому и не мог передать..

    Эпоха великих географических открытий, к сожалению, уже закончилась. На поверхности Земли уже нет суши, которая еще не открыта. Однако не все еще потеряно. Например, в Мировом океане может возникнуть новый остров в результате вулканической деятельности. Если он будет находиться за пределами чьих-либо территориальных вод и экономической зоны, то на него вполне можно претендовать. На таком острове можно создать, например, военную базу. Поэтому некоторые государства, в первую очередь США, внимательно следят за процессами естественного возникновения таких островов.

    Отдельный вопрос, это искусственная суша. Если она возникает в пределах территориальных вод, ее хозяин заранее предопределен. Например, дельта Ганга каждый год возрастает на двести метров. Эта новая суша попадает под юрисдикцию Индии. Это же касается и Нидерландов. Искусственные острова сооружают в Дубаи. Они также близко расположены к берегу и изначально принадлежат тому, кто их создал.

    Отдельный вопрос, это создание искусственных островов Китаем. Вот тут уже возникают вопросы, так как китайцы таким образом создают основу для своей территории далеко от своего побережья. А такая суша предполагает существование вокруг нее прав на экономическую деятельность, причем на расстоянии в двести морских миль. Довольно большая площадь, согласитесь. И речь идет о районах, потенциально богатых нефтью и газом.

    Можно упомянуть и Антарктику. Некоторые государства претендуют там на сектора. Другие, в том числе Россия и США, эти претензии не признают. В 1961 году был заключен Договор об Антарктике, который "заморозил" эти претензии. В общем, никто в мире этот договор пока не оспорил. Хотя он формально не должен создавать обязательства для государств, которые в нем не участвуют. Если попытаться начать заселение каких-то районов Антарктики, то возразят сразу и те, кто выдвинул претензии, и те, кто с ними не согласен.

    Вы будете смеяться, но формально пока не снят и вопрос о заселении ледяных пространств Арктики. Лед, это, конечно, не суша. Но в начале двадцатого века царское правительство России разослало ноту другим странам, где обозначило, что претендует на все земли, как открытые, так и еще не открытые, в пределах сектора в Арктике. Советское правительство пошло дальше и в 1926 году немного изменило текст этой ноты. В результате СССР стал претендовать не только на сушу, но и на лед, а на советских картах появилось обозначение границ советских полярных владений, очень похожее на госграницу. Если бы в дальнейшем оказалось, что лед в Арктике неподвижен, то он скорее всего и рассматривался бы как суша. Но оказалось, что это не так. Сейчас эти советские претензии еще формально не сняты, но они сильно подорваны существующей практикой, особенно разграничением морских пространств в Беринговом и Баренцевом морях. Определенный удар по этой концепции нанесла и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.

    В девятнадцатом веке сформировалась концепция, в каких случаях можно считать, что государство претендует на ничью сушу. Для этого необходимы солдат, флаг и формальная претензия. То есть надо не просто претендовать на сушу, но еще обеспечить ее эффективную оккупацию. Именно в развитие этой концепции устанавливаются флаги на морском дне и на Луне. Такие флаги или вымпелы - это не просто случайные символы.

    В соответствии с конвенции об Антарктиде, подписанной в 1959г. Антарктида не принадлежит ни одному государству, на ее территории разрешен единственный вид деятельности - научный. Тогда претензий на территории выдвинули 12 стран: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили, Перу, Россия (СССР), США и ЮАР, Япония и ряд других стран.

    С тех пор территория Антарктиды была поделена на сектора, в соответствии с которыми данные страны имеют права открывать научные станции. Вообще, негласно принято, что поддерживать статус супердержавы стратегически важным является:

    Освоение космоса

    Наличие ядерного оружия

    Освоение Антарктиды

    Наличие и поддержание станций в Антарктиде является стратегически значимым. Увы, сюда едут не за большими деньгами. Зарплаты Российских и Украинских ученых-полярников более чем скромные, сюда едут особые увлеченные люди. В какой-то степени это отшельники. Мы останавливались на одной из станций, для нас провели экскурсию, а после бородатых полярников мы пригласили на обед к нам на корабль. Так вот что меня поразила – они абсолютно отрешены от мира сего и, кажется, что не страдают от отсутствия цивилизации. Они как будто существуют в параллельной реальности, их не интересуют новости с большей земли, они молчаливы и если можно так сказать – нелюдимы.

    Интересно, что близлежащие страны так и не согласились на условия конвенции и введенные сектора и ведут свою борьбу по захвату территорий причем весьма изощрённым образом! Например, в Аргентине на уроках географии дети учатся по картам, на которых названия территории около Антарктиды отличаются от международных стандартов и вовсе там другие названия. Дети со школьных лет знают, что часть Антарктиды принадлежит их стране.

    Конвенцию грубым образом нарушают японцы, которые не смотря на запрет, продолжают заниматься китобойным промыслом. При том, уже был скандал, где международная общественность предъявила свои претензии им. В ответ японцы переделали суда под научные станции, но все также продолжают заниматься промыслам, т.к. киты являются для них деликатесом.

    Страница: 44

    Если волею судеб вы вдруг окажетесь в ледяной озерной воде, главное, как советует доктор Гизбрехт, – совладать с дыханием в первую же минуту. Когда вы начнете спокойно и ровно дышать, помните: у вас есть десять минут, прежде чем холод начнет воздействовать на мышцы, и около часа до того, как наступит гипотермия. И еще: горячие напитки не помогают в победе над холодом (хотя сладкие – да, поскольку дают организму топливо для выработки тепла). И не дышите на руки, пытаясь их согреть. От влаги в вашем дыхании пальцам станет еще холодней, и риск обморожения возрастет.

    ДЭВИД МИТЧЕЛЛ: Разве не факт, что голова – это часть нас самих, оголенная более всех остальных частей?

    СТИВЕН: Да, верно, но если оголить, скажем, руку, через нее уйдет гораздо больше тепла, чем через ту же голову.

    ДЭВИД: Если бы люди ходили с голыми задами, они говорили бы: «Сегодня прохладно, надень-ка ягодичный убор».

    Какой цвет следует носить в жару?

    Еще из школьной программы мы твердо усвоили, что белое отражает солнечный свет, а черное его поглощает, поэтому чем светлее одежда, тем прохладней себя в ней чувствуешь.

    Однако все не так просто.

    В жарких странах местные жители часто предпочитают одежду темных цветов. Крестьяне Китая и старушки на юге Европы традиционно одеты в черное, тогда как туареги – кочевники пустыни Сахара – в одежде предпочитают темно-синий.

    Темная одежда эффективна, поскольку происходят два термических процесса одновременно. Тепло поступает от солнца вниз, но оно также отводится вверх, вовне. И хотя светлая одежда лучше отражает солнечные лучи, но ни один уроженец южной страны не станет добровольно стоять под палящими солнечными лучами, и темная одежда имеет явное преимущество, поскольку, стоя в тени, в ней вы чувствуете себя гораздо комфортнее.

    Кроме того, не следует забывать о факторе ветра. Те, кто живет в действительно жарких районах, никогда не наденут облегающий джемпер или английский костюм. Одежда этих людей – свободная туника-накидка, обеспечивающая максимум циркуляции воздуха. Проведенное в 1978 г. исследование важности цвета оперения птиц выявило, что в жаркую безветренную погоду белые перья лучше обеспечивают отдачу тепла; но стоило ветру подняться выше 11 км/ч, как более эффективными охладителями становились перья черные – особенно распушенные. Эксперименты с коровами черного и белого окраса привели к подобным же результатам.

    Применительно к человеку, при условии даже самого скромного ветерка, свободные черные одеяния будут отводить тепло от тела быстрее, чем они его поглощают.

    В менее экстремальных климатических зонах прохладу лучше поддерживать, научившись управляться с окнами. Физики из Лондонского Имперского колледжа доказали: оптимальный поток воздуха в комнате возникает при открытии одновременно верхней и нижней секций подъемного окна.

    Если оба отверстия одинакового размера, то более холодный тяжелый воздух, попадающий внутрь помещения через нижний проем, примется выталкивать воздух более теплый и, следовательно, менее плотный наружу через верх – почти так же, как порыв ветра вентилирует летящее одеяние туарега, известное как кса (k’sa).

    Подобная же накидка во франкоговорящей Западной Африке называется гран-бубу (фр. Grand Boubou).

    Есть ли на Земле место, не принадлежащее ни одному государству?

    Да, и таких мест два.

    Первое – земля Мэри Бэрд на западе Антарктиды. Она настолько далеко, что ни одному правительству, судя по всему, не нужна.

    Эта обширная полоса тянется от Южного полюса к побережью Антарктики и покрывает 1 610 000 кв. км поверхности Земли. Она больше, чем Иран или Монголия, но при этом настолько негостеприимна, что имеет всего одну постоянную базу – американскую. Земля Мэри Бэрд названа в честь жены контр-адмирала ВМС США Ричарда Э. Бэрда (1888–1957), первым исследовавшего ее в 1929 г. Далекая научно-исследовательская станция в Антарктиде вдохновила Джона Карпентера на создание культового ужастика «Нечто» («The Thing») (1982).

    Администрирование остальной территории Антарктиды осуществляется двенадцатью государствами в соответствии с подписанным в 1961 г. «Договором об Антарктике», по которому континент объявлен научным заповедником, и всякая военная деятельность внутри его границ строго запрещена. Самые крупные территории принадлежат странам, первыми исследовавшим континент (Британия, Норвегия, Франция), и тем, что расположены к Антарктиде ближе всего (Новая Зеландия, Австралия, Чили и Аргентина). Океан за землей Мэри Бэрд простирается вплоть до пустынных районов южно-тихо-океанского региона, где ни одна страна попросту не может предъявить на нее претензии, сославшись на географическое соседство.


    Парадоксально, в современном мире становится все больше государств, но все меньше границ – пример Шенгенской зоны позитивно повлиял и на другие регионы планеты. Однако все-таки большинство стран стараются максимально бдительно охранять свои рубежи, даже если они начертаны очень и очень странно. В этом обзоре мы собрали 7 примеров самых невероятных современных пограничных казусов из разных уголков мира.

    Парад анклавов и эксклавов на границе Бельгии и Нидерландов

    Если присмотреться внимательно к определенному участку границы между Бельгией и Нидерландами, можно увидеть нечто похожее на шахматную доску. Речь идет о городке с названием Баарле, который формально разделен границей на две части: собственно, бельгийскую и нидерландскую.



    Вернее, это только номинально там две части. Реально же бельгийская часть поселка представляет собой 22 эксклава, полностью окруженных территорией Нидерландов. При этом внутри некоторых из них есть также голландские эксклавы (всего 8 штук, из которых 7 – обитаемые). Этот пограничный калейдоскоп обусловлен многовековой историей земляных сделок между местными феодалами, а современные межи были окончательно закреплены в 1843 году.



    Граница в Баарле проходит через улицы и даже дома. Чтобы определить, какое здание к какому государству формально относится, было принято решение ориентироваться на входные двери.



    Правда, сейчас эта граница существует разве что на бумаге. Шенгенское соглашение полностью стерло ее в физическом смысле. Осталась лишь разметка на проезжей части и тротуарах, которая привлекает в Баарле туристов со всего мира. Местные же жители существование границы никак не ощущают.

    Схожая ситуация, правда, в куда меньших масштабах существует и на границе Франции и Испании, где находятся испанский городок Льивия, полностью окруженный французской территорией.



    Его существование связано с дипломатическим казусом 1659 года. Договор, определявший границу между странами, предполагал передачу Франции именно «деревень». А Льивия, несмотря на свои малые размеры, имел исторический статус «города». Так этот населенный пункт остался в составе Испании, хотя и находится в нескольких сотнях метров от ее границы.



    Кстати, такое расположение привело к новому казусу уже в 1939 году. Войска франкистов во время Гражданской войны не смогли занять Льивию, так как для этого нужно было пройти по территории Франции. Так что некоторое время в этом населенном пункте в отличие от всей остальной Испании, продолжали руководить республиканские институты власти.

    Жителям Индии и Бангладеш описанные выше европейские пограничные казусы кажутся смешными. Подумаешь, 22 бельгийских эксклава на территории Нидерландов! Ведь между этими странами вообще забора нет, чем не могут похвастаться упомянутые азиатские государства.



    Анклавы Куч-Бихара – это комплекс из 106 эксклавов, 92 из которых принадлежит государству Бандгладеш. Ситуацию усложняет наличие внутри этих ограниченных границами кусочков земли индийских территорий, а в тех – территорий Бангладеш. Если город Баарле с высоты птичьего полета благодаря границе выглядит шахматной доской, то Куч-Бихара – это, скорее, матрешка. При этом самый маленький эксклав имеет площадь всего 53 метра.



    Особую сложность доставляет тот факт, что это настоящая границу между достаточно недружественными по отношению друг к другу государствами. А потому эти эксклавы отделены от окружающей территории заборами с колючей проволокой и пропускными пунктами.



    Появление анклавов Куч-Бихара обусловлено все той же феодальной раздробленностью былых столетий, которую так и не смогла победить современная дипломатия и бюрократия.

    В мире есть немало городов и мелких населенных пунктов, разделенных границами. Был таковым и Берлин, но в 1989 году стена между Западной и Восточной его частями пала, нация объединилась. Но в Европе до сих пор существует столица, по центру которой проходит граница. И даже не граница, а настоящая линия боевого соприкосновения враждующих сторон.



    Речь идет о Никосии, столице Республики Кипр. Но с 1974 года часть города является также административным центром частично признанной Турецкой Республики Северного Кипра. А граница между этими двумя недружественными государственными объединениями проходит по историческим районам населенного пункта, разделяя забором с колючей проволокой даже многовековую цитадель, построенную во времена, когда островом управляли венецианцы.



    Там, где в 1974 году остановилось наступление турецких войск, сейчас и проходит граница между двумя Кипрами. Правда, контролируют ее не греки-киприоты и турки-киприоты, а войска ООН.

    Граница между Китаем и Китаем

    КНР – это едва ли не единственная страна в мире, где существует настоящая граница между разными частями государства. Речь идет о меже между т.н. «континентальным» Китаем и особыми административными районами – Гонконгом и Макао.



    Два этих города были переданы Китаю европейскими государствами, Португалией и Великобританией, в девяностых годах двадцатого века. С тех пор Макао и Гонконг, хотя и являются де-юре частью КНР, но доступ других жителей страны в эти районы затруднен – им нужно получать специальные визы.



    Это обусловлено как боязнью жителей Гонконга и Макао наплыва огромного количества мигрантов из «красного» Китая, так и опасением самих китайских властей перед «вирусом свободы», которым больны новые регионы страны после векового европейского владычества.



    Вернемся на Кипр. Этот многострадальный остров делится не только на греческую и турецкую части, а также «Зеленую линию» между ними. Примерно 3 процента территории Кипра находится и под контролем Соединенного Королевства. Великобритания до 1960 года управляла островом, а после решила оставить за собой две военные базы – Акротири и Декелию, а также некоторые населенные пункты рядом с ними.



    При этом на территории Акротири и Декелии, которые являются заморской частью Великобритании, живут не только британские подданные, но и граждане Кипра. А внутри Декелии существует также два анклава: контролируемые властями Республики Кипр деревни Ксилотимву и Ормидия.



    Впрочем, никаких заграждений – заборов и пропускных пунктов – в этой части острова нету. О пересечении границы между Республикой Кипр и Великобританией сообщают только едва приметные дорожные указатели.



    В мире есть множество территорий, принадлежность которых оспаривается несколькими государствами. Но есть также и большой клочок земли, на который не претендует ни одна существующая страна мира. Речь идет о районе Бир-Тавиль на границе Египта и Судана.



    Появление этой территории площадью 2060 квадратных километров обусловлено затянувшимся пограничным спором между Египтом и Суданом. Эти страны не могут договориться, по какой из возможных линий проходит их граница. И в итоге Бир-Тавиль оказался «ничейной землей» без инфраструктуры и постоянного населения.

    В 2014 году американец Иеремия Хитон провозгласил свой суверенитет над этим регионом, а себя – первым королем независимого государства Северный Судан. Сделал он это не ради выгоды, а чтобы его дочь превратилась в настоящую принцессу, о чем она так мечтает.


    : 10 величайших стен в истории.